Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2008

Технология

Этому мы можем научить…

Урок физической культуры «Оздоровление позвоночника и суставов»
с учащимися 5–6-х классов (третий час) с использованием биомеханического
«Тренажера Агашина» во время проведения уроков в начальной школе

Этому мы можем научить…

Самая суть чисто человеческого здоровья –
это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку…

М.М. Пришвин

Для формирования культуры здоровья в нашем учебном заведении разработана программа «Школа здоровья». Ее основная цель – обеспечить педагогов, учащихся, родителей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Наше кредо: компетентный учитель – здоровый ученик.

В школе работают следующие структурные подразделения: центр медико-психологической реабилитации подростков; центр содействия укреплению здоровья; общественный совет «Спутник здоровья»; медицинская служба; психолого-социологическая служба; логопедическая служба; кабинет психологической разгрузки; кабинет лечебной физкультуры; спортсовет «Будь здоров!»; консультационный пункт врачей-специалистов – родителей учащихся.

Управленческая деятельность по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни ведется по основным направлениям:

  • учебно-воспитательная работа: введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий; система классных часов соответствующей тематики; использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий;

  • диагностическая работа: мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; сбор анализов, медосмотры, обследования;

  • профилактическая работа: оптимальный режим обучения и воспитания, использование медицинских средств профилактики, витаминотерапия, кислородный коктейль, фитотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика;

  • коррекционная работа: работа специалистов и ОФК, медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, консультации для учителей, родителей, школьников.

Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины нынешнего состояния детей и наметить пути по сохранению и укреплению их здоровья.

В нашей школе ведется мониторинг:

  • функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на состояние обучающихся;

  • физической подготовленности учащихся;

  • комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в функционировании ряда систем организма или в нарушении психического здоровья ребенка.

Данные мониторингов наряду с анализом успеваемости позволяют определить эффективность разных форм обучения. Это помогает скорректировать образовательный процесс в соответствии с возможностями учащихся.

Под руководством сотрудников Рязанского государственного университета у нас проводится исследование эффективности и практического применения методики инструктора по физической культуре В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов», позволяющей улучшить энергетику организма с помощью специальных психофизиологических и дыхательных упражнений. Занятия с учащимися, работниками школы, родителями, с жителями микрорайона ведет автор.

Каждое психолого-педагогическое исследование становится поводом к размышлению, к действию. Так, мониторинг здоровья учащихся на основе самооценки физического и психического состояния позволил предпринять конкретные шаги:

  • разработать памятки методических рекомендаций по пропаганде здорового образа жизни, поведения несовершеннолетних в трудных жизненных ситуациях (31% учащихся не знают, как вести себя в подобных ситуациях);

  • организовать «Трибуны общественного мнения» на темы: «Родители – лучшие друзья!», «Мысли вслух…», «Конфликтные ситуации в семье… Как их разрешить?»;

  • составить рекомендации по работе с родителями, допускающими жестокость в обращении с детьми (17% респондентов именно так охарактеризовали отношение родителей к ним);

  • изменить функциональные обязанности школьного психолога и социального педагога (только 68,7% подростков знают, к кому и каким образом они могут в школе обратиться за помощью в решении накопившихся проблем);

  • провести доверительные диалоги со старшеклассниками с целью узнать их мнение о назначении классных руководителей и учителей-предметников для создания в коллективе доброжелательного климата, формирующего основу успешной политики в отношении ПАВ (увеличилось число подростков, которые относятся к ПАВ, с одной стороны, с презрением, с другой – равнодушны к ним; терпимость к человеку с наркотической зависимостью проявляют 22% респондентов).

Использование биомеханического «Тренажера Агашина» во время перемены

Занятие учителей группы здоровья «Надежда»
по методике самооздоровления организма

Созданию условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса способствует и выбранное нами направление научно-исследовательской работы педагогов – формирование здорового образа жизни. Научно-исследовательская работа организована по следующим видам деятельности:

1) сотрудничество с вузами с целью научного руководства в создании школьных проектов, программ; научно-практического консультирования; рецензирования научно-исследовательских работ педагогов; организации семинаров-практикумов;

2) использование творческого потенциала учителей (разработка и реализация авторских программ, школьных проектов, технологий, методик; организация временных исследовательских микрогрупп, мастер-классов; презентация опыта работы педагогов);

3) деятельность научного общества учащихся (НОУ) (составление детских проектов; подготовка рефератов; организация работы лекторских групп; участие в научно-практических конференциях).

Педагоги и школьники участвуют в научно-практических конференциях вузов страны, всероссийских форумах, конкурсах, имеют публикации исследовательских работ.

Физкультпауза

Одним из основных результатов научно-исследовательской работы педагогов по формированию здорового образа жизни является обновление содержания образования:

  • разработаны и успешно реализуются школьные проекты: «Колесо здоровья» (1–4-е кл.); «Мой радужный мир» (5–11-е кл.); «Безопасность и здоровье»;

Мастер-класс В.М. Гомозова на областном семинаре «Оздоровление позвоночника и суставов» (декабрь 2007 г.)

