Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2010

Из первых рук

Время обобщать опыт

Создание здоровьеформирующей среды – важнейшая задача образовательного учреждения. На сегодняшний день требуются обобщение и систематизация опыта работы учебных заведений в данном направлении, взаимодействие различных структур, контакты между отдельными организациями. Этому и была посвящена Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз», которая состоялась в марте по инициативе Московского гуманитарного педагогического института (МГПИ) при поддержке Департамента образования Москвы

В конференции участвовали более 200 человек из Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского и других регионов страны. Более половины из них – педагоги, психологи, медики и администраторы. Здесь были также руководители и сотрудники органов управления образованием и здравоохранением Москвы, представители институтов развития образования, ведущих вузов, научной и педагогической общественности страны.
На мероприятии освещались управленческие, педагогические, психологические, медицинские и социальные вопросы и решались задачи методологического, организационного и научно-методического характера. В частности, системный подход к организации здоровьесберегающей работы в образовании, проблема подготовки специалистов к деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников. Особое внимание уделялось координации здоровьесберегающей деятельности в системе непрерывного образования, а также здоровью педагога.
С приветственным словом к участникам обратились начальник Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы И.А. Петрунина и ректор МГПИ, доктор педагогических наук, проф. А.Г. Кутузов.
На пленарном заседании выступили директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, д.м.н., проф. В.Р. Кучма, главный научный сотрудник ФГУ ФНКЦ ДГОИ, директор НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, д.м.н., проф. С.М. Чечельницкая, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ, к.п.н. Т.Н. Ле-ван. В работе заседания также участвовали гости из регионов: профессор кафедры физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля Ивановской государственной медицинской академии, ведущий научный сотрудник лаборатории МГПИ, д.м.н. Н.Н. Нежкина, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета, д.б.н., проф. Э.М. Казин и заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании Нижегородского института развития образования, д.б.н., проф. О.С. Гладышева.

Состоялось пять мастер-классов, в том числе по технологии психофизической тренировки, по созданию системной здоровьесберегающей деятельности в Московской школе здоровья № 97, по организации междисциплинарного мониторинга здоровья на базе столичной школы № 335, по вопросам психосексуальной сферы, по проблемам организации профилактической работы.
На конференции рассматривали здоровьесберегающие компетенции педагогических работников. Несмотря на то что проблема осталась открытой, сотрудники лаборатории МГПИ продолжают ее разработку, и полномочия и обязанности преподавателей определятся уже в ближайшее время. Так что вскоре появится единый подход к участию преподавателя в деле заботы о здоровье воспитанников и учащихся.
В ходе дискуссии также была сделана попытка привести к общему знаменателю основные понятия по здоровьесберегающей деятельности в образовании. Итогом конференции стала идея глоссария базовых терминов и понятий в данном направлении. В рабочую группу по его созданию вошли ведущие ученые разных научных школ.
Участникам была предложена для обсуждения модель координации здоровьесберегающей деятельности в системе непрерывного образования «детский сад – школа – вуз».
Ее дальнейшее усовершенствование поручили провести Московскому гуманитарному педагогическому институту.
Еще одним важным решением оказалась разработка программы мероприятий по пропаганде ЗОЖ и охране здоровья педагогов. Одним из них станет городской конкурс «Здоровье в имидже современного педагога», который будет проводиться МГПИ при поддержке Департамента образования в октябре–ноябре 2010 года.

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Машутка». Если Вы решили приобрести качественные вязаные вещи для своего ребенка, то оптимальным решением станет обратиться в интернет – магазин «Машутка». На сайте, расположенном по адресу www.Maschutka.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать детские кофты, платья и костюмы по выгодным ценам. Более подробную информацию Вы сможете узнать на сайте www.Maschutka.Ru.

(Фото автора)

Татьяна Ле-ван ,
МГПИ