Одна из главных задач школы –
сохранить и укрепить здоровье учащихся, т.е.
создать механизм формирования
здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда школы – это:
1) условия, которые обеспечивают равновесие
между адаптивными возможностями организма и
постоянно меняющейся средой;
2) педагогическая система
психолого-медико-социального сопровождения
учащихся на каждом возрастном этапе;
3) активная образовательная среда, в которой
обучение ребенка происходит не за счет ресурсов
его здоровья, а вследствие специально
организованной системы развития внутреннего
потенциала школьника.
Над проблемой формирования здоровьесберегающей
среды педагогический коллектив школы работает с
1995 года. Результат этой работы – программа
медико-психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса (см. табл. 1).
Таблица 1
Программа
медико-психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса (ОП)
Направления деятельности
ОУ |
Интегрированные
педагогические проекты |
Программы
социально-психолого-педагогической
и медицинской поддержки
образовательного процесса |
I. Физкультурно-
оздоровительное |
Проект
«Спорт
и здоровье» |
Программа
физкультурно-оздоровительной работы школы
Спецкурс «Формирование ЗОЖ»:
– «Азбука здоровья» (1–5-е классы);
– «Школа здоровья» (6–9-е классы);
– «Культура здоровья» (10–11-е классы)
Программа «Основы
музыкально-ритмических движений»
(1–5-е классы)
Программа занятий по кинезитерапии |
II. Реабилита-
ционно-
профилактическое |
Проект
«Здоровье
и ЗОЖ» |
Спецкурс превентивного
обучения:
– программа «Психологическое здоровье»
(1–5-е классы);
– программа «Коррекция и развитие»
(1–5-е классы);
– программа «Полезные привычки» (1–4-е
классы)
– программа «Полезные навыки» (5–8-е
классы)
Спецкурс
«Профилактика зависимости и
формирование навыков безопасного поведения
учащихся» (врач-нарколог,
9–11-е классы)
Программа «Основы психического
здоровья школьников» (врач-психиатр, 9–11-е
классы) |
III. Социально-нравственное |
Проект «Культура чувств» |
Спецкурс
«Этическая грамматика» (1–4-е классы)
Программа «Толерантность – жить в мире
с другими»
(5–8-е классы)
Программа «Социальный интеллект» (9–11-е
классы) |
IV. Интеллек-
туально-
развивающее |
Проект
«Грани познания» |
Программа «Азбука учебного
труда» (5–7-е классы)
Программа «Азбука исследовательского
труда»
(8–11-е классы) |
V. Культурно-
просветительское |
Проект
«Семья
и школа» |
Программа «Защита детства»
(детей из семей, находящихся
в социально опасном положении,
опекаемых, сирот)
Программа «Родник детства» (школа
развития)
Программа «Восхождение» (реабилитация
«трудных» подростков)
Программа «Профилактика школьной
дезадаптацииучащихся» |
VI. Эколого-
рекреационное |
Проект «Экологический
родник» |
Программа «Экология и
здоровье» (5–11-е классы) |
VII. Сохранение
трудового
потенциала
образования |
Проект «Здоровье педагога» |
Программа
«Реабилитационно-профилактическая
поддержка педагогов» |
Цель программы: определить
комплексную стратегию сохранения, укрепления и
улучшения здоровья учащихся, развить внутренний
потенциал личности.
Принципы, заложенные в реализацию
программы:
– демократичность (свобода
выбора форм, методов и приемов организации
учащимися своей деятельности, коллективное
планирование и анализ, привлечение всех
участников образовательного процесса к
организации жизнедеятельности);
– динамичность (развитие от простого к
сложному, отслеживание изменений развития);
– целостность (содействие укреплению
физического, умственного, социального и
духовного здоровья);
– системность (комплексный подход);
– реалистичность (жизнеспособность);
– интегрированность (взаимодействие всех
школьных служб, взаимосвязь с внешкольными
учреждениями);
– адаптивность и природосообразность (соответствие
возрастным и индивидуальным особенностям детей).
Главная идея: удовлетворить
потребности учащихся в саморазвитии,
самопознании, самоопределении и
самосовершенствовании.
