Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2010

Урок здоровья

Устный журнал

Для учащихся младших классов

Цели и задачи:

  • формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;

  • учить детей активному отдыху;

  • убедить детей в необходимости здорового питания;

  • закрепить знания об утренних процедурах;

  • уточнить и расширить представления детей о правилах здорового питания, активного отдыха, сна, личной гигиены;

  • довести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: магнитофон, плакаты, учебные предметы, портфель, стол, стул, страницы журнала, запись «Танец маленьких утят», карточки.

Плакаты: «Сон – лучшее лекарство», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».

Карточки: каша, хлеб, конфеты, чай, творог, молоко, пирожное, бутерброд с колбасой, бутерброд с сыром, хлеб с маслом, халва, варенье, печенье.

Костюмы: доктора Айболита, мамы, бабушки, Обжоры, Плаксы, Грязнули, Неряхи.

Ведущий.

Быть здоровыми хотят
И взрослые, и дети.
Как здоровье сохранить?
Кто может ответить?

Ответы на все вопросы вы можете найти в нашем журнале «Если хочешь быть здоров».
Сейчас откроются страницы устного журнала. Наш журнал – как настоящий. Только его не читают, а смотрят и слушают. Журнал совсем короткий, но все же он может подсказать многим из вас, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье и стать успешным во всем.
Страницы журнала пройдут перед вами одна за другой. Смотрите и слушайте устный журнал «Если хочешь быть здоров»!

(Звучит музыка.)

Ведущий. Прислушайтесь к этой мелодии. Всякий раз, как она зазвучит, будет открываться новая страница нашего журнала.

(Входит Айболит.)

Айболит. Скажите, пожалуйста, здесь редакция устного журнала «Если хочешь быть здоров»?

Ведущий. Здесь, дорогой Айболит.

Айболит. Очень рад. Здравствуйте, дорогие ребята! Рад приветствовать вас. Проходил я тут по школе, посмотрел: хорошие здесь ребята учатся. За чистотой следят, за порядком. Нерях не терпят. В школе всюду дежурные. Попробуй пройди мимо них в грязной обуви! Мигом к порядку призовут! В классах чисто, аккуратно. Ребята сами убирают классы. Молодцы, ребята! Порадовали вы меня.
А сейчас давайте смотреть и слушать журнал.

1-я страница. «Утро начинается»

Ведущий. Ребята, вы все прочитали название страницы? Можете повторить? А как начинается ваше утро?
Очень важно, с каким настроением человек проснулся, как он начал свой день. А от чего зависит ваше утреннее настроение?
Самое главное – просыпаешься ли ты отдохнувшим. Недаром в народе говорят: «Сон – лучшее лекарство». Почему утром иногда не хочется вставать, хочется поваляться в постели и даже поспать? Своими советами с нами поделится Доктор Айболит.

Доктор Айболит. Нельзя сразу вскакивать с постели. Сначала нужно потянуться и зевнуть, широко открыв рот, чтобы наши мышцы и органы дыхания пришли в порядок.

Ведущий. Что вы делаете после того, как встали с постели? Кто из вас утром делает зарядку? Обязательно при выполнении утренней зарядки открыть форточку.

Задание. Провести с группой зарядку (4–5 упражнений).

Ведущий. Что делаем после зарядки? Кто из вас сам застилает свою постель?
Зарядка сделана, постель застлана. Что теперь будем делать дальше? Расскажите и покажите, как вы умываетесь, чистите зубы.

Дети.

Зубы нам почистить нужно.
В руку щеточку возьмем,
Зубной пасты нанесем.

И взялись за дело смело.
Зубы чистим мы умело:
Сверху вниз и справа влево.
Снизу вверх и снова влево.

Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку водим мы кругами.

Зубы чистим осторожно –
Ведь поранить десны можно...
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.

Нам понадобится кружка...
Улыбнитесь-ка друг дружке!
Поработали умело –
Наши зубки стали белы.

Ведущий. А теперь настало время завтрака. Завтрак должен быть плотным. Мы должны употребить утром примерно четвертую часть дневной нормы калорий. Почему?
Выберите, что можно есть на завтрак.

Задание. Выбрать нужные карточки – каша, хлеб, конфеты, чай, творог, молоко, пирожное, бутерброд с колбасой, бутерброд с сыром, хлеб с маслом, халва, варенье, печенье.

Доктор Айболит. Очень полезно по утрам есть кашу. Каша – исконно русское блюдо. Самые древние каши – пшенная, манная, овсяная. Недаром про хилых людей говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения с противниками варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

2-я страница. «Здоровое питание – отличное настроение»

Ведущий. Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на этой станции? Правильно, мы будем говорить о пользе различных продуктов и правильном питании.

– Сколько раз в день человек должен питаться?
– Какими должны быть завтрак, обед, ужин?
– Какую пищу надо есть, чтобы быть здоровым?

Пища должна быть разнообразной, меньше мучного и сладкого, Отдавать предпочтение овощам, фруктам, молочным продуктам.
Вот посмотрите сценку, которую приготовили ребята.

Дети.

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица.
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
Бурый мишка лижет мед.
В норке завтракает крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди кабан.
Ловит мошку ловкий стриж.
Сыр и сало любит мышь.
Попрощался с Юлей врач
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
Накорми меня, мамуля!

Ведущий. Всякому нужен и завтрак, и обед, и ужин. Ужинать надо не позднее чем за два часа до сна. Это должна быть легко усваиваемая пища.

3-я страница. «Активный отдых»

Ведущий. Ребята, на этой странице вы узнаете, как правильно организовать активный отдых.
Вы пришли из школы, где сидели на уроках. Многие из вас сразу выполняют домашнее задание – и опять сидят, смотрят телевизор.
Во дворе взрослые одергивают: не шумите, не бегайте! Вот и развивается привычка проводить время попусту. Отдых – значит, ничего не делать?
А вы умеете отдыхать, ничего не делая? Попробуйте это сейчас в течение 15 секунд.
Я наблюдал за вами и заметил, что кто-то зевал, почесывал затылок, смотрел в окно, рассматривал картинки, ковырял в носу и т.д. А о чем вы в это время думали? И это называется, что вы все эти 15 секунд ничего не делали?
Вы, наверное, думали, что отдыхать – это легко и этому не нужно учиться, а на самом деле умение отдыхать – это целая наука! Знаете ли вы, какие бывают виды отдыха?

1. Самый короткий отдых – физкультминутка во время урока.
2. Короткий отдых во время перемены.
3. Отдых в выходные дни.
4. Отдых во время каникул, а самый длинный отдых – во время летних каникул.

Что вы понимаете под словом отдых?

(Ответы детей.)

Отдых – это смена деятельности, снятие утомления за определенный отрезок времени, положительные эмоции. Одним из видов отдыха всегда был полноценный сон. А вы знаете, сколько нужно детям спать? Детям 7–9 лет – 11 часов в сутки, 10–11 лет – 10 часов в сутки.
Самое главное – иметь привычку засыпать и вставать в одно и то же время, даже во время каникул. Почему? Если механические часы заводить в разное время, то они могут быстро сломаться. У каждого человека есть свои биологические часы. Наш организм к ним привыкает, и если что-то начинаем менять в своем режиме, то и биологические часы тоже начинают ломаться, показывать неправильное время. Надо вставать, а вам хочется спать, надо ложиться спать, а вам не хочется. Так и заболеть недолго.

Доктор Айболит.

Лечу я ребятишек, когда они больны,
Горчичники и капли мне вовсе не нужны.
Мой метод не известен ни одному врачу!
Скажу вам по секрету: я танцами лечу!

(Танец маленьких утят.)

Доктор Айболит. Каким должно быть рабочее место? Если место оборудовано правильно, вы меньше утомляетесь, не нарушается осанка и не развивается близорукость.
Есть ли у вас определенное место для хранения учебников, тетрадей, карандашей? Чтобы легко и быстро находить предметы, нужно подготовить свое рабочее место.

Задание. Подготовь свое рабочее место для выполнения домашнего задания. (На столе в беспорядке лежат учебные принадлежности, игрушки, настольная лампа и т.д.)

4-я страница. «Вредные привычки»

1-й ученик.

Кто пришел в нежданный час?
Праздник здесь сейчас у нас.
Мы гостей уже не ждали,
Танцевали и играли,
Веселились всем на диво.
И одеты мы красиво.
А у этих странный вид!
Что-то он не веселит.
Кто такие? Отвечайте!
Праздник нам не нарушайте.

Обжора.

Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора,
Потому что я… (обжора).

Плакса.

Ну а я ленив и скучен,
Я с платочком неразлучен.
Не люблю играть и петь,
Мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса,
А зовут меня все... (плакса).

Грязнуля.

Не люблю я, братцы, мыться,
С мылом, щеткой не дружу.
Вот поэтому, ребята,
Вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли
Назовут меня... (грязнулей)?..

Неряха.

Честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому.
Сам не знаю, почему
Вещи всюду я бросаю
И найти их не могу.
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха?
Я не знаю. Я... (неряха)!

2-й ученик

Вы – компания на славу,
Только скучно что-то стало.
Мы поем, и веселимся,
И играем, и резвимся.
Словом, попросту глупцы.
Нам, увы, не по дороге.
Уносите, братцы, ноги!
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас!

3-й ученик.

Все мы любим умываться
И опрятно одеваться.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
К спорту мы неравнодушны,
Аккуратны и послушны.
Вот любимые продукты:
Каша, йогурт, сок и фрукты...
Мы сильны, крепки, красивы
Всем на зависть и на диво.
Хором скажем вам сейчас...

Все хором.

Нет вам места среди нас!

Подведение итогов.

Если будешь ты стремиться
Все советы выполнять,
Будешь лучше ты учиться
И здоровье сохранять.

Ведущий. Закрывается наш журнал. Давайте хором произнесем золотые слова:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

С. Мамонтова ,
учитель начальных классов, МОУ «Борисовская СОШ № 2», Белгородская область ;
Н. Черкашина ,
учитель начальных классов, МОУ «Борисовская СОШ № 2», Белгородская область