Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2010

Нам пишут

Прекрасная фиалка

Формировать экологическую культуру школьников – значит воспитывать у них ответственное отношение к окружающей среде, учить их быть здоровыми не только телом, но и душой. Помимо того, что дети овладевают определенными знаниями и навыками, у них развиваются доброта и отзывчивость, появляется желание беречь, защищать и любить природу

Воспитывать экологическую культуру нужно не только на уроках, но и во время внеклассной работы.
На занятиях я провожу беседы, предлагаю детям экологические задачи, дидактические и ролевые игры, практические работы; внеучебная деятельность – это классные часы, викторины, выполнение проектно-исследовательских работ, праздники и экскурсии.
Очень важным является передача опыта и знаний от старших к младшим.

Живой мир

На протяжении трех лет мои воспитанники участвуют в конкурсе проектно-исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе». В 2009 году Дарья Краснокутская (1-й «А» класс) и Ангелина Дидишвили (5-й «А» класс) представили работу «Живой мир на нашем окне». Исследуя тему, они узнали, что комнатные растения занимают в жизни человека гораздо более важное место, чем это кажется на первый взгляд. Существует невидимая связь между людьми и растениями. Растения чувствуют отношение к себе человека и в ответ дарят ему положительные эмоции и радость.

Цель проекта:

  • Познакомиться с комнатными растениями, раскрыть их значение для человека.

  • Расширить знания о комнатных растениях и их целебных свойствах.

  • Познакомиться с правилами ухода за растениями и научиться выполнять их самостоятельно.

  • Передать опыт ухода за комнатными растениями младшим школьникам.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас живой природе и формировать экологическую культуру.

Идея:

Комнатные растения – это живые существа, которые находятся во взаимодействии с человеком. С заботой и вниманием ухаживая за ними, мы создаем необходимые условия для их роста и развития, дарим им тепло, а зеленые друзья в ответ радуют нас своей красотой и благоприятно воздействуют на наше настроение и самочувствие.
Кроме того, уход за растениями способствует сохранению традиций и преемственности знаний об окружающей нас природе.

Методы:

  • Сбор и изучение информации.

  • Систематизация.

  • Практический метод (выращивание растений и уход за ними).

  • Создание творческих работ.

  • Обобщение материала.

  • Проведение игр, конкурсов, викторин.

  • Презентация.

Результат работы, выводы:

Изучая данную тему, дети познакомились с комнатными растениями; узнали, какую роль они играют в жизни человека; научились правильно ухаживать за зелеными друзьями; познакомились с народными традициями домашнего цветоводства; провели игры, конкурсы, классные часы по данной теме; научились самостоятельно работать со справочной литературой и находить нужную информацию, а также передавать и перенимать опыт по уходу за растениями.
В нашем классе очень зелено и уютно, у нас чувствуется доброжелательная и комфортная атмосфера.
Весной при появлении молодых листочков, первых цветов и зеленой травы можно наблюдать, как некоторые дети с восторгом рвут цветы, ломают ветки, бегают по траве. Они радуются всей этой красоте и весеннему дню, но при этом не задумываются о том, какие ущерб и боль доставляют природе. Мы с ребятами создали отряд «Зеленый патруль». Школьники со всей ответственностью стали следить за растениями, по необходимости объясняя сверстникам, как нужно беречь и охранять этот удивительный и прекрасный мир.
Данная игра вызвала интерес у ребят и научила их бережнее относиться к царству флоры.
Особое место в воспитании экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста занимают экскурсии. Они бывают разные: обзорные по городу, в музеи, на предприятия, в природные заповедники…
Огромный интерес у ребят вызывают экскурсии с выездом на природу или походы по «экологической тропе», которые носят научно-познавательный характер. Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы, устанавливают существующую между ними связь.
В учебном процессе экологическое образование и воспитание должно проводиться не только на уроке «окружающий мир», но и на остальных дисциплинах, изучаемых в начальной школе: математике, литературном чтении, изобразительном искусстве, русском языке…

Безударная гласная в корне слова

Урок русского языка во 2-м классе

При обучении ребят родному языку я использую разные методы, формы, средства, которые позволяют также воспитывать у них экологическую культуру, что, в свою очередь, учит школьников любить и беречь окружающую нас природу, а также формирует у них навыки и умение вести здоровый образ жизни.

Цель: развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательная: развитие орфографических навыков и умения правильно оформлять предложения в письменной речи.
Развивающая: развитие речи, мышления и памяти учащихся.
Воспитательная: формирование нравственных качеств личности. Воспитание у детей экологической культуры.

