Цели:
– укрепление здоровья подростков;
– развитие физической выносливости,
самостоятельности, активности,
целеустремленности;
– формирование у ребят культуры общения,
умения ценить людей и свою семью.
Предполагаемый результат: расширение
представлений об окружающем мире, о своих родных
и близких.
Оборудование: тексты песен;
аудиотехника и музыкальные записи; маршрутные
листы с планами действий; разноцветные жетоны и
ленточки; походные палатки; бинты и шины;
коробочка (мешочек) с «кладом»; ручки, карандаши,
ластики, разноцветные фломастеры, чистые листы
ватмана; конверты с разрезанными на отдельные
слова пословицами и поговорками; инвентарь для
игр.
Подготовка
Поход проводится по окончании
учебного года. Дата, время и место оговариваются
на последнем родительском собрании (совместно с
детьми).
Классный руководитель рассказывает о
предстоящем мероприятии и правилах поведения в
походе. Затем распределяются обязанности: ребята
делятся на четыре подгруппы, которые получают
задания.
1-я – подготовка к выставке «Детство наших
родителей». Каждый учащийся должен написать
небольшое сочинение на тему «Один эпизод из
детства мамы (папы)» и сопроводить его рисунком, а
также при желании детскими фотографиями
родителей. Все это нужно разместить на листе
ватмана.
2-я – подбор песен для программы «Мелодии
детства». Ребята вместе с родителями готовят
музыкальные, танцевальные номера.
3-я – подготовка игр. Детям и родителям раздаются
описания игр.
Кроме (или вместо) этого, мамы и папы вместе с
ребятами могут организовать для будущего похода
игры своего детства.
4-я – приготовление к «Веселым соревнованиям».
Учитель дает детям и родителям описание
состязаний второго этапа мероприятия.
Преподаватель предлагает всем мамам и папам
вспомнить свои детские годы, а ученикам –
побеседовать с родителями, расспросить их о
счастливых днях, когда они были в таком же
возрасте.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Оргмомент
Коллектив отправляется в поход.
Учитель, дети и родители хором поют песню
«Детство – это я и ты» (музыка Ю.Чичкова, слова
М.Пляцковского).
Прибыв в пункт назначения, участники разбиваются
на 2–3 команды в зависимости от количества
человек. Жеребьевка проводится по цветным
жетонам (красные, синие, зеленые). Отсюда и
названия команд. Для различия можно повязать
ленточки соответствующих цветов. Дети и родители
одной семьи попадают в разные группы. Классный
руководитель выбирает помощников (жюри) из числа
взрослых (2–3 – по количеству команд).
Конкурс «Приветствие»
Каждая команда должна придумать
девиз-приветствие и построиться на линейку (3
мин.). Команды рапортуют учителю о готовности к
соревнованиям. После чего они выступают со
своими приветствиями. Преподаватель
рассказывает о правилах проведения игр и раздает
маршрутные листы с планами действий.
2. Веселые соревнования
1. Палатка
Установить палатку по всем правилам
(на время).
2. Скорая помощь
Доставить раненого, оказав ему первую
медицинскую помощь (травма – перелом ноги).
3. Полоса препятствий «Бег по
кочкам»
Команды встают в колонны. Перед каждой
от старта до финиша на расстоянии 1–1,5 м друг от
друга разложены или начерчены (по извилистой
линии) круги диаметром 30–40 см. По сигналу
руководителя первые номера, перепрыгивая из
кружка в кружок, добегают до конечной черты,
после чего кратчайшим путем возвращаются
обратно и передают эстафету следующим
участникам. Вручивший эстафетную палочку
очередному игроку становится в конец колонны.
Выполняется на время.
4. Вдвоем на трех ногах
В каждой команде выступают парами
взрослый и ребенок. Они становятся рядом и кладут
друг другу руки на плечи. Помощники связывают им
две ноги (правую ногу одного игрока и левую
другого). По сигналу начинают движение. Надо как
можно быстрее добежать до финиша и вернуться
обратно. Проводится на время.
