Хочу вам сказать, что я –
завистливый человек. Об этом не принято говорить
вслух, и обычно не все признаются, что они
завидуют более успешным, красивым, богатым и
умным. Я завидую подругам, старшей сестре,
телеведущим и актрисам, иногда даже случайным
людям. Знаю, что зависть – отрицательное чувство,
и мне хотелось бы избавиться от своего
недостатка. Но я не знаю, как это сделать.
Ксюша, 15 лет
Я вышел на тропу войны,
Врага известно имя – зависть.
Калечит души, мысли травит,
Переиначивает сны.
А.Розенбаум
Я в дела чужие не суюсь, но мне очень
больно и обидно
Завистью называется негативное
человеческое чувство, вызванное раздражением и
недовольством успехами и благополучием других
людей. Чужие удачи и достижения завистник
воспринимает как обидную несправедливость по
отношению к себе, как угрозу своему статусу,
снижение собственной значимости или даже
обесценивание собственного «я».
В любом обществе зависть осуждается и считается
сродни безнравственному помыслу или поступку.
Для человека, осознающего свою зависть,
переживание этого состояния неприятно,
мучительно и вызывает стремление от него
избавиться.
Существует и более позитивное определение
зависти как проявления мотивации достижения,
когда признание чужих успехов служит
соревновательным стимулом для собственных.
К сожалению, проблема зависти мало исследована
современной наукой. Зависть (в отличие от
радости, печали, гнева, удивления, интереса,
отвращения, стыда и вины) не входит в число
главных человеческих эмоций и не описана столь
подробно. Тем не менее отечественные и
зарубежные философы и психологи накопили
некоторые данные о возникновении, проявлениях
зависти и возможностях избавления от нее.
Сожаление о чужом благе
Завидуют материальному благополучию,
социальному статусу,
женственности/мужественности, недоступным
возможностям, уровню образования, владению
различными навыками…
В подростковом возрасте предметом зависти чаще
всего являются популярность среди сверстников
как своего, так и противоположного пола,
обладание модными («статусными», «ранговыми»)
вещами, спортивные и учебные успехи,
привлекательная внешность, навыки общения и
уверенного поведения. Возникновению этого
чувства у девушек могут способствовать средства
массовой информации, тиражирующие недостижимый
образ «модельной» внешности и соответствующего
образа жизни «золотой молодежи». По результатам
социологических опросов больше всего
«завистников» выявлено среди молодых людей; с
возрастом их число уменьшается.
«Черная» и «белая»
Некоторые авторы различают зависть
«черную» и «белую». «Черная» зависть
деструктивна; она характеризуется агрессией,
направленной на источник мучительных
переживаний. У такого завистника может появиться
стремление «убрать с дороги», унизить своего
«соперника», отнять у него желаемое или
обесценить его иным способом. Состояние,
вызванное невозможностью получить то, чего они
хотят, толкает некоторых людей не только на
неблаговидные с нравственной точки зрения
поступки, но даже на преступления… «Черная»
зависть – разрушительное, отрицательное и
болезненное явление, которое приводит к
озлоблению, ненависти, отчаянию и хроническому
чувству неполноценности.
Эффект «белой» зависти противоположен: человек
не мучается из-за успехов другого, а воспринимает
его как объект для восхищения и подражания. Таким
образом, эта зависть может пробуждать стремление
к достижениям, активность и творческую
деятельность.
Не все и не всегда осознают у себя чувство
зависти: нередко она маскируется под другие
переживания – например, агрессию, раздражение
или подавленность.
Реакция на неравенство
Зависть – это желание
справедливости по отношению к себе,
«соревновательное» чувство, часто уходящее
корнями в привычку сопоставлять себя с реальным
или воображаемым соперником. Нередко родители,
сами того не желая, способствуют появлению у
детей манеры сравнивать и завидовать, испытывать
неприязнь к более успешным сверстникам. Такое
происходит, если сопоставления слишком часто
оказываются не в пользу ребенка («Вот какой у
Маши красивый рисунок получился, а у тебя курица
лапой нарисовала», «У всех дети как дети, а у
меня…»). Естественно, у сына или дочери
возникает не желание лучше справиться с
заданием, а неприязнь к тому, кто смог выполнить
лучше и заслужить похвалу.
Привыкая сравнивать себя с другими
людьми и видя их достижения, ребенок
утверждается в чувстве собственной
неполноценности и начинает завидовать, а не
радоваться чужим и своим успехам. Зависть
формируют еще и такие личностные особенности,
как эгоизм, тщеславие и чрезмерное честолюбие.
Уважать себя и других
Существуют разные способы, с помощью
которых люди справляются с самой завистью и
негативными чувствами, ее сопровождающими.
Психологи советуют отказаться от привычки
сравнивать себя и ребенка с другими. Полезными
бывают сопоставления себя лишь с самим собой в
прошлом: тогда появляется возможность оценить
собственные позитивные изменения и достижения,
наметить планы на будущее. Рекомендуется
обращать больше внимания не на окружающих, а на
свою жизнь и стараться сделать ее лучше. Важно
научиться радоваться тому, что мы уже имеем.
Если зависть все-таки дает себя знать, то ее
следует воспринять как сигнал для размышлений.
Возможно, это чувство сможет подсказать путь для
дальнейшего развития и стимулирует необходимую
активность. Нужно также анализировать
собственные желания и потребности, ставить не
навязанные извне, а достижимые и действительно
личностно значимые цели.
