Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Технология

Образовательный процесс под контролем

 

Одна из главных задач школы – сохранить и укрепить здоровье учащихся, т.е. создать механизм формирования здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда школы – это:
1) условия, которые обеспечивают равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой;
2) педагогическая система психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;
3) активная образовательная среда, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Над проблемой формирования здоровьесберегающей среды педагогический коллектив школы работает с 1995 года. Результат этой работы – программа медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (см. табл. 1).

Таблица 1

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (ОП)

Направления деятельности ОУ

Интегрированные педагогические проекты

Программы социально-психолого-педагогической

и медицинской поддержки образовательного процесса

I. Физкультурно-

оздоровительное

Проект

«Спорт

и здоровье»

Программа физкультурно-оздоровительной работы школы

Спецкурс «Формирование ЗОЖ»:

– «Азбука здоровья» (1–5-е классы);

– «Школа здоровья» (6–9-е классы);

– «Культура здоровья» (10–11-е классы)

Программа «Основы музыкально-ритмических движений»

(1–5-е классы)

Программа занятий по кинезитерапии

II. Реабилита-

ционно-

профилактическое

Проект

«Здоровье

и ЗОЖ»

Спецкурс превентивного обучения:

– программа «Психологическое здоровье» (1–5-е классы);

– программа «Коррекция и развитие» (1–5-е классы);

– программа «Полезные привычки» (1–4-е классы)

– программа «Полезные навыки» (5–8-е классы)

Спецкурс

«Профилактика зависимости и формирование навыков безопасного поведения учащихся» (врач-нарколог,

9–11-е классы)

Программа «Основы психического здоровья школьников» (врач-психиатр, 9–11-е классы)

III. Социально-нравственное

Проект «Культура чувств»

Спецкурс

«Этическая грамматика» (1–4-е классы)

Программа «Толерантность – жить в мире с другими»

(5–8-е классы)

Программа «Социальный интеллект» (9–11-е классы)

IV. Интеллек-

туально-

развивающее

Проект

«Грани познания»

Программа «Азбука учебного труда» (5–7-е классы)

Программа «Азбука исследовательского труда»

(8–11-е классы)

V. Культурно-

просветительское

Проект

«Семья

и школа»

Программа «Защита детства» (детей из семей, находящихся

в социально опасном положении, опекаемых, сирот)

Программа «Родник детства» (школа развития)

Программа «Восхождение» (реабилитация

«трудных» подростков)

Программа «Профилактика школьной дезадаптацииучащихся»

VI. Эколого-

рекреационное

Проект «Экологический родник»

Программа «Экология и здоровье» (5–11-е классы)

VII. Сохранение

трудового

потенциала

образования

Проект «Здоровье педагога»

Программа «Реабилитационно-профилактическая

поддержка педагогов»

Цель программы: определить комплексную стратегию сохранения, укрепления и улучшения здоровья учащихся, развить внутренний потенциал личности.

Принципы, заложенные в реализацию программы:

– демократичность (свобода выбора форм, методов и приемов организации учащимися своей деятельности, коллективное планирование и анализ, привлечение всех участников образовательного процесса к организации жизнедеятельности);
– динамичность (развитие от простого к сложному, отслеживание изменений развития);
– целостность (содействие укреплению физического, умственного, социального и духовного здоровья);
системность (комплексный подход);
реалистичность (жизнеспособность);
– интегрированность (взаимодействие всех школьных служб, взаимосвязь с внешкольными учреждениями);
– адаптивность и природосообразность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей).

Главная идея: удовлетворить потребности учащихся в саморазвитии, самопознании, самоопределении и самосовершенствовании.

Основополагающий тезис программы: проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения может быть успешно решена педагогическими средствами на педагогической основе – путем формирования у школьников в процессе обучения устойчивой установки (мотивации) на здоровый образ жизни.

Результат: личность, способная через познание себя и окружающего мира защищаться от любых потрясений, трагедий, кризисов, умеющая сохранять здоровье.
Благодаря этой программе школьный центр «Здоровье» осуществляет различные виды поддержки в образовательном пространстве школы (см. табл. 2 на с. 14).

Таблица 2

Различные виды поддержки в ОП школы

№ п/п

Направления обеспечения

поддержки в ОП

Виды поддержки и формы ее реализации

1

Развитие познавательного

интереса и мотивации

познавательной деятельности

Педагогическая поддержка: использование на уроках методических приемов, направленных на поддержание устойчивого интереса к учению.

