Совершенство во всех отношениях
Как помочь подросткам преодолеть перфекционизм
Они желают любые свои дела выполнять на
«отлично», и никак иначе. Это касается и учебы, и
домашнего хозяйства, и хобби. Некоторые бывают
требовательными не только к себе, но и к
окружающим. И такое стремление к совершенству во
всем приводит к одиночеству и расстройствам
нервной системы. Какие опасности таит в себе
перфекционизм и как помочь ребятам избавиться от
этой опасной болезни?
Лучшее – враг хорошего.
Вольтер
Забота об излишнем часто
соединяется с потерей необходимого.
Солон, афинский мудрец (ок. 640–560 гг. до
н.э.)
Энни стремилась разложить все
эти предметы в идеальном порядке. Она не знала,
зачем ей это надо, но знала, что, если она этого не
сделает, ей будет скверно на душе. Тогда случится
что-то ужасное, и все узнают, что она – самый
никудышный человек на всем белом свете.
Дорис Бретт. Жила-была девочка,
похожая на тебя
Рассказы подростков
Вика, 14 лет
Я расскажу вам о своем самом
заветном желании. Хочу быть идеальной. Не просто
идеальной. А идеальной во всем. Самой красивой,
самой умной. Хочу, чтобы всё и везде у меня
получалось. В школе, в спортзале, в любом деле.
Крестиком вышивать, автомобилем управлять,
задачки по математике решать. Вы можете мне
помочь? Я сильная, справлюсь. Мне кажется, надо
план составить и не отступать от него. И тогда все
получится.
Аня, 12 лет
Сомневаюсь, переделываю,
переписываю. Мне постоянно кажется, что где-то
ошибка, что можно было сделать лучше… И так во
всем. Посуду по нескольку раз перемываю. В
упражнениях по русскому каждую строчку
многократно перечитываю. Если ошибка или помарка
небольшая – даже страницу переписываю. Я часто
куда-нибудь опаздываю, потому что собираюсь
долго – умываюсь, причесываюсь, одеваюсь.
Нередко оказывается, что одежда не в порядке или
прическа, и пока я их не исправлю, не могу выйти из
дома…
Паша, 15 лет
Вот вы мне объясните: почему
вокруг так мало ответственных людей? Ни на кого
нельзя положиться. Берутся за какое-нибудь
дело – и не могут его выполнить. Если уж
взялся – выполняй как следует! Ужасно
раздражают сверстники, которые позволяют себе
что-то плохо сделать. Я даже в лучших друзьях
разочаровался. Как быть настолько
нетребовательными к себе? Если не можешь, лучше
вообще ничего не делать, чем так!
Рита, 16 лет
Вы понимаете, я не могу позволить
себе получить четверку. Это же огромное унижение!
Я сама себя уважать перестану. Могу ночь не спать,
но найду способ и заставлю себя все выполнить
правильно!
Любую работу, даже самую незначительную, надо
делать на «отлично».
Конечно, это тяжело. Иногда мне кажется, что я
взвалила на себя непосильный груз... Но я не
бросаю начатое. Если я совершаю ошибку, то
чувствую себя неудачницей и ужасно переживаю.
Только когда у меня все получается, я могу собой
гордиться!
Что объединяет активную, напористую
Вику и тревожную Аню? Предъявляющего высокие
требования к другим Павла и требовательную к
себе Риту?
Эти молодые люди страдают перфекционизмом –
чрезмерным стремлением к совершенству,
склонностью предъявлять к себе и окружающим
очень высокие требования.
Иногда перфекционизм называют «синдромом
отличницы» – из-за желания все в жизни делать на
пятерку. Такое поведение характернее для
девушек, однако оно может встречаться и у молодых
людей.
Проявления перфекционизма
Перфекционизм – личностная черта со
сложной психологической структурой.
Основные признаки перфекционизма:
Завышенный уровень притязаний и
высокая требовательность к себе.
Высокие стандарты деятельности при
ориентации на полюс «самых успешных».
Восприятие других людей как
требовательных и критикующих.
Постоянное сравнивание себя с
окружающими.
Оценка и планирование деятельности
по принципу «все или ничего» (поляризованное
мышление).
Фиксация внимания на собственных
неудачах и ошибках.
Стремясь довести любое дело до идеала,
«шлифуя» каждую мелочь, перфекционисты
постоянно испытывают сомнения в качестве
выполненной работы, крайне чувствительны к
критике и практически не получают
удовлетворения от результатов своего труда.
Чрезмерное желание совершенства часто
оборачивается одиночеством (нельзя найти друзей,
отвечающих таким высоким требованиям),
отсутствием возможности отдыхать и развлекаться
(стремление идеально выполнять даже
незначительные дела отнимает очень много
времени) и нервными расстройствами, к которым
приводит постоянное напряжение (отличные
результаты надо постоянно подтверждать).
«По полной программе»
Приведем типичные мысли и убеждения
перфекционистов – подростков и взрослых,
касающиеся самих себя и отношения к окружающим:
Работая над чем-нибудь, я не могу
расслабиться, пока не доведу дело до
совершенства.
Быть лучшим – цель моей жизни.
Люди должны все делать качественно,
если они за что-то берутся.
Если я допущу даже маленькую
оплошность, окружающие мне этого не простят.
В любом деле нужно выкладываться «по
полной программе».
Нельзя оставлять людям ни одного
повода усомниться в твоем совершенстве.
Я стараюсь не общаться с теми, кто ни к
чему не стремится.
Мне нужны материальные подтверждения
своего успеха.
Меня раздражает, когда люди допускают
ошибки в простых делах.
Я не уважаю обычных, ничем не
примечательных людей.
Люди, которых я ценю, не должны меня
подводить.
Все дела одинаково важны.
Я постоянно работаю над собой,
стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым
следующим заданием.
Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в
своей работе.
Как становятся перфекционистами
Перфекционизм порой начинает
формироваться под влиянием семьи уже в детском
возрасте. Например, авторитарные родители иногда
буквально навязывают детям убеждение, что любовь
можно заслужить только в том случае, если все их
требования будут выполняться на «отлично».
Ребенок должен соответствовать ожиданиям мамы и
папы и непременно демонстрировать высокие
успехи в одобряемой ими деятельности.
Это так называемая «условная любовь»,
вынуждающая детей ради родителей стремиться к
недостижимому совершенству. Через некоторое
время ребята сами начинают предъявлять к себе
чрезмерно высокие требования – «родительский
голос» становится их собственным.
Чаще всего подобная требовательность связана с
собственными нереализованными желаниями
родителей и стремлением воплотить свои мечты в
жизнь «с помощью» детей. На ребят возлагаются
особенные надежды: они должны решить задачи, не
выполненные родителями, не повторив при этом их
ошибок и не сделав собственных. Ведь ценой ошибки
может стать разочарование и отвержение со
стороны самых близких людей. Именно поэтому
дети-перфекционисты так часто чувствуют себя
плохими, недостойными и несовершенными.
Перфекционистов могут воспитать и слишком
тревожные и контролирующие родители, желающие
«дать детям самое лучшее», позаботиться об их
будущем.
Перфекционисты также вырастают в «хаотичных»
семьях, где у детей отсутствует ощущение
безопасности окружающего мира. Это семьи с
нестабильными, неупорядоченными отношениями и
часто происходящими негативными событиями:
переездами, болезнями, разводами и другими
неожиданными изменениями. У ребят из таких семей
сильно выражается потребность как-то
упорядочить свою жизнь, взять ее «под контроль».
Для достижения этой цели порой используются
«внешние» средства: хорошая (отличная) учеба,
четкий график жизни с определенными
обязанностями, безупречный порядок в комнате…
Так появляется чувство безопасности и
компенсируется ощущение неуверенности и
беспомощности.
Опасности синдрома
Чрезмерное стремление к совершенству
сопровождается хроническим эмоциональным
дискомфортом, низкой продуктивностью
деятельности, риском психических расстройств и
иногда даже суицидальными попытками.
На фоне постоянного напряжения весьма вероятно
развитие невроза – например, связанного с
ситуацией школьного обучения. Отличники и
отличницы попадают в ловушку психологического
стереотипа: им кажется, что они всегда должны
быть самыми лучшими. При этом нередко оценки
становятся самоцелью, а интерес к учебе и
саморазвитию может быть потерян. Получение
пятерки и одобрения важнее достижения цели и
удовольствия от процесса и результата
деятельности.
Перфекционисты болезненно реагируют на критику,
с трудом приспосабливаются к новым условиям. С
окружающими людьми они часто предпочитают не
сотрудничать, а соперничать и соревноваться,
из-за чего со временем у них может остаться мало
друзей.
Рано или поздно все перфекционисты начинают
испытывать чувство усталости, тревоги и
безнадежности. У них нередко возникают проблемы
со здоровьем на фоне постоянного стресса и
истощения: головные боли, слабость, обострение
хронических заболеваний. Среди перфекционистов
много людей, страдающих серьезными тревожными и
депрессивными расстройствами.
Попробуем измениться
Нужно научиться различать цели по
степени их важности, то есть уметь расставлять
приоритеты. Существуют цели, достижение
которых в данный момент по-настоящему важно:
например, подготовка к экзамену или
соревнованиям. В этом случае действительно
следует приложить усилия к их достижению, не
доводя себя, однако, до нервного истощения: цель
таким образом не приблизишь. Второстепенные же
цели могут и подождать: ничего страшного, если
«важный» телефонный разговор, обещанный поход с
подругой в магазин и уборка квартиры состоятся
не сегодня, а через какое-то время. Возможно даже,
что домашние задания по некоторым предметам
будут выполнены не на «отлично», а немного хуже…
Планирование времени и составление разумных
расписаний помогают распределить свои усилия
лучшим образом.
Научиться расслабляться. Для
сохранения физического и эмоционального
здоровья необходимо научиться чередовать
нагрузку и отдых. Сон и другие формы
восстановления сил – не пустая трата времени.
Иногда бывает очень трудно остановить привычный
напряженный ритм жизни. Возможно, в этом случае
помогут специальные техники расслабления и
релаксации. Главное – осознать важность отдыха и
выделить для этого специальное время. Порой
приходится заново учиться распознавать у себя
состояния напряжения и усталости и воспринимать
их как сигналы о необходимости отдыха. Могут
помочь следующие формулы самовнушения: «Я
принимаю и люблю себя такого, каков я есть», «Мне
приятно время от времени расслабляться»…
Перестать сравнивать себя с другими
людьми. Это еще одна ловушка перфекциониста:
ведь всегда найдется кто-то, кто выполнит задание
(справится с каким-либо делом) лучше. Такое не
должно быть поводом для страданий: нельзя всех во
всем превзойти. Друзья нужны не для того, чтобы с
ними соревноваться, а для того, чтобы можно было с
ними разделять свои интересы и увлечения,
горести и радости. Важно осознавать и ценить
собственную уникальность и неповторимость
других людей. Тогда появится возможность
радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя
за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую
часть жизни.
Поверить в то, что можно сохранить
хорошие отношения с родителями, даже не
соответствуя их ожиданиям. Конечно, для
подростка это сложная задача. Обычно в таких
случаях молодой человек или «воюет» с мамой и
папой, доказывая право на собственные взгляды и
поступки, или опускает руки, отказываясь от любых
достижений, или… становится перфекционистом,
все-таки пытаясь заслужить родительскую любовь и
одобрение. Непростая задача – стать самим собой,
не вступив в конфликт с родителями, имеющими
другое мнение. Однако спокойное, ответственное
следование своим целям и доброжелательное
отстаивание собственной позиции может дать
хорошие результаты. Впрочем, не все советы
требовательных мамы и папы направлены против
подростка! Как правило, имеет смысл поискать
золотую середину.
Хвалить себя. Перфекционисты
часто испытывают вину за то, что оказались
недостаточно хороши, не оправдали чьих-то
ожиданий. Хроническое чувство связано с
пониженной самооценкой и может привести к еще
большему напряжению. Очень важно научиться
видеть в себе не только недостатки, но и
достоинства (причем не связанные с достижениями
и успешностью). Надо относиться к себе с большей
симпатией.
Научиться получать удовольствие от
жизни. Каждый может найти себе занятия для души
– для получения удовольствия, а не ради
достижения результатов. Чтение развлекательных
книг, прогулки в одиночестве, поездки «на
природу», музыка, рисование, физкультура или
танцы… Самое главное – сосредоточиться не на
оценке собственных достижений и полезности
проведенного времени. Очень важно периодически
просто наслаждаться жизнью, чувствуя себя при
этом не преступником, теряющим время, а
человеком, которому доступны многие радости.
К концу недели Энни оставляла уже
шесть предметов в беспорядке на своем письменном
столе. <...> «Странно, – сказала она. – Я так
увлеклась этой игрой, что совсем перестала
беспокоиться… Утром я просто перемешала все эти
предметы на столе и ушла в школу. Меня совсем не
волнует то, что они лежат не на своих обычных
местах!» – «Это потрясающе!» – воскликнула
Фея-крестная. – Я в самом деле горжусь
тобой». – «Я тоже», – сказала Энни в ответ и
расплылась в улыбке.
Дорис Бретт.
Жила-была девочка, похожая на тебя
Юлия Корчагина , психолог, кандидат психологических наук
|