Помогите мне, пожалуйста. Моя
проблема в том, что я очень обидчивая. Ничего не
могу с собой поделать. Я обижаюсь на своих подруг
по любому поводу: если они без меня пошли гулять,
посмеялись надо мной – даже в шутку, обещали
позвонить и не сделали этого, не дали списать
домашнее задание и т.д. Когда я обижаюсь, я плачу,
перестаю разговаривать с человеком. Сама при
этом очень страдаю, но не знаю, что предпринять.
Если я сильно обиделась, то могу придумывать
планы мести. Как мне стать менее обидчивой? Боюсь,
что скоро мне не с кем будет общаться.
Алина, 14 лет
Глагол обидеть произошел от
сочетания об-видеть, где приставка об- имеет
значение вокруг, огибая, минуя (для сравнения:
обделить, обвесить). Таким образом, обидеть
– обделить взглядом, не посмотреть.
В.Даль с своем словаре называет обиду чувством,
вызванным всем, что оскорбляет, бесчестит и
порицает, причиняет боль, убыток.
Обида – это отрицательное эмоциональное
состояние, переживаемое как несправедливость и
беспомощность, возникающее в результате
расхождения ожиданий и реального поведения
партнеров по общению в ситуациях, имеющих
личностную значимость.
Обида является жалостью к себе, соединенной с
упреком в незаслуженном отношении, претензией,
обычно связанной с ощущаемым недостатком
внимания, уважения, доверия, невозможностью
получить от другого человека подтверждение
собственной ценности и значимости.
Обида считается проявлением тревожности у
личности, охваченной страхом, любовью и чувством
вины.
Почему и как это происходит?
Первые обиды могут возникать уже в
дошкольном возрасте – они появляются
одновременно с потребностью в признании и
уважении. Это формы детского поведения,
связанные с тревогой, страхом, беспомощностью и
неуверенностью. Обижаясь на родителей или
сверстников, дети остро переживают ущемленность
и «недостаточность» своего «я» в ситуациях
игнорирования, проигрыша, отказа в чем-то важном
и желанном, неуважительного отношения и даже в
случаях чужого успеха и превосходства.
В последующем обида может стать «излюбленным»
чувством, с помощью которого человек пытается
управлять другими, вызывая у обидчиков сознание
вины и получая таким образом «психологический
выигрыш».
Поведение человека, переживающего обиду, часто
демонстративно: он отворачивается, перестает
разговаривать, уходит в сторону. Он словно
говорит всем своим видом: «Это из-за тебя я так
страдаю!». Вызывая чувство вины у партнера по
взаимодействию, ребенок рассчитывает все-таки
получить желаемое – хотя бы с помощью таких
манипуляций.
Психологи советуют различать адекватные и неадекватные
поводы для проявления и переживания обиды.
Адекватным считается повод, когда имеет
место сознательное отвержение или неуважение
партнера.
Неадекватным – когда человек приписывает
другим неуважительное отношение к себе. В этом
случае он реагирует не на реальное отношение
окружающих, а на свои собственные неоправданные
ожидания, то есть видит то, чего на самом деле
нет.
С одной стороны, обида может способствовать
восстановлению и исправлению отношений; с другой
– частые обиды порой приводят к нарастанию
отчужденности, «уходу в себя», разрыву связей с
другими людьми.
Обидчивость
Черта, характеризуемая склонностью к
частым обидам, называется обидчивостью. Она
становится следствием внутреннего конфликта,
связанного с желанием полагаться в чем-либо на
других и невозможностью это сделать из-за
чувства глобального недоверия, ожидания обмана и
неприятностей.
У человека, который постоянно видит в поступках
окружающих признаки пренебрежения и неуважения
к себе, повышена расположенность к обидчивости,
которая постепенно может превратиться в
свойство его личности, определяющее его
поведение и отражающее отношение к себе и
окружающим. Обидчивый человек и сам нередко
обижает других людей.
Вопрос обидчивости и ее преодоления приобретает
особую значимость в подростковом возрасте.
Именно в этот период повышается
чувствительность к мнению, отношению и оценкам
других; особенно болезненно молодые люди
воспринимают негативные оценки, представляющие
угрозу для складывающегося «образа себя».
Основная проблема обидчивых детей и подростков
заключается в восприятии окружающих как
источника отрицательного, пренебрежительного
отношения к ним.
Та часть самооценки, которую специалисты
называют «Я глазами других людей», оказывается у
них сильно искаженной: ребята считают, что люди
(особенно сверстники) их оценивают незаслуженно
отрицательно.
Попадая в конфликтную ситуацию, такие дети и
подростки не пытаются разрешить ее, а словно
«застревают» в ссоре, осуждениях, обвинениях и
самооправданиях. Однако чувство
«недооцененности» – всего лишь результат их
собственных представлений: исследования
показывают, что даже чрезмерно обидчивые ребята,
несмотря на конфликтность, не являются в
коллективе непопулярными или отвергаемыми.
Таким образом, в основе повышенной обидчивости
лежат напряженно-болезненное отношение молодого
человека к себе и противоречивая самооценка в
совокупности с острой и ненасыщаемой
потребностью в признании и уважении. Обидчивый
подросток постоянно смотрит на себя
недоброжелательными глазами других, что
порождает проблемы в межличностных отношениях.
Обидчивость, как правило, сочетается с
инфантильностью, эгоцентризмом, конфликтностью
и агрессивностью, склонностью к переживанию
чувства вины.
Способы преодоления
Справиться с собственной обидчивостью
(или помочь часто обижающемуся подростку) –
задача непростая.
Взрослым, имеющим дело с такими ребятами, надо по
возможности избегать оценок и сравнений. Это
нужно для того, чтобы преодолеть свойственное
обидчивым людям восприятие других не как равных
партнеров, а как конкурентов, соперников и
потенциальных обидчиков. В то же время следует
демонстрировать уважение и доброжелательность
вне зависимости от успехов и достижений. Тогда
молодой человек будет избавлен от необходимости
постоянно самоутверждаться и доказывать свое
превосходство.
Важно также показать подростку, что оценка и
отношение к нему других не могут являться
единственной основой его самооценки. Ведь на
самом деле окружающие вовсе не сосредоточены на
его персоне и не имеют основной целью задеть его
самолюбие. Другие люди существуют в мире своих
интересов, желаний и дел.
Надо постараться отвлечь молодого человека от
мыслей о себе и об отношении к нему окружающих,
переключать его на другие занятия, учить
получать удовольствие не только от результата и
оценки его деятельности, но и от самого процесса
игры, творчества, обучения, особенно совместного.
Такие занятия дают возможность подростку видеть
в сверстниках друзей и партнеров, помогают
научиться не только обижаться, но и
сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим
успехам, быть внимательным к другим людям, их
настроению и поведению. На психологическом языке
это называется формированием эмоциональной
децентрации, снижением агрессивности, развитием
чувства собственного достоинства и умением
адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем раньше взрослый распознает повышенную
обидчивость у ребенка и поможет с ней справиться,
тем благоприятнее прогноз на будущее.
Дети постарше и подростки могут сами приложить
усилия к преодолению своей обидчивости. Им (и
даже взрослым) можно рекомендовать завести
«журнал обид». Там нужно описывать ситуации,
которые приводят к переживанию обиды (например,
Маша забыла принести мне обещанный фильм).
Далее предлагается определить, какие несбывшиеся
ожидания привели к переживанию (если бы Маша
ко мне хорошо относилась, она никогда бы не
забыла о своем обещании). Третий шаг – поиск
ошибки в ожиданиях (Маша ко мне хорошо
относится, однако что-то помешало ей выполнить
обещание). Четвертый шаг – поиск решения
(я позвоню Маше вечером и напомню ей про фильм).
Важно не мстить обидчику и не пытаться с помощью
манипуляций заставить его изменить свое
отношение и поведение. В первую очередь следует
менять собственные реакции. Если же его действия
в самом деле являются оскорбительными, лучше
прямо сообщить о своих чувствах и попробовать
разрешить назревающий конфликт.
Целенаправленная работа над собой по
преодолению обидчивости может принести хорошие
результаты: повысятся настроение и самооценка,
улучшатся отношения с другими людьми, появится
возможность получать удовольствие от общения и
разнообразных интересных занятий.
