Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2008

Учительская

Сделай первый шаг! Практические рекомендации педагогу

Практические рекомендации педагогу

Человек все время
должен творить себя заново.

Ж.П. Сартр

Стремление быть здоровым и красивым становится в наши дни все более актуальным, модным и похвальным. Существует много методов оздоровления, в каждом есть рациональное зерно. Эта статья – об одном из них.

Общеизвестно, что организм человека развивается, совершенствуется и самообновляется в функционально-морфологическом отношении под влиянием биологического стимулятора – движения. Пришло время задуматься: что наиболее значимо для повышения сопротивляемости организма к болезням, для поддержания бодрости, необходимой работоспособности, сохранения идеальной фигуры? Мышечная деятельность, правильно составленный режим работы организма и тренированность.

При современных темпах жизни, высокой учебной и рабочей загруженности может сложиться ошибочное представление о двигательных нагрузках. В силу своей профессии я знаю: многие считают объемы физической нагрузки, которую они получают в быту и на рабочем (учебном) месте, вполне достаточными; что для ослабленных детей и взрослых физическая культура вредна; иные родители используют любые способы, чтобы освободить ребенка от физвоспитания в школе. В этом случае и родители, и врачи, выдающие справки для освобождения от физкультуры, совершают страшную ошибку, последствия которой в будущем многим не под силу преодолеть или исправить.

Устав от нервного напряжения и длительного сидения на одном месте в течение рабочего (учебного) дня, многие с большим трудом добираются до дому, у них не хватает сил для выполнения других обычных дел. Большинство взрослых не находят времени для активного отдыха. Их дети, следуя примеру старших, постепенно становятся жертвами гиподинамии. К сожалению, родители, как правило, не размышляют о причинах возникновения болезней и только усугубляют состояние своего здоровья и здоровья детей. О массовости этого явления свидетельствует огромное число больных разного возраста.

На наше здоровье и самочувствие существенно влияет состояние опорно-двигательной системы. При оценке внешнего вида человека («встречают по одежке...») имеет значение не только то, что на нем надето, но и его манера держаться, фигура, осанка (привычная поза ненапряженно стоящего человека). Многочисленными исследованиями доказано, что от осанки во многом зависят наше психоэмоциональное состояние, настроение и поведение. Анатомически положение спинного мозга, который надежно охраняется сложными костными конструкциями, во многом определяет эффективность работы всех органов и систем организма.

Порой срывы в слаженной работе сердечно-сосудистой или дыхательной системы наступают не от их несостоятельности, а, например, от элементарного нарушения осанки. По данным древневосточной классической медицины, что подтверждено современными научными исследованиями, позвоночник выполняет важнейшую роль в биоэнергетическом обеспечении организма. Основные энергетические центры, концентрирующиеся в нем, проецируются на конкретные части тела. Анатомически правильное положение позвоночника при этом крайне важно!

Мы не призываем бросить все дела и начать срочно ликвидировать физкультурную безграмотность, а предлагаем задуматься над тем, откуда берется та энергия, которая необходима для качественной жизни, как нужно отдыхать, чтобы восполнить ее; какие физические упражнения важно научиться выполнять.

Попытайтесь воспользоваться нашими советами – и вы станете здоровее, будете меньше уставать, сможете справляться с недомоганиями, качество выполняемой работы улучшится.

Предлагаемый нами комплекс научит вас релаксации (расслаблению), растягиванию, улучшит подвижность позвоночника, даст вам чувство спокойствия и уверенности.

Итак, начнем работать.

Упражнение 1

Лягте на пол, положите ноги на небольшом расстоянии друг от друга, а руки – слегка отодвинув от корпуса, ладонями вниз. Представьте себя звездой – голова, руки и ноги. Расслабьтесь, закройте глаза и постарайтесь посмотреть на себя изнутри, ощущая, что каждая клетка вашего организма живет и весь он дышит, не имея преград для обмена информацией (5–10 мин.).

