Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2008

Вне урока

Заповеди правильного питания. Факультатив для 9-х классов

Наиболее устойчивой и стабильной остается классно-урочная система обучения. Однако это не единственная форма работы в школе. В учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия и внеклассные мероприятия. Они проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с обязательным освоением учебных предметов. Факультатив включает в себя более глубокое изучение материала школьной программы по предмету, а также новые темы, выходящие за ее пределы. Такое сочетание помогает развивать учебно-познавательный интерес учащихся, позволяет раскрыть творческие способности и дарования ребят, которые не могли реализоваться на обычных уроках

Предлагаем программу факультативных занятий на тему «Заповеди здорового питания» (табл. 1) и методическую разработку одного из них.

Таблица 1

Краткое содержание факультативных занятий

Тема занятия. Количество часов

Содержание занятия

Формы, методы, приемы

Наглядные средства обучения

1

2

3

4

1. Гостеприимство: когда принимать гостей (1)

Когда нужно предлагать гостям пищу. Ответственность за предлагаемую пищу. Экстравагантные блюда

Беседа, рассказ, демонстрация, работа в группах

Элементы ролевой игры «Если к вам пришли гости»

2. К чему приводит неправильное питание (1)

Заболевания, связанные с неправильным питанием. Предупреждение заболеваний

Рассказ, беседа, диспут.  Самостоятельная  работа

Таблица «Строение пищеварительной системы»

3. Ешь с удовольствием (1)

Высказывания о пище.  Наш организм любит порядок.  Ешь не спеша. Поведение за столом. Доброжелательная обстановка  за столом – залог здоровья

Самостоятельная работа, беседа, элементы ролевой игры «Мы едим глазами»

Дневник «Если хочешь быть  здоров» –  правила питания

4. Ешь   регулярно (2)

Знать смысл понятия «питание». Значение здорового питания.   Нужен ли завтрак? Наш обед,  полдник и ужин. Психодиета.  Поль Брегг и его система питания

Объяснение, рассказ, групповая работа

Анкета «Как вы питаетесь?». Вопрос «Твое мнение?».   Карточки с дневным рационом. Научная литература

5. Разнообразь меню (2)

Оценка своего рациона питания. Лица, быстро полнеющие и не склонные к полноте.  Анорексия на нервной почве. Энергетическая ценность пищи. Ешь все понемногу

Рассказ, беседа,   самостоятельная работа.  Анкета  «Не печалься

за столом»

Таблицы   «Продукты, которые я ел», «Энергетическая ценность продуктов».  Пирамида питания

6 . Жиры употребляй умеренно (2)

Значение жиров для организма. Влияние жиров на здоровье человека. Достоинство жиров.  Дефицит жиров. Защита от излишеств.  Полезный и вредный холестерин

Рассказ, беседа,   самостоятельная работа  (творческие задания)

Тест на скрытые жиры.  Таблица «Продукты, содержащие большое количество жиров»

7. Не пренебрегай ничтожным (2)

Значение овощей в питании. Роль клетчатки в рационе. Какие бывают витамины и где они находятся. Очищенные и цельные виды зерна

Рассказ, беседа, самостоятельная работа. Анкета «Знаешь ли ты витамины?»

Рекомендации   по приготовлению пищи. Питательные вещества   из овощей.  Карточки «Дневной рацион овощей и витаминов»

8. Будь осторожен с углеводами (2)

Сахар как углевод. Характеристика продуктов с высоким и низким содержанием рафинированного сахара. Важность пектинов. Где содержатся углеводы. К чему приводит излишек сахара. Энергетическая ценность сахара. Заболевания и углеводы

Рассказ, беседа групповая работа. Что лучше: большая морковь или маленькая конфета?

