Урок
физической культуры «Оздоровление позвоночника
и суставов»
с учащимися 5–6-х классов (третий час) с
использованием биомеханического
«Тренажера Агашина» во время проведения уроков в
начальной школе
Этому мы можем научить…
Самая суть чисто человеческого
здоровья –
это когда его неудержимо тянет сказать что-то
хорошее другому человеку…
М.М. Пришвин
Для формирования культуры
здоровья в нашем учебном заведении разработана
программа «Школа здоровья». Ее основная цель –
обеспечить педагогов, учащихся, родителей
необходимой информацией, позволяющей сохранять
и укреплять здоровье. Наше кредо: компетентный
учитель – здоровый ученик.
В школе работают следующие
структурные подразделения: центр
медико-психологической реабилитации подростков;
центр содействия укреплению здоровья;
общественный совет «Спутник здоровья»;
медицинская служба; психолого-социологическая
служба; логопедическая служба; кабинет
психологической разгрузки; кабинет лечебной
физкультуры; спортсовет «Будь здоров!»;
консультационный пункт врачей-специалистов –
родителей учащихся.
Управленческая деятельность по
сохранению и укреплению здоровья и формированию
здорового образа жизни ведется по основным
направлениям:
учебно-воспитательная работа:
введение в учебный план новых предметов,
факультативных и групповых занятий; система
классных часов соответствующей тематики;
использование и пропаганда здоровьесберегающих
технологий;
диагностическая работа:
мероприятия по выявлению уровня здоровья
учащихся; сбор анализов, медосмотры,
обследования;
профилактическая работа:
оптимальный режим обучения и воспитания,
использование медицинских средств профилактики,
витаминотерапия, кислородный коктейль,
фитотерапия, зарядка для глаз, двигательная
гимнастика;
коррекционная работа: работа
специалистов и ОФК, медсестры, психолога,
социальных педагогов, логопедов, консультации
для учителей, родителей, школьников.
Результаты мониторинговых
исследований позволяют выделить причины
нынешнего состояния детей и наметить пути по
сохранению и укреплению их здоровья.
В нашей школе ведется мониторинг:
функциональных резервов здоровья
школьников и основных факторов образа жизни,
влияющих на состояние обучающихся;
физической подготовленности
учащихся;
комплексный мониторинг, позволяющий
выявить различные отклонения в функционировании
ряда систем организма или в нарушении
психического здоровья ребенка.
Данные мониторингов наряду с анализом
успеваемости позволяют определить
эффективность разных форм обучения. Это помогает
скорректировать образовательный процесс в
соответствии с возможностями учащихся.
Под руководством сотрудников
Рязанского государственного университета у нас
проводится исследование эффективности и
практического применения методики инструктора
по физической культуре В.М. Гомозова
«Оздоровление позвоночника и суставов»,
позволяющей улучшить энергетику организма с
помощью специальных психофизиологических и
дыхательных упражнений. Занятия с учащимися,
работниками школы, родителями, с жителями
микрорайона ведет автор.
Каждое психолого-педагогическое
исследование становится поводом к размышлению, к
действию. Так, мониторинг здоровья учащихся на
основе самооценки физического и психического
состояния позволил предпринять конкретные шаги:
разработать памятки методических
рекомендаций по пропаганде здорового образа
жизни, поведения несовершеннолетних в трудных
жизненных ситуациях (31% учащихся не знают, как
вести себя в подобных ситуациях);
организовать «Трибуны общественного
мнения» на темы: «Родители – лучшие друзья!»,
«Мысли вслух…», «Конфликтные ситуации в семье…
Как их разрешить?»;
составить рекомендации по работе с
родителями, допускающими жестокость в обращении
с детьми (17% респондентов именно так
охарактеризовали отношение родителей к ним);
изменить функциональные обязанности
школьного психолога и социального педагога
(только 68,7% подростков знают, к кому и каким
образом они могут в школе обратиться за помощью в
решении накопившихся проблем);
провести доверительные диалоги со
старшеклассниками с целью узнать их мнение о
назначении классных руководителей и
учителей-предметников для создания в коллективе
доброжелательного климата, формирующего основу
успешной политики в отношении ПАВ (увеличилось
число подростков, которые относятся к ПАВ, с
одной стороны, с презрением, с другой –
равнодушны к ним; терпимость к человеку с
наркотической зависимостью проявляют 22%
респондентов).
Использование
биомеханического «Тренажера Агашина» во время
перемены
Занятие учителей группы
здоровья «Надежда»
по методике самооздоровления организма
Созданию условий для сохранения и
укрепления здоровья участников
образовательного процесса способствует и
выбранное нами направление
научно-исследовательской работы педагогов –
формирование здорового образа жизни.
Научно-исследовательская работа организована по
следующим видам деятельности:
1) сотрудничество с вузами с
целью научного руководства в создании школьных
проектов, программ; научно-практического
консультирования; рецензирования
научно-исследовательских работ педагогов;
организации семинаров-практикумов;
2) использование творческого
потенциала учителей (разработка и
реализация авторских программ, школьных
проектов, технологий, методик; организация
временных исследовательских микрогрупп,
мастер-классов; презентация опыта работы
педагогов);
3) деятельность научного общества
учащихся (НОУ) (составление детских проектов;
подготовка рефератов; организация работы
лекторских групп; участие в научно-практических
конференциях).
Педагоги и школьники участвуют в
научно-практических конференциях вузов страны,
всероссийских форумах, конкурсах, имеют
публикации исследовательских работ.
Физкультпауза
Одним из основных результатов
научно-исследовательской работы педагогов по
формированию здорового образа жизни является
обновление содержания образования:
Мастер-класс В.М. Гомозова на
областном семинаре «Оздоровление позвоночника и
суставов» (декабрь 2007 г.)
Урок физической культуры
«Плавание» (третий час во 2-х классах) в
спорткомплексе «Буревестник»
учебные предметы: «основы здоровья»
(2–4-е кл.); «основы здорового образа жизни и
профилактика употребления психоактивных
веществ» (9-е кл.); «конфликтология» (10–11-е кл.);
третий час физической культуры – «плавание» (2-е
кл.); «лечебная физкультура» (3–4-е кл.);
«оздоровление позвоночника и суставов» (5–6-е
кл.); скорректированы программы по физической
культуре для учащихся (7–8-е, 10-е кл.);
факультативные занятия по темам:
«Основы гигиены подростков» (7–8-е кл.); «Здоровье
и химия» (10-е кл.); «Здоровый образ жизни» (11-е кл.);
групповые занятия: «Психогимнастика»
(5–6-е кл.); «Основы рационального питания» (6-е кл.);
реализуются здоровьесберегающие
технологии с использованием элементов методик
психодиагностики и комплексной
психолого-коррекционной работы с гиперактивными
детьми;
разработан и используется журнал
«Сведения о функциональных отклонениях у
учащихся 1–11-х классов» с соответствующими
медицинскими рекомендациями в
учебно-воспитательном процессе;
выделены по всем предметам разделы
программ, способствующие формированию здорового
образа жизни;
разработаны сборники диктантов по
русскому языку «Расти здоровым!» (для учащихся
1–4-х кл.), «Твое здоровье – богатство страны!»
(для учащихся 5–11-х кл.), по иностранным языкам
(английский, французский языки, для учащихся
5–11-х кл.).
кола охотно делится опытом работы по
организации и проведению семинаров-практикумов
(«Методика обучения рациональному дыханию
учащихся специальной медицинской группы»;
«Методика подготовки и проведения
спортивно-интеллектуальных игр «Всё о
здоровье»), «Интервью по вашей просьбе…»
(«Актуальные вопросы психогигиены и
психопрофилактики в детском и подростковом
возрасте», «Преподавание в школах курсов,
способствующих формированию здорового образа
жизни»).
