Читатели газеты «Здоровье детей»
знакомы с нашим интегрированным курсом «Уроки
здоровья и ОБЖ», который был опубликован в № 15 за
2004 г. и в № 15 за 2006 год. Благодаря этой публикации
программу узнали и стали использовать во многих
школах на территориях РФ. К нам приходили запросы
на нее из Орска, Рязани, Кирова. Надеемся, что в 2008
году газета напечатает и третью часть этого
пособия
Мы задумали и 4-ю часть, которая
должна выполнить функцию некоего
«адаптационного моста», помогающего учащимся
начальной школы перейти в среднюю ступень. Но на
создание этой части нам не хватало времени. И
вдруг непредвиденная удача. В конце учебного 2007
года к нам в лабораторию стали приходить
педагоги начальной школы, которые заканчивали
работать со школьниками по 3-й части программы, с
просьбой предоставить им подобный материал для
работы в 4-м классе. Среди них – очень настойчивые
молодые учительницы из начальной школы г. Ворсмы
Павловского района Нижегородской области, С.В.
Чеблукова и О.А. Лобанова. Родилась отличная
мысль: совместить подготовку этих учителей к
аттестации с работой над пособием для 4-го класса.
За короткий период мы сделали пособие, в котором
два учителя начальной школы оказались
полноценными соавторами, и одновременно прошла
его апробация в тех классах, где эти педагоги
работали.
Наша линейная программа закончилась в 3-м классе.
Что же предстоит изучать на «Уроках здоровья и
ОБЖ-4»? Особенность программы четвертого года
обучения состоит в том, что ее разделы посвящены
темам, изучение которых поможет ученикам
начальной школы адаптироваться в следующем
школьном периоде.
У школьников средней ступени расширяется круг
общения. Поэтому пособие предлагает образцы
занятий по формированию коммуникативных
навыков, знакомит детей с элементами
конфликтологии. В этот возрастной период,
предшествующий началу полового созревания,
важно уделять больше внимания эмоциональному
поведению, умению справляться со своими
эмоциями. Решению этих проблем посвящен
отдельный раздел пособия.
Успешность обучения в средней школе в
значительной мере зависит от того, насколько у
ребенка сформированы навыки самостоятельной
учебной деятельности, включающей элементы
логического мышления, организации своего труда и
самооценки. Все разделы курса «Уроки здоровья и
ОБЖ-4» направлены на формирование этих качеств.
Заключительный раздел 4-го года мы специально
посвятили теме «Школа и здоровье», чтобы еще раз
вернуться к вопросам, связанным с формированием
у школьника важных познавательных и социальных
навыков, которые определяют не только успешность
обучения в школе, но и социализацию учащихся
начальной школы в новом пространстве средней
ступени обучения. Именно успешность этих
процессов служит основанием, базисом
стрессоустойчивости подростка в столь значимый
для него период взросления.
Последний раздел пособия, как всегда, связан с
проектной деятельностью учащихся. Он
ориентирован на практическое использование
полученных знаний и базируется прежде всего на
понимании здоровья как одной из первостепенных
ценностей, в пользу которой нужно научиться
делать выбор в своей стратегии поведения.
Пособие для учителя «Уроки
здоровья и ОБЖ-4» выйдет в августе
в 15-м номере газеты «Здоровье детей». Не
пропустите этот номер.
Не забудьте оформить подписку на 2-е полугодие.
|