Школьные перемены
В середине октября в Москве прошел
совместный пленум Научного совета
Минздравсоцразвития и РАМН и Координационного
совета РАМН и РАО «Здоровье и образование детей,
подростков и молодежи». Обсуждался проект
санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиНов) для образовательных
учреждений. Новая редакция документа появилась в
связи с утвержденным в этом году Федеральным
стандартом начального образования второго
поколения. Проект создан при участии ФГУНИИ
дезинфекции Роспотребнадзора, управления
Роспотребнадзора по г. Москве, Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова и
Санкт-Петербургской государственной
медицинской академии им. И.М. Мечникова
Росздрава.
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков, профессор, доктор медицинских наук
В.Р. Кучма подчеркнул актуальность новых
гигиенических требований. Ведь некоторые
положения действующих разрабатывались в начале
восьмидесятых и многие из них устарели.
Правила различаются прежде всего подходом к
регламентированию и сокращением количества
запретов. Авторы стремились сформулировать
требования к образовательной среде, которые
обеспечивают ее безопасность для здоровья детей,
не конкретизируя способы их достижения. Как
будут формироваться такие условия, во многом
зависит от самого учебного заведения – ему
предоставляется право выбора. Так, например, для
начальной школы предполагается ввести новую
образовательную программу культуры здоровья,
которая должна пробуждать у детей желание вести
здоровый образ жизни. И каждая школа такую
программу сможет разрабатывать самостоятельно.
После введения старых СанПиНов от директоров
можно было не раз слышать, что их осуществить
нереально и половину школ из-за несоответствия
правилам можно закрывать. Разработчики новых
правил считают, что ничего закрывать не надо, а
образовательные учреждения следует постепенно
приводить в норму. Многие пожелания были учтены,
и авторы документа постарались сделать его
удобным для использования директорами.
На повестке дня
Ученые поднимали разные вопросы,
стоящие перед современной школой, и говорили о
необходимости принятия новых стандартов.
Основной доклад, раскрывающий содержание правил,
представила Марина Степанова – доктор
медицинских наук, заведующая лабораторией
гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и
охраны здоровья детей и подростков. Она сказала,
что на период школьного обучения приходится 10
лет, в течение которых происходит формирование
уровня здоровья, определяющего всю дальнейшую
жизнь человека. Врач отметила, что цель
инновационных процессов заключается не только в
повышении качества образования и
совершенствовании его структуры, но и в
укреплении здоровья школьников и обеспечении
психологического комфорта всем участникам
образовательного процесса.
Медики говорили о необходимости пересмотра
существующих стандартов школьной мебели,
которая по всем параметрам соответствует ГОСТам,
но не подходит ребенку. Проект документа
представляет регламенты на новые виды учебной
мебели – конторки, получающие все большее
распространение.
Обсуждался вопрос о двигательной активности.
Профессор, д.м.н. Наталия Куинджи подчеркнула, что
уроки физкультуры требуют профессионализма, так
как неправильно подобранные упражнения лишь
ухудшают состояние ребенка.
Что нас ждет?
Особенности новых правил
1. Системность (взаимосвязь
требований, нормативов и регламентов, образующих
целостную структуру).
2. Дифференцированность (учет
возрастных особенностей).
3. Учет состояния здоровья
современных детей (акцент на профилактику
школьно-обусловленной патологии).
4. Учет происходящих перемен в
содержании образования.
5. Отказ от избыточности
требований и регламентов.
В СанПиНах появилось много новых
разделов. Переработаны требования к санитарному
состоянию учебных помещений и участка школы.
Предлагаются норматив площади пришкольного
участка в расчете на 1 ребенка и допустимый
предел его снижения. Это особенно актуально для
городов, так как под постройку выделяют
небольшие площади земли. Стандарты определяют во
вновь строящихся зданиях высоту учебных
помещений, а также метражи классных комнат,
игровых и спален в расчете на 1 учащегося.
Обозначены условия установки пластиковых окон.
Их замена не должна ухудшать освещение и
воздухообмен. Будет определено, какими должны
быть пластиковые окна в школах и как нужно
проветривать помещения. Представлен перечень
приоритетных загрязнителей воздуха и повышен
норматив искусственной освещенности до 500 люкс
(прежде – 300).
Разработаны новые шкалы трудности учебных
предметов для составления расписания. В
существующих СанПиНах действует единая шкала
для 5–11-х классов, которая не соответствует
познавательному процессу детей разных
возрастов. В новом проекте даны шкалы для каждого
класса средней и старшей школы. Учителя, которые
уже используют эти шкалы, подтверждают их
эффективность.
Устранены запреты на проведение сдвоенных
уроков в средних и старших классах, поскольку
исследования показали, что совмещение двух
уроков по одной дисциплине положительно
отражается на школьниках. Детям не приходится
часто переключаться на новые предметы. И
домашнее задание тоже облегчается, так как надо
готовить меньше уроков.
Расширены требования к
организации двигательной активности и
проведению уроков физкультуры. Ужесточились
требования к занятиям с использованием
компьютера. Обозначены условия обучения детей с
ограниченными возможностями.
Авторы стандартов сформулировали требования к
организации ежедневной внеурочной деятельности
и школам полного дня.
Изменили нормативы массы портфеля и его
содержимого. Количество учебников сокращается
почти в два раза, а вес ранца уменьшается на 1–1,5
кг (даются показатели, соответствующие
возрастам).
Стандарт о медицинском обеспечении
Одновременно с СанПиНами в
Минздраве готовится новый стандарт медицинского
обеспечения школьников.
Свое мнение по поводу этого документа высказала
д.м.н., профессор М.М. Безруких – директор
Института физиологии РАМН. Она отметила
недостатки текущего положения дел, рассказала о
том, как организаторы здоровьесберегающей
деятельности школ в своей работе порой
используют такие программы, для применения
которых сами не обладают достаточными знаниями.
Еще профессор говорила об увлечении школ
дорогостоящими медицинскими приборами. И чем
больше финансовые возможности директора, тем
больше такой техники в образовательном
учреждении. Не так давно стало известно, как при
включении ультрафиолетовой лампы несколько
детей увезли в больницу с ожогами сетчатки. Было
много случаев, когда после фиточаев детей
госпитализировали с аллергическими реакциями. В
одной из школ профессору продемонстрировали
прибор, корригирующий осанку. Стол, на котором
проходила процедура, имел слишком сильную
вибрацию, которая, по мнению М.М. Безруких, не
может быть допустимой. Она считает, что в
образовательном учреждении, где нет врача,
медицинские приборы должны быть запрещены и
потому новый документ должен быть дополнен
соответствующими методическими рекомендациями.
Есть надежда, что принятие и выполнение новых
санитарно-эпидемиологических правил и стандарта
медицинского обеспечения школьников поможет
сохранить и укрепить здоровье подрастающего
поколения.