5. Путешествие вслепую
Участники каждой команды становятся в
затылок друг другу, руки кладут на пояс впереди
идущему. Завязываются глаза всем, кроме первого
номера. Именно он ведет группу, предупреждая об
опасности (где надо обойти, где пригнуться, где
яма и т.д.). Задача – не потерять ни одного игрока.
6. Кто лучше споет?
Командам предлагается разучить и
исполнить куплет какой-нибудь песни. Интереснее
всего использовать никому не известное
произведение (например, малопопулярную старую
песню или музыку со словами собственного
сочинения).
7. Бег с ношей за плечами
Выступают парами: взрослый и ребенок.
По сигналу начинают движение. Нужно как можно
быстрее добежать до финиша и вернуться назад.
Выполняется на время.
8. Поиски клада
Предлагается за 10–15 минут найти
«клад», который спрятан на расстоянии не более
чем 300 м от местонахождения участников. Не
указывая направления поисков, называется
содержимое или внешний вид «клада» – ящик, мешок
и т.д. (предмет прячется заранее, и ребята ничего о
нем не знают). Нашедшие сообщают о «кладе» только
руководителю, а сами отходят в сторону и ждут,
пока его найдут другие. Места распределяются
соответственно. «Клад» можно прятать не только
на земле, но и на дереве, в кустах, нельзя
зарывать, а маскировать разрешается.
9. Конкурс художников и
корреспондентов
Каждой команде предлагается выпустить
газету на заданную тему.
В конце соревнований жюри подводит
итог. Награждаются победители.
3. Беседа у костра
После состязаний готовится костер.
Накрывается стол. Все обедают.
Учитель. А теперь, дорогие наши
родители, вам придется вспомнить:
1. Самый смешной и самый грустный
случай из вашей школьной жизни.
2. Назовите имя и фамилию своего соседа по парте в
1-м классе.
3. Какие из учебных предметов вам больше всего
нравились, а какие нет?
4. Сбегали ли вы с уроков?
5. В каком классе вы впервые влюбились?
6. Наказывали ли вас ваши родители? Если да, то за
что?
7. В какие игры вы играли?
8. Назовите песни вашего времени.
9. О чем вы мечтали в детстве? Ваши мечты сбылись?
10. Общаетесь ли вы с друзьями детства?
Родители отвечают. Дети внимательно
слушают.
Учитель (обращаясь к детям). Ребята!
Есть ли что-то общее, что объединяет ваше детство
и детство ваших родителей?
Учащиеся отвечают и делают вывод: детство у
каждого свое, но и у мам и пап оно тоже было
веселым, беззаботным, ярким, а еще в нем было
много игр, о которых они даже не имели
представления; оказывается, в школе была единая
форма и, в отличие от них самих, родители
прочитали очень много книг.
Конкурс-выставка
«Детство наших родителей»
Ребята демонстрируют заранее
приготовленные творческие работы, зачитывая или
пересказывая свои сочинения.
Жюри оценивает результаты. Победители
награждаются.
Конкурс «Пословица
неспроста молвится!»
Учитель. Создать семью нелегко, а
сохранить – еще труднее. Беды и радости
происходят в каждом доме.
Нам не всегда удается достойно разрешить
конфликты, не хватает житейской мудрости! Именно
этому учат нас русские пословицы и поговорки.
Давайте их вспомним.
Участники получают набор слов в
конвертах, из которых нужно составить пословицу,
поговорку.
Примеры пословиц и поговорок о семье:
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Дети не в тягость, а в радость.
Где любовь и совет, там и горя нет.
4. Игры наших родителей
Учитель. Что любят дети в любом
возрасте? Правильно, играть.
Вот и мы с вами сейчас поиграем в те
игры, в которые играли ваши мамы и папы.
Родители проводят игры.
Третий лишний, или Ремешок
Играющие образуют круг, встав парами
на расстоянии двух шагов друг от друга. Два
участника находятся вне круга. Один из них
догоняет второго. Убегающий в любой момент может
оказаться впереди любого из игроков, и тот, кто
оказывается позади, становится убегающим. Бегать
можно только снаружи круга, если догоняющий
запятнает убегающего (заденет ремешком), они
меняются ролями.
