Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Технология

«Уроки здоровья и ОБЖ-4» помогут детям привыкнуть к средней школе

Читатели газеты «Здоровье детей» знакомы с нашим интегрированным курсом «Уроки здоровья и ОБЖ», который был опубликован в № 15 за 2004 г. и в № 15 за 2006 год. Благодаря этой публикации программу узнали и стали использовать во многих школах на территориях РФ. К нам приходили запросы на нее из Орска, Рязани, Кирова. Надеемся, что в 2008 году газета напечатает и третью часть этого пособия

Мы задумали и 4-ю часть, которая должна выполнить функцию некоего «адаптационного моста», помогающего учащимся начальной школы перейти в среднюю ступень. Но на создание этой части нам не хватало времени. И вдруг непредвиденная удача. В конце учебного 2007 года к нам в лабораторию стали приходить педагоги начальной школы, которые заканчивали работать со школьниками по 3-й части программы, с просьбой предоставить им подобный материал для работы в 4-м классе. Среди них – очень настойчивые молодые учительницы из начальной школы г. Ворсмы Павловского района Нижегородской области, С.В. Чеблукова и О.А. Лобанова. Родилась отличная мысль: совместить подготовку этих учителей к аттестации с работой над пособием для 4-го класса. За короткий период мы сделали пособие, в котором два учителя начальной школы оказались полноценными соавторами, и одновременно прошла его апробация в тех классах, где эти педагоги работали.
Наша линейная программа закончилась в 3-м классе. Что же предстоит изучать на «Уроках здоровья и ОБЖ-4»? Особенность программы четвертого года обучения состоит в том, что ее разделы посвящены темам, изучение которых поможет ученикам начальной школы адаптироваться в следующем школьном периоде.
У школьников средней ступени расширяется круг общения. Поэтому пособие предлагает образцы занятий по формированию коммуникативных навыков, знакомит детей с элементами конфликтологии. В этот возрастной период, предшествующий началу полового созревания, важно уделять больше внимания эмоциональному поведению, умению справляться со своими эмоциями. Решению этих проблем посвящен отдельный раздел пособия.
Успешность обучения в средней школе в значительной мере зависит от того, насколько у ребенка сформированы навыки самостоятельной учебной деятельности, включающей элементы логического мышления, организации своего труда и самооценки. Все разделы курса «Уроки здоровья и ОБЖ-4» направлены на формирование этих качеств. Заключительный раздел 4-го года мы специально посвятили теме «Школа и здоровье», чтобы еще раз вернуться к вопросам, связанным с формированием у школьника важных познавательных и социальных навыков, которые определяют не только успешность обучения в школе, но и социализацию учащихся начальной школы в новом пространстве средней ступени обучения. Именно успешность этих процессов служит основанием, базисом стрессоустойчивости подростка в столь значимый для него период взросления.
Последний раздел пособия, как всегда, связан с проектной деятельностью учащихся. Он ориентирован на практическое использование полученных знаний и базируется прежде всего на понимании здоровья как одной из первостепенных ценностей, в пользу которой нужно научиться делать выбор в своей стратегии поведения.

Пособие для учителя «Уроки здоровья и ОБЖ-4» выйдет в августе
в 15-м номере газеты «Здоровье детей». Не пропустите этот номер.
Не забудьте оформить подписку на 2-е полугодие.

Ольга Гладышева