Обучение с развлечением
Театр в начальной школе
Культура здоровья не дается
человеку изначально, а является результатом его
обучения и воспитания. Необходимо подготовить
ребенка к самостоятельной жизни, научить
правилам поведения в быту и умению принимать
решения в экстремальных случаях.
Для этого подходят разнообразные виды
деятельности, особенно те, которые влияют на
творческие способности. Они помогают развитию
смекалки, фантазии, способности самостоятельно
мыслить, не теряться в трудных ситуациях.
Данную задачу успешно решает детский театр. В
этом виде деятельности формируются умения
работать в группе, принимать решения, проявлять
творческие способности. Драматические
постановки дают возможность ярко, в игровой
форме изучать правила поведения, дорожного
движения и ОБЖ.
Кроме того, возникают условия для самореализации
личности, ребята учатся сотрудничать со
взрослыми и сверстниками, получают социальные и
профессиональные знания; начинают осознавать
главные человеческие ценности (дружбу,
взаимопомощь, доброту, ответственность),
ориентироваться в нравственных нормах,
вырабатывать свою жизненную позицию. Такая
деятельность способствует развитию
коммуникации, умения слушать и понимать
партнера, договариваться, выражать свои мысли.
Старые сказки на новый лад
Вначале можно использовать небольшие
постановки. Например, «Репку» на новый лад, где
дети узнают о необходимости утренней зарядки,
без которой у главных героев нет сил, чтобы
вытянуть репку. В другом варианте сказки дед
вместо репки вытаскивает различные овощи,
которые рассказывают о своих полезных свойствах.
Тема пьесы «Секреты здоровья» – важность личной
гигиены. Очень любят ребята сказку Б.Заходера
«Мишка-топтыжка» о неуклюжем медвежонке, который
благодаря физкультуре и помощи друзей стал
сильным и ловким. Веселый смех вызывают
постановки про чумазую девочку и грязнулю Вовку,
которого похитили злые пауки.
На следующем этапе пригодится «Сборник
сценариев по основам безопасности и
жизнедеятельности» Е.М. Миткалевой. Сюда входят
небольшие пьесы в стихотворной форме. Спектакль
«Пожар в лесу» рассказывает, как звери
баловались со спичками, в результате чего возник
пожар. Дружба, взаимопомощь и грамотное
поведение помогли справиться с бедой. А в сказке
«Балда на дороге» ребята видят, как важно знать
правила движения. И помогают им в этом
милиционер, Баба-яга, скоморох и ожившие дорожные
знаки.
Работа по созданию спектакля сплачивает учителя,
детей и родителей. Ведь именно мамы и папы
помогают готовить костюмы, декорации и подбирать
музыку.
Деятельность по развитию творческих
способностей детей позволяет нетрадиционно
подойти к процессу обучения и воспитания, ведь,
по словам В.А. Сухомлинского, нельзя забывать: «к
школьнику нужно относиться не как к сосуду,
который предстоит заполнить, а как к факелу,
который необходимо зажечь».
Друзья Мойдодыра
Ведущий. Сегодня мы
собрались, чтобы поговорить о самом главном для
каждого из нас – о здоровье. Народная мудрость
гласит: «Если человек здоров, ему всегда хорошо
работается, он бодрый, веселый и жизнерадостный».
(На сцене появляется почтальон, который
приносит письмо и вручает его ведущему.)
Ведущий (читает: Ю.Тувим. «Письмо
ко всем детям по одному очень важному делу».)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свидания!
Что-то подпись неразборчива, кто бы это
мог быть?
(Дети предполагают, что это Мойдодыр.)
(На сцене появляется Мойдодыр.)
Мойдодыр. А вот и я. Решил сам
проверить: все ли заботятся о своем здоровье или
требуется мое вмешательство? Ведь я всегда
говорил, что (читает отрывок из сказки
К.Чуковского):
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
(По мере того, как Мойдодыр называет
предметы, появляются Мыло, Зубная паста, Щетка и
Расческа.)
Зубная щетка.
Я – костяная спинка,
на брюшке щетинка,
По частоколу прыгаю, всю грязь выгоню!
Мыло.
Я маленький, я гладенький,
душистый и смешливый,
И мыльной пеной брызгаю,
как дикий конь ретивый!
(Пускает мыльные пузыри.)
Гребешок.
Я зубаст, но не кусаюсь,
Гребешком я называюсь!
Паста.