2

Профилактика привычек, разрушающих здоровье

Психотерапевтическая поддержка:

реализация спецкурсов –

«Превентивное обучение»; «Профилактика употребления ПАВ

и зависимого поведения учащихся»; «Профилактика зависимости и формирование навыков безопасного поведения»;

– работа детского врача-психиатра;

– работа врача-нарколога

3

Физкультурно-

оздоровительная

деятельность

Физическая и физиологическая поддержка:

– уроки физической культуры и занятия спортивных секций;

– адаптивная физкультура (кинезитерапия);

– спецкурс «Здоровье»

4

Психолого-педагогическое сопровождение ОП

Психологическая поддержка:

– психолого-педагогический мониторинг жизнедеятельности учащихся в критический возрастной период;

– коррекционно-развивающая работа с учащимися;

– психологическая реабилитация

5

Медицинское обеспечение ОП

Медицинская поддержка:

– деятельность детского дневного стационара;

– мониторинг уровня здоровья учащихся;

– половое воспитание

6

Социально-нравственное

воспитание учащихся

Социально-педагогическая поддержка:

– реализация направлений воспитательной программы школы;

– деятельность ДИМСИ (общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»

7

Создание здоровьесберегающей

среды в педколлективе

Медико-психологическая поддержка:

– обучение здоровьесберегающим технологиям организации УВП

В состав центра входят как медицинские, так и педагогические работники: врач-психотерапевт подростковый, врач-нарколог подростковый, медицинская сестра, массажист, фельдшер, педагоги-психологи, учитель-логопед, социальные педагоги, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры и ритмики.
Центр «Здоровье» существует при открытом в школе в 1995 г. дневном стационаре областной клинической психиатрической больницы.
Иллюстрацией психотерапевтической поддержки может служить реализация программы «Профилактика зависимости и формирование навыков безопасного поведения».
Автор – В.Г. Кирилловых, врач-нарколог детского дневного стационара при школе.

Цели программы:

1) повысить уровень социально-психологической компетенции подростков;
2) повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с употреблением ПАВ; выработать негативное отношение к употреблению психоактивных веществ;
3) повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ИППП, ВИЧ/СПИД, для профилактики возможных заболеваний.

Задачи:

1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
· умение безопасно и эффективно общаться;
· умение понимать и выражать свои чувства;
· умение противостоять давлению социальной среды.

2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:
· уверенности в себе;
· открытости;и навыков:
· умения принимать решения;
· умения преодолевать кризисные ситуации.

3. Предоставить подросткам основные сведения о зависимости и ее видах, о негативных последствиях приема психоактивных веществ; о возможностях предотвращения инфицирования ИППП, ВИЧ/СПИД; сформировать убеждение в необходимости безопасного сексуального поведения, в преимуществах отсрочки начала половой жизни.
Программа разработана для учащиеся 7-, 8-, 9-, 10-, 11-х классов (см. табл. 3).

Таблица 3

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание деятельности

Кол-во

часов

Форма организации

Сроки

I. Работа с учащимися

1

Групповая работа

7-й класс. Индивидуальность. Самоуважение

А

1-е зан. Профилактика употребления алкоголя

1 ч.

тренинг

сент.–окт.

2-е зан. Профилактика табакокурения

1 ч.

тренинг

нояб.–дек.

3-е зан. Профилактика употребления наркотиков

1 ч.

тренинг

янв.–февр.

4-е зан. Навыки безопасного сексуального поведения. Профилактика ИППП

1 ч.

лекция

март–апр.

8-й класс. Эмоции и чувства

Б

1-е зан. Профилактика употребления алкоголя

1 ч.

тренинг

сент.–окт.

2-е зан. Профилактика табакокурения

1 ч.

тренинг

нояб.–дек.

3-е зан. Профилактика употребления наркотиков, токсичных веществ

1 ч.

тренинг

янв.–февр.

4-е зан. Навыки безопасного сексуального поведения. Профилактика ИППП

1 ч.

лекция с элементами тренинга

март.–апр.

9-й класс. Стресс. Способы преодоления

В

1-е зан. Профилактика употребления алкоголя

1 ч.

тренинг

сент.–окт.

2-е зан. Профилактика табакокурения

1 ч.

тренинг

нояб.–дек.

3-е зан. Профилактика употребления наркотиков и токсических веществ

1 ч.

тренинг

янв.–февр.

4-е зан. Навыки сохранения репродуктивного здоровья. Профилактика ВИЧ/СПИД

1 ч.

тренинг

март.–апр.

10-й класс. Групповое давление. Сопротивление давлению социального окружения

Г

1-е зан. Профилактика употребления алкоголя

1 ч.

тренинг

сент.–окт.

2-е зан. Профилактика употребления наркотиков и токсических веществ

1 ч.

тренинг

нояб.–дек.

3-е зан. Профилактика табакокурения

1 ч.

тренинг

янв.–февр.

4-е зан. Навыки безопасного сексуального поведения

1 ч.

час вопросов

и ответов

март–апр.

11-й класс. Принятие решений

Д

1-е зан. Профилактика употребления наркотиков и токсических веществ

1 ч.

тренинг

сент.–окт.

2-е зан. Профилактика употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения

1 ч.

тренинг

нояб.–дек.

3-е зан. Профилактика употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения (итоговое занятие)

1 ч.

тренинг

янв.–февр.

4-е зан. Навыки безопасного сексуального поведения. Контрацепция

1 ч.