Если играющих много, они становятся по кругу
парами в затылок друг другу. В этом случае
убегающий становится впереди любой из пар, а
оказавшийся третьим убегает (в таком случае игра
называется «Третий лишний»).
Мяч в воздухе, или Собачка
Играющие становятся на расстоянии
вытянутых рук, образуя круг. В середине –
водящий. Участники начинают перебрасывать друг
другу мяч, не давая возможности водящему
коснуться его. Последний, бегая в середине круга,
стремится дотронуться до мяча, когда тот
находится в воздухе, на земле или у кого-нибудь в
руках. Если ему это удалось, то на его место идет
играющий, после броска которого мяч был осален.
Петушиный бой
Играют двое. Участники становятся на
одной ноге друг против друга, вторую держат
согнутой, руки складывают на груди. Прыгая на
одной ноге, каждый старается толкнуть плечом
противника, заставив его потерять равновесие и
опустить вторую ногу, – тогда бой выигран.
Игра должна проходить в пределах небольшой
площадки, за границы которой выходить нельзя.
Если желающих много, можно организовать сразу
несколько пар. А в финале пройдет бой победителей
каждого круга.
Лапта
Оборудование: небольшой резиновый
мяч и лапта – круглая палка длиной 60–70,
толщиной 3–3,2 см. Участвовать могут от 5 до 12
человек.
На противоположных концах площадки проводят две
черты: коновую и игральную. Расстояние между ними
– не менее 40 шагов.
Выбираются метальщик и подавальщик, которые
встают на игральную черту, остальные
располагаются в разных местах по всему полю.
Подавальщик подбрасывает мяч метальщику, тот
отбивает его лаптой в поле. Если мяч подан плохо,
можно воздержаться от удара. При удачном ударе,
когда мяч отлетает далеко, метальщик бежит к
коновой черте, чтобы оттуда снова вернуться к
игральной и не дать осалить себя во время
пробежки. Благополучное возвращение дает ему
право вновь бить по мячу лаптой. Если игрок поля
поймает на лету мяч (свечку), то он идет на место
метальщика, а тот становится игроком поля. Если
же во время перебежки метальщика осалят, то он
становится подавальщиком, а прежний подавальщик
– метальщиком.
Салить разрешается с того места, где поднят мяч.
Метальщик, промахнувшийся три раза, а также
подавальщик, плохо подбросивший мяч, переходят в
ряды игроков поля, а на их место назначаются
другие. Во время перебежки подавальщик не имеет
права брать с собой лапту или бросать ее за
игровую черту. За нарушение правил его переводят
в игроки поля.
Чижик
Играют двое.
Оборудование: чиж – короткая палочка с
заостренными концами длиною 18 см и две большие
палки.
На земле чертят круг – кон (диаметр – 1 м). В центр
кладут чижа и определяют поле, куда направлять
его полет.
Один из участников – метальщик – ударяет палкой
по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в
поле. Второй – водящий – старается поймать чижа
на лету или задержать его палкой и с того места,
куда упадет чиж, ударом палки забросить его
обратно в кон.
Метальщик препятствует этому, стараясь отбить
чижа и снова направить его в поле. Если чиж
попадет в круг или водящий поймает его на лету,
игроки меняются ролями.
5. Мелодии детства
Учитель. В каждой семье есть свои
таланты: кто-то танцует, а кто-то поет или
сочиняет. Представьте нам, пожалуйста, свои
творческие номера.
Идет выступление.
Затем все вместе у костра исполняют любимые
песни.
6. Рефлексия
Учитель. Вам понравился наш поход?
Чему вы научились? Что нового узнали о себе, о
родителях, о друзьях? У вас есть предложения на
будущее по проведению подобных мероприятий?
7. Задание на лето
Изготовление для альбома фотографий,
рисунков и стихов о походе.
8. Уборка территории
9. Возвращение домой
Литература
Молодежная эстрада. 1998, № 1. Для работы
со школьниками во время каникул. Игры и
развлечения.