Подготовке педагогического
коллектива к работе в режиме «Школа здоровья»
способствует разработанная нами программа
педагогического семинара «Профессиональная
деятельность и здоровье учителя». Актуальность
этой программы заключается в новом подходе к
теории, практике и организации сохранения
здоровья педагога, от которого в огромной
степени зависит здоровье подрастающего
поколения. В программе рассматриваются вопросы
оздоровления педагогов средствами физической
культуры и восстановления здоровья средствами
психологического воздействия; используются
различные формы занятий: лекции, коррекционные
беседы, психодиагностика, релаксационные
упражнения, тренинги. Занятия проводят
специалисты: психологи, врачи, социологи,
тренеры. В конце обучения педагоги защищают
рефераты по темам семинара.
Формирование у родителей учащихся
ответственного отношения к своему здоровью и
здоровью своих детей, осознание важности
физического воспитания – задачи, решению
которых способствует разработанная нами программа
родительских университетов «Пусть ребенок
растет здоровым». Содержание курса охватывает
весьма широкий круг вопросов: значение режима
дня в жизни школьника, рационального питания,
взаимоотношений в семье, стилей и методов
воспитания, закаливания детей и многое другое.
Занятия проводят учителя, психологи, социологи,
медицинские работники. Практикум предполагает
использование различных форм, таких, как круглый
стол, конкурсы, интеллектуальные игры, тесты,
просмотр и обсуждение кинофильмов, ролевые игры,
«Интервью по вашей просьбе…», составление
различных программ, памяток, способствующих
формированию культуры здоровья и позволяющих
объединить усилия всех участников
образовательного процесса, сделать родителей
союзниками в реализации программы «Школа
здоровья».
По итогам учебного года проводится общешкольная
конференция педагогов, родителей, учащихся
на тему: «Этому мы можем научить…» (обмен опытом
семейного воспитания, защита рефератов, выпуск
стенгазет, брошюр, памяток).
Выбранное нами направление дает
положительные результаты. По данным нашего
опроса, 82% учащихся идут в школу с хорошим
настроением; находят эмоциональную поддержку и
помощь 71,3% подростков, им помогают приобрести
душевное равновесие: друзья и приятели – 75,3%,
классные руководители – 64,1%, родители – 48,3%,
учителя – 58%, домашние животные – 41,1%.
Накоплен определенный опыт и в организации
внеурочной деятельности. В практику работы
школы вошли:
конференции старшеклассников;
олимпиады по основам ЗОЖ;
диспуты «Цель твоей жизни»и другие;
конкурсы инсценировок «Суд над
вредными привычками», плакатов и рисунков «Вино
входит – ум выходит», «Спортсмен года»,
сочинений «Твое здоровье – богатство страны»;
аукцион идей «Спасибо – НЕТ!»,
ролевая игра «Я говорю: «НЕТ!»;
спортивно-интеллектуальные игры «Всё
о здоровье»; «Это страшное слово – «пожар!»;
публицистическое обозрение «Мода
сезона – здоровье»;
спортивные праздники в микрорайоне
«Богатырская наша сила», «Да, рыцари, да,
мушкетеры!»; дни здоровья, недели здоровья;
обмен опытом работы старшеклассников
– инструкторов по организации и проведению
подвижных игр с учащимися младших классов на
перемене;
организация динамического режима в
школе, дни здоровья;
совместные спартакиады учащихся,
работников школы, родителей.
В школе эффективно организован динамический
режим: во время перемен школьники играют в
лапту, городки, теннис, волейбол. После уроков
учащиеся с удовольствием занимаются в
туристическом клубе, драматическом театре
«Синяя птица», театре песни «Все звезды», секциях
волейбола, баскетбола и тенниса, «Школе
выживания». С целью улучшения самочувствия и
профилактики различных заболеваний на
физкультпаузах, занятиях ОФК, утренней
гимнастике используется биомеханический
«Тренажер Агашина».
Педагоги школы делают все возможное,
чтобы ребенок вырос здоровым. Здоровье – функция
воспитания, а не лечения, поэтому необходима
консолидация всех заинтересованных лиц в общем
деле – охране здоровья детей, так как здоровые
дети – это здоровая страна.
Обучение учителей проведению
оздоровительных пауз по методике В.М. Гомозова во
время учебных занятий |