лекция

с элементами тренинга

март–апр.

2

Индивидуальная психокоррекционная работа

с учащимися, находящимися в группе риска

по употреблению ПАВ

1 ч.

беседа

сент.–май

II. Работа с родителями

• Общешкольная родительская конференция

1 ч.

лекция

сент.

• Классные родительские собрания

1 ч.

лекция

по заявкам

III. Работа с педколлективом

• Ранние признаки зависимости от ПАВ

1 ч.

лекция

по плану школы

• Правила проведения профилактической работы

1 ч.

лекция

по плану школы

• Роль семьи в формировании зависимости

1 ч.

лекция

по плану школы

Мониторинг

Анкетирование (см. анкету 1) перед проведением курса позволяет сориентироваться в ситуации по употреблению ПАВ внутри конкретной группы. Заключительная анкета (cм. анкету 2) позволяет приблизительно оценить эффективность курса и качество его проведения. Сбор результатов анкетирования на протяжении ряда лет может оказать школе помощь в оценке общих тенденций употребления подростками психоактивных веществ и эффективности профилактической работы в целом.

Анкета 1

Входная диагностика

Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои имя и фамилию писать не надо. Только отмечай галочкой те варианты ответов, которые тебе подходят. Не подглядывай в чужие анкеты. Если ты случайно сделаешь ошибку, можешь ее исправить – главное, чтобы было понятно, что ты хотел сказать. Когда заполнишь все, сложи листочек пополам, чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его. Старайся отвечать честно, иначе наши остальные занятия могут получиться неинтересными.

1. Твой пол:
мужск.;
женск.
Твой возраст: –––––– лет.

2. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников курит?
Все;
многие;
некоторые;
никто.

3. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников употребляет алкоголь?
Все;
многие;
некоторые;
никто.

4. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников иногда нюхает клей или похожие вещества?
Все;
многие;
некоторые;
никто.

5. Как ты думаешь: много ли твоих одноклассников иногда принимает наркотики?
Все;
многие;
некоторые;
никто.

6. Как ты считаешь: много ли молодежи в нашем городе употребляет наркотики?
0%; 10%; 20%; 30%; 40%; 50%; 60%; 70%; 80%; 90%; 100%.

7. Куришь ли ты сам?
Нет;
один раз;
иногда;
регулярно.

8. Если да, то где обычно ты куришь?
Дома;
в школе;
в компании;
в других местах.

9. Употребляешь ли ты пиво, вино, другие спиртные напитки?
Нет;
один раз;
иногда;
регулярно.

10. Если да, то где ты чаще выпиваешь?
Дома;
на вечеринках;
на дискотеках;
в других местах.

11. Ты допускаешь, что будешь курить, когда станешь старше?
Да;
нет.

12. Ты допускаешь, что будешь употреблять алкоголь (включая пиво), когда станешь старше?
Да;
нет.

13. Ты допускаешь, что будешь принимать какие-нибудь наркотики, когда станешь старше?
Да;
нет.

14. Считаешь ли ты, что нужно проводить специальную работу, чтобы ребята в нашей школе употребляли меньше алкоголя и наркотиков?
Да;
нет.

15. Хотел бы ты участвовать в такой работе?
Да;
нет.

Анкета 2

Выходная диагностика

Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои имя и фамилию писать не надо. Только отмечай галочкой те варианты ответов, которые тебе подходят. Не подглядывай в чужие анкеты. Если ты случайно сделаешь ошибку, можешь ее исправить – главное, чтобы было понятно, что ты хотел сказать. Когда заполнишь все, сложи листочек пополам, чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его. Старайся отвечать честно.

1. Твой пол:
мужск.;
женск.

2. Твой возраст: ____ лет

3. Оцени в баллах, насколько тебе понравился курс в целом (обведи кружочком).
1; 2; 3; 4; 5.

4. Что понравилось?

5. Что не понравилось?

6. На какие вопросы ты не успел получить ответы?

7. Какой процент предоставленной информации был полезен именно тебе?
100%; 80%; 60%; 40%; 20%; 0%.

8. Изменилось ли после курса твое мнение относительно употребления:
наркотиков:
да;
нет;
алкоголя (включая пиво):
да;
нет;
табака:
да;
нет.

9. Как ты считаешь: поможет ли этот курс твоим одноклассникам не употреблять:
наркотики:
да;
нет;
алкоголь (включая пиво):
да;
нет;
табак:
да;
нет?

10. Хотел бы ты участвовать в работе по профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков в нашей школе, нашем районе?
Да;
нет.

11. Сколько своего времени ты мог бы тратить на работу по профилактике?
В день в среднем_____час.

12. Какое пожелание ты бы еще хотел добавить? (Этот пункт заполнять не обязательно.)
Успешной реализации программы психолого-педагогического и медицинского сопровождения по сохранению и укреплению здоровья учащихся способствует ее интеграция в воспитательную программу школы.

Н. Аксенова ;
Т. Колеватова