Практические рекомендации
педагогу
Человек все время
должен творить себя заново.
Ж.П. Сартр
Стремление быть здоровым и
красивым становится в наши дни все более
актуальным, модным и похвальным. Существует
много методов оздоровления, в каждом есть
рациональное зерно. Эта статья – об одном из них.
Общеизвестно, что организм человека
развивается, совершенствуется и самообновляется
в функционально-морфологическом отношении под
влиянием биологического стимулятора – движения.
Пришло время задуматься: что наиболее значимо
для повышения сопротивляемости организма к
болезням, для поддержания бодрости, необходимой
работоспособности, сохранения идеальной фигуры?
Мышечная деятельность, правильно составленный
режим работы организма и тренированность.
При современных темпах жизни, высокой
учебной и рабочей загруженности может сложиться
ошибочное представление о двигательных
нагрузках. В силу своей профессии я знаю: многие
считают объемы физической нагрузки, которую они
получают в быту и на рабочем (учебном) месте,
вполне достаточными; что для ослабленных детей и
взрослых физическая культура вредна; иные
родители используют любые способы, чтобы
освободить ребенка от физвоспитания в школе. В
этом случае и родители, и врачи, выдающие справки
для освобождения от физкультуры, совершают
страшную ошибку, последствия которой в будущем
многим не под силу преодолеть или исправить.
Устав от нервного напряжения и
длительного сидения на одном месте в течение
рабочего (учебного) дня, многие с большим трудом
добираются до дому, у них не хватает сил для
выполнения других обычных дел. Большинство
взрослых не находят времени для активного
отдыха. Их дети, следуя примеру старших,
постепенно становятся жертвами гиподинамии. К
сожалению, родители, как правило, не размышляют о
причинах возникновения болезней и только
усугубляют состояние своего здоровья и здоровья
детей. О массовости этого явления
свидетельствует огромное число больных разного
возраста.
На наше здоровье и самочувствие
существенно влияет состояние
опорно-двигательной системы. При оценке внешнего
вида человека («встречают по одежке...») имеет
значение не только то, что на нем надето, но и его
манера держаться, фигура, осанка (привычная поза
ненапряженно стоящего человека).
Многочисленными исследованиями доказано, что от
осанки во многом зависят наше
психоэмоциональное состояние, настроение и
поведение. Анатомически положение спинного
мозга, который надежно охраняется сложными
костными конструкциями, во многом определяет
эффективность работы всех органов и систем
организма.
Порой срывы в слаженной работе
сердечно-сосудистой или дыхательной системы
наступают не от их несостоятельности, а,
например, от элементарного нарушения осанки. По
данным древневосточной классической медицины,
что подтверждено современными научными
исследованиями, позвоночник выполняет важнейшую
роль в биоэнергетическом обеспечении организма.
Основные энергетические центры,
концентрирующиеся в нем, проецируются на
конкретные части тела. Анатомически правильное
положение позвоночника при этом крайне важно!
Мы не призываем бросить все дела и
начать срочно ликвидировать физкультурную
безграмотность, а предлагаем задуматься над тем,
откуда берется та энергия, которая необходима
для качественной жизни, как нужно отдыхать, чтобы
восполнить ее; какие физические упражнения важно
научиться выполнять.
Попытайтесь воспользоваться нашими
советами – и вы станете здоровее, будете меньше
уставать, сможете справляться с недомоганиями,
качество выполняемой работы улучшится.
Предлагаемый нами комплекс научит вас
релаксации (расслаблению), растягиванию, улучшит
подвижность позвоночника, даст вам чувство
спокойствия и уверенности.
Итак, начнем работать.
Упражнение 1
Лягте на пол, положите ноги на
небольшом расстоянии друг от друга, а руки –
слегка отодвинув от корпуса, ладонями вниз.
Представьте себя звездой – голова, руки и ноги.
Расслабьтесь, закройте глаза и постарайтесь
посмотреть на себя изнутри, ощущая, что каждая
клетка вашего организма живет и весь он дышит, не
имея преград для обмена информацией (5–10 мин.).