Таблица «Продукты, содержащие много углеводов»

9. Употребляй меньше соли (1)

Химический состав человека.  Влияние на здоровье  чрезмерного потребления соли.  Гипертония и другие болезни

Групповая работа, беседа, рассказ.  Сведения о продуктах   с высоким содержанием соли

Таблица   «Химический состав организма человека».   Тонометр,  воздушный шар

10. Подыскивай замену продуктов (1)

Факторы, влияющие на наши привычки в питании.  Замена продуктов   в случае затруднения.  Питание в экстремальных ситуациях

Рассказ, самостоятельная  работа в группах

Вопросник «Твое отношение  к пище».  Видеофильм  «Я Робинзон»

11. Цени белок (1)

Белок строит и обновляет.  Полноценные и неполноценные белки. Вегетарианство и безубойное питание.   Возрастные особенности необходимого потребления белка

Рассказ, беседа.  Групповая игра  «Построй организм   из белка»

Таблицы   «Продукты, богатые белком», «Возрастные особенности необходимости потребления белка»

12. Готовь вкусно (1)

Замена нелюбимых, но нужных продуктов. Искусство готовить. Приправы, их применение.  Готовь с любовью

Рассказ, беседа.  Работа в группах на тему  «Дарю тебе здоровую пищу»

Таблица «Приправы».  Рецепты некоторых блюд

13. Диетическое питание – основа здоровья (2)

Режим рационального питания.  Диеты, их положительные  и отрицательные стороны

Рассказ, беседа.  Работа в группах  по теме «Альтернатива диете»

Рецепты диетических блюд. Комплекс зарядок, цветотерапия,  музыкотерапия и т.д.

14. Как сохранить продукты (1)

Обработка продуктов холодом  и теплом. Способы хранения продуктов. Определение качества продукта (маркировка)

Рассказ, беседа, демонстрация

Упаковки продуктов. Демонстрация обработки холодом и теплом

Потребляйте соль и натрий в умеренных количествах

Никогда не солите, не попробовав,
и попробуйте, перед тем как посолить

Цель занятия

Учащиеся должны получить необходимые представления и навыки по вопросам темы.

1. Минеральное вещество NaСl – это пищевая соль.

2. Сколько соли необходимо человеку потреблять с пищей.

3. Какие продукты наиболее богаты натрием.

4. Чем можно заменить соль при приготовлении пищи.

5. Три способа, при помощи которых можно исключить соль из рациона.

6. Определение термина «высокое артериальное давление».

7. Показатели нормального, пограничного и высокого артериального давления.

8. Как измерять артериальное давление.

9. Примерный рацион питания людей, имеющих высокое артериальное давление.

Задачи

Образовательные: а) закрепить и расширить полученные ранее знания о влиянии минеральных солей на здоровье человека; б) выяснить зависимость состояния организма от чрезмерного потребления соли.

Развивающие: учиться вести беседу, обсуждать проблемные ситуации с использованием полученных знаний.

Воспитательные: а) формирование научного мировоззрения об окружающем мире, развитие идеи «организм – единое целое»; б) ознакомление с научными методами исследования; в) санитарно-гигиенические требования к рациональному питанию.

Оборудование

Таблицы «Химический состав организма человека» (табл. 2), «Сведения о продуктах с высоким и низким содержанием натрия», «Нормы давления», тонометр, воздушный шар, продукты: овощи и специи.

Ход занятия

Учитель. В организме человека можно обнаружить практически все химические элементы, встречающиеся в природе. Кислород, углерод, водород и азот, входящие в состав главных компонентов организма – белков, жиров, углеводов (96% массы человека), представляют собой макроэлементы. Все прочие относятся к минеральным компонентам человеческого организма (4%) и представляют собой микроэлементы.

Таблица 2

Химический состав организма человека

Элементы

Содержание, %

Количество в расчете на 70 кг массы, кг

Макроэлементы

Кислород

65

45,5

Углерод

18

12,6

Водород

10

7,0

Азот

3

2,1

Кальций

2

1,4

Фосфор

1,1

0,77

Калий

0,35

0,245

Сера

0,25

0,175

Натрий

0,15

0,105

Хлор

0,15

0,105

Микроэлементы

Магний, железо, марганец, медь, йод, кобальт, цинк, стронций, молибден

Всего менее 0,01

Всего менее 10 г

 Вопрос. Столовая соль содержит натрий и хлор – оба элемента важны для организма человека. В каких напитках и продуктах, употребляемых в пищу, содержится натрий?

Ответ. Натрий входит в состав многих продуктов и напитков, которые мы потребляем, а также в некоторые переработанные продукты, приправы, соусы, мясные консервы. Содержится и в пищевой соде, безалкогольных напитках, даже в медикаментах.

