Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2008

Технология

Метод оценки

Оценивая здоровье детей, мы руководствуемся такими принципами: 

1) Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ, 1968). Это определение базируется на представлении, что организм целостен и он должен позволять личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности, адаптироваться к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы сформулировали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз (приспособительные реакции) в условиях полной адаптации к внешним факторам» (Айзман Р.И., 2000). Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей. 

2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом. 

3). Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого подхода представлена на рис.  

4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, все время меняются. При оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие заболеваний, но в первую очередь динамику процессов. 

5) При характеристике здоровья важен подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психоэмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус ребенка. 

Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся. Мониторинг здоровья – это динамическая скрининг-диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма, и морально-нравственных качеств личности. 

Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья ребенка, позволяют сопоставлять показатели в динамике между разными группами, а также прогнозировать развитие ученика на перспективу.  

Цель мониторинга:  

сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения; 

– профессиональная ориентация, адекватная возможностям организма; 

– оценка здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения; 

– индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса; 

– коррекция учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности.

Мониторинг здоровья учащихся состоит из нескольких уровней и выполняется разными сотрудниками учебного заведения (см. табл.).  

Уровни мониторинга здоровья учащихся

Оценка социально-психологической адаптации (для первоклассников – готовность к обучению в школе). Исполнители: учителя, социальные педагоги

Комплексная поэтапная диагностика: 

успеваемость, учебная активность, усвоение знаний, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к профильному обучению (тесты «школьной зрелости»)

Характеристика физического развития и функционального состояния

Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры

Длина и масса тела, ОГК, уровень физического развития, тип вегетативной регуляции, адаптивность кардиореспираторной системы на нагрузки

Психофизиологические показатели (нейродинамические). Исполнители: психологи, психофизиологи

Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД, функциональная асимметрия мозга, скорость сенсомоторных реакций, работоспособность головного мозга

Психоэмоциональное состояние. Исполнители: психологи

Уровень личностной, реактивной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, интеллект, память и ее виды, внимание, личностные свойства

Состояние физического здоровья. Исполнители: медицинские работники, учителя физкультуры

Оценка здоровья по тесту-опроснику, группы здоровья, уровень физической подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, координация)

Квалификационная характеристика школы здоровьесберегающего типа.

Исполнители: руководители ОУ

Материально-технические условия; кадровое обеспечение; медицинское обслуживание; организация питания; состояние здоровья и физическое развитие учащихся и педагогов; политика формирования ЗОЖ; взаимоотношения с родителями; внешние связи

Понятно, что перечень показателей, используемых для мониторинга, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала. 

Важнейший критерий здоровья индивида – уровень его развития. Психическое и физическое развитие субъекта отражает полноценность генетической программы (генотипа) и условий, в которых эта программа реализовывалась. 

Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела и его отдельных частей и веса ребенка.

Функциональное состояние организма отражается в интенсивности и устойчивости работы его органов и систем, что очень важно для оценки здоровья. Практически любой физиологический показатель может быть использован для оценки функционального состояния и состояния здоровья ученика. Однако их информативность неодинакова. 

Согласно теории адаптации сердечно-сосудистая система – индикатор адаптивных возможностей всего организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Чаще всего измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление крови (АД) в покое и после выполнения стандартной физической нагрузки. 

Оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным, показателям не дает целостного представления. Необходимо отдельные параметры свести вместе и вывести «индекс» здоровья. Для этого может быть использован балльный вариант пересчета «сырых» показателей в стандартизованные с учетом возраста, пола, региона проживания, типа конституции и нормативных значений. Создание компьютерной базы таких показателей многих учащихся чрезвычайно важно для определения не только индивидуальной динамики, но и популяционных изменений. Это позволит прогнозировать демографическую ситуацию и здоровье будущих поколений.  

Мы разработали компьютерный вариант методики комплексной оценки здоровья школьников и студентов. 

Методика предназначена для быстрой диагностики физического и психического здоровья, а также физической подготовленности учащихся и позволяет сравнивать показатели между разными возрастными, половыми группами, учениками разных учреждений, районов, городов и т.д. 

Методика включает следующие тесты: 

оценка физического развития (проводят медработники); 

оценка функционального состояния и физической подготовленности (проводят учителя физической культуры); 

оценка уровня социально-психологической адаптации к школе (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога); 

отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога);  – оценка уровня тревожности (проводят учителя начальных классов, для учащихся средних и старших классов – сами обследуемые под контролем психолога); 

оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной) (проводят сами обследуемые под контролем психолога); 

оценка нейродинамических свойств нервной системы, она позволяет судить о состоянии нервных процессов (соотношении возбудительных и тормозных процессов, скорости зрительно-моторных реакций) (проводят сами обследуемые под контролем психолога); 

квалификационная характеристика школы, характеризует уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения (заполняется руководителем учреждения). 

Все показатели переводятся в количественную матрицу и балльную оценку, что позволяет сравнивать результаты в динамике наблюдения и между разными группами обследуемых.  На базе этой методики разработаны дополнительные программы для профориентации учащихся на основе их интересов и уровня развития физиологических и психических качеств, а также для прогнозирования риска развития асоциального поведения.   

Р. АЙЗМАН, Н. АЙЗМАН,
В. РУБАНОВИЧ, А. ЛЕБЕДЕВ,
Новосибирский государственный
педагогический университет (НГПУ) 

Для тех, кто заинтересовался этой методикой, наши координаты:

тел./факс (383) 268-05-81;

адрес: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, НГПУ, кафедра анатомии, физиологии  и безопасности жизнедеятельности.
Зав. каф. проф. Роман Игоревич Айзман. 

E-mail: aph@fns.nspu.ru, aizman@fns.nspu.ru, roman.aizman@yahoo.com

Н. Айзман ;
Роман Айзман ;
А. Лебедев ;
В. Рубанович