Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2010

Вне урока

Обучение с развлечением

Театр в начальной школе

Культура здоровья не дается человеку изначально, а является результатом его обучения и воспитания. Необходимо подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить правилам поведения в быту и умению принимать решения в экстремальных случаях.
Для этого подходят разнообразные виды деятельности, особенно те, которые влияют на творческие способности. Они помогают развитию смекалки, фантазии, способности самостоятельно мыслить, не теряться в трудных ситуациях.
Данную задачу успешно решает детский театр. В этом виде деятельности формируются умения работать в группе, принимать решения, проявлять творческие способности. Драматические постановки дают возможность ярко, в игровой форме изучать правила поведения, дорожного движения и ОБЖ.
Кроме того, возникают условия для самореализации личности, ребята учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, получают социальные и профессиональные знания; начинают осознавать главные человеческие ценности (дружбу, взаимопомощь, доброту, ответственность), ориентироваться в нравственных нормах, вырабатывать свою жизненную позицию. Такая деятельность способствует развитию коммуникации, умения слушать и понимать партнера, договариваться, выражать свои мысли.

Старые сказки на новый лад

Вначале можно использовать небольшие постановки. Например, «Репку» на новый лад, где дети узнают о необходимости утренней зарядки, без которой у главных героев нет сил, чтобы вытянуть репку. В другом варианте сказки дед вместо репки вытаскивает различные овощи, которые рассказывают о своих полезных свойствах. Тема пьесы «Секреты здоровья» – важность личной гигиены. Очень любят ребята сказку Б.Заходера «Мишка-топтыжка» о неуклюжем медвежонке, который благодаря физкультуре и помощи друзей стал сильным и ловким. Веселый смех вызывают постановки про чумазую девочку и грязнулю Вовку, которого похитили злые пауки.
На следующем этапе пригодится «Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности» Е.М. Миткалевой. Сюда входят небольшие пьесы в стихотворной форме. Спектакль «Пожар в лесу» рассказывает, как звери баловались со спичками, в результате чего возник пожар. Дружба, взаимопомощь и грамотное поведение помогли справиться с бедой. А в сказке «Балда на дороге» ребята видят, как важно знать правила движения. И помогают им в этом милиционер, Баба-яга, скоморох и ожившие дорожные знаки.
Работа по созданию спектакля сплачивает учителя, детей и родителей. Ведь именно мамы и папы помогают готовить костюмы, декорации и подбирать музыку.
Деятельность по развитию творческих способностей детей позволяет нетрадиционно подойти к процессу обучения и воспитания, ведь, по словам В.А. Сухомлинского, нельзя забывать: «к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит заполнить, а как к факелу, который необходимо зажечь».

Друзья Мойдодыра

Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом главном для каждого из нас – о здоровье. Народная мудрость гласит: «Если человек здоров, ему всегда хорошо работается, он бодрый, веселый и жизнерадостный».
(На сцене появляется почтальон, который приносит письмо и вручает его ведущему.)

Ведущий (читает: Ю.Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».)

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свидания!

Что-то подпись неразборчива, кто бы это мог быть?
(Дети предполагают, что это Мойдодыр.)
(На сцене появляется Мойдодыр.)

Мойдодыр. А вот и я. Решил сам проверить: все ли заботятся о своем здоровье или требуется мое вмешательство? Ведь я всегда говорил, что (читает отрывок из сказки К.Чуковского):

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

(По мере того, как Мойдодыр называет предметы, появляются Мыло, Зубная паста, Щетка и Расческа.)

Зубная щетка.

Я – костяная спинка,
на брюшке щетинка,
По частоколу прыгаю, всю грязь выгоню!

Мыло.

Я маленький, я гладенький,
душистый и смешливый,
И мыльной пеной брызгаю,
как дикий конь ретивый!

(Пускает мыльные пузыри.)

Гребешок.

Я зубаст, но не кусаюсь,
Гребешком я называюсь!

Паста.

Будьте аккуратны,
забудьте про лень,
Чистите зубы два раза в день!

(Под веселую музыку на сцену выходит чумазая девочка в грязном платье со скакалкой в руках.)

Девочка.