Учитель. Хотя натрий – один из важнейших элементов, необходимых человеку для нормальной жизнедеятельности, употреблять его можно не в безграничных пределах. Избыток натрия пагубно сказывается на состоянии здоровья, в частности, отрицательно влияет на артериальное давление. У людей, которые получают мало натрия, редко встречается гипертоническая болезнь. И наоборот, у народов с высоким уровнем потребления натрия гипертония весьма распространена. Гипертоникам рекомендуется снижать потребление натрия.

В настоящее время не существует точного способа предсказать, у кого возникнет гипертоническая болезнь, хотя известно, что факторами риска, способствующими развитию болезни, являются стресс, шум, чрезмерное потребление пищевой соли, а также наследственность. Определенные этнические группы обладают большей предрасположенностью в любом случае. Диеты с низким содержанием натрия могли бы помочь людям снизить риск возникновения гипертонии.

Вопрос. Как можно сократить потребление натрия?

Ответ. Меньше использовать в пище столовой соли. Ограничивать потребление тех продуктов, к которым было добавлено много соли. Помнить, что до половины всего количества натрия, который попадает в организм с пищей, может быть «скрытым»: он либо входит в качестве компонента в состав натуральных продуктов, либо присутствует в продуктах в качестве консервантов или вкусовой добавки.

Вопрос. Всегда ли люди принимали соль в виде приправы в пищу? Если нет, то можно ли избавиться от этой привычки?

Ответ. Наш вкус к соли приобретен. Это стало привычкой. В кухне некоторых стран для приготовления салатов из свежих овощей используется не соль, а сахар. Для нас это сочетание кажется необычным. Мы можем привыкнуть к продуктам без соли, ведь наши предки ели несоленую пищу. На то, чтобы избавиться от этой привычки, может потребоваться несколько месяцев.

Учитель. Итак, мы выяснили, что соль есть почти в каждом приготовленном продукте. Соль кажется совершенно безвредной и приятной, но на самом деле это не так, поскольку мы употребляем ее слишком много.

Что такое соль применительно к кулинарии? Это обычная поваренная соль, которая представляет собой хлорид натрия – минеральное вещество. Каждому необходимо хотя бы небольшое количество соли для того, чтобы поддерживать требуемый баланс жидкости в клетках и в межклеточном пространстве. Количество ее, в самом деле необходимое, равняется 8–10 г в день.

Мы уже говорили о том, что соль, то есть натрий, может способствовать развитию высокого артериального давления. Это означает, что кровь внутри сосудов оказывает на их стенки повышенное давление. Высокое артериальное давление может вызывать инсульт, проблемы с сердцем, заболевания почек. Некоторое время назад высокое артериальное давление наблюдалось только у людей старшего возраста, но сейчас гипертонией страдает все больше молодых людей и даже дети.

По данным ВОЗ, существует три вида давления: нормальное 140/90 мм рт. ст. и ниже, высокое 160/95 и выше, пограничное 141–150/91–94.

Вопрос. Знаете ли вы, как и каким прибором измеряется артериальное давление?

Ответ. Уровень артериального давления измеряется с помощью тонометра.

Учитель. Это делают в лечебных учреждениях при различных заболеваниях, так как высокое или низкое давление является симптомом многих болезней. И нельзя допускать, чтобы о его отклонении от нормы стало известно на больничной койке или из уст врача «скорой помощи». Каждый человек должен знать уровень своего артериального давления, потому что существуют индивидуальные особенности этого показателя. Здоровым людям давление нужно измерять хотя бы два раза в год, памятуя, что сердечно-сосудистые заболевания – самая распространенная угроза для жизни человека. Проведем эксперимент. Возьмем резиновый шар. Теперь надуем его. Что случится, если надуть шар до предельных размеров? Лопнет ли он? Конечно! Давление внутри шара слишком велико для того, чтобы вы могли сдавить его. Высокое артериальное давление оказывает аналогичное действие. Артерии испытывают слишком высокое внутреннее давление. Уже отмечалось, что существует прямая зависимость между потреблением соли и высоким артериальным давлением.

Итак, нам известны два факта: 1) большое количество соли вредно для организма; 2) большинство из нас съедает слишком много соли.

Вопрос. Что мы реально можем сделать для предотвращения гипертонии?

Ответ. Наследственность мы изменить почти не в силах, так же как и действие многих неблагоприятных факторов среды. Но в наших силах изменить образ жизни, в частности, режим питания, свой рацион.

Вопрос. Как мы получаем соль? Как ограничить ее потребление?

Ответ. Соль поступает в наш организм из трех источников.