Основополагающий тезис программы:
проблема обеспечения здоровья подрастающего
поколения может быть успешно решена
педагогическими средствами на педагогической
основе – путем формирования у школьников в
процессе обучения устойчивой установки
(мотивации) на здоровый образ жизни.
Результат: личность, способная
через познание себя и окружающего мира
защищаться от любых потрясений, трагедий,
кризисов, умеющая сохранять здоровье.
Благодаря этой программе школьный центр
«Здоровье» осуществляет различные виды
поддержки в образовательном пространстве школы
(см. табл. 2 на с. 14).
Таблица 2
Различные виды поддержки в ОП школы
№ п/п |
Направления обеспечения
поддержки в ОП |
Виды поддержки и формы ее
реализации |
1 |
Развитие познавательного
интереса и мотивации
познавательной деятельности |
Педагогическая поддержка:
использование на уроках методических приемов,
направленных на поддержание устойчивого
интереса к учению. |
2 |
Профилактика привычек,
разрушающих здоровье |
Психотерапевтическая
поддержка:
реализация спецкурсов –
«Превентивное обучение»; «Профилактика
употребления ПАВ
и зависимого поведения учащихся»;
«Профилактика зависимости и формирование
навыков безопасного поведения»;
– работа детского врача-психиатра;
– работа врача-нарколога |
3 |
Физкультурно-
оздоровительная
деятельность |
Физическая и физиологическая
поддержка:
– уроки физической культуры и занятия
спортивных секций;
– адаптивная физкультура
(кинезитерапия);
– спецкурс «Здоровье» |
4 |
Психолого-педагогическое
сопровождение ОП |
Психологическая поддержка:
– психолого-педагогический мониторинг
жизнедеятельности учащихся в критический
возрастной период;
– коррекционно-развивающая работа с
учащимися;
– психологическая реабилитация |
5 |
Медицинское обеспечение ОП |
Медицинская поддержка:
– деятельность детского дневного
стационара;
– мониторинг уровня здоровья учащихся;
– половое воспитание |
6 |
Социально-нравственное
воспитание учащихся |
Социально-педагогическая
поддержка:
– реализация направлений
воспитательной программы школы;
– деятельность ДИМСИ (общероссийская
общественная организация «Детские и молодежные
социальные инициативы» |
7 |
Создание
здоровьесберегающей
среды в педколлективе |
Медико-психологическая
поддержка:
– обучение здоровьесберегающим
технологиям организации УВП |
В состав центра входят как
медицинские, так и педагогические работники:
врач-психотерапевт подростковый, врач-нарколог
подростковый, медицинская сестра, массажист,
фельдшер, педагоги-психологи, учитель-логопед,
социальные педагоги, преподаватель-организатор
ОБЖ, учителя физической культуры и ритмики.
Центр «Здоровье» существует при открытом в школе
в 1995 г. дневном стационаре областной клинической
психиатрической больницы.
Иллюстрацией психотерапевтической поддержки
может служить реализация программы «Профилактика
зависимости и формирование навыков безопасного
поведения».
Автор – В.Г. Кирилловых, врач-нарколог детского
дневного стационара при школе.
Цели программы:
1) повысить уровень
социально-психологической компетенции
подростков;
2) повысить уровень информированности
подростков по проблемам, связанным с
употреблением ПАВ; выработать негативное
отношение к употреблению психоактивных веществ;
3) повысить уровень информированности
подростков по проблемам, связанным с ИППП,
ВИЧ/СПИД, для профилактики возможных
заболеваний.
Задачи:
1. Сформировать у подростков
следующие конструктивные навыки взаимодействия:
· умение безопасно и эффективно общаться;
· умение понимать и выражать свои чувства;
· умение противостоять давлению социальной
среды.
2. Способствовать выработке у
подростков защитных личных качеств:
· уверенности в себе;
· открытости;и навыков:
· умения принимать решения;
· умения преодолевать кризисные ситуации.
3. Предоставить подросткам основные
сведения о зависимости и ее видах, о негативных
последствиях приема психоактивных веществ; о
возможностях предотвращения инфицирования ИППП,
ВИЧ/СПИД; сформировать убеждение в необходимости
безопасного сексуального поведения, в
преимуществах отсрочки начала половой жизни.
Программа разработана для учащиеся 7-, 8-, 9-, 10-, 11-х
классов (см. табл. 3).