Надо ценить себя, свои настоящие достижения и
качества. Самоуважение и уважение к другим людям
– лучшее лекарство против зависти.
Притчи
Полная чаша
Однажды, когда китайский мудрец
Хинг Ши отдыхал на берегу маленького заросшего
ряской пруда, к нему подошел второй по значимости
поэт императора и спросил:
– Учитель, скажи, почему я не могу писать такие же
прекрасные стихи, как первый поэт? Разве я менее
талантлив? Разве я мало прикладываю к этому
усилий?
Хинг Ши взял кувшин, зачерпнул воды, половину
вылил на цветы, растущие на берегу, а вторую
половину – обратно в пруд и сказал:
– Твои старания приносят прекрасные плоды, как
вода, оросившая цветы, но, подобно воде, пролитой
в пруд, твоя зависть напрасно питает и без того
полную чашу.
Юлия Дубинкина-Ильина
Мастер и его ученики
Один старый мастер боевых искусств
решил больше никогда не биться. Но однажды его
все-таки вызвал на бой нахальный юный воин,
который считал себя искусным и сильным.
Однако старик просто сидел и никак не реагировал.
Тогда молодой провокатор принялся оскорблять
мастера и его предков, но и это ему не помогло. В
конце концов юноша отчаялся и ушел.
Ученики мастера были удивлены действиями своего
учителя, многие начали его осуждать:
– Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших
предков?
Тогда старик ответил:
– Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете,
то кому он тогда принадлежит?
– Конечно, тому, кто дарит!
– Так же дела обстоят с завистью, злостью и
ненавистью. Если мы их не принимаем, они остаются
у дающего.
Буддийская притча
Волшебный кувшин
Жили по соседству два человека. У
одного был дом богатый, жена ласковая, дети
смышленые, в хозяйстве порядок. И другой не
бедствовал, но казалось ему, что у соседа краска
на заборе поярче, и корова на пол-литра молока
больше дает, и еще много чего получше. Не стерпел
он такой несправедливости и пошел к местному
мудрецу. Стал его просить:
– Сделай так, чтобы не было у соседа все лучше,
чем у меня.
Мудрец ему отвечал:
– Вот тебе кувшин с водой. Иди с ним домой и
каждый раз, когда заметишь у соседа что-нибудь
хорошее, отпивай по глотку.
Вернулся человек и стал делать так, как велел ему
мудрец: как увидит у соседа что хорошее, делает
глоток из кувшина. А вода в кувшине не убавляется,
а с каждым отпитым глотком становится ее все
больше. И стал человек переливать воду в кружки,
крынки, миски. И вот уже скоро вся посуда в доме
была заполнена водой, а она все прибывала и
прибывала. Испугался человек, что вода через края
хлынет и затопит дом. Побежал он к мудрецу и
говорит ему:
– Зачем ты мне дал этот кувшин с водой? У меня ее
теперь столько, что я утонуть могу.
И ответил ему мудрец:
– Для того я тебе и дал этот кувшин, чтобы пить
тебе хотелось только тогда, когда мучает тебя
жажда.
Ирина Буянкина
Сравнение
Один самурай, слишком высокомерный
воин, пришел к мастеру дзена. Самурай был очень
знатен, но, взглянув на мастера, вдруг
почувствовал себя каким-то ничтожным и сказал
ему:
– Почему я ощущаю свое ничтожество? Миг назад все
было хорошо. Как только я ступил на твой двор, я
пал. Никогда раньше не чувствовал этого. Я много
раз встречал смерть лицом к лицу и не испытывал
страха. Почему я сейчас испуган?
Было полнолуние, и луна всходила над горизонтом.
Мастер сказал:
– Посмотри на деревья: это – высокое до неба, а
рядом – маленькое. Они оба растут перед моим
окном много лет, но у них нет никаких проблем.
Маленькое никогда не говорит большому: «Почему я
чувствую унижение перед тобой?». Одно дерево –
маленькое, другое – большое. Почему я никогда
не слышал их ропота?
Самурай задумался и ответил:
– Потому что они не могут сравнивать.
– Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты
сам знаешь ответ.
Когда ты не сопоставляешь, все ничтожество и все
величие исчезает. ты есть, ты просто здесь.
Маленький куст или большое дерево – не имеет
значения. Ты являешься самим собой. Лист травы
так же нужен, как и звезда. Посмотри вокруг. Все
необходимо, и все хороши вместе. Никто не выше и
никто не ниже, никто не лучше, никто не хуже. Все
несравнимо уникальны и важны.
Притча в изложении Ошо (сокращенный
вариант)
Афоризмы
Демокрит
Пьер Буаст
Гастон де Левис
Вольтер
О’Генри
Демокрит
Екатерина II
Шарль Луи Монтескье
Овидий
Плутарх
Когда зависть неизбежна, ее следует
использовать в качестве стимула для собственных
усилий, а не для того, чтобы мешать другим.
Бертран Рассел
***
Невыносимой мукою томим
Тот, кто во всем завидует другим.
Всю жизнь, тоской и злобою дыша,
Затянута узлом его душа.
Джами Абдуррахман Нуреддин ибн
Ахмад
***
Завистник – враг себе, ведь он терзается
Мученьем, добровольно им же выбранным.
Менандр
***
Завистника встретишь – пройди стороной,
У зависти жало отравой полно.
Махтумкули
***
Завистники, на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
И.А. Крылов