Физкультура и спорт
В области спортивной и физической
подготовки можно выделить два крупных блока:
спорт больших достижений и массовую физическую
культуру. Занятия физкультурой необходимы всем в
той или иной мере, поскольку способствуют
поддержанию и укреплению здоровья и
формированию крепкого организма. А большой спорт
– это трудная и опасная работа. Для того чтобы
физкультура приносила пользу, а спортсмены
достигали высоких результатов при минимальном,
насколько это возможно, негативном воздействии,
необходим научный подход к тренировкам и
занятиям.
Именно поэтому исследователи изучают
«безопасность», если так можно сказать, спорта и
физкультуры и методы работы над достижением
высоких результатов. Высокая результативность в
большом спорте – это и правильно организованный
тренировочный процесс, и отбор спортсменов.
Возрастная динамика физического и
функционального развития – основной критерий,
определяющий сроки и содержание каждого этапа
многолетней подготовки и отбора в ее процессе.
Компьютер в помощь тренеру
Достижение высоких результатов,
индивидуализация тренировочного процесса, отбор
по группам видов спорта и определение
спортивного амплуа, сохранение здоровья в
процессе занятий невозможно без знаний
индивидуальных особенностей и возможностей
человека. Именно поэтому остро стоит проблема
диагностики, мониторинга и коррекции состояния
детей в процессе занятий физкультурой и спортом.
Для этого созданы компьютерные программы,
помогающие оценить индивидуальный уровень
возможностей организма при выполнении тестов.
Полученные результаты автоматически
анализируются с учетом возраста и пола,
рассчитываются антропометрические и
физиометрические индексы, и юному спортсмену
выдается индивидуальная характеристика. Такие
динамические наблюдения позволяют определить
развитие силовых, скоростных, координационных,
скоростно-силовых и функциональных
кардиореспираторных показателей. Кроме того,
программы анализируют психическое состояние,
личностные качества, нейродинамические и
психофизиологические параметры.
Тестирование уровня тревожности, агрессивности,
эмоциональной устойчивости, адаптированности,
стремления к достижению успеха, памяти, внимания
и др. помогает тренеру ответить на вопросы о
психоэмоциональном состоянии ученика и
указывает на необходимость коррекционной работы
по предотвращению психологических нарушений и
развитию необходимых качеств личности. А уже
совокупность характеристик позволяет
осуществлять постоянный контроль за состоянием
занимающихся в ходе работы.
При моделировании тренировочных нагрузок
необходимо ориентироваться не только на
конкретный результат, но и на функциональное
состояние организма, соответствующее его
индивидуальным особенностям и характеру
полового созревания.
Контроль за уровнем биологической зрелости
основных показателей особенно важен для
определения индивидуальных сроков начала
интенсивной тренировки.
Критерии отбора
Специалисты в области подготовки
спортсменов высокого уровня уделяют большое
внимание критериям отбора. Например, для
определения специализации пловцов
критерием считают особенности телосложения и
рекомендуемый для этого возраст (начиная с 13 лет).
Сопоставление скорости плавания с особенностями
телосложения и физической подготовленностью
пловцов разной специализации выявило
морфофункциональные признаки, являющиеся
предпосылками для достижения успеха в той или
иной дисциплине. Эти данные явились исходными
для разработки модельных характеристик пловцов
13–16 лет.
Исследования юных пловцов по сравнению
показателей, ограничивающих скорость у детей и
взрослых, установили, что уже с 13-летнего
возраста формируется морфотип пловца в
зависимости от специализации. Это позволяет
осуществлять прогноз потенциальных
возможностей подростков и отбирать их для того
или иного способа плавания с целью достижения
высоких результатов.
Сенситивные периоды
Существуют разные этапы формирования
сенсомоторных функций организма и
соответствующие сенситивные периоды. Во время
таких периодов происходит ускорение или,
наоборот, резкое замедление естественного
развития сенсомоторных функций с временным
расстройством регуляции.
В сенситивные периоды могут наиболее полно
раскрываться резервные возможности растущего
организма. В отличие от критических, сенситивные
периоды представляют собой только прогрессивную
фазу развития.
Ученые определяют возрастные этапы с большей и
меньшей податливостью ряда двигательных функций
к воздействию тренировки. К периодам с большей
податливостью относятся 6–10 лет (особенно от 9 до
10) и 15–16, а с меньшей – 11–14 лет.
Сниженная восприимчивость сенсомоторных
функций к воздействию тренировки в критическом
периоде – это полезная защитная реакция
организма на тех этапах, когда в его системе
происходят важные преобразования и в связи с
этим много расходуется энергии и «строительного
материала».
Для лиц со сходным профилем моторики эффективнее
всего тренировочный режим, направленный на
формирование наиболее развитых сторон
двигательной сферы. Например, у школьников
«скоростно-силового типа» на первом месте лучший
результат в группах, где преимущественно
совершенствуют скоростно-силовые качества, а для
учащихся «выносливого типа» наиболее
благоприятным является режим, ориентированный
на развитие выносливости.
Сохранение безопасности
Многие виды спорта весьма
травмоопасны, во время соревнований организм
испытывает физические и психические
сверхнагрузки.
Формирование органов и систем у юного спортсмена
происходит под мощным и систематическим
воздействием физических нагрузок. Особенно
подвержены их влиянию костно-мышечная система,
связочный аппарат, система кровообращения. Все
это отражается на особенностях строения и
функционирования органов и систем (вспомним
гипертрофированный миокард, так называемое
сердце спортсмена).
Однако, кроме прямого воздействия, физические
нагрузки косвенно влияют на внутренние органы.
Так, происходят изменения в секреторной функции
желудка, определяющейся в первую очередь уровнем
двигательной активности, а также интегрирующим
действием таких факторов, как возраст,
тренировочный стаж, объем и интенсивность
нагрузок. Сдвиги в секреторной функции желудка
сочетаются с долговременными изменениями в
содержании в крови белково-пептидных, стероидных
и тиреоидных гормонов.
Наблюдаются и сдвиги в водно-солевом обмене.
Большие физические нагрузки, ускоряя
функциональное созревание гепатобилиарной
системы (печень, желчный пузырь и желчевыводящие
протоки), сглаживают явление гетерохронии.
Физкультура для всех
Никто не будет спорить с тем, что
упражнения являются одним из наиболее
распространенных и действенных средств
оптимизации физического состояния человека. Тем
не менее использование их в оздоровительной
физкультуре часто бывает малопродуктивным. Для
повышения эффекта занятий необходимо
воздействие мышечных нагрузок, основанное на
индивидуальном подходе.
Занятия физкультурой тоже должны быть
рациональными, продуманными и основанными на
научном подходе.
Специалисты рекомендуют выбирать двигательный
режим в соответствии с типом телосложения, или
соматотипом.
Например, для детей астено-торакального
(грудного) соматотипа подходит двигательный
режим, при котором физические качества
развиваются комплексно. А для ребят мышечного
(брюшного) типа наиболее эффективны физические
нагрузки, преимущественно формирующие
выносливость.
Физическая активность в возрасте от 5 до 7 лет,
помимо соматического здоровья, способствует
развитию познавательных функций, в этот период
происходит интенсивное созревание ЦНС. Ученые
считают, что необходимо изучение зависимости
умственной работоспособности детей в условиях
различных двигательных режимов, ведь некоторые
родители и учителя уделяют много внимания
умственным способностям ребенка, делая их
приоритетными, и забывают о важности физического
развития.
Зарядка до рождения
Известно общее положительное влияние
занятий физкультурой на организм беременной
женщины и плода. У привычных к физическому труду,
ходьбе и гимнастике женщин младенцы чаще
рождаются крепкими, выносливыми,
жизнеспособными. Эти женщины легче рожают, у них
реже наблюдаются послеродовые осложнения, а их
дети меньше болеют. Чем больше двигается будущая
мать, тем выше функциональные резервы и
приспособительные возможности ее ребенка.
Двигательный режим матери формирует
двигательный режим плода. Адекватная физическая
активность беременной ведет к увеличению подачи
артериальной крови к действующим мышцам и
соответствующему оттоку крови от матки. Это
создает дефицит кислорода и питательных веществ
для плода, который вынужден проявлять
собственную активность и тренировать свои
приспособительные механизмы. Так называемая
гимнастика до рождения приводит к развитию,
совершенствованию и укреплению мышц, сердца и
всего организма, повышает функциональные
резервы и приспособление к физическим нагрузкам,
а в дальнейшем способствует нормальной
адаптации новорожденного.
Вот почему каждая мама должна иметь элементарные
знания по физиологии и медицине еще до рождения
будущего ребенка. А грамотное физическое
воспитание, опирающееся на научный подход,
поможет детям стать сильными, здоровыми и
избежать возможных ошибок.