Фото А.Степанова
В напряженное, кризисное, конфликтное
время вопросы здоровьесбережения детей – а
значит, нации – выходят на первый план. Поэтому в
нашей школе особой популярностью пользовался
курс повышения квалификации учителей по
проблемам здоровьесбережения.
Поначалу мысль о том, что учитель русского языка
должен заниматься здоровьесбережением
школьников, вызвала недоумение и даже внутренний
протест. Как можно ставить перед собой такую
задачу, когда надо изучать грамматику и
правописание? На других предметах, возможно, это
реально: физкультура, трудовое воспитание
развивают детей физически, на уроках технологии
девочки изучают принципы здорового питания, на
биологии дети знакомятся со строением и
функционированием живой материи... Но какое
отношение имеют нормы правописания суффиксов
причастий и обособления определений к
профилактике сердечно-сосудистых и
желудочно-кишечных заболеваний?
Но прослушанный курс привел меня к очень важным
выводам. Когда речь идет о здоровье, имеется в
виду не только физическое, но и душевное
(психологическое) и духовное. И я поняла, что все
мы, добросовестные и профессионально
ответственные учителя, изо дня в день занимаемся
здоровьесбережением.
Когда стремимся к наиболее рациональной трате
учебного времени, чтобы ученики за урок усвоили
наибольший объем знаний при наименьшей
утомляемости: ведь если оглушить ребенка массой
сведений, он изнеможет под их тяжестью и ничего
не усвоит.
Когда создаем в классе доброжелательную,
комфортную обстановку сотрудничества учителя и
ученика в поисках решения трудных научных задач.
Когда строим межличностные взаимоотношения в
коллективе, следя, чтобы добрая шутка над
неудачным ответом не перерастала в унизительную
издевку. Когда повышаем самооценку ученика,
прилюдно хваля слабого даже за незначительное
достижение... То есть здоровьесбережение – это
комплексная работа, доступная каждому учителю.
Полученные знания помогли мне оптимизировать
учебный процесс. Приведу план урока,
построенного с учетом здоровьесберегающих
технологий.
Тема урока: «Анализ
диагностической работы – подготовки к егэ по
русскому языку в 11-м классе».
Данный класс в этом учебном году
работает по расширенной программе изучения
русского языка. Он разделен на две подгруппы по 13
человек каждая, в которых раз в неделю проходит
сдвоенный урок – 90 минут.
Обучающие: исправить ошибки,
допущенные при выполнении заданий
диагностической работы; повторить знания
основных лингвистических тем, вынесенных на ЕГЭ.
Развивающие: развивать
представления о системе русского языка (особо
сложные случаи грамматики); формировать навыки
самостоятельного решения проблемных задач по
лингвистике.
Воспитательные: формировать
навыки взаимопомощи, развивать чувство
ответственности за товарища, дать детям
возможность обнаружить в себе и проявить
педагогические способности.
Здоровьесберегающие: сделать урок
эффективным, снизить утомляемость детей; создать
благоприятную эмоционально-психологическую
обстановку в классе.
ХОД УРОКА
Содержание |
Методы
и формы организации |
Цель |
1.
Регистрация |
|
Контроль
посещаемости |
2.
Приветствие, сообщение темы и вида урока |
|
Ознакомить
класс с проблематикой занятия |
3. Раздача
проверенных тестов, выявление ошибочных ответов |
Свободное,
неорганизованное движение по классу,
индивидуальная деятельность |
Подготовка
к работе над ошибками; создание непринужденной
атмосферы |
4.
Индивидуальное осмысление собственных ошибок |
Самостоятельная
индивидуальная работа |
Первичная
работа над ошибками (далее – РНО) |
5.
Взаимное объяснение и отрабатывание ошибок |
Группировка
учащихся по вариантам (4), работа в группах
кооперативного обучения: сильные учащиеся
объясняют ошибки более слабым. Учитель фиксирует
вопросы, на которые не могут ответить даже
сильные |
РНО; см.
обучающие и воспитательные цели урока |
6.
Проверка результативности работы кооперативных
групп |
Опрос
учителем слабых учащихся в каждой микрогруппе |
Контроль
качества работы микрогрупп |
7.
Физкультминутка |
Зарядка |
Снятие
интеллектуального напряжения, восстановление
работоспособности |
8. Решение
особо трудных лингвистических задач (на которые
не найдено самостоятельных ответов) |
«Мозговой
штурм» по подгруппам; сбор вариантов ответов
всех микрогрупп, объяснение учителя |
См.
развивающие цели урока |
9. Анализ
эссе (ЕГЭ, часть С), объяснение критериев оценки,
разбор типичных ошибок |
Лекция
учителя |
Совершенствование
навыков написания эссе |
Комментарий к уроку
Анализ диагностической работы по
подготовке к ЕГЭ представляет трудности в связи
с тем, что она проводилась по 4 вариантам, поэтому
фронтальную РНО организовать невозможно: у
каждого ученика свой вариант и свои ошибки.
Поэтому удобно провести ее по микрогруппам
(группам кооперативного обучения), объединив в
них учащихся, выполнявших один и тот же вариант.
Волею случая в каждой такой микрогруппе
оказывается сильный ученик, который может взять
на себя функции учителя для более слабых. Такая
форма работы представляется наиболее удачной.
При этом экономится время: каждый ученик
работает с собственными ошибками; учебное время
расходуется более эффективно, что помогает
здоровьесбережению учеников: им некогда скучать,
расслабляться, отвлекаться, терять внимание;
повышается их работоспособность.
Кроме того, ученики получают положительные
эмоции, выступая сами и воспринимая товарищей в
неожиданных ролях учителя и ученика. Они
обнаруживают в себе новые достоинства,
укрепляется их расположение друг к другу,
совершенствуются межличностные взаимоотношения
в коллективе. Это способствует улучшению
психического здоровья ребят.
Попутно решаются названные обучающие и
развивающие цели.