Таблица 3
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание
деятельности |
Кол-во
часов |
Форма
организации |
Сроки |
I.
Работа с учащимися |
1 |
Групповая работа |
|
|
|
7-й класс.
Индивидуальность. Самоуважение |
А |
1-е зан.
Профилактика употребления алкоголя |
1 ч. |
тренинг |
сент.–окт. |
2-е зан.
Профилактика табакокурения |
1 ч. |
тренинг |
нояб.–дек. |
3-е зан.
Профилактика употребления наркотиков |
1 ч. |
тренинг |
янв.–февр. |
4-е зан. Навыки
безопасного сексуального поведения.
Профилактика ИППП |
1 ч. |
лекция |
март–апр. |
8-й класс.
Эмоции и чувства |
Б |
1-е зан.
Профилактика употребления алкоголя |
1 ч. |
тренинг |
сент.–окт. |
2-е зан.
Профилактика табакокурения |
1 ч. |
тренинг |
нояб.–дек. |
3-е зан.
Профилактика употребления наркотиков, токсичных
веществ |
1 ч. |
тренинг |
янв.–февр. |
4-е зан. Навыки
безопасного сексуального поведения.
Профилактика ИППП |
1 ч. |
лекция с
элементами тренинга |
март.–апр. |
9-й класс.
Стресс. Способы преодоления |
В |
1-е зан.
Профилактика употребления алкоголя |
1 ч. |
тренинг |
сент.–окт. |
2-е зан.
Профилактика табакокурения |
1 ч. |
тренинг |
нояб.–дек. |
3-е зан.
Профилактика употребления наркотиков и
токсических веществ |
1 ч. |
тренинг |
янв.–февр. |
4-е зан. Навыки
сохранения репродуктивного здоровья.
Профилактика ВИЧ/СПИД |
1 ч. |
тренинг |
март.–апр. |
10-й класс.
Групповое давление. Сопротивление давлению
социального окружения |
Г |
1-е зан.
Профилактика употребления алкоголя |
1 ч. |
тренинг |
сент.–окт. |
2-е зан.
Профилактика употребления наркотиков и
токсических веществ |
1 ч. |
тренинг |
нояб.–дек. |
3-е зан.
Профилактика табакокурения |
1 ч. |
тренинг |
янв.–февр. |
4-е зан. Навыки
безопасного сексуального поведения |
1 ч. |
час вопросов
и ответов |
март–апр. |
11-й класс.
Принятие решений |
Д |
1-е зан.
Профилактика употребления наркотиков и
токсических веществ |
1 ч. |
тренинг |
сент.–окт.
|
2-е зан.
Профилактика употребления наркотиков, алкоголя,
табакокурения |
1 ч. |
тренинг |
нояб.–дек. |
3-е зан.
Профилактика употребления наркотиков, алкоголя,
табакокурения (итоговое занятие) |
1 ч. |
тренинг |
янв.–февр. |
4-е зан. Навыки
безопасного сексуального поведения.
Контрацепция |
1 ч. |
лекция
с элементами тренинга |
март–апр. |
2 |
Индивидуальная
психокоррекционная работа
с учащимися, находящимися в группе риска
по употреблению ПАВ |
1 ч. |
беседа |
сент.–май |
II.
Работа с родителями |
|
• Общешкольная
родительская конференция |
1 ч. |
лекция |
сент. |
|
• Классные
родительские собрания |
1 ч. |
лекция |
по
заявкам |
III.
Работа с педколлективом |
|
• Ранние
признаки зависимости от ПАВ |
1 ч. |
лекция |
по плану
школы |
|
• Правила
проведения профилактической работы |
1 ч. |
лекция |
по плану
школы |
|
• Роль семьи в
формировании зависимости |
1 ч. |
лекция |
по плану
школы |
Мониторинг
Анкетирование (см. анкету 1) перед
проведением курса позволяет сориентироваться в
ситуации по употреблению ПАВ внутри конкретной
группы. Заключительная анкета (cм. анкету 2)
позволяет приблизительно оценить эффективность
курса и качество его проведения. Сбор
результатов анкетирования на протяжении ряда
лет может оказать школе помощь в оценке общих
тенденций употребления подростками
психоактивных веществ и эффективности
профилактической работы в целом.
Анкета 1
Входная диагностика
Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои
имя и фамилию писать не надо. Только отмечай
галочкой те варианты ответов, которые тебе
подходят. Не подглядывай в чужие анкеты. Если ты
случайно сделаешь ошибку, можешь ее исправить –
главное, чтобы было понятно, что ты хотел сказать.
Когда заполнишь все, сложи листочек пополам,
чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его.
Старайся отвечать честно, иначе наши остальные
занятия могут получиться неинтересными.
1. Твой пол:
мужск.;
женск.
Твой возраст: –––––– лет.
2. Как ты думаешь: много ли твоих
одноклассников курит?
Все;
многие;
некоторые;
никто.
3. Как ты думаешь: много ли твоих
одноклассников употребляет алкоголь?
Все;
многие;
некоторые;
никто.
4. Как ты думаешь: много ли твоих
одноклассников иногда нюхает клей или похожие
вещества?
Все;
многие;
некоторые;
никто.
5. Как ты думаешь: много ли твоих
одноклассников иногда принимает наркотики?
Все;
многие;
некоторые;
никто.
6. Как ты считаешь: много ли молодежи в
нашем городе употребляет наркотики?
0%; 10%; 20%; 30%; 40%; 50%; 60%; 70%; 80%; 90%; 100%.
7. Куришь ли ты сам?
Нет;
один раз;
иногда;
регулярно.
8. Если да, то где обычно ты куришь?
Дома;
в школе;
в компании;
в других местах.
9. Употребляешь ли ты пиво, вино,
другие спиртные напитки?
Нет;
один раз;
иногда;
регулярно.
10. Если да, то где ты чаще выпиваешь?
Дома;
на вечеринках;
на дискотеках;
в других местах.
11. Ты допускаешь, что будешь курить,
когда станешь старше?
Да;
нет.
12. Ты допускаешь, что будешь
употреблять алкоголь (включая пиво), когда
станешь старше?
Да;
нет.
13. Ты допускаешь, что будешь
принимать какие-нибудь наркотики, когда станешь
старше?
Да;
нет.
14. Считаешь ли ты, что нужно проводить
специальную работу, чтобы ребята в нашей школе
употребляли меньше алкоголя и наркотиков?
Да;
нет.
15. Хотел бы ты участвовать в такой
работе?
Да;
нет.
Анкета 2
Выходная диагностика
Пожалуйста, заполни эту анкету. Свои
имя и фамилию писать не надо. Только отмечай
галочкой те варианты ответов, которые тебе
подходят. Не подглядывай в чужие анкеты. Если ты
случайно сделаешь ошибку, можешь ее исправить –
главное, чтобы было понятно, что ты хотел сказать.
Когда заполнишь все, сложи листочек пополам,
чтобы твоих ответов не было видно, и сдай его.
Старайся отвечать честно.
1. Твой пол:
мужск.;
женск.
2. Твой возраст: ____ лет
3. Оцени в баллах, насколько тебе
понравился курс в целом (обведи кружочком).
1; 2; 3; 4; 5.
4. Что понравилось?
5. Что не понравилось?
6. На какие вопросы ты не успел
получить ответы?
7. Какой процент предоставленной
информации был полезен именно тебе?
100%; 80%; 60%; 40%; 20%; 0%.
8. Изменилось ли после курса твое
мнение относительно употребления:
наркотиков:
да;
нет;
алкоголя (включая пиво):
да;
нет;
табака:
да;
нет.
9. Как ты считаешь: поможет ли этот
курс твоим одноклассникам не употреблять:
наркотики:
да;
нет;
алкоголь (включая пиво):
да;
нет;
табак:
да;
нет?
10. Хотел бы ты участвовать в
работе по профилактике употребления табака,
алкоголя и наркотиков в нашей школе, нашем
районе?
Да;
нет.
11. Сколько своего времени ты мог бы
тратить на работу по профилактике?
В день в среднем_____час.
12. Какое пожелание ты бы еще
хотел добавить? (Этот пункт заполнять не
обязательно.)
Успешной реализации программы
психолого-педагогического и медицинского
сопровождения по сохранению и укреплению
здоровья учащихся способствует ее интеграция в
воспитательную программу школы.
|