Оборудование: раздаточный материал, языковой материал, наглядность – веера гласных.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Положительный настрой детей на восприятие учебного материала.

На соседа посмотри:
Лучик солнышка пошли.
На уроке не ленись,
Будь активным и трудись!

Хорошего всем настроения.

II. Чистописание

– Сегодня на уроке мы пропишем соединения гласной ё и согласной р, гласной о и согласной р (верхнее соединение), а также сочетание оро.

– Буква ё может быть особенной.

– Вспомните: в чем особенность этой буквы?

– В каких случаях она может быть особенной?

– Приведите примеры.

– Какие еще гласные могут быть особенными?

Сегодня, ребята, последний зимний день, а завтра 1 марта.

– Кто знает, какое это время года?

– Молодцы!

Краткая беседа о весне

Весной начинает греть солнце, тает снег, пробуждается все живое, поют птицы. С каждым днем становится все яснее и краше.

В небольших заводях рек и озер можно увидеть диких уток. С каждым весенним днем природа будет меняться, приобретать разноцветные оттенки, одеваться в цветущий, яркий наряд.

Тихим фоном звучит музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского – «Апрель». Предлагаю детям положить руки на парты, закрыть глаза и опустить голову. Под музыку представить картину наступления весны в сопровождении чтения стихотворения А.Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Для того чтобы природа нас радовала своей красотой, помните, ребята: все, что нас окружает, надо любить и беречь.

III. Словарная работа

– А сейчас послушайте загадки:

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

Ответ. Воробей.

– На какой вопрос отвечает это слово?

– Почему?

– Запишите, определите ударение и выделите безударные гласные, которые надо запомнить.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Ответ. Береза.

– На какой вопрос отвечает это слово?

– Почему?

– Запишите, определите ударения и выделите безударные гласные.

– Ребята, догадайтесь: о ком следующая загадка? Хором подскажите ответ.

Трещала с самого утра:
«Пор-ра! Пор-ра!». А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

Ответ. Сорока.

– На какой вопрос отвечает это слово?

– Почему?

– Запишите, определите ударения и выделите безударные гласные.

– Какой частью речи являются эти слова?

– Молодцы, ребята!

Словарь: воробей, береза, сорока. (Сопровождение картинками.)

– Помогите решить экологическую задачу.

Воробей вырастает до 12 см, и это на 7 см больше, чем колибри.

Определите размер колибри.

– Кто знает, где обитает птичка колибри?

– А можно ли встретить ее в наших лесах или в черте города?

IV. Изучение темы «Правописание безударной гласной в корне слова»

1. Объявление темы урока

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Безударные гласные в корне слова».

2. Повторение изученного

– Давайте вспомним: чтобы правильно написать безударную гласную в корне, как необходимо ее проверить?

(Дети вспоминают правило.)

V. Закрепление. Упражнения на закрепление изученного материала

1. Работа с доской

– На доске записано стихотворение.

– Помогите вставить пропущенное слово.

На березе т_ремок,
Не висит на нем замок.
Дверь открыта для ж_льца –
Г_ворливого (скворца).

– Определим: какие буквы здесь пропущены?

– Докажем.

– Спишите.

– Молодцы!

2. Работа с веером букв

– Покажите с помощью веера, какая буква пропущена в словах.

– Докажите, подберите проверочное слово.

– Обозначьте ударение и выделите безударную гласную в корне слова. (Запись на доске.)

В_да – … Гр_чи – …
Сл_ды – … Др_зды – …
Тр_па – … З_мля – …

3. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

4. Работа с деформированным текстом

На доске записан текст, необходимо вставить в слова пропущенные буквы, доказать правильность написания, обозначить корень слова, найти начало и конец предложений.

В_сна

Пришла дружная в_сна, на березах надулись
маленькие почки, они пахнут душистой см_лой,
кр_чат в_селые воробьи.

– Разберем это предложение по членам.

(Применение индивидуальных карточек для тех, кто все сделал.)

Запишите данный текст в свои тетради.

Карточка 1

Вставить пропущенную безударную гласную в корне слова.

У л_нивого что на дв_ре, то и на ст_ле.

Карточка 2

Вставить пропущенную безударную гласную в корне слова.

За г_рами, за л_сами,

За ш_рокими м_рями,

Не на небе – на з_мле

Жил старик в одном с_ле.

Карточка 3

Вставить пропущенную безударную гласную в корне слова.

К_за, с_сна, ц_на, стр_ла, м_сты.

Карточка 4

Вставить пропущенную безударную гласную в корне слова.

В_сна везде! В_сна везде –

В зв_риной норке и в гн_зде.

5. Из слов каждой строчки составить предложения

– Вставьте пропущенную букву, докажите правильность написания.

– Запишите в тетрадях.

В, журчат, л_су, ручейки.
Звонкие, громко, пт_нцы, в, пищат, гн_зде.

6. Физкультминутка

– Ребята, вы много писали, и ваши пальчики устали.

– Возьмите массажный мяч, положите между ваших двух ладошек и покатайте его.

(Тем самым учащиеся снимут усталость и напряжение в кистях рук и пальцев.)

7. На доске написана скороговорка

– Кто может быстро ее произнести?

Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

(Чтение скороговорки хором с ускорением темпа. 3–4 раза).

– Ребята, какое словарное слово вы встретили в данной скороговорке?

– Найдите и произнесите те слова, в которых необходимо проверить безударную гласную в корне слова.

VI. Итог урока

Чем мы занимались на уроке?

– Что нового узнали?

– Какую орфограмму мы отрабатывали?

– Как нужно проверять безударную гласную в корне слова?

– Как нужно относиться к природе?

– Вам понравился урок?

– Сегодня вы все молодцы!

В конце занятия можно предложить детям нарисовать иллюстрации под музыку на тему «Красота природы весной».

Юные таланты

Мои ученики очень талантливые и способные. В работе с ними я использую такой вид деятельности, как речетворчество. С большим удовольствием они сочиняют маленькие рассказы, сказки, стихотворения, загадки и кроссворды.
Творческие начинания ребят поддерживают их родители.
В классе были выпущены три книги, посвященные детскому творчеству. Предлагаю некоторые работы своих учеников.

Стихотворения

Кот

В доме появился кот –
Стало все наоборот.
Поцарапал он диван,
Оборвал на кухне кран,
Вазу вдребезги разбил
И картину уронил.
Все равно его люблю,
Никому не отдаю.

Роман Яремчук, 4-й «А» класс

Кедр

Мой друг – огромный кедр,
Он очень щедр,
Шишки рассыпает,
А зверьки их в норки зарывают.

Денис Голубев, 4-й «А» класс

Лягушки

Изумрудные лягушки скачут по дорожке,
Моют в лужице мордашки, брюшки и ладошки.
Как бы им скорей, бедняжкам, доскакать до неба
И позавтракать кусочком солнечного хлеба.

Шамиль Махмутов, 4-й «А» класс

Сказки

Прекрасная фиалка

В некотором царстве, в некотором государстве жила среди цветов фиалка. Ее бархатный наряд был так прекрасен, что, просыпаясь по утрам, она смотрела на свое отражение в стекле и не могла налюбоваться. Но вот однажды королева привезла из другого королевства новый цветок. Это тоже была фиалка, но она была двухцветной. Между цветами сначала возникла такая вражда, что королеве пришлось разговаривать с фиалками. Ей удалось убедить своих красавиц в том, что каждая из них хороша собой. Одна – своим бархатным нарядом, вторая – своими цветами, яркими красками. И с тех пор две фиалки стали жить дружно на одном окошке и радовать глаз королевы и приезжающих к ней гостей.

Кактус и роза

Однажды ночью я услышала, что на кухне кто-то разговаривает. Я потихоньку открыла дверь и никого не увидела. Но разговор продолжался. Как ни странно, это беседовали цветы – кактус и роза.
Кактус сказал: «Роза, ты колючая, и я колючий. Но разница в том, что ты прекрасна, а я нет». Роза ответила: «У тебя добрая и красивая душа». Я каждую ночь ходила и слушала беседу цветов. Однажды ночью на улице был сильный мороз, форточка оставалась открытой, и кактус заслонил прекрасную розу от мороза и ветра. Наутро я увидела несчастный кактус и догадалась, что произошло. Я пересадила его в новый горшочек. Вскоре кактус поправился.
А ранней весной кактус и роза расцвели яркими цветами.

Ариадна Газарянц, 4-й «А» класс

Во время внеклассных мероприятий дети любят отгадывать загадки, ребусы, кроссворды, викторины… Такие игры побуждают их думать, развивают находчивость, активность, расширяют кругозор, способствуют развитию творческой смекалки.
Таким образом, применяя разнообразные упражнения, направленные на воспитание экологической культуры, мы сможем привить детям любовь и бережное отношение к природе – дому человека.

Литература

Стихи русских поэтов. Родная природа. – М.: Детская литература, 1971.
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М.: Просвещение, 1992.

Марина Украинская ,
замдиректора по социальной защите ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 198, Москва