Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2008

Технология

Как сделать школьную еду полезной

Действующая система школьного питания несовершенна, она не обеспечивает детей необходимыми веществами

 

Школьные завтраки и обеды покрывают не более 30–40% суточной потребности организма ребенка в белках, жирах и углеводах. В них мало полиненасыщенных жирных кислот, минеральных веществ и микроэлементов. Поэтому среди российских школьников широко распространены такие заболевания, как кариес, анемия (недостаток железа), гипотиреоз (вызванный нехваткой йода), остеопороз – хрупкость костей из-за нехватки кальция, снижение иммунного ответа.
31 августа 2006 г. главный государственный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко подписал Постановление № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях». В нем отмечен ряд недостатков в организации питания школьников, среди которых – «составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах», несбалансированность рационов питания, использование ограниченного набора продуктов. Органам исполнительной власти рекомендуется принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников… продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ; совместно с региональными органами управления образованием проанализировать рационы питания по сбалансированности; внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по оптимизации школьного питания. Министерству образования и науки России Г.Г. Онищенко рекомендовал оптимизировать рацион питания детей, и в первую очередь включать в него пищевые продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами; давать в школах детям молоко.
Об обязательной витаминизации питания школьников говорилось и на парламентских слушаниях «Питание населения Российской Федерации. Проблемы и пути решения», которые состоялись 26 апреля 2007 года. Участники парламентских слушаний, в частности, поручили Министерству образования и науки РФ совместно с Минздравсоцразвития РФ разработать и утвердить перечень продуктов, рекомендуемых к использованию в общеобразовательных учреждениях, среднесуточные наборы продуктов для детей школьного возраста и типовые меню для организации питания учащихся.
С целью профилактики заболеваний, зависящих от питания, в Сибирском федеральном центре оздоровительного питания (СФЦОП) разработаны и утверждены «Методические рекомендации в области оздоровительного (функционального) питания детей школьного возраста», в основу которых легли результаты оценки фактического питания фокусных групп школьников г. Новосибирска.
В настоящее время согласованы с Новосибирским государственным медицинским университетом и утверждены Роспотребнадзором по Новосибирской области «Гигиенические рекомендации по организации рационального сбалансированного питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях г. Новосибирска и Новосибирской области».

Они включают:

  • разъяснение общих принципов питания детей и подростков;

  • ассортиментный перечень продуктов питания, рекомендуемых для детских организованных коллективов;

  • примерное десятидневное меню типовых рационов питания с использованием продуктов повышенной пищевой и биологической ценности;

  • рекомендации по среднесуточным наборам продуктов для питания детей школьного возраста;

  • рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах.

Организация школьного питания в соответствии с этими рекомендациями позволит обеспечить детей и подростков пищевыми продуктами, соответствующими возрастным физиологическим потребностям.
Важная проблема сегодняшнего дня – соответствие (вернее, несоответствие) пищевых, в том числе обогащенных и специализированных, продуктов питания требованиям качества, безопасности и пищевой ценности.
В Постановлении № 30 главного государственного санитарного врача РФ (31.08.2006 г.) говорилось: «В настоящее время включение пищевых продуктов в рацион питания организованных коллективов осуществляется без учета их медико-биологической ценности и показателей преимущественного качества, что не позволяет обеспечить ликвидацию рисков алиментарно зависимых заболеваний и оказать корригирующий эффект при различных патологических состояниях». В рекомендациях парламентских слушаний, посвященных проблемам питания населения РФ (апрель 2007 г.), были намечены пути решения этой проблемы: «К незамедлительным мерам наряду с усилением контроля качества пищевых продуктов в условиях крупных предприятий следует отнести создание независимых лабораторий, способных на современном уровне контролировать качество пищевых продуктов на малых и средних предприятиях».
Российской программой «Здоровое питание – здоровье нации» совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и стандартизации еще в 2005 г. была зарегистрирована и введена в действие система добровольной сертификации (СДС) пищевой продукции «Здоровое питание – здоровье нации». Это комплекс исследований, посредством которых независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям и высоким показателям качества и эффективности. Объектами сертификации в системе «Здоровое питание – здоровье нации» являются не только пищевые продукты, продукты специализированного питания, биологически активные добавки к пище, но и сырье для их производства.
В упомянутый выше «Ассортиментный перечень продуктов питания для школьников» включены продукты, подтвердившие высокое качество и медико-биологическую ценность в СДС «Здоровое питание – здоровье нации».
Оптимизация питания позволяет создать условия для оптимального физического развития детей и подростков, предупредить инфекционные и неинфекционные заболевания.