Упражнение 2
Понемногу раскачайте свое
освобожденное тело из стороны в сторону от
макушки до пяток. Останавливайте движение и
возобновляйте его каждые 10–15 сек. 6–7 раз.
Упражнение 3
Сильно вытяните руки, ноги, весь
позвоночник от головы до копчика, будто вас
растягивают во все стороны, и через 3–5 сек. резко
расслабьтесь. Повторите это упражнение 5–7 раз,
после каждого мышечного напряжения расслабьтесь
и свободно дышите столько времени, сколько
понадобится для появления ощущения приятного
тепла. Очень важно научиться чувствовать, что
происходит с вашим организмом.
После этого упражнения вы можете
захотеть еще немного растянуть спину. Примите
еще более вытянутое положение спины и снова
расслабьтесь.
Упражнение 4
Лягте на бок и примите позу эмбриона.
Сожмитесь в уютный клубочек, представив, что
центр вашего тела, находящийся на 2–3 см ниже
пупка, спокойно стягивает все периферийные части
тела (руки, ноги, голову и копчик) к себе. Полежите
так до тех пор, пока не почувствуете, что ваши
мышцы освобождены от напряжения, которое
наступило при перемене позы.
Опять свободно лягте на спину,
вытянитесь и затем свободно перевернитесь на
другой бок, повторив позу эмбриона. Проделайте
это движение 8–10 раз, не забывая закрыть глаза
для лучшей концентрации внимания. Постарайтесь
сравнить те ощущения, с которыми вы приступили к
занятию, с теми, которые, возможно, появились.
Важное примечание! При
поворотах со спины на бок и снова на спину
непременно должны быть расслаблены руки и шея.
Руки будут провозиться по полу. Все движения
должны выполняться будто нехотя.
Упражнение 5
Лягте на спину. Поднимите руки и ноги
вверх и проделайте в течение 10–15 сек.
вибрирующие и потряхивающие движения руками и
ногами (без напряжения); затем, резко расслабив
конечности, будто из них вынули стержни, уроните
их на себя в согнутом виде и через секунду
перейдите в состояние полной свободы, переведя
ноги и руки быстрым скользящим движением в
положение звезды.
Проделайте это движение 2–3 раза, а
между повторами устраивайте паузы, приводя себя
в состояние мышечной свободы на 15–20 сек.
Важное примечание! После
упражнений, выполняющихся в положении лежа на
полу, оберегая позвоночник, повернитесь сначала
на бок, затем сгруппируйтесь, встаньте на
четвереньки и после этого перенесите вес тела на
ноги, свободно округлив позвоночник, свесив
вперед голову и руки, и медленно поднимайтесь
вверх, последовательно, позвонок за позвонком,
приводя весь позвоночник в вертикальное
положение. Голова поднимается в последнюю
очередь. Закончив это внимательное
«самоисследование» и приняв вертикальное
положение, свободно, без напряжения сделайте
несколько дыхательных упражнений, в результате
которых мышцы приведут в движение грудную клетку
и дыхание станет спокойным и полноценным.
Для начала этого будет достаточно.
Важным условием при выполнении любых
упражнений должно стать осознание своих
действий. Постепенное знакомство с собой
позволит совершать более рациональные действия,
а некоторые знания основ анатомии и физиологии
предохранят от излишнего напряжения и травм,
вызванных отсутствием элементарных знаний о
себе.
Послушайте свой организм, мысленно
посмотрите на себя изнутри – и вы узнаете много
интересного. Но только не торопитесь. Результат
внимательного отношения к себе почувствуете не
только вы, но и люди, находящиеся рядом с вами.
Упражнения, предложенные для изучения,
могут выполняться всеми, без возрастных
ограничений.
Будьте свободны и естественны,
улыбайтесь, ведь вы сделали первый шаг к
здоровью!
Подробнее о связи здоровья учителя
с проблемами школьной дисциплины
читайте в газете «Классное руководство и
воспитание школьников» № 2/2008 (разделы
«Профессиональный риск» и «Проблемы
дисциплины») |