Стандарт разработали:
Департамент по государственной
молодежной политике, воспитанию и социальной
защите детей Минобрнауки РФ;
Центр повышения квалификации и профессиональной
подготовки специалистов в области профилактики
аддиктивного поведения у детей и молодежи;
Институт педагогических инноваций РАО;
Институт возрастной физиологии РАО;
Российская медицинская академия
последипломного образования
Минздравсоцразвития РФ;
Государственный научный центр социальной и
судебной психиатрии Минздравсоцразвития РФ;
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ.
Требования стандарта по работе с
целевыми группами
I. Целевая группа – учащиеся
Первичная профилактическая работа с
целевой группой «Учащиеся» включает следующую
деятельность:
– формирование знаний, отношений и
установок через просветительскую деятельность
(лекции, семинары, специальные вставки в учебные
дисциплины);
– выработка психологических умений и
жизненных навыков (тренинговые занятия);
– определение степени вовлеченности в
употребление ПАВ (скрининговые исследования);
– дифференциация и санация контингента через
индивидуальное консультирование, направление к
специалистам, индивидуальная коррекция и
психолого-педагогическое сопровождение;
– волонтерская деятельность учащихся;
– мониторинг и оценка эффективности
программной профилактической деятельности.
По каждому направлению деятельности
определены состав исполнителей, основные цели
(тип воздействия), способы реализации
(инструменты воздействия), предполагаемые
результаты воздействия, критерии и инструменты
оценки достигнутых результатов, а также
учебно-методический комплекс (методические
сборники, пособия, руководства).
Продолжительность профилактического цикла –
14 специальных занятий на протяