«Самая суть чисто
человеческого здоровья – это когда его
неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому
человеку...» Эти слова Михаила Пришвина, конечно,
относятся к каждому, но как точно в них отражено
назначение учителя – «сказать что-то хорошее»
ученику!
Однако вопрос о здоровье учителей тоже стоит
перед обществом достаточно остро. Это
обусловлено многими факторами.
Во-первых, педагогическая деятельность
отличается высокой эмоциональной
напряженностью. По данным
социально-демографических исследований, труд
учителя относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане.
Во-вторых, изменения социокультурных условий
в современном мире носят глобальный характер и
затрагивают школу. В связи с этим учитель
вынужден корректировать профессиональную
ментальность за счет личностного роста и своих
психических ресурсов.
Статья опубликована при поддержке сети медицинских центров "DoktorRu". Медицинские центры в Москве предлагают своим клиентам широкий спектр медицинских услуг. Записавшись на приём в один из центров данной сети, Вы сможете получить консультацию от высококвалифицированного специалиста по доступной цене. Все центры оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, в том числе аппаратами ультразвуковой диагностики, на которых Вы можете пройти УЗИ брюшной полости, сердца, органов малого таза. Всю подробную информацию о центрах и услугах Вы найдёте тут.
В-третьих, на фоне психологических возникают
не менее сложные проблемы, связанные с
материальной обеспеченностью и социальной
стабильностью.
Безусловно, профессия педагога предъявляет
высокие требования к эмоциональной стороне его
личности. Это «работа сердца и нервов», –
писал Сухомлинский. Тем не менее современная
статистика такова: учительство как
профессиональная группа отличается крайне
низкими показателями физического и психического
здоровья. Налицо многочисленные хронические
заболевания. Медицинские исследования
показывают, что 95% учителей страдают болезнями
нервно-психической природы (невроз, стресс,
депрессия), 30% – заболеваниями
сердечно-сосудистой системы, связанными с
перегрузкой нервной системы (гипертония,
мигрень, стенокардия, инфаркт), 26% – органов
зрения, а 20% подвержены частым лорзаболеваниям.
Условия работы учителя, как многих руководителей
разного уровня, включают еще и такие факторы, как
гиподинамия, отсутствие эмоциональной разрядки,
принудительный характер общения, большое
количество контактов во время рабочего дня. При
достижении определенного уровня напряженности
организм начинает защищать себя. Это проявляется
в многочисленных симптомах синдрома
профессионального выгорания: возрастает число
ролевых и эмоциональных конфликтов, обид,
разочарований, снижается работоспособность,
нарушается сон и пр.
Поставить себе диагноз можно и без помощи
специалиста. Оценить риск постепенного
формирования этого состояния поможет простой
тест.
Попробуйте ответить на 8 вопросов (за ответ «да»
начислите 2 балла, за ответ «трудно сказать» – 1).
1. Вы считаете себя
высококвалифицированным специалистом?
2. Вы занимаете свою должность
дольше 5 лет?
3. Вы живете один?
4. У вас нет никакого хобби?
5. Когда вы поступали на работу, она
вам очень нравилась?
6. Вы никогда не думали о
перемене специальности?
7. Вы полностью удовлетворены
уровнем своих доходов?
8. В вашем окружении нет людей,
являющихся для вас хорошей эмоциональной
поддержкой?
Если в сумме вы набрали более 10 баллов,
то у вас высок риск в ближайшие годы начать
«выгорать».
В тесной связи со здоровьем педагога находится
здоровье его учеников. У нездорового учителя
ниже качество работы, а значит, ученики хуже
усваивают материал, больше подвергаются стрессу,
быстрее утомляются. Если педагог напряжен,
раздражителен, тревожен, все это
распространяется на детей. Не всем учителям
удается компенсировать это самоотверженностью,
душевностью, высоким профессионализмом. Не менее
важно и то, что, являясь примером для учеников,
учитель формирует у них такое же отношение к
своему здоровью. Безграмотность учителя в этих
вопросах, пренебрежение к физическому и
психологическому состоянию не восполняются
призывами заботиться о здоровье.
Факты показывают, что благоприятная
психологическая атмосфера, правильно
организованный педагогический процесс,
предметная среда, обеспечивающая потребности
ребенка в движении, общении, реализации своих
желаний, бодрый, справедливый педагог,
внимательный к любым проявлениям ребенка,
способны не только скорректировать
отклоняющееся поведение и развитие, но и
предупредить, не допустить его.
Одними из показателей
профессионального здоровья и долголетия учителя
являются воспитание и поддержание
профессиональных целей, идеалов, представлений о
результате педагогического труда, мотивации на
педагогическую деятельность (педагогическая
направленность). Учителю необходимо
преодолеть низкий уровень отношения к себе,
самоуважения, повысить профессиональное
самосознание, осознание себя личностью, хозяином
жизни, способным проектировать свое будущее.
Тогда станет возможным сотрудничество с
ребенком, позволяющее вдохновить и направить
сердца и мысли учеников к восприятию знаний в
атмосфере доверия, уважения и сформировать у них
потребность в здоровом образе жизни как высшей
радости.
Другими показателями являются
коммуникативность и конфликтоустойчивость,
интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая
гибкость (педагогическая компетентность). Учителя
как представители стрессогенной профессии
должны владеть психологическими знаниями, уметь
управлять своим разумом, психоэмоциональным
состоянием, знать механизмы психологической
защиты.
Таким образом, важнейшей задачей становится
формирование здорового образа самого учителя.
Решение перечисленных выше проблем
предусматривает разработку комплексных
программ на уровне школ, муниципалитетов,
включающих информационное, диагностическое,
профилактическое,
оздоровительно-восстановительное, лечебное
направления.
Для реализации программ необходимо использовать
новые технологии диагностики здоровья. Занятия,
построенные по системе методов активного
обучения, позволяют развить навыки самоконтроля
эмоциональных состояний, овладеть приемами
снятия стресса, регуляции творческого
самочувствия. Такая индивидуально развивающая
программа должна предусматривать также комплекс
спортивно-оздоровительных и восстанавливающих
мероприятий, занятия укреплением собственного
здоровья, оказание помощи своим близким, друзьям,
коллегам.
Известно, что образцы поведения, отношений,
переживаний, способы действий, к которым
прибегает учитель во взаимоотношениях с
учениками, усваиваются, присваиваются и
проявляются в поведении ребенка. Здоровый
учитель становится для своих учеников еще и
учителем здорового образа жизни, всем своим
примером убеждает в том, что именно в этом
заключено благополучие каждого человека, семьи,
коллектива и общества в целом.
Свои размышления я хочу закончить словами
немецкого философа Гумбольдта: «Создай самого
себя, а затем воздействуй на других тем, что ты
есть».
Найдите время, чтобы побыть собой.
Стремитесь побороть страх.
Старайтесь смотреть на вещи
оптимистично.
Не позволяйте окружающим требовать
от вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что вам
нравится то, что на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большого
влияния на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого
не могу сделать».
Используйте возможность выступить
с речью.
Следите за фигурой.
Маленькие радости в ваших руках.