Упражнение 2

Понемногу раскачайте свое освобожденное тело из стороны в сторону от макушки до пяток. Останавливайте движение и возобновляйте его каждые 10–15 сек. 6–7 раз.

Упражнение 3

Сильно вытяните руки, ноги, весь позвоночник от головы до копчика, будто вас растягивают во все стороны, и через 3–5 сек. резко расслабьтесь. Повторите это упражнение 5–7 раз, после каждого мышечного напряжения расслабьтесь и свободно дышите столько времени, сколько понадобится для появления ощущения приятного тепла. Очень важно научиться чувствовать, что происходит с вашим организмом.

После этого упражнения вы можете захотеть еще немного растянуть спину. Примите еще более вытянутое положение спины и снова расслабьтесь.

Упражнение 4

Лягте на бок и примите позу эмбриона. Сожмитесь в уютный клубочек, представив, что центр вашего тела, находящийся на 2–3 см ниже пупка, спокойно стягивает все периферийные части тела (руки, ноги, голову и копчик) к себе. Полежите так до тех пор, пока не почувствуете, что ваши мышцы освобождены от напряжения, которое наступило при перемене позы.

Опять свободно лягте на спину, вытянитесь и затем свободно перевернитесь на другой бок, повторив позу эмбриона. Проделайте это движение 8–10 раз, не забывая закрыть глаза для лучшей концентрации внимания. Постарайтесь сравнить те ощущения, с которыми вы приступили к занятию, с теми, которые, возможно, появились.

Важное примечание! При поворотах со спины на бок и снова на спину непременно должны быть расслаблены руки и шея. Руки будут провозиться по полу. Все движения должны выполняться будто нехотя.

Упражнение 5

Лягте на спину. Поднимите руки и ноги вверх и проделайте в течение 10–15 сек. вибрирующие и потряхивающие движения руками и ногами (без напряжения); затем, резко расслабив конечности, будто из них вынули стержни, уроните их на себя в согнутом виде и через секунду перейдите в состояние полной свободы, переведя ноги и руки быстрым скользящим движением в положение звезды.

Проделайте это движение 2–3 раза, а между повторами устраивайте паузы, приводя себя в состояние мышечной свободы на 15–20 сек.

Важное примечание! После упражнений, выполняющихся в положении лежа на полу, оберегая позвоночник, повернитесь сначала на бок, затем сгруппируйтесь, встаньте на четвереньки и после этого перенесите вес тела на ноги, свободно округлив позвоночник, свесив вперед голову и руки, и медленно поднимайтесь вверх, последовательно, позвонок за позвонком, приводя весь позвоночник в вертикальное положение. Голова поднимается в последнюю очередь. Закончив это внимательное «самоисследование» и приняв вертикальное положение, свободно, без напряжения сделайте несколько дыхательных упражнений, в результате которых мышцы приведут в движение грудную клетку и дыхание станет спокойным и полноценным.

Для начала этого будет достаточно.

Важным условием при выполнении любых упражнений должно стать осознание своих действий. Постепенное знакомство с собой позволит совершать более рациональные действия, а некоторые знания основ анатомии и физиологии предохранят от излишнего напряжения и травм, вызванных отсутствием элементарных знаний о себе.

Послушайте свой организм, мысленно посмотрите на себя изнутри – и вы узнаете много интересного. Но только не торопитесь. Результат внимательного отношения к себе почувствуете не только вы, но и люди, находящиеся рядом с вами.

Упражнения, предложенные для изучения, могут выполняться всеми, без возрастных ограничений.

Будьте свободны и естественны, улыбайтесь, ведь вы сделали первый шаг к здоровью!

Подробнее о связи здоровья учителя с проблемами школьной дисциплины
читайте в газете «Классное руководство и воспитание школьников» № 2/2008 (разделы «Профессиональный риск» и «Проблемы дисциплины»)

Анатолий Курилкин