Урок физической культуры «Плавание» (третий час во 2-х классах) в спорткомплексе «Буревестник»

  • введены новые курсы:

  • учебные предметы: «основы здоровья» (2–4-е кл.); «основы здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ» (9-е кл.); «конфликтология» (10–11-е кл.); третий час физической культуры – «плавание» (2-е кл.); «лечебная физкультура» (3–4-е кл.); «оздоровление позвоночника и суставов» (5–6-е кл.); скорректированы программы по физической культуре для учащихся (7–8-е, 10-е кл.);

  • факультативные занятия по темам: «Основы гигиены подростков» (7–8-е кл.); «Здоровье и химия» (10-е кл.); «Здоровый образ жизни» (11-е кл.);

  • групповые занятия: «Психогимнастика» (5–6-е кл.); «Основы рационального питания» (6-е кл.);

  • создан учебно-методический комплекс по пропаганде здорового образа жизни:

  • реализуются здоровьесберегающие технологии с использованием элементов методик психодиагностики и комплексной психолого-коррекционной работы с гиперактивными детьми;

  • разработан и используется журнал «Сведения о функциональных отклонениях у учащихся 1–11-х классов» с соответствующими медицинскими рекомендациями в учебно-воспитательном процессе;

  • выделены по всем предметам разделы программ, способствующие формированию здорового образа жизни;

  • разработаны сборники диктантов по русскому языку «Расти здоровым!» (для учащихся 1–4-х кл.), «Твое здоровье – богатство страны!» (для учащихся 5–11-х кл.), по иностранным языкам (английский, французский языки, для учащихся 5–11-х кл.).

  • кола охотно делится опытом работы по организации и проведению семинаров-практикумов («Методика обучения рациональному дыханию учащихся специальной медицинской группы»; «Методика подготовки и проведения спортивно-интеллектуальных игр «Всё о здоровье»), «Интервью по вашей просьбе…» («Актуальные вопросы психогигиены и психопрофилактики в детском и подростковом возрасте», «Преподавание в школах курсов, способствующих формированию здорового образа жизни»).

Подготовке педагогического коллектива к работе в режиме «Школа здоровья» способствует разработанная нами программа педагогического семинара «Профессиональная деятельность и здоровье учителя». Актуальность этой программы заключается в новом подходе к теории, практике и организации сохранения здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. В программе рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры и восстановления здоровья средствами психологического воздействия; используются различные формы занятий: лекции, коррекционные беседы, психодиагностика, релаксационные упражнения, тренинги. Занятия проводят специалисты: психологи, врачи, социологи, тренеры. В конце обучения педагоги защищают рефераты по темам семинара.

Формирование у родителей учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, осознание важности физического воспитания – задачи, решению которых способствует разработанная нами программа родительских университетов «Пусть ребенок растет здоровым». Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: значение режима дня в жизни школьника, рационального питания, взаимоотношений в семье, стилей и методов воспитания, закаливания детей и многое другое. Занятия проводят учителя, психологи, социологи, медицинские работники. Практикум предполагает использование различных форм, таких, как круглый стол, конкурсы, интеллектуальные игры, тесты, просмотр и обсуждение кинофильмов, ролевые игры, «Интервью по вашей просьбе…», составление различных программ, памяток, способствующих формированию культуры здоровья и позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, сделать родителей союзниками в реализации программы «Школа здоровья».

По итогам учебного года проводится общешкольная конференция педагогов, родителей, учащихся на тему: «Этому мы можем научить…» (обмен опытом семейного воспитания, защита рефератов, выпуск стенгазет, брошюр, памяток).

Выбранное нами направление дает положительные результаты. По данным нашего опроса, 82% учащихся идут в школу с хорошим настроением; находят эмоциональную поддержку и помощь 71,3% подростков, им помогают приобрести душевное равновесие: друзья и приятели – 75,3%, классные руководители – 64,1%, родители – 48,3%, учителя – 58%, домашние животные – 41,1%.

Накоплен определенный опыт и в организации внеурочной деятельности. В практику работы школы вошли:

  • конференции старшеклассников;

  • олимпиады по основам ЗОЖ;

  • диспуты «Цель твоей жизни»и другие;

  • конкурсы инсценировок «Суд над вредными привычками», плакатов и рисунков «Вино входит – ум выходит», «Спортсмен года», сочинений «Твое здоровье – богатство страны»;

  • аукцион идей «Спасибо – НЕТ!», ролевая игра «Я говорю: «НЕТ!»;

  • спортивно-интеллектуальные игры «Всё о здоровье»; «Это страшное слово – «пожар!»;

  • публицистическое обозрение «Мода сезона – здоровье»;

  • спортивные праздники в микрорайоне «Богатырская наша сила», «Да, рыцари, да, мушкетеры!»; дни здоровья, недели здоровья;

  • обмен опытом работы старшеклассников – инструкторов по организации и проведению подвижных игр с учащимися младших классов на перемене;

  • организация динамического режима в школе, дни здоровья;

  • совместные спартакиады учащихся, работников школы, родителей.

В школе эффективно организован динамический режим: во время перемен школьники играют в лапту, городки, теннис, волейбол. После уроков учащиеся с удовольствием занимаются в туристическом клубе, драматическом театре «Синяя птица», театре песни «Все звезды», секциях волейбола, баскетбола и тенниса, «Школе выживания». С целью улучшения самочувствия и профилактики различных заболеваний на физкультпаузах, занятиях ОФК, утренней гимнастике используется биомеханический «Тренажер Агашина».

Педагоги школы делают все возможное, чтобы ребенок вырос здоровым. Здоровье – функция воспитания, а не лечения, поэтому необходима консолидация всех заинтересованных лиц в общем деле – охране здоровья детей, так как здоровые дети – это здоровая страна.

Обучение учителей проведению оздоровительных пауз по методике В.М. Гомозова во время учебных занятий

Надежда Веткова ,
заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Рязань