1. Соль, которую мы добавляем в пищу в процессе ее приготовления.

2. Соль, используемая производителем в процессе переработки продуктов. Это консервированные, замороженные, упакованные в коробки или натуральные продукты, естественное состояние которых изменено какими-то способами. Если вы едите много сосисок, соленых орешков, пастообразных сыров, продуктов быстрого приготовления – это значит, что вы потребляете много соли.

3. Продукты, которые в своем составе содержат много соли. К ним относятся: мясо курицы, индейки, рыба, молоко, сыр. Это богатые источники белка, кальция, железа и многих других питательных веществ. Удалить из них соль невозможно, но можно попытаться не употреблять с ними дополнительное количество соли.

Учитель. Вполне возможно, вы обнаружите, что несоленые продукты очень вкусны. Поначалу они могут показаться иными на вкус, но другой – не значит плохой. Употребляя меньше соли, вы окажете услугу своему организму!

Групповая работа учащихся

1-я группа

Вопрос. Подумайте: какие ингредиенты (кроме соли) можно использовать при приготовлении пищи для придания хорошего вкуса?

Ответ. Существует много компонентов: это лимонный сок, петрушка, болгарский перец, черный перец, укроп, соевый соус, зеленые растения, о которых мы очень часто забываем. А зря!

Учитель. Случалось ли вам когда-нибудь есть привычные блюда без соли, но с использованием других компонентов? Можно приготовить салат из свежих помидоров и добавить укроп, петрушку, болгарский и черный перец.

2-я группа

Вопрос. Как можно изменить привычку к соли и как быстрее этого достичь?

Ответ. Научиться получать удовольствие от вкуса несоленых продуктов.

Учитель. Готовьте пищу с небольшим добавлением соли; добавляйте немного соли к готовым продуктам или блюдам на столе; измените свое отношение к солонке; ограничивайте потребление соленых продуктов; не забывайте про наш девиз.

Приберегайте соль для продуктов, которые вы просто не можете есть без соли. На то, чтобы привыкнуть к меньшему потреблению соли, может уйти несколько недель.

3-я группа

Вопрос. Как составить примерный дневной рацион для лиц с высоким артериальным давлением?

Ответ. Завтрак: творог со сметаной или каша, хлеб с сыром, чай, яблоко. Обед: суп из курицы, несоленый отварной картофель, рыба, тушенная в сметане (с перцем, луком, чесноком), натуральный сок. Ужин: овощной салат без соли (с приправами, хлеб с маслом, какао).

Учитель. На нашем занятии мы выяснили, что NaCl – пищевая соль. Узнали, сколько соли необходимо человеку с пищей, какие продукты наиболее богаты натрием. Теперь мы можем заменить соль различными ингредиентами. Также выяснили тяжелые последствия чрезмерного потребления соли, в результате которого возникает гипертония.

Проверочная работа

Вопрос. Что такое натрий и почему он нам необходим?

Ответ. Натрий – минеральное и необходимое питательное вещество. Без него организм не сможет удерживать внутри- и околоклеточную жидкость.

Вопрос. Какие источники поступления натрия в организм вы знаете?

Ответ. В естественном состоянии натрий содержится в зерновых, фруктах, овощах – 25%; в переработанных продуктах – 50%; в соли – 25%.

Вопрос. Какой основной вред причиняет чрезмерное потребление натрия?

Ответ. Способствует развитию гипертонии, а она, в свою очередь, увеличивает риск возникновения инсульта, сердечных заболеваний и болезней почек.

Вопрос. Если отказаться от соли, не будет ли пища «безвкусной»?

Ответ. Она станет не «безвкусной», а другого вкуса. Можно применять приправу.

Вопрос. Какой самый быстрый и легкий способ снизить потребление натрия?

Ответ. Не держать солонку на столе.

Вопрос. Какое артериальное давление должно быть у здорового человека?

Ответ. Ниже 140/90 – у взрослого (120/80 – у детей в зависимости от возраста).

Задание на дом

1. Попросить маму, чтобы она добавляла меньше или не добавляла совсем соль при приготовлении пищи.

2. Придумать рецепт какого-нибудь блюда без соли. Какими приправами вы ее замените?

3. Записать в свой дневник «Если хочешь быть здоров» памятку о том, как предотвратить гипертонию.

Надежда Абаскалова