Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2010

Вместе с психологом

Я подумаю об этом завтра

Еще одна статья из цикла «Размышления подросткового психолога». Педагоги и родители непременно хотят передать детям ценности здорового образа жизни – сокращенно ЗОЖ.Но как не растерять за названием и аббревиатурой то, что действительно важно современным школьникам? Как избежать морализаторства и скуки, призывая ребят воспитывать в себе только хорошие привычки? Как самому взрослому стать примером и образцом для подростков?

Фото с сайтов www.allpics.ru, www.kino.vl.ru

– Расскажи, Натка, интересное, –   попросил обиженно октябренок Карасиков. – А то вчера Роза обещала рассказать  интересное, а сама рассказала,  как мыть руки да чистить зубы.

Аркадий Гайдар. Военная тайна

На пустынном пляже бодрая старуха делала зарядку. Она только что вылезла из воды, взобралась по крутому бетонному гребню на цепко раскоряченных ногах и делала зарядку, да не обычную, а какую-то чудную, вроде китайской гимнастики ушу. Старуха и была похожа на старого желтого китайца. Видно было, что она из тех людей, кто до старости в спортивных рейтузах и с рюкзаками на спинах взбираются на камчатские сопки. Из тех старух, что лет тридцать уже не едят мяса, рыбы, яиц, орехов, грибов, кофе, чая, – потому что все это вредно. Из тех старух, которые завтракают горсткой сырого геркулеса, запаренного кипятком, а обедают куском вареной свеклы, ну и так далее. <…> Словом, из тех. Они действительно молодчаги и в девяносто лет свернутся вам в любую позу йоги, но говорить с ними почему-то совершенно не о чем, кроме как о йоге, клизмах, уринотерапии и лечебном голодании.

Дина Рубина.

Один интеллигент уселся на дороге

Запланированная тема

Я школьный психолог, который очень любит свою работу. И я стараюсь, чтобы мои уроки психологии были интересными для старшеклассников. Подросткам они нравятся – не только потому, что здесь нет оценок (а значит, и ошибиться не страшно), и не только из-за того, что мы часто смеемся и играем. Есть много проблем, которые по-настоящему волнуют мальчишек и девчонок, – они любят, когда с ними говорят о них самих – их характере, взаимоотношениях, способностях...
Часто школьники сами предлагают темы для обсуждений, но некоторые вопросы нам «положено» изучить по плану. Обычно это не вызывает у меня никаких трудностей: все проблемы важны, и любую из них можно сделать интересной и увлекательной.
Я хочу рассказать вам историю урока, который заставил меня потом много думать и сомневаться. Причем не в правильности, а в актуальности для подростка тех ценностей и идей, которые мы так старательно декларируем и возводим в абсолют.
С точки зрения взрослого мы, безусловно, правы, когда говорим, что здоровье – это несомненная ценность, а ЗОЖ – верный путь к его достижению и сохранению. И, конечно, необходимо мыть руки перед едой, делать зарядку, соблюдать режим дня, правильно питаться, много времени проводить на свежем воздухе и спать не менее восьми часов.
Тема о здоровье – одна из «положенных» по программе. Но вот что однажды из этого получилось.

Жил-был Пафнутий

Часто на занятиях мы используем не совсем обычные, творческие способы выполнения заданий. Вот и в тот раз мы начали с того, что всей группой сочинили рассказ про подростка, который не заботился о своем здоровье.
Ну, знаете, как это бывает – один начинает, придумывает первое предложение на заданную тему, за ним второй и так дальше по кругу, пока не получится целое повествование. В общем, коллективное творчество. Ох и смеялись мы!
Подросток Пафнутий – герой нашей истории – не мыл руки, не чистил зубы, ел много сладкого, жирного, острого и соленого и запивал это молоком, никогда не ходил на физкультуру, не проветривал комнату и не вытирал пыль, днем спал, а ночью играл в компьютерные стрелялки. Да, еще он пил и курил. Чего мы про него только не нафантазировали. Эта часть урока прошла живо и весело.
Конечно, всем было понятно, что так жить совершенно невозможно и неправильно – и никто из ребят не захотел оказаться на месте Пафнутия.

Рассказ наоборот и странный поворот

Но самое удивительное началось потом, когда мы стали составлять «рассказ наоборот» – про подростка, который заботился о своем здоровье. Знаете, что получилось? Приведу эту историю полностью. Героя мы назвали Арчибальдом.

