Коллаж В. Евладенко
Цели: проверить знания и
навыки, полученные в течение учебного года;
прививать любовь и интерес к здоровому образу
жизни.
Оформление: плакаты с высказываниями о
здоровье и спорте; альбомы лекарственных
растений; иллюстрации и тезисы о ягодных
растениях болот; стол с вареньями, джемами,
булочками, соками, морсами из ягод, растущих на
наших болотах; свежие ягоды брусники, клюквы,
морошки, голубики.
(Звучит музыка.)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Будьте
здоровы! (Всегда здоровы!) Сегодня у нас
праздник – день здоровья.
I. Экологическая игра «Мир вокруг
нас»
Ребята делятся на 4 команды, командам
вручаются маршрутные листы. Участники должны
посетить 4 станции, где они получают баллы в
зависимости от правильности выполнения задания.
Станция 1. Кто живет в лесу?
1. Назовите нормы поведения в лесу.
– Нельзя шуметь и кричать, т.к. это
может вспугнуть птиц, сидящих в гнездах, и
животных.
– Осторожно обращаться с огнем: костры разводить
на старых кострищах вдали от деревьев.
– Не мусорить.
– Не рвать растения (цветы), не ломать деревья.
– Не разрушать гнезда и норы.
– Не разорять муравейники.
– Не пинать грибы; и т.д.
2. Загадки про животных.
Какой зверь зимой рождает потомство? (Медведь.)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж.)
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Фото с сайта nnm.ru
Какие птицы выводят птенцов в любое
время года, даже зимой? (Клесты.)
Кого «ноги кормят»? (Волк.)
3. Устами младенца (знакомые
незнакомцы).
Ведущий зачитывает четыре определения
растения. Если участники отгадывают после
первого определения – получают 4 балла, после
второго – 3 балла и т.д.
1. Может жить до 2000 лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и
становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что на его ветвях сидит русалка. (Дуб.)
1. Всегда зеленая или голубая.
2. Из древесины делают струнные музыкальные
инструменты.
3. Зимой птицы на таком дереве строят гнезда и
высиживают птенцов.
4. Она теневыносливая. В таком лесу всегда
темно и сыро. Там много лишайников. (Ель.)
1. Выделяет фитонциды, убивающие
болезнетворные бактерии.
2. Из нее самые лучшие дрова.
3. Из коры делают много полезных вещей.
4. Это – самое любимое русское дерево. (Береза.)
1. У нее листья сверху зеленые, а
снизу бархатные и серебристые.
2. Она «отсасывает» отрицательную энергию,
поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Она быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры ее любят и заготавливают на зиму. (Осина.)
1. Ягоду хорошо есть с медом, но после
морозов она вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора ягодного куста целебная.
4. У нее есть родственница с блестящими черными
плодами – городовина. (Калина.)
1. С ее цветков собирают лучший мед.
2. Из нее делают ложки и плетут лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)
1. Это – розоцветное растение.
2. Плоды – очень мелкие яблочки.
3. Хорошо помогает при болезнях сердца.
4. Птички там любят вить гнезда, потому что у
него много колючек. (Боярышник.)
Станция 2. Цветочный город
Задания:
1. По иллюстрациям и на живых
объектах определить декоративные растения.
2. Рассказать о правилах ухода за комнатными
растениями.
3. Назвать способы размножения комнатных
растений.
Станция 3. Зеленая аптека
1. Команде показывают лекарственные
растения. Необходимо их назвать и рассказать, в
каких случаях какая часть растений применяется в
медицинских целях.
2. Ответить на вопросы:
Листьями какого лекарственного
растения лечат неврозы и порезы? (Подорожник.)
Листочки парные, цветки янтарные,
плоды коварные: и лечат, и калечат. (Зверобой.)
Путник часто ранит ноги, вот и
лекарь у дороги. (Подорожник.)
Не корень, а в земле, не хлеб, а на
столе. И к пище приправа, и на микробы управа. (Чеснок.)
Сок какого лекарственного
растения останавливает кровотечения? (Пастушья
сумка.)
Где-то в чаще дремучей, за оградой
колючей, у заветного местечка есть волшебная
аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке.
(Шиповник.)
На болоте, на логу витамин зарыт в
снегу. (Клюква.)
Какое лекарственное растение
появляется ранней весной и без листьев? (Мать-и-мачеха.)
Был рыжий Ванек, кудрявый паренек,
стал седой и белобрысый, ветер дунул – глядь, он
лысый. (Одуванчик.)
Маршрутный лист
Название станции |
Количество
заработанных баллов |
Лучшие участники |
1. Кто живет в лесу? |
|
|
2. Цветочный город |
|
|
3. Зеленая аптека |
|
|
II. Спортивный час
1. «Гонки сороконожек»
Играющие делятся на две команды и
выстраиваются в затылок друг другу, положив руки
на пояс стоящих впереди. У противоположной стены
ставят стул, который цепочка играющих должна
обогнуть, а потом вернуться обратно. Если цепочка
разорвалась, ведущий может засчитать команде
поражение. Задание можно усложнить и сделать
более смешным, если команды будут передвигаться,
полуприсев, если обе команды будут выполнять
задание одновременно.