Будьте аккуратны,
забудьте про лень,
Чистите зубы два раза в день!
(Под веселую музыку на сцену выходит
чумазая девочка в грязном платье со скакалкой в
руках.)
Девочка.
Ой, а вы кто?
Инопланетяне, что ли?
(Разыгрывается стихотворение Агнии и
Павла Барто «Девочка чумазая».)
Все вместе (удивленно):
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
Девочка (рассматривая руки).
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Все (глядя на девочку).
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
Все.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты пятки так измазала?
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
Все.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Мойдодыр.
Отмоем все до капли.
Ну-ка дайте мыло.
Мы ее ототрем.
(Звучит веселая музыка. Девочку
уводят за ширму, из-за которой летят щетки, губки,
полотенца, а девочка в это время переодевается.)
Зубная паста.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Царапалась, как кошка.
Девочка.
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Все (выводят красивую девочку и
подводят к зеркалу).
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
И ладошки отмылись,
И носик, и пятки!
Ведь это была грязь.
Девочка.
Теперь я знаю, кто вы!
Вы – мои друзья!
(Дети исполняют песню «Все в порядке».)
Репка
(На сцене домик,
рядом огород. Выходит мышка с гантелями и делает
зарядку.)
Мышка.
Понедельник, 7 утра!
Всем давно вставать пора!
Все по порядку: стройся на зарядку!
Стойка «смирно», руки вниз,
Гнись пониже, не ленись!
Ну-ка вместе: бег на месте.
Раз, два, три, четыре – стой!
Кто с зарядкой дружит смело,
Кто с утра прогонит лень,
Будет сильным, и умелым,
И веселым целый день!
(Мышка уходит.)
Ведущий.
Возле дома огород, бабка с внучкой у
ворот.
Жучка, хвост колечком, дремлет у крылечка.
На крыльцо выходит дед,
он в большой тулуп одет,
Из открытого окна деду музыка слышна:
«На зарядку, на зарядку становись!».
Дед.
У меня здоровье крепкое,
посажу-ка лучше репку я!
(Герои выполняют действия,
озвучиваемые ведущим.)
Ведущий. Лопату берет, идет в
огород.
Бабка.
И у бабки без зарядки,
слава богу, все в порядке!
Внучка.
Без зарядки проживу,
с понедельника начну.
Жучка. Поиграем лучше в прятки!
Кошка. Обойдемся без зарядки.
Ведущий. Жучка за кошкой, кошка
в окошко. Выходит мышка в спортивных штанишках,
майка на теле, в лапках гантели.
Мышка.
Раз и два! И три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать,
Бегемота поднимать!
Ведущий. Бегает, прыгает,
лапками дрыгает.
(Дед возвращается.)
Дед. Ох, умаялся с утра…
Бабка. Да и мне на печь пора.
(Под песню И.Дунаевского из к/ф
«Веселые ребята» тикают часы, день сменяет ночь,
а ночь – день)
Ведущий.
На крылечке снова дед.
Видит репку в огороде
и себе не верит вроде!
Стал он возле репки, репка выше кепки!
Дед.
Эх, бульдозер бы сюда, без него совсем
беда!
Ведущий. Тянет-потянет,
вытянуть не может.
Дед. Где ты, бабка?
Бабка.
Я сейчас.
Ай да репка удалась!
Ведущий. Тянут- потянут…
Дед.
Как тянуть, с какого боку!
Выйди, внучка, на подмогу!
Ведущий. Тянут-потянут…
Внучка.
Ломит спину, ноют ручки.
Нет, не справиться без Жучки.
Ведущий. Тянут-потянут…
Жучка.
Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!
Бабка.
Мышку
кликнуть бы во двор!
Кошка.
Мышку звать?! Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами!
Ведущий. Тут из норки мышка
прыг, ухватилась за турник!
Мышка.
Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!
Все вместе.
Раз и два! И три-четыре!
Станем всех сильнее в мире!
Будем в цирке выступать,
Бегемотов поднимать!
Мышка.
Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку… вытянули репку!
Все. Чтоб здоровым быть и
ловким, занимайтесь тренировкой!
(Исполняют песню о дружбе.)
В конце праздника главные герои дают
советы зрителям:
Мы желаем вам, ребята,
быть здоровыми всегда!
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
руки вымойте водой!
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь –
это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
по возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
и легко вам будет жить!
Рисунки Е.Медведева
Татьяна Сапунова , учитель начальных классов, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 198, Москва
|