Арчибальд проснулся за несколько минут до звонка будильника – годы тренировки сформировали у него особое чувство времени, и его организм работал лучше всяких часов. Эти несколько минут он потратил на осуществление плавного перехода от сна к реальности – потянулся (это полезно) и улыбнулся (новый день надо встречать улыбкой – это залог хорошего настроения). Когда прозвенел будильник, Арчибальд уже был полностью готов к подъему. Он встал, распахнул окно и радостно вдохнул свежий воздух. Стоит ли говорить, с каким удовольствием он умылся и почистил зубы!
Арчибальд вернулся в комнату и проделал уже привычный для себя комплекс упражнений утренней зарядки под бодрую музыку. Потом он принял контрастный душ. Затем позавтракал овсяной кашей, творогом и яйцом, выпил сок. Теперь можно было идти на занятия.
В школе он с легкостью посетил шесть уроков, получил несколько пятерок и пошел домой – в отличие от мальчишек, оставшихся за углом курить и обсуждать девочек из параллельного класса. Дома он пообедал полезной едой – обязательное первое, второе и компот. После этого Арчибальд отправился на тренировку. Тренер его очень хвалил и предлагал поехать на городские соревнования. Возвратившись домой, Арчибальд стал делать уроки. Еще он помог родителям по хозяйству, а вечером погулял с собакой (и заодно совершил вечернюю пробежку). Дома он собрал портфель, включил на один час компьютер (больше нельзя, вредно), немного почитал интересную книжку и лег спать. Ночью он спал здоровым, крепким сном.
Когда в положенное время прозвенел будильник, Арчибальд уже был полностью готов к подъему…

Уже где-то на середине рассказа меня стали терзать сомнения, а к концу – охватил легкий ужас. На лицах ребят тоже читалась какая-то растерянность. Мы сидели и переглядывались. Они привыкли относиться ко мне с доверием и уважением и пока воздерживались от высказываний. Еще был шанс спасти ситуацию – сказать: «Ну, наверное, каждый из вас хотел бы оказаться на месте Арчибальда. Ведь это умный школьник, заботящийся о своем здоровье, и из него совершенно точно вырастет успешный человек, который станет жить долго и счастливо». Можно было устроить голосование: «Кто за Пафнутия?», «А кто за Арчибальда?». И обсудить, чем Арчибальд лучше…

Коллаж В.Евладенко

Но я этого не сделала, на меня напала ужасная тоска. Арчибальд напомнил мне улыбающегося робота, и больше всего хотелось взять его за плечи и трясти до тех пор, пока он не не сделает что-нибудь неправильное. Тогда хотя бы стало ясно, что он живой. Пока же у меня такой уверенности не было.
Казалось странным, что Арчибальд ходит в школу. По всему получалось, что ему никак не меньше сорока, работает он директором крупной фирмы, носит безупречно отглаженные рубашки и стильный галстук. Он имеет жену, любовницу-модель и детей, которые получают образование за границей. У него дорогой автомобиль с водителем, вместо друзей – партнеры по бизнесу, а еще он контролирует артериальное давление, следит за своим весом и занят приобретением недвижимости в Черногории. Ох!
Мне трудно представить Арчибальда подростком. Есть ли у него друзья? Девушка? Бывает ли у него плохое настроение? Совершал ли он хотя бы иногда ошибки? Страдал ли? Прыгал ли он когда-нибудь с крыши гаража? Читал ли в детстве «Тома Сойера»? Опаздывал ли на урок? Пробовал ли он пиво? Сможет ли он нарушить режим, если у его друга случилась беда и нужна помощь? Рисовал ли он пятачок на маске от гриппа и бегал ли по школьному коридору, радостно хрюкая?
Пафнутий утрированно бессмертен. Кажется, он так хотел повзрослеть, что остался вечным ребенком. Арчибальд ограничен и упрощен до невозможности, сведен к функционированию по расписанию, давным-давно составленному для него заботливыми взрослыми. Интересно: что он будет делать, если по какой-либо причине его график будет нарушен? Например, тренировка не состоится? Не случится ли у него короткого замыкания или что там еще происходит в робототехнике?
Каждый из нас, сидящих на этом занятии, не был, конечно, ни Пафнутием, ни Арчибальдом. Мы ложились то поздно, то рано. Пробовали сигареты и даже алкоголь. Забывали мыть руки перед едой – и на них оставались тысячи (или даже миллионы?) бактерий. Прогуливали физкультуру, обманывали учителей и родителей, неправильно питались, до ночи сидели за компьютером, а утром не всегда делали зарядку.

