Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2010

Взгляд физиолога

При чем тут русский язык?

Подготовка к ЕГЭ в 11-м классе с позиции здоровьесбережения

Фото А.Степанова

В напряженное, кризисное, конфликтное время вопросы здоровьесбережения детей – а значит, нации – выходят на первый план. Поэтому в нашей школе особой популярностью пользовался курс повышения квалификации учителей по проблемам здоровьесбережения.
Поначалу мысль о том, что учитель русского языка должен заниматься здоровьесбережением школьников, вызвала недоумение и даже внутренний протест. Как можно ставить перед собой такую задачу, когда надо изучать грамматику и правописание? На других предметах, возможно, это реально: физкультура, трудовое воспитание развивают детей физически, на уроках технологии девочки изучают принципы здорового питания, на биологии дети знакомятся со строением и функционированием живой материи... Но какое отношение имеют нормы правописания суффиксов причастий и обособления определений к профилактике сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний?
Но прослушанный курс привел меня к очень важным выводам. Когда речь идет о здоровье, имеется в виду не только физическое, но и душевное (психологическое) и духовное. И я поняла, что все мы, добросовестные и профессионально ответственные учителя, изо дня в день занимаемся здоровьесбережением.
Когда стремимся к наиболее рациональной трате учебного времени, чтобы ученики за урок усвоили наибольший объем знаний при наименьшей утомляемости: ведь если оглушить ребенка массой сведений, он изнеможет под их тяжестью и ничего не усвоит.
Когда создаем в классе доброжелательную, комфортную обстановку сотрудничества учителя и ученика в поисках решения трудных научных задач.
Когда строим межличностные взаимоотношения в коллективе, следя, чтобы добрая шутка над неудачным ответом не перерастала в унизительную издевку. Когда повышаем самооценку ученика, прилюдно хваля слабого даже за незначительное достижение... То есть здоровьесбережение – это комплексная работа, доступная каждому учителю.
Полученные знания помогли мне оптимизировать учебный процесс. Приведу план урока, построенного с учетом здоровьесберегающих технологий.

Тема урока: «Анализ диагностической работы – подготовки к егэ по русскому языку в 11-м классе».

Данный класс в этом учебном году работает по расширенной программе изучения русского языка. Он разделен на две подгруппы по 13 человек каждая, в которых раз в неделю проходит сдвоенный урок – 90 минут.

Обучающие: исправить ошибки, допущенные при выполнении заданий диагностической работы; повторить знания основных лингвистических тем, вынесенных на ЕГЭ.

Развивающие: развивать представления о системе русского языка (особо сложные случаи грамматики); формировать навыки самостоятельного решения проблемных задач по лингвистике.

Воспитательные: формировать навыки взаимопомощи, развивать чувство ответственности за товарища, дать детям возможность обнаружить в себе и проявить педагогические способности.

Здоровьесберегающие: сделать урок эффективным, снизить утомляемость детей; создать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку в классе.

ХОД УРОКА

Содержание

Методы и формы организации

Цель

1. Регистрация

 

Контроль посещаемости

2. Приветствие, сообщение темы и вида урока

 

Ознакомить класс с проблематикой занятия

3. Раздача проверенных тестов, выявление ошибочных ответов

Свободное, неорганизованное движение по классу, индивидуальная деятельность

Подготовка к работе над ошибками; создание непринужденной атмосферы

4. Индивидуальное осмысление собственных ошибок

Самостоятельная индивидуальная работа

Первичная работа над ошибками (далее – РНО)

5. Взаимное объяснение и отрабатывание ошибок

Группировка учащихся по вариантам (4), работа в группах кооперативного обучения: сильные учащиеся объясняют ошибки более слабым. Учитель фиксирует вопросы, на которые не могут ответить даже сильные

РНО; см. обучающие и воспитательные цели урока

6. Проверка результативности работы кооперативных групп

Опрос учителем слабых учащихся в каждой микрогруппе

Контроль качества работы микрогрупп

7. Физкультминутка

Зарядка

Снятие интеллектуального напряжения, восстановление работоспособности

8. Решение особо трудных лингвистических задач (на которые не найдено самостоятельных ответов)

«Мозговой штурм» по подгруппам; сбор вариантов ответов всех микрогрупп, объяснение учителя

См. развивающие цели урока

9. Анализ эссе (ЕГЭ, часть С), объяснение критериев оценки, разбор типичных ошибок

Лекция учителя

Совершенствование навыков написания эссе

Комментарий к уроку

Анализ диагностической работы по подготовке к ЕГЭ представляет трудности в связи с тем, что она проводилась по 4 вариантам, поэтому фронтальную РНО организовать невозможно: у каждого ученика свой вариант и свои ошибки. Поэтому удобно провести ее по микрогруппам (группам кооперативного обучения), объединив в них учащихся, выполнявших один и тот же вариант. Волею случая в каждой такой микрогруппе оказывается сильный ученик, который может взять на себя функции учителя для более слабых. Такая форма работы представляется наиболее удачной. При этом экономится время: каждый ученик работает с собственными ошибками; учебное время расходуется более эффективно, что помогает здоровьесбережению учеников: им некогда скучать, расслабляться, отвлекаться, терять внимание; повышается их работоспособность.
Кроме того, ученики получают положительные эмоции, выступая сами и воспринимая товарищей в неожиданных ролях учителя и ученика. Они обнаруживают в себе новые достоинства, укрепляется их расположение друг к другу, совершенствуются межличностные взаимоотношения в коллективе. Это способствует улучшению психического здоровья ребят.
Попутно решаются названные обучающие и развивающие цели.

Елена Янченко ,
учитель русского языка, школа № 1415, Москва