Оценивая здоровье детей, мы
руководствуемся такими принципами:
1) Здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов (определение ВОЗ, 1968). Это
определение базируется на представлении, что
организм целостен и он должен позволять личности
удовлетворять свои биологические, духовные и
социальные потребности, адаптироваться к
внешним экологическим и социальным условиям.
Основываясь на медико-биологических позициях, мы
сформулировали следующее определение: «Здоровье
– способность организма сохранять гомеостаз
(приспособительные реакции) в условиях полной
адаптации к внешним факторам» (Айзман Р.И., 2000).
Такой подход позволяет оценивать здоровье с
помощью доступных для исследования
показателей.
2) Уровень здоровья можно оценить
количественно, если принять за основу величину
резервных возможностей организма,
обеспечивающих сохранение гомеостаза его
внутренней среды при адаптации к постоянно
меняющимся условиям внешнего мира (или
нагрузкам). В этой связи можно использовать
различные нагрузочные пробы, позволяющие
выявить объем резервных возможностей разных
систем и всего организма в целом.
3). Организм и среда его обитания
являются единым целым, что обусловливает
взаимные влияния друг на друга. Модель такого
подхода представлена на рис.
4) Детский организм находится в
постоянном развитии, поэтому параметры,
характеризующие его здоровье, все время
меняются. При оценке здоровья детей и подростков
необходимо учитывать не только наличие или
отсутствие заболеваний, но в первую очередь динамику
процессов.
5) При характеристике здоровья важен
подход, учитывающий динамику физического
развития, функционального, психоэмоционального
состояния организма и
индивидуально-типологический статус ребенка.
Эти принципы легли в основу
разработанного нами мониторинга здоровья
учащихся. Мониторинг здоровья – это
динамическая скрининг-диагностика
физического развития, функциональных резервов
организма, нейродинамических показателей
нервной системы, психического состояния,
индивидуальных конституциональных
особенностей, адаптивных (резервных)
возможностей, образа жизни и наследственности,
определяющих жизнеспособность организма, и
морально-нравственных качеств личности.
Мониторинг здоровья подразумевает
измерение и оценку разнообразных физических,
психофизиологических и психологических
параметров, которые могут быть количественно
измерены, например, росто-весовое соотношение,
артериальное давление и другие. Они имеют
высокую диагностическую эффективность, так как
объективно отражают состояние здоровья ребенка,
позволяют сопоставлять показатели в динамике
между разными группами, а также прогнозировать
развитие ученика на перспективу.
Цель мониторинга:
– сохранение здоровья в процессе
индивидуального развития и обучения;
– профессиональная ориентация,
адекватная возможностям организма;
– оценка здоровьесохраняющей
деятельности общеобразовательного
учреждения;
– индивидуальный подход к организации
учебно-воспитательного процесса;
– коррекция учебно-воспитательного
процесса для достижения наибольшей
эффективности.
Мониторинг здоровья учащихся состоит
из нескольких уровней и выполняется разными
сотрудниками учебного заведения (см.
табл.).
Уровни мониторинга здоровья
учащихся
Оценка
социально-психологической адаптации (для
первоклассников – готовность к обучению в
школе). Исполнители: учителя, социальные педагоги |
Комплексная
поэтапная диагностика:
успеваемость, учебная активность,
усвоение знаний, межличностные отношения,
социальная самооценка человека, ценностные
ориентации, готовность к профильному обучению
(тесты «школьной зрелости») |
Характеристика
физического развития и функционального
состояния
Исполнители: медицинские работники,
учителя физкультуры |
Длина и масса
тела, ОГК, уровень физического развития, тип
вегетативной регуляции, адаптивность
кардиореспираторной системы на нагрузки |
Психофизиологические
показатели (нейродинамические). Исполнители:
психологи, психофизиологи |
Сила, подвижность,
уравновешенность, лабильность нервных
процессов, тип ВНД, функциональная асимметрия
мозга, скорость сенсомоторных реакций,
работоспособность головного мозга |
Психоэмоциональное
состояние. Исполнители: психологи |
Уровень
личностной, реактивной и школьной тревожности,
уровень стрессоустойчивости, мышление,
интеллект, память и ее виды, внимание, личностные
свойства |
Состояние
физического здоровья. Исполнители: медицинские
работники, учителя физкультуры |
Оценка здоровья
по тесту-опроснику, группы здоровья, уровень
физической подготовленности (скорость, сила,
скоростно-силовые качества, выносливость,
гибкость, координация) |
Квалификационная
характеристика школы здоровьесберегающего типа.