Фото с сайтов www.uralpolit.ru, psyhoblog.com

Мы и они

Вся проблема в том, что разговоры о здоровье и ЗОЖ ведут люди, чей жизненный багаж сильно отличается от подросткового. В их опыте есть уже плохое самочувствие и болезни, общение с докторами и лечение, смерть близких и даже ровесников. Под страхом тяжелого заболевания и безвременной кончины поневоле забеспокоишься… В этой реальности здоровье и правда становится безусловной ценностью, одной из важнейших. И беречь его надо, и заботиться о нем.
Но в подростковой реальности все иначе. Большинству ребят не свойственно так сильно заботиться о своем здоровье – если, конечно, они не больны с детства или не воспитаны тревожными родителями, убедившими их пугаться каждого недомогания.
Сколько более важного (и правда важного!) есть в юные годы. Дружба, любовь, одиночество, настроение, отношения в семье, образование, будущая профессия. И отчаянное желание вырасти из детства, найти и обозначить себя как равного, взрослого, независимого и опытного.

Мое здоровье – это то, что я трачу, то, чем я пользуюсь, узнавая возможности своего тела и своей психики тоже. Я рискую – и я узнаю, что я есть. Мне только еще предстоит узнать о существовании допустимых границ, хотя во взрослом мире они давно известны. Я не хочу жить по расписанию, составленному старшими: это значит – вернуться назад, снова стать зависимым и маленьким, растерять всю свою свободу. Я тоже смогу сделаться разумным – потом, когда опыт выхода за рамки позволит и мне создать свою систему ценностей.
Мне гораздо важнее сейчас как можно лучше узнать себя, понять: что это за мир вокруг и где мое место в нем? Нравлюсь ли я себе таким? Нравится ли мне этот мир? Могу ли я что-то изменить в себе и в нем? Что я умею? Кому я дорог? Кто дорог мне? В чем смысл жизни, в конце концов? Неужели лишь в том, чтобы делать зарядку и чистить зубы?
«Будь нормальным, будь правильным, будь здоровым», – твердят мне старшие. Непременно буду, но чуть позже. Разве вы видели безупречных подростков? Да? Не иначе, у них было такое тяжелое детство, что им пришлось слишком рано повзрослеть…
Я хочу знать, кем я являюсь на самом деле, и не подменяйте серьезный разговор скучными декларациями и пустыми призывами. Уважайте меня, пожалуйста!

Подросток

Найти ответ

Я продолжаю размышлять, но пока у меня нет определенного ответа – я всего лишь школьный психолог. Я очень хочу найти середину между отрицанием и превознесением.
Я смотрю на подростков (дети помладше гораздо более послушны) и пытаюсь изобрести велосипед – ну вот как с ними вести беседу про здоровье, чтобы видеть неравнодушные глаза и безразлично кивающие головы? Чтобы вызывать не скуку и раздражение, а интерес? Чтобы не появилось у ребят желания сделать наоборот, ведь реакция протеста – такая мощная сила…
Я думаю о том, что разговаривать-то обязательно надо – но о том, о чем они спрашивают и чем интересуются. О том, что происходит в их жизни в настоящее время, в данный момент. Следует обсуждать проблемы, помогая им становиться самостоятельными, лучше понимать себя и окружающих, позволяя нести ответственность за свой выбор – но при этом и немного подстраховывать. И, конечно, нужно показывать пример взрослого человека, который, безусловно, заботится о своем здоровье и делает это не со страхом или превозмогая скуку, а с удовольствием. И у которого в жизни есть место многому другому – работе, творчеству, любви, общению, развитию… И вот всем этим он заражает и щедро делится. Как бы стать таким взрослым? Не Пафнутием, не Арчибальдом, а кем-то третьим?
И я понимаю, что, прежде чем говорить с подростками о серьезном, необходимо разобраться самому: что это за мир вокруг меня и где мое место в нем?

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук