Профилактика вирусов
Эпидемия гриппа и острых
респираторных вирусных заболеваний, к сожалению,
сказалась и на учащихся нашей школы здоровья.
Заболеваемость ОРВИ в первой четверти, особенно
в конце, с наступлением холодов, сильно возросла
по сравнению с аналогичным периодом предыдущего
года.
В образовательном учреждении строго выполнялись
мероприятия, которые позволили значительно
снизить риск распространения инфекции. Был
организован ежедневный медицинский осмотр всех
учащихся и персонала. Дети и педагоги с
признаками катаральных явлений не допускались к
учебной деятельности. Тем ребятам, которые
пропускали по каким-либо причинам уроки, не
разрешалось приходить на занятия без справки
участкового врача.
Еще в первые дни учебного года наши медики
собрали информацию о пребывании за рубежом во
время летних каникул учащихся и сотрудников
школы, за ними было организовано медицинское
наблюдение.
Статья опубликована при поддержке сети медицинских центров в Москве "DoktorRu.ru". Анализы, УЗИ-диагностика, ЭКГ, лабораторная диагностика, эндокринология, мануальная терапия, озонотерапия, рефлексотерапия, урология, гинекология, кардиология. Современное оборудование, высококвалифицированные специалисты, удобное расположение, доступные цены. Посмотреть полный список предоставляемых услуг и подробную информацию о центрах, адреса и контакты Вы сможете на сайте, перейдя по ссылке: http://doktorru.ru/.
Родители с пониманием отнеслись к этим мерам и
проявили заботу не только о своих детях, но и об
их соучениках. Усилился контроль за средствами
гигиены, ребята научились пользоваться масками,
во всех классах появились комплекты бумажных
платков, полотенец, запасы жидкого мыла. В каждом
классе выбрали ответственных за гигиену – тех
учащихся, которые должны следить за регулярным
проветриванием, напоминать остальным детям о
мытье рук и пополнять информацию в уголках
здоровья. Немало для санитарного просвещения
сделали стенды при входе в школу, рядом с
медицинским кабинетом и уголки здоровья в
классах, где постоянно сменялась интересная и
важная информация о мерах профилактики гриппа и
ОРВИ, способах укрепления иммунитета, витаминах.
Обобщить данные сведения и проверить, как они
усвоены, помогли уроки здоровья, которые
проводились в дни здоровья и во время кампании
«Ноябрь – месячник здоровья». Например,
школьники запомнили, что обычный носовой платок,
сложенный в четыре слоя, может задержать почти 90%
вирусной инфекции; что при чихании капельки
слюны больного человека распространяются со
скоростью 50 м/сек., при кашле – 100 м/сек., а
инфицированные капли могут сохраняться в одном
кубическом метре воздуха полчаса. В каждом
классе использовались бактерицидные лампы с
ультрафиолетовым излучением, ионизирующие
воздух и абсолютно безвредные.
Общий санитарно-противоэпидемический режим
включал не только обычную влажную уборку, но и
дезинфекцию поверхностей и предметов, имеющих
контакт с руками (парт, клавиатуры, дверных ручек,
телефонных аппаратов и др.), а также особую
обработку посуды в столовой, увеличение контроля
за использованием и хранением продуктов.
Эффективной мерой профилактики сезонного гриппа
стала вакцинация. Медицинские работники школы за
короткий срок обследовали всех учеников и
приняли решение о прививке. Важным средством
борьбы с начавшейся эпидемией стало продление на
неделю осенних каникул.
Совместные усилия медицинских, педагогических,
технических работников и администрации привели
к тому, что число детей, болеющих ОРВИ, во второй
четверти резко сократилось.
Сильные мышцы, красивая осанка
На первом месте по распространенности
среди хронических заболеваний в школе находятся
нарушения опорно-двигательного аппарата (53% в 2008
году и 50% в 2009 году).
Ведущими факторами риска, формирующими подобные
болезни, являются наследственная
предрасположенность, врожденные аномалии и
нарушения костеобразования, неправильное
питание, низкая физическая активность, ранняя
спортивная специализация, неблагоприятная
экология, перенесенные травмы. Среди них есть
такие, на которые школа и семья могут эффективно
воздействовать при грамотном подходе к проблеме.
Это низкая двигательная активность,
неправильная привычная поза и нерациональное
питание.
