Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Медкабинет

Помощь гиперактивным детям

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), по данным разных исследований, встречается у 12–29% детей. Интеллектуальное развитие детей с таким диагнозом находится на уровне нормы, но при этом они испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Наряду с основными симптомами: расстройством внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью – у детей наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие функции, как речь, внимание, восприятие… Обучение этих детей без учета их особенностей приводит к возникновению у них нервно-психических расстройств. Отсюда вывод: необходимо разработать и внедрить в образовательный процесс технологии, учитывающие индивидуальные психологические особенности детей.
Мы разработали комплексную медико-психолого-логопедическую модель коррекционного развития младших школьников с СДВГ. Координация усилий различных специалистов осуществлялась на школьных медико-психолого-педагогических консилиумах. Эффективность коррекционных мероприятий оценивалась по динамике интеллектуального развития (методика Д.Векслера), развития высших корковых функций (методика А.Р. Лурии), речи (методика Т.А. Фотековой), эмоционального состояния (эмоциональные шкалы), характерологических особенностей (методика Кеттела), социометрического статуса (социометрия), неврозоподобных расстройств (анкета), вегетативной регуляции (кардиоинтервалография).
Комплекс коррекционных мероприятий был направлен на активизацию познавательной деятельности детей, на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики, на повышение учебной мотивации и навыков самоконтроля, восполнение пробелов в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом развитии, развитие связной речи. Психологическая и логопедическая коррекция проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях в форме психологических тренингов. Снятию мышечного и психоэмоционального напряжения способствовали упражнения на миорелаксацию, аутотренинг, музыкотерапия. Проводились игровая и семейная психотерапия, тренинги общения, способствующие личностному росту. Доброжелательное отношение к детям повысило их самооценку. При необходимости проводилось медикаментозное лечение (ноотропные препараты, сосудистые средства, транквилизаторы).
Впервые в комплекс коррекционных мероприятий по лечению СДВГ был включен немедикаментозный метод термопульсации – воздействие ритмическим теплом на определенные зоны мозга.
В результате этих комплексных мер у детей повысилась способность к арифметическим действиям, расширился словарный запас, улучшилось внимание. У девочек с СДВГ повысились исполнительность и самоконтроль, снизились тревожность и раздражительность. У мальчиков появилась настойчивость. Среди детей с СДВГ в 3 раза уменьшилось число «изолированных» в коллективе сверстников, в 1,6 раза увеличилось число «принятых». Частота встречаемости соматовегетативного синдрома у детей уменьшилась в 4,5 раза, фобического – в 3,6 раза, синдрома навязчивых движений – в 2,7 раза. У всех детей с СДВГ уменьшились двигательная расторможенность, тревожность, улучшилось общее самочувствие, повысилась умственная работоспособность.
Реабилитация детей с СДВГ является комплексной междисциплинарной проблемой. Раннее выявление детей с этим синдромом, проведение адекватных и своевременных лечебно-реабилитационных мероприятий позволяют предупредить дальнейшую неблагоприятную динамику расстройств и сохранить нервно-психическое здоровье каждого ребенка.

О. Кочерова ;
Ою Филькина ;
Т. Шанина