Тест «Обидчивы ли вы?»
Данный тест поможет вам
разобраться в себе. На каждый вопрос следует
отвечать «да» или «нет». В случае сомнений
отвечайте «не знаю» («бывает по-разному»).
Старайтесь, чтобы неопределенных ответов было
меньше
Вопросы
1. Легко ли вам испортить настроение?
2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?
3. Долго ли вы переживаете мелкие неприятности
(чей-то недоброжелательный взгляд, едкое
замечание, испачканный рукав пальто)?
4. Долго ли вы можете находиться в таком
состоянии, когда ни с кем не хочется
разговаривать?
5. Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние
разговоры и шумы?
6. Способны ли вы длительное время анализировать
свои переживания, чувства, поступки?
7. Часто ли вы действуете под влиянием минутного
настроения?
8. Часто ли вам снятся кошмары?
9. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже
других?
10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?
11. Бывает ли так, что во время спора у вас заметно
меняется тембр голоса и появляются обычно
несвойственные вам низкие или высокие тона?
12. Легко ли вас вывести из себя?
13. Правда ли, что даже вкусная еда не способна
исправить ваше испорченное настроение?
14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас
не понимают?
А теперь подсчитайте баллы. За каждый ответ «да»
начисляется 0 баллов, «не знаю, по-разному бывает»
– 1 балл, «нет» – 2 балла.
Результаты теста
От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать
обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и
редко зависит от ситуации. Кое-кто считает вас
«непробиваемым», «твердолобым». Иногда вам
завидуют, иногда осуждают – на это не
обращайте внимания.
От 17 до 22 баллов. Вы слегка
обидчивы. Эта черта характера доставляет вам
немало горьких минут. Вы легко можете вспылить и
наговорить обидчику грубостей. Из-за этого у вас
нередко случаются конфликты дома и в школе (на
работе). Старайтесь лучше контролировать свои
эмоции и анализировать отношения с другими
людьми.
От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны,
легко меняете свое настроение, болезненно
реагируете на отношение к вам окружающих. Это
серьезные недостатки в вашем характере.
Необходимо заняться самовоспитанием. И чем
меньше у вас количество набранных баллов, тем
скорее к этому следует приступить.
Пословицы и поговорки
Всякому своя обида горька.
Всякому своя обида дорога.
Лучше в обиде быть, нежели в
обидчиках.
На обиженных (сердитых) воду возят.
За шутку не сердись, в обиду не
вдавайся.
В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.
Всяк обидимый прощай обидящему.
Не обидь малого, не попомнит старый.
Обидеть легко, да душе каково?
Себя обидь, а людей не обижай.
Бедного обижать – себе добра не
желать.
Люблю того, кто не обидит никого.
Обида разъедает душу.
В реке обиды брода нет.
- Кто завидлив, тот и обидлив.
Афоризмы
Кто собирается причинить обиду, тот
уже причиняет ее. (Луций Анней Сенека (младший)
Омывай полученную обиду не в крови, а
в Лете, реке забвения. (Пифагор Самосский)
Никогда не помни прежних обид. (Менандр)
Обидеть легче, чем обиду вытерпеть. (Публилий
Сир)
От всех обид спасение – в забвении.
(Публилий Сир)
Независимо от того, по какой причине
вас оскорбили, лучше всего не обращать на
оскорбление внимания – ведь глупость редко
бывает достойна возмущения, а злобу лучше всего
наказывать пренебрежением. (Сэмюэл Джонсон)
Память и совесть всегда расходились и
будут расходиться в том, следует ли прощать
обиды. (Джордж Савил Галифакс)
Разумного человека невозможно
обидеть; обижаешься ровно настолько, насколько
чувства превосходят разум. (Франтишек Крышка)
К сожалению, легче всего обижаться и
обижать. (Ишхан Геворгян)
Если обидное слово окажется правдой,
не пеняй на обидчика. (Веселин Георгиев)
Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением – так гордость нам велит;
Не можешь позабыть – тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя. (Жан Батист Мольер)