Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Из первых рук

Общество школьной медицины

21–22 февраля в Москве состоялся I конгресс Российского общества
школьной и университетской медицины и здоровья.
Подобные общества уже давно работают
почти во всех европейских странах,
а теперь получили официальный статус и у нас

Главные темы

В работе конгресса приняли участие сотрудники научно-исследовательских институтов, вузов, департаментов образования и здравоохранения, практикующие врачи различных специальностей, представители Роспотребнадзора, педагоги.
Участники форума обсуждали гигиенические параметры образовательной среды, подготовку детей к школе в дошкольных ОУ, профессиональное обучение подростков, инновационные технологии в современной школе, репродуктивное здоровье юношей и девушек, профилактику наркомании и ВИЧ-инфекции и другие вопросы.
Главная тема, которой были посвящены доклады и сообщения, – состояние здоровья детей и подростков. Не буду здесь перечислять распространенные среди школьников заболевания, приводить цифры и проценты – таких данных много в специальной литературе и в популярных массовых изданиях. Просто в очередной раз отмечу, что на социальные, экологические, генетические и прочие объективные факторы, влияющие на здоровье школьников, накладываются субъективные – перегрузки, недостаточная двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей, переполненные классы, неоправданные стрессы, неблагополучный психологический климат в школе.
Но о некоторых выводах медицинских исследований все-таки хочется сказать. Речь идет о сравнительном анализе состояния здоровья городских школьников и их сельских сверстников.
На первый взгляд уровень заболеваемости сельских школьников ниже, чем городских. Но, по мнению Надира Жамлиханова (г. Чебоксары), это скорее результат недостаточной диагностики. Проблем со здоровьем у сельских детей не меньше, чем у городских, в первую очередь это касается эндокринных заболеваний. Кроме того, почти у половины сельских детей наблюдаются отклонения в состоянии эмоциональной сферы.
На сакраментальный вопрос «что делать?» ответ очевиден: нужны срочные социальные меры по повышению уровня жизни сельских жителей, организация качественной медицинской и психологической помощи, повышение гигиенической грамотности.

Северяне

Много говорилось о детях-северянах. И это не частный разговор, ведь территории Крайнего Cевера составляют огромную часть нашей страны – около 30%. В других государствах эти широты уже необитаемы, а в России они заселены местными народностями и теми, кто осваивает природные богатства (нефтяники, геологи). Экстремальные климатические условия: морозы, резкие ветры, выраженные периоды космических и магнитных излучений и пр. – отрицательно влияют на здоровье взрослых людей, а тем более детей. Кстати, детей там больше, чем в других регионах.
Свою роль играют и этнографические факторы: заболевания коренного населения превышают соответствующие показатели пришлого на 25%. Сказывается и чрезмерное употребление соли, и повышенная чувствительность к алкоголю. Все это – следствие изменения традиционного образа жизни.
Надымские ученые (Ямал) обследовали примерно 300 детей оленеводов – воспитанников школы-интерната одного из поселков на Обской губе. По их данным, у школьников ярко выражена гиподинамия, и это вполне объяснимо – спортзалов нет, а на улице мороз до 60оС. У 6% обследуемых ребят обнаружена тяжелая степень дефицита йода, у половины – средняя степень. Дети пробуют курить в 7 лет (а иногда в 3 года!), в 9-м классе курит уже каждый второй подросток; пики употребления алкоголя отмечены в 10, 14, 17 лет. Мотив – за компанию, любопытство, праздники. И это в школе-интернате, где за здоровьем детей должны следить!

Верните детям детство!

Особое внимание на конгрессе уделили малышам. Они – наше будущее. Те, кто сейчас ходит в детский сад, будут решать демографическую проблему России.
Здесь мнения разделились. Одни выступающие говорили о новых образовательных программах для дошколят. Например, Наталия Ямщикова (Москва) рассказала об особенностях предшкольного образования на базе ДОУ, представила специальное расписание дня, где уроки по 30 мин. чередуются с прогулками. Сравнивая здоровье первоклассников, пришедших из дома и из ДОУ с предшкольным образованием, она отметила, что в начале учебы уровни тревожности в 1-м классе у домашних детей выше, а в конце года выравниваются. И еще – программа первого класса для предшкольников неинтересна – сплошной повтор. Нужно создать для них новую программу. А для этого нужны средства, методики, обученные педагоги.
Другие специалисты убеждены, что не нужны деньги, чтобы вернуть детям детство. Детей нужно не учить в детских садах, а всесторонне развивать и оздоравливать. Сейчас внедряется множество инновационных образовательных программ, которые вовлекают детей в предметное обучение, дают расширенный объем знаний. Далеко не все они безупречны с педагогической и гигиенической точек зрения. «Подобный подход к воспитанию может вызвать у малышей значительное нервно-эмоциональное и сенсомоторное напряжение, в последующем это может привести к функциональным расстройствам и способствовать развитию заболеваний», – считает большинство участников конгресса.

Программы утомляют

Инновационные программы для школьников также вызывают сомнения у медиков, ведь для них пока нет единых гигиенических стандартов. «Ни одна из новых технологий не является универсальной, – подчеркнула Марина Степанова (Москва). – Максимальный эффект возможен только для определенной категории учащихся. Экспертиза программ показала, что учителю легче работать с детьми, когда они объединены по уровню развития, познавательным качествам, мотивации к учебе. Нужно группировать детей внутри одного класса так, чтобы можно было более эффективно работать с каждой группой».
Сотрудники Института гигиены детей и подростков исследовали различные методики и способы обучения с точки зрения утомляемости детей. Вот несколько выводов:

– при разноуровневом обучении (когда в одном классе даются задания различной сложности), в отличие от традиционного, школьники в течение всего учебного года сохраняют высокую работоспособность;
– в обычных школах, несмотря на дополнительные часы обучения и повышенные нагрузки, 27% ребят заканчивают рабочий день с признаками сильного и выраженного утомления. А в школах, применяющих систему Занкова, таких уставших уже 47%;
– при профильном обучении школьники меньше всего устают в мультипрофильных классах, быстрее утомляются при системе «школа – вуз», а хуже всего дела со здоровьем обстоят в однопрофильных классах;
– лучшие показатели – в школах полного дня. И это понятно: равномерная нагрузка, уроки по 35 минут, прогулки...

Обязанности школьного врача

Людмила Жданова (г. Иваново) сожалеет, что обращение школьных медиков к начальству – это крик о помощи, просьбы уменьшить нагрузку и повысить зарплату. Деятельность врача и медсестры в школе четко прописана в приказе № 186/272 от 30.06.1992. И нагрузка еще увеличивается, нужно переходить от профилактических осмотров в определенные сроки к мониторированию здоровья, причем физическое и психологическое здоровье школьника и его социальная адаптация должны оцениваться в совокупности. Для этого нужны стандарты общих мероприятий.
Среди документов, составленных организаторами конгресса и розданных на согласование участникам, – методика проведения мониторингов здоровья в ОУ. Она включает несколько этапов. Доврачебный этап: сестринский и педагого-психологический. На этом этапе определяется физическая подготовленность ребенка, оценивается его готовность к школе, даются рекомендации по охране здоровья. Это должны делать медсестры, педагоги по физкультуре, психологи. Нужны скрининг-тесты адаптации к началу учебы, переходу из младшей в среднюю школу и т.д. Врачебный этап: проводит врач общей практики с использованием дополнительных методов исследования, различных анализов. Специализированный этап: целенаправленная помощь специалистов (лора, окулиста, хирурга...).
В результате мониторинга составляется заключение о состоянии здоровья ребенка, даются рекомендации по питанию, режиму, рекомендации для поступления в образовательные учреждения коррекционного типа. С этими выводами нужно знакомить не только родителей, но и педагогов, на сегодняшний день только 40% учителей получают от врачей какие-то сведения о детях после проведения осмотров.

Психологи бьют тревогу

У представителей образования другой взгляд на профессиональные обязанности школьных медиков. «Пусть больной ребенок обращается к врачу, а в школе нужно работать со здоровыми», – считает Ольга Янушанец (Санкт-Петербург). По ее мнению, ОУ не должно заниматься лечением, физиотерапевтическими процедурами и т.д., его задача – обеспечить работу групп ЛФК, заинтересовать ребят физкультурой, составить особое расписание занятий (дополнительное каникулярное время, ежедневный оздоровительный час…).
И еще – нужно активнее вовлекать родителей, снабжать их рекомендациями по питанию, зарядке, режиму школьников во время учебы и каникул.
Психологи бьют тревогу – во всех школах России сейчас сокращаются психологические и логопедические службы. Правда, по словам замминистра образования и науки И.И. Калины, сокращают только тех психологов, кто прошел кратковременную 3–4-месячную подготовку в 90-х годах прошлого века. Собственно, министерство не дает приказов по сокращению психологов, каждое ОУ и муниципальное образование могут решать этот вопрос сами.
Кроме того, психологов тревожит отсутствие стандартов по тестированию детей, а педагогов – стандартов по оздоровительным технологиям.
Представители всех ведомств единодушно говорили о необходимости совместной работы медиков, педагогов и психологов в ОУ, о создании программ здровьесберегающей педагогики, которая бы обучала основам здорового образа жизни, привлекала к решению этих вопросов семью.

Что постановили

На заключительном пленарном заседании обсуждались меры по реформированию системы медицинского обеспечения детей и подростков в ОУ. С этой целью Российское общество школьной и университетской медицины совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков разработали программу «Школьное здравоохранение», рассчитанную на 4 года.
Участники конгресса считают, что необходимо в кратчайшие сроки завершить пересмотр нормативно-методических документов по медицинскому обеспечению учащихся в школах: должен выйти стандарт оснащения медицинских кабинетов школ, введены в действие новые нормативы нагрузки на одного школьного врача и одну медсестру. Следует увеличить заработную плату медработников школ в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование в образовании и внедрения одноканальной системы финансирования медпомощи через систему обязательного медстрахования. Необходимо провести широкомасштабную профессиональную подготовку школьных медиков.

 

Ждем на конкурс!

По инициативе и при поддержке Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Министерство образования и науки Российской Федерации объявляет Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья». В финальном этапе конкурса примут участие победители конкурсов в субъектах Российской Федерации. Итоги конкурса, а также перспективы развития этого движения будут обсуждены на Всероссийском съезде представителей школ, содействующих укреплению здоровья, который состоится в конце года в Москве.

Нина Семина