Исполнители: руководители ОУ |
Материально-технические
условия; кадровое обеспечение; медицинское
обслуживание; организация питания; состояние
здоровья и физическое развитие учащихся и
педагогов; политика формирования ЗОЖ;
взаимоотношения с родителями; внешние связи |
Понятно, что перечень показателей,
используемых для мониторинга, может быть
адаптирован для каждого учебного заведения в
зависимости от кадрового и
материально-технического потенциала.
Важнейший критерий здоровья индивида
– уровень его развития. Психическое и физическое
развитие субъекта отражает полноценность
генетической программы (генотипа) и условий, в
которых эта программа реализовывалась.
Основным методом оценки физического
развития является антропометрия, которая
включает измерение длины тела и его отдельных
частей и веса ребенка.
Функциональное состояние организма
отражается в интенсивности и устойчивости
работы его органов и систем, что очень важно для
оценки здоровья. Практически любой
физиологический показатель может быть
использован для оценки функционального
состояния и состояния здоровья ученика. Однако
их информативность неодинакова.
Согласно теории адаптации
сердечно-сосудистая система – индикатор
адаптивных возможностей всего организма,
поэтому показатели сердечно-сосудистой системы
рассматриваются как основные при оценке уровня
здоровья. Чаще всего измеряют частоту сердечных
сокращений (ЧСС) и артериальное давление крови
(АД) в покое и после выполнения стандартной
физической нагрузки.
Оценка уровня здоровья человека по
отдельным, пусть даже информативным, показателям
не дает целостного представления. Необходимо
отдельные параметры свести вместе и вывести
«индекс» здоровья. Для этого может быть
использован балльный вариант пересчета «сырых»
показателей в стандартизованные с учетом
возраста, пола, региона проживания, типа
конституции и нормативных значений. Создание
компьютерной базы таких показателей многих
учащихся чрезвычайно важно для определения не
только индивидуальной динамики, но и
популяционных изменений. Это позволит
прогнозировать демографическую ситуацию и
здоровье будущих поколений.
Мы разработали компьютерный вариант
методики комплексной оценки здоровья школьников
и студентов.
Методика предназначена для быстрой
диагностики физического и психического
здоровья, а также физической подготовленности
учащихся и позволяет сравнивать показатели
между разными возрастными, половыми группами,
учениками разных учреждений, районов, городов и
т.д.
Методика включает следующие тесты:
– оценка физического развития
(проводят медработники);
– оценка функционального состояния
и физической подготовленности (проводят
учителя физической культуры);
– оценка уровня
социально-психологической адаптации к школе
(проводят учителя начальных классов, для
учащихся средних и старших классов – сами
обследуемые под контролем психолога);
– отношение к своему здоровью и
здоровому образу жизни (проводят учителя
начальных классов, для учащихся средних и
старших классов – сами обследуемые под
контролем психолога); – оценка уровня
тревожности (проводят учителя начальных
классов, для учащихся средних и старших классов
– сами обследуемые под контролем психолога);
– оценка различных видов памяти
(механической, смысловой, образной) (проводят
сами обследуемые под контролем психолога);
– оценка нейродинамических свойств
нервной системы, она позволяет судить о
состоянии нервных процессов (соотношении
возбудительных и тормозных процессов, скорости
зрительно-моторных реакций) (проводят сами
обследуемые под контролем психолога);
– квалификационная характеристика
школы, характеризует уровень организации
здоровьесберегающей деятельности учреждения
(заполняется руководителем учреждения).
Все показатели переводятся в
количественную матрицу и балльную оценку, что
позволяет сравнивать результаты в динамике
наблюдения и между разными группами обследуемых.
На базе этой методики разработаны
дополнительные программы для профориентации
учащихся на основе их интересов и уровня
развития физиологических и психических качеств,
а также для прогнозирования риска развития
асоциального поведения.
Р. АЙЗМАН, Н. АЙЗМАН,
В. РУБАНОВИЧ, А. ЛЕБЕДЕВ,
Новосибирский государственный
педагогический университет (НГПУ)
Для тех, кто заинтересовался этой
методикой, наши координаты:
тел./факс (383) 268-05-81;
адрес: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28,
НГПУ, кафедра анатомии, физиологии и
безопасности жизнедеятельности.
Зав. каф. проф. Роман Игоревич Айзман.
E-mail: aph@fns.nspu.ru,
aizman@fns.nspu.ru, roman.aizman@yahoo.com |