Школа и родители, как бы ни старались, не
смогут исключить негативное влияние СМИ.
Средства массовой информации подчас формируют
человека, не способного критически оценивать
поступающую информацию, не имеющего четкого
представления о нравственных и моральных
эталонах.
К великой радости педагогов и родителей, заметки
откровенно порнографического содержания
остались в журналах хоть и недалекого, но
все-таки прошлого. Но успокаиваться рано,
«дьявол, как известно, скрывается в деталях».
Безобидные на первый взгляд сообщения в
комплексе серьезно влияют на мировосприятие и
психическое здоровье детей. Так что приоритеты
школы, обозначенные еще в прошлом веке:
формирование системы нравственных ценностей,
актуализация образов положительных героев,
знакомство с примерами подлинного искусства –
приобретают второе дыхание.
Критическая работа с низкохудожественными
текстами, недостойными внимания педагогов, на
самом деле жизненно необходима. Совместное
изучение приемов «врага» и есть тот гарант
безопасности, который помогает ребенку
ориентироваться в мире, не ограничивающемся, увы,
пространством школы. Одним из вариантов такого
изучения может выступать анализ какого-либо
информационного продукта (рекламного ролика,
телевизионного репортажа, печатной статьи и т.д.).
Учитель, приобретая в киоске журналы «CooL»,
«Молоток», «Башня», уже поневоле начинает свой
маленький эксперимент. На вашу просьбу
порекомендовать увлекательное чтение ребенку
10–13 лет редкий продавец не выложит пару
аналогичных «интереснейших» изданий.
Анализ журнала по схеме, которую мы рассмотрим
ниже, может быть предложен старшеклассникам в
рамках занятий по ОБЖ, словесности, классного
часа. В ходе подобной работы формируются навыки
проведения дискуссии, критического отношения к
представленному материалу, исследовательской
деятельности, вырабатывается филологическая
зоркость. Это часть профилактической работы по
предупреждению зависимостей. В ходе обсуждения,
как правило, поднимаются вопросы, действительно
значимые для старшеклассников, что позволяет
учителю гораздо лучше узнать своих подопечных.
Раздаточный материал: журналы, листы,
ручки синего и красного цветов, схема анализа.
Время выполнения – 35 минут. Лучше, если работа
будет организованна в микрогруппах.
Цель проведения: формирование навыков
работы с информацией и выявление проблемного
поля учебно-воспитательной деятельности
педагога.
Схема анализа подросткового журнала
(по желанию учителя может быть расширена)
1. На какой возраст рассчитано данное
издание?
Оцениваем значимые вопросы для
определенной возрастной группы, элементы
школьного или студенческого сленга и др.;
косвенные признаки (подписи под
фотографиями и сами фотографии, наличие школьной
тематики и т.д.);
возраст читателей, рекомендуемый
издателями.
2. Реклама каких продуктов, фирм, услуг
представлена? Ее примерное процентное
соотношение с другим материалом? Значимость этих
товаров для лиц данной возрастной группы, лично
для вас? (Расширенный анализ см. подробнее: Ле-ван
Т.Н. Школа и массмедиа: кто победит? // Здоровье
детей. № 12/2006. С. 8–11; Ле-ван Т.Н.,
Черепанова Е.И. Как бороться с рекламой.
№ 15/2007. С. 22–29.)
3. Пропаганда каких антисоциальных
явлений присутствует?
Например, наркомании:
постоянный поиск наслаждения и
острых ощущений;
неестественные мимика и позы,
напоминающие человека в состоянии
наркотического опьянения;
элементы соответствующего жаргона
(например, «тащусь», «накосячил», «заторчал на
игле»);
«наркотическое» прошлое популярной
телезвезды;
романтизация зависимостей через
словесные образы: например, «торговцы белой
смертью», «демоны смерти»…
А также табакокурения, алкоголизма,
насилия, агрессии, ранней половой жизни;
насаждение чуждых ценностей, культа смерти…
4. Какие профессии освещаются на
страницах журнала? Проанализируйте полученный
материал и занесите сведения в таблицу.
Профессия |
Количество статей |
Элементы, подчеркивающие ее
привлекательность |
Элементы, снижающие ее
привлекательность |
Качества человека,
позволяющие добиться успеха в этой области |
|
|
|
|
|
5. Найдите примеры снижения
авторитета родителей, учителей. Какими
средствами достигается этот эффект?
6. Какие статьи, на ваш взгляд, полезны и
интересны (недопустимы) в детских изданиях?
7. Нарисуйте словесный портрет
читателя данного журнала, в том числе его
психологические особенности, систему ценностей
и предпочтений.
После обсуждения и конспектирования
ответов в микрогруппах предполагается дискуссия
с участием учителя.
Апробация такого занятия
проходила со студентами 1–2-х курсов МГПИ в
рамках изучения дисциплины «безопасность
жизнедеятельности» (раздел «Информационная
безопасность»), однако его можно провести и в
школе.
Оксана ПАНТЕЕВА,
преподаватель кафедры
естественно-математических дисциплин МГПИ
НОВОСТИ
Подарок от ВТБ
5 февраля 2008 года в рамках
благотворительной программы «Мир без слез»
Российская банковская группа ВТБ преподнесла в
дар детской городской больнице № 1 г.
Санкт-Петербурга цистоскопическое оборудование
для отделения детской урологии. Оборудование
Olympus OES Pro позволит сделать лечение многих
заболеваний менее травматичным и болезненным.
В больнице состоялся круглый стол, посвященный
проблемам детской хирургии и урологии. Его
участники обсудили передовые методы лечения,
инновационные научные технологии и перспективы
развития детского здравоохранения в
Санкт-Петербурге.
ВТБ пригласил в гости к маленьким пациентам
больницы героев программы «Спокойной ночи,
малыши!» и ее ведущую Оксану Федорову. Любимые
малышами персонажи известной передачи –
постоянные участники благотворительных акций
ВТБ «Мир без слез». |