В нашем учебном заведении контроль за
двигательной активностью ведется постоянно. В
школе имеются два хорошо оборудованных
спортивных зала и прекрасно оснащенный
тренажерный зал для старшеклассников. Во дворе –
спортплощадка, которая используется летом и
зимой. В зимнее время года уроки физкультуры
проходят в находящейся поблизости лесопарковой
зоне. Помимо традиционных занятий по
физкультуре, проводятся мастер-классы, занятия в
бассейне «Парус», уроки-соревнования, уроки-игры,
турниры и презентации с участием молодежного
центра «Лидер». Применение здоровьесберегающих
технологий включает смену видов деятельности на
занятии, индивидуальный подход к детям, высокую
плотность урока. На уроках физкультуры, занятиях
ритмикой, художественной гимнастикой, танцами и
в тренажерном зале большое внимание уделяется
укреплению мышечного корсета, выработке
правильной осанки.
Перед началом занятий в классах проходит
зарядка, на уроках делаются динамические паузы
(минутки и пятиминутки), проводятся подвижные
перемены (теннис, мини-баскетбол, армрестлинг,
где можно помериться силой рук). Ребята,
посещающие группы продленного дня, занимаются
ритмикой и участвуют в спортивных играх.
Учеников «со справками», переболевших и
ослабленных никогда не освобождают от
физкультуры. Просто они получают небольшую
нагрузку, способствующую восстановлению сил.
В школе оборудован кабинет лечебной физкультуры
(ЛФК). Здесь с инструкторами – медицинскими
работниками занимаются дети со сколиозом,
плоскостопием, ожирением и часто болеющие. В
настоящее время группы ЛФК посещают 261 учащийся
начальной школы, 67 основной (5–9-е классы) и 9
старшеклассников. Кроме того, в кабинете
занимаются ребята, освобожденные от физкультуры,
и младшие школьники, не посещающие бассейн.
Медицинские осмотры и мониторинги позволяют
выявлять нарушения здоровья на начальной стадии,
более внимательно относиться к ослабленным
ребятам. Поэтому в группах ЛФК всегда много
народу.
Во время учебного процесса серьезное внимание
уделяется рабочей позе. Мебель соответствует
санитарным нормам и постоянно обновляется, в
начальной школе во всех классах имеются конторки
Базарного, за которыми можно работать стоя.
Многие из них оснащены массажными ковриками, так
что при желании ребенок может во время урока
укреплять стопы. В интервалах между занятиями
дети выполняют специально подобранные
физические упражнения.
Смотрим за глазами
Второе место среди хронических
заболеваний учащихся принадлежит болезням глаз.
У 142 ребят на конец 2009 года обнаружились
нарушения зрения.
Причинами ухудшения зрения обычно становятся
наследственная предрасположенность, большая
нагрузка на глаза (вспомним многочасовые
компьютерные «стрелялки»), неправильно
организованное рабочее место.
Мы уделяем много внимания работе по профилактике
и укреплению зрения. Во всех младших классах
имеются офтальмотренажеры – круги
Базарного – концентрические окружности, за
которыми дети периодически следят глазами для
снижения их утомления. В классах хорошая
освещенность (300–500 люкс), они расположены на
солнечной стороне, все лампы люминесцентные и
одного цвета, ребята сидят за удобными столиками.
Практикуется гимнастика для глаз во время урока.
Сбалансированное питание
Заболевание органов пищеварения в
школе снизилось. переход на двухразовое питание
и полдники, качественное сбалансированное
питание по принципу 24-дневного меню (в течение
этого времени блюда в столовой ни разу не
повторяются) положительно отразились на
здоровье ребят. Питание осуществляется за счет
бюджета правительства Москвы. Кстати, на
прошлогодней традиционной родительской
конференции мамы и папы смогли познакомиться и с
продукцией ГУП «Выхино» – нашего поставщика, и с
блюдами 24-дневного меню. Представители
унитарного предприятия и школьные повара
выслушали много добрых слов в свой адрес и
ответили на вопросы родителей о дальнейших
планах.
Заключение
В медицинской практике принято
анализировать общую заболеваемость школьников
за год. В прошедшем, 2009 году по результатам
исследований картина такова (см. схемы) (для
сравнения приводим и данные 2008 года).
В целом распределение учащихся по группам
здоровья и физкультурным группам, которое
выполнено в начале учебного года, представлено в
следующей таблице:
Всего
учащихся в школе |
753 |
I
группа здоровья |
77 |
II
группа здоровья |
620 |
III
группа здоровья |
55 |
IV
группа здоровья |
1 |
За этими цифрами
стоят наши дети – школьники, здоровье которых
нуждается в укреплении. И это важная,
первостепенная задача и школы, и семьи.
(В статье использованы фото автора)