И жизнь станет краше
Сельская школа находится далеко от
города, и не каждый местный житель имеет
возможность получить квалифицированную
медицинскую помощь. А, как известно, легче
предупредить болезнь, чем ее лечить. Поэтому одна
из главных задач образовательного учреждения –
воспитание здорового человека.
Воспитывать физическую активность надо не
только на уроках, но и на переменах, внеклассных
мероприятиях. Нужно, чтобы дети видели вокруг
себя жизнерадостных и целеустремленных людей. В
школе это относится к учителям. А придя домой,
ребенок встретит взрослого, который гордится
тем, что сын или дочь день ото дня становится
крепче и выносливее. И, может быть, тогда жизнь на
селе станет лучше, краше, преисполнится смысла и
для родителей, и для детей.
Андрейковская школа накопила богатый опыт
использования здоровьесберегающих технологий.
Что заставило заниматься этой проблемой? Конечно
же, состояние детей, жалобы родителей, учителей и
данные многих исследований, в том числе по
физической активности.
Каждый знает, что музыка
влияет
на психологическое состояние человека. Хорошая
музыка поднимает настроение. Одни мелодии
помогают расслабиться, а другие – наоборот,
сосредоточиться. Именно эти особенности и
используют учителя сельской школы
|
Удивительный проект
Если что-то делать и менять
основательно, то нельзя обойтись без системного
подхода и инноваций. Несколько лет назад школа
разработала программу «Здоровье». Помимо
основных направлений, образовательное
учреждение внедрило проект «Школьный звонок».
Музыка давно используется психологами в самых
различных областях человеческой деятельности.
Разнообразные виды и формы релаксации, кабинеты
психологической разгрузки, функциональная
музыка на производстве, музыкальная терапия...
Музыка может помогать сосредоточиваться и
расслабляться, вдохновлять и даже быть средством
коммуникации. А понятие полифония, или
многозвучие, абсолютно точно определяет
всеобъемлющую власть музыки над человеком.
Удивительные свойства музыки с некоторых пор
используются в образовательных учреждениях, в
частности в Андрейковской школе.
Школьный звонок. Как много он значит для ученика
и учителя. Нет на свете человека, у которого бы
этот звонок не вызывал личных ассоциаций. Он
звучит в начале и конце урока, и у всех участников
образовательного процесса срабатывает
классический павловский рефлекс: стимул –
реакция. Попробуем немного одухотворить данную
схему. Заменим обычный «монозвук» на законченный
фрагмент мелодии. Прежде всего не станем
забывать об основных функциях звонка: это мобилизующая
и сигнальная роль. А при новом подходе
такая роль получает расширенный диапазон
возможностей, ведь музыка рождает у человека
определенное настроение и установку.
Начало урока. Звучит отрывок из гимна школы –
музыка с мобилизующим характером, вызывающая
подсознательное желание быть готовым выполнять
определенную работу, в данном случае –
заниматься учебной деятельностью.
Урок заканчивается. И модель звонка, который
применяется на данной фазе, отличается спокойной
мелодией, что особенно важно для гиперактивных
детей, поскольку перемена – это не только
разнообразные двигательные акты, но и настрой на
следующее занятие.
Таким образом, музыкальный звонок получил статус
полноценного функционального элемента
здоровьесберегающего процесса. Пройдет время, и
бывшие ученики среди всего прочего вспомнят и
эту замечательную инновацию.