2. «Вперед по дощечке»
В игре участвуют две команды по 4–5
человек. У каждой команды – две одинаковые
дощечки (или кусочки картона одинаковой формы).
По команде игрок кладет перед собой дощечку,
встает на нее (не мимо) обеими ногами, кладет как
можно дальше вторую дощечку, переходит на нее и
так далее. Таким образом необходимо как можно
раньше добраться до финиша. От него игрок бегом
возвращается на стартовую площадку, передает
дощечку следующему игроку.
3. «Петушки»
Играющие делятся на две команды. Из
каждой команды выходят по два игрока. Становятся
в очерченный на полу круг (обруч) диаметром два
метра.
Требуется: прыгая на одной ноге, держа руки за
спиной, вытолкнуть толчками плеча своего
противника из круга или заставить его встать на
обе ноги. Выигрывает команда, большее количество
игроков которой оказались победителями.
4. «Снежные комья»
В подвешенную (или стоящую на полу)
корзину нужно забросить с расстояния 6–7 шагов
шесть снежных комьев – теннисных мячиков. У кого
больше попаданий, тот и выигрывает.
5. Эстафета со скакалками
6. Спортивная викторина
1. Беготня на природе. (Кросс.)
2. Общее название бега лошади. (Аллюр.)
3. Подколка фехтовального противника. (Выпад.)
4. Резиновый плоский диск черного цвета. (Шайба.)
5. Резкое увеличение темпа. (Рывок.)
6. Растянутая авоська. (Батут.)
7. Полотнище или гибкая пластина для
преобразования энергии ветра. (Парус.)
8. Королева мужского пола. (Ферзь.)
9. Спортивные соревнования на специально
подготовленных автомобилях. (Ралли.)
10. Выбивание ковра с помощью лопаток. (Самбо.)
11. Палка-черпалка. (Весло.)
12. Начало, исходный пункт любого соревнования
на скорость. (Старт.)
13. Место для коровьего танца. (Каток.)
14. Легкоатлетический снаряд для метания. (Копье,
диск.)
15. Драка на три минуты. (Раунд.)
16. Лодка из цельного ствола дерева, или каркас,
обтянутый кожей. (Каноэ.)
17. Дюймовочка в клетке. (Пешка.)
18. Спортивный переходящий приз. (Кубок.)
III. «Аптекарские болота»
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня
мы с вами отправимся по болотам нашего родного
края. И не только поговорим об удивительных
лакомствах, ягодах, но и попробуем их. Вы уже
знаете, что на хорошем болоте растут ягоды
здоровья. Какие это ягоды? (Клюква, брусника,
морошка, голубика, черника, княженика.)
Клюква – щедрая ягода, ягода здоровья.
Неисчерпаемы запасы клюквы на болоте. Она хорошо
сохраняется, избавляет от многих болезней,
является жаропонижающим и прохладительным
средством (Как выглядит клюква? Когда она
созревает? Что готовят из клюквы?)
Журавлиная ягода
Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах – будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
– Скоро в путь! Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу –
В долгий и нелегкий перелет.
Фото с сайта www.sonnik.sawin.com.ru
Брусника – сладкие, крупные
ярко-красные ягодки, вобравшие в себя ароматы
мхов и хвои. Издавна люди знают о целебных
свойствах брусники. Заваривают брусничный чай
или готовят отвары, обладающие противомикробным
и противовоспалительным действием. (Где растет
брусника? Когда дозревает? Что из нее готовят?)
Черника – ягода чудодейственная! В плодах
есть сахар и витамин С. Недаром говорится:
«Положи чернику в рот – избавишься от хвори на
целый год».
Черничный компот
Я спросил у Васи:
– Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
– Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловый рот!
Фото с сайта fitoapteka.com
Подводятся итоги работы. Ребята
обобщают, какое значение имеют аптекарские
болота в жизни людей. Какой вывод они сделали для
себя лично.
Учитель. Наш праздник подошел к
концу. А можно ли здоровье продлить? Каким
образом? Посмотрите друг на друга: какие вы
веселые и радостные! А сколько витаминов сегодня
получили! Надо стремиться в жизни к тому,
чтобы каждый день был днем здоровья! Сегодняшний
праздник я хочу закончить песней, автор слов –
Игорь Тютюкин.
Целебная страна
Фото с сайта nixa-xa.ru
Я снова иду по целебной стране,
Чудесная музыка слышится мне.
И тот, кто встречает меня на пути,
Мне дарит любовь, помогая идти.
Желание жить укрепляет ручей.
Упорно трудиться зовет муравей.
Спокойствию учит чистейший родник.
Внушает уверенность гриб-боровик.
Огромное солнце тепло свое шлет.
Свобода ветров увлекает вперед.
Гармонию пью я, и светом дышу,
И новому счастью навстречу спешу.
Мне силы дают великаны-леса,
И свежестью ум наполняет роса.
Я в ласковых травах купаюсь, смеясь,
С природой чудесную чувствуя связь.
(При подготовке праздника
использован материал Л.Чепиковой «День
здоровья»)