Фото автора
В мире существуют две главные
проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье
людей, живущих на ней. К сожалению, медицинские
работники констатируют значительное снижение
числа здоровых детей.
Существенное ухудшение здоровья школьников
связано с возрастанием и утяжелением учебных
нагрузок, усложнением взаимоотношений ученик –
учитель, межличностных отношений внутри класса.
Думаю, что каждая школа в настоящее время ставит
перед собой цель помочь учащимся и за период
обучения сформировать у них необходимые умения,
знания и навыки здорового образа жизни. Одним из
важнейших предметов в этом отношении считаю
биологию.
Пусть эта мысль не покажется странной. Мы
привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять
здоровье, не вредить здоровью. Эти слова звучат
на разных уроках. Но, чтобы они не остались
пустыми призывами, надо учить здоровью.
В нашей школе решили этим заняться в полную меру.
Еще великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал,
что примерно у 85 процентов неуспевающих учеников
главная причина отставания в учебе – плохое
состояние здоровья: какое-либо недомогание или
чаще всего заболевание, совершенно незаметное и
поддающееся лечению только совместными усилиями
врача, родителей и учителя.
Наша школа в 2009 году получила статус школы
здоровья. У нас ежегодно врачи проводят
мониторинги здоровья учащихся, работают
медицинская и психологическая службы, дети два
раза в месяц курсами получают кислородные
коктейли, диетическое питание в соответствии с
заболеваниями, обязательны утренняя зарядка и
физкультминутки на уроках. Все учителя применяют
в обучении здоровьесберегающие технологии.
Целенаправленное воспитание мотивации здоровья
особенно эффективно в возрасте 12–15 лет. Это
время надо максимально использовать для его
сохранения и укрепления. На своих уроках я
стараюсь использовать все возможности.
Оснащение кабинета биологии позволяет это
делать.
Прежде всего очень важны психологическая
обстановка в классе, доброжелательное
настроение учителя. Своих учеников я встречаю с
улыбкой, желаю им успешной и интересной работы.
Некоторые учителя удивляются, что у меня на
уроках бывает шумно, много движения. А как же
иначе? В 5–8-х классах я использую групповые
методы работы, конкурсы, игры, проекты с их
защитой, создание моделей (модель цветка,
головного мозга, внутреннего строения человека),
динамические и мультимедийные пособия,
интерактивные таблицы, интерактивную доску,
лабораторные и практические работы.
Все эти приемы связаны с активным движением, что
позволяет, во-первых, бороться с таким злейшим
врагом, как гиподинамия; во-вторых, это вовлекает
в работу всех детей, повышает интерес к
предмету, развивает умение работать с
дополнительной литературой (она всегда
присутствует на уроке, и ею можно
воспользоваться). Обязательными являются
физкультминутка и зарядка для глаз.
Ни для кого не секрет, что наши дети в связи с
компьютеризацией стали мало читать и говорить.
Результат – плохо развитая речь. Поэтому еще
одним направлением моей работы стало развитие
речи и мышления, умения высказывать и
обосновывать свои соображения. Для этого я
использую на уроке учебник: дети должны
научиться работать с текстом и выделять главное,
«свернуть» текст в схему или таблицу; после
вычленения проблемы и общей характеристики этой
проблемы мы пытаемся решить ее самостоятельно,
без учебника. Я же в этой ситуации остаюсь лишь
консультантом. Начиная с 5-го класса я учу детей
не бояться высказывать свои мысли и строить
предположения, даже если ребенок сомневается:
ведь «в спорах рождается истина». Гораздо хуже,
если нет совсем никаких мыслей. Мои дети не
боятся высказываться, и это очень важно!
В старших классах предлагается достаточно много
лабораторных, исследовательских работ с
применением цифровой лаборатории «Архимед».
Проводятся уроки-зачеты в Дарвиновском музее,
ребята готовят презентации по различным темам
программы.
Стараюсь основную работу сделать на уроке,
поэтому домашние задания даю небольшие, часто
творческие (создание тестов, кроссвордов,
вопросов к тексту). Для работы использую и
электронную почту: каждый ученик может выслать
свое домашнее задание и получить оценку.
Особенно удобно это для заболевших детей, так как
они всегда могут получить задание и не отстать, и
для детей, находящихся на домашнем обучении.
Немаловажными факторами представляются и
расстановка парт в кабинете, и оформление, и
оборудование. В течение года я трижды меняю
расстановку парт:
1-й триместр – традиционные ряды;
2-й триместр – парты сдвигаются попарно и
образуют 7 больших столов для групповой работы и
лабораторных работ;
3-й триместр – парты образуют букву «п» – для
проведения семинаров, обсуждений, игр и т.д.
В заключение хочу отметить, что
применение всех этих методов и приемов дает
положительные результаты:
1. Нет неуспевающих учеников.
2. Качество знаний:
2008 год – 66%;
2009 год – 68%;
2010 год: 1-й триместр – 71,9%;
2-й триместр – 75%.
3. Высокий интерес к предмету:
ребята активно участвуют и побеждают в
различного рода олимпиадах и конкурсах, в том
числе и международных.
А главное – на уроках биологии они не устают и
уходят с хорошим настроением. Задумайтесь о
здоровье детей! Желаю всем успеха и отличного
самочувствия!