Ой, а вы кто?
Инопланетяне, что ли?

(Разыгрывается стихотворение Агнии и Павла Барто «Девочка чумазая».)

Все вместе (удивленно):

Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки.

Девочка (рассматривая руки).

Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.

Все (глядя на девочку).

Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.

Девочка.

Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.

Все.

Ах ты, девочка чумазая,
Где ты пятки так измазала?

Девочка.

Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
Вот они и загорели.

Все.

Ой ли, так ли?
Так ли дело было?

Мойдодыр.

Отмоем все до капли.
Ну-ка дайте мыло.
Мы ее ототрем.

(Звучит веселая музыка. Девочку уводят за ширму, из-за которой летят щетки, губки, полотенца, а девочка в это время переодевается.)

Зубная паста.

Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Царапалась, как кошка.

Девочка.

Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!

Все (выводят красивую девочку и подводят к зеркалу).

Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
И ладошки отмылись,
И носик, и пятки!
Ведь это была грязь.

Девочка.

Теперь я знаю, кто вы!
Вы – мои друзья!

(Дети исполняют песню «Все в порядке».)

Репка

(На сцене домик, рядом огород. Выходит мышка с гантелями и делает зарядку.)

Мышка.

Понедельник, 7 утра!
Всем давно вставать пора!
Все по порядку: стройся на зарядку!
Стойка «смирно», руки вниз,
Гнись пониже, не ленись!
Ну-ка вместе: бег на месте.
Раз, два, три, четыре – стой!
Кто с зарядкой дружит смело,
Кто с утра прогонит лень,
Будет сильным, и умелым,
И веселым целый день!

(Мышка уходит.)

Ведущий.

Возле дома огород, бабка с внучкой у ворот.
Жучка, хвост колечком, дремлет у крылечка.
На крыльцо выходит дед,
он в большой тулуп одет,
Из открытого окна деду музыка слышна:
«На зарядку, на зарядку становись!».

Дед.

У меня здоровье крепкое,
посажу-ка лучше репку я!

(Герои выполняют действия, озвучиваемые ведущим.)

Ведущий. Лопату берет, идет в огород.

Бабка.

И у бабки без зарядки,
слава богу, все в порядке!

Внучка.

Без зарядки проживу,
с понедельника начну.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Ведущий. Жучка за кошкой, кошка в окошко. Выходит мышка в спортивных штанишках, майка на теле, в лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать,
Бегемота поднимать!

Ведущий. Бегает, прыгает, лапками дрыгает.

(Дед возвращается.)

Дед. Ох, умаялся с утра…

Бабка. Да и мне на печь пора.

(Под песню И.Дунаевского из к/ф «Веселые ребята» тикают часы, день сменяет ночь, а ночь – день)

Ведущий.

На крылечке снова дед.
Видит репку в огороде
и себе не верит вроде!
Стал он возле репки, репка выше кепки!

Дед.

Эх, бульдозер бы сюда, без него совсем беда!

Ведущий. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка.

Я сейчас.
Ай да репка удалась!

Ведущий. Тянут- потянут…

Дед.

Как тянуть, с какого боку!
Выйди, внучка, на подмогу!

Ведущий. Тянут-потянут…

Внучка.

Ломит спину, ноют ручки.
Нет, не справиться без Жучки.

Ведущий. Тянут-потянут…

Жучка.

Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!

Бабка.

Мышку кликнуть бы во двор!

Кошка.

Мышку звать?! Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами!

Ведущий. Тут из норки мышка прыг, ухватилась за турник!

Мышка.

Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!

Все вместе.

Раз и два! И три-четыре!
Станем всех сильнее в мире!
Будем в цирке выступать,
Бегемотов поднимать!

Мышка.

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку… вытянули репку!

Все. Чтоб здоровым быть и ловким, занимайтесь тренировкой!

(Исполняют песню о дружбе.)

В конце праздника главные герои дают советы зрителям:

Мы желаем вам, ребята,
быть здоровыми всегда!
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
руки вымойте водой!
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь –
это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
по возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
и легко вам будет жить!

Рисунки Е.Медведева

Татьяна Сапунова ,
учитель начальных классов,  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 198,  Москва