Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2010

Технология

Мой веселый, звонкий мяч...

Физическое и духовное воспитание находятся в тесной взаимозависимости. А ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Подвижные игры с мячом не только доставляют ребенку удовольствие, но и способствуют его всестороннему развитию. Главное условие – родители и педагоги должны их правильно подобрать и организовать соответственно возрасту и возможностям маленького человечка

Фото А.Степанова

Целостный подход

Важную роль в формировании личности играет дошкольное образование. Его ведущим принципом должно быть развитие и укрепление духовных и физических сил, содействующее самореализации, самосовершенствованию и успешной социализации. Детсадовский период – один из самых ответственных в жизни человека. Воспитание, происходящее на данном этапе, создает уровень здоровья ребенка и фундамент культуры будущего взрослого.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались еще мыслители древности – Греции, Китая, Индии. Они отмечали наличие связи между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами.
Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности содержится в работах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. А в созданной П.Ф. Лесгафтом системе воспитания физические и духовные силы являются разными сторонами единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа».
Благодаря целостному подходу к воспитанию дошкольников становится возможным рассматривать роль движений в эстетическом, интеллектуальном, нравственном и эмоциональном развитии. Таким образом, всесторонее развитие осуществляется при комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека.

Средство самовоспитания

Игра всегда выступает сразу как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она доставляет ребенку сиюминутную радость, служит средством удовлетворения его актуальных потребностей. С другой – игра всегда направлена в будущее, так как в ней прогнозируются и моделируются жизненные ситуации либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения сознательных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма.
В игре ребенок живет и порой воспринимает ее ярче, чем реальную жизнь.
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда дошкольник не ощущает себя объектом влияния взрослого, будучи полноценным субъектом деятельности. Здесь дети сами стремятся к преодолению трудностей, самостоятельно ставят и решают задачи. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Подвижные игры

Учет возрастных особенностей дошкольников (недостаточности развития мышц, некоторой неустойчивости сердечной деятельности, повышенного обмена веществ, несовершенства в координации, силе и ловкости движений, быстрой утомляемости, низкого уровня волевых и других качеств, малого запаса знаний о своих возможностях) дает нам основание для широкого применения в процессе воспитания подвижных игр. С одной стороны, они являются ведущим методом формирования физической культуры, с другой – в таких играх малыш реализует свободу действий.
Суть подвижной игры – борьба с препятствиями на пути к достижению цели, возникающая постоянно и в самом разнообразном виде. Изменчивость игровых условий при взаимодействии в команде и в конкуренции с противником требует постепенного приспособления движений к новым ситуациям, поэтому формируются гибкие и пластичные двигательные навыки.
Игры приобретают воспитательно-образовательное значение тогда, когда они отбираются, уточняются по содержанию и оформляются в педагогических целях. Даже в процессе подготовки к школе воспитатели и психологи, помимо занятий по программе ДОУ, используют специальные развивающие и коррекционные игры.
Подвижные игры обладают широкими возможностями, так как их условия облегчают формирование произвольного поведения: движения подчиняются необходимости соблюдения правил; многие игры носят сюжетно-образный характер, и тогда движения служат средством выполнения определенной роли; действия осуществляются ребятами совместно и одновременно, а подражательность помогает им быстро осваивать требования самой игры или воспитателя; наглядность правил позволяет малышу контролировать их выполнение вначале в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно дошкольник сам начинает предъявлять к себе определенные требования добровольно, без нажима.
Особая роль отводится спортивным играм с мячом. Они относятся к отдельной группе, поскольку в сверстниках ребенок видит не партнеров по совместным действиям, а конкурентов, претендентов на общие игрушки, и как следствие – возникают постоянные конфликтные ситуации. В остальных играх специальное оборудование отсутствует либо дети получают инвентарь в установленном порядке, поэтому конфликты исключаются.
В играх с мячом дети должны не только ориентироваться на систему требований, но и осуществлять командные взаимодействия. В них проявляется истинная произвольность поведения, заключающаяся прежде всего в сдерживании желаний и подчинении целям коллектива, так как ребенок вынужден считаться с тем, что, например, не он один хочет играть с мячом, попадать им в ворота (корзину), его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради ее интересов малышу часто приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, находящемуся в более благоприятных для успешного завершения ситуации условиях. Соподчинение и согласование действий участников происходит соответственно правилам, а роли имеют характер определенных функций (защитник, нападающий и др.).

Фото А.Степанова

Старинная забава

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. Не исключение и Россия, где забавы с мячом известны с незапамятных времен. Тогда мячи были мягкими.
Современные мячи различаются по размерам и назначению: для волейбола, баскетбола, футбола, тенниса, водного поло, регби и других игр. У каждой игры своя история.
Материалы для мячей также используются разные. Зато форма всегда одна и та же – круглая, за исключением овального (как дыня) мяча для регби.
Уже в XVIIIXIX веках огромную роль мяча в воспитании ребенка стали отмечать педагоги. Например, Ф.В. Фребель (1782–1852) ядром педагогики детского сада считал игру. Для развития малыша в самом раннем возрасте ученый предложил шесть «даров», основным из которых является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и белый. Каждый подвешивается на ниточке. Мать показывает ребенку разные шарики, формируя таким образом его умение различать цвета. Раскачивая мячик в стороны и, соответственно, приговаривая «вперед – назад», «вверх – вниз», «вправо – влево», она воспитывает у малыша пространственные представления. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая «есть мячик – нет мячика», мама знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обычный мяч может давать малышу разнообразие впечатлений и действий, простейшие из которых, на наш взрослый взгляд, оказываются исключительно полезными. Они развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и мышление. И зачастую ребенок сам подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Мяч – предмет наблюдения и экспериментирования. Исследование качеств и свойств разных вещей имеет для маленького ребенка огромное значение. Так он знакомится с миром, в котором живет, и опытным путем осваивает его. Детские открытия закономерностей предметного мира невероятно оригинальны. Например, теннисный мяч можно удерживать одной рукой, а большой надувной – только двумя. Крупный мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. На папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а на детской – шарик для пинг-понга. А как здорово бросать мяч с брызгами в воду, слушать звук хлопанья об пол или землю, асфальт или песок или звон бубенчика внутри мячика. Но самое увлекательное занятие для малышей – катание мячика, сначала руками, а потом ногами. И тут годовалый ребенок обнаруживает, что маленький мяч в броске проскакивает между ручками, а с мягким тряпичным не хочется расставаться. А попасть по мячу ногой и направить его к цели не так-то просто.
Все эти открытия в раннем и дошкольном детстве ребенок делает сначала в значительной степени бессознательно, а взрослея – более осознанно. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для него основой важных самостоятельных наблюдений.
Постепенно самодостаточная игрушка становится средством общения. Еще не говорящий малыш приглашает папу поиграть с ним в мячик. Дальше появляется желание не просто бросать и катать его, а делать это определенным образом или с конкретной целью. Например, спускать с горки, закатывать в ворота, закидывать в корзину или кольцо. Бросать и катать мяч друг другу, гонять в футбол и играть в вышибалы можно, только договорившись. Мяч становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать.
Дети очень любят заниматься с мячом под музыку и заучивая стихотворения. Все это содействует эстетическому воспитанию. Ребята под ритм начинают глубже чувствовать свои движения, стараясь сделать их более точными, красивыми.
Мяч – это не только формирование ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. И сегодня он не должен потерять свой статус «друга детства». Подвижные игры с мячом являются средством гармонического развития, школой управления своим поведением, способствуют хорошим взаимоотношениям, благополучному эмоциональному состоянию.
И наша задача – создать все условия для того, чтобы мяч стал для малышей в самом деле тем ярким и светлым спутником, который они пронесут через свое детство. Ведь ребятам, чтобы они были здоровыми, очень важно стать счастливыми!

Рисунки Е.Медведева

Ольга Семенова ,
воспитатель  ДОУ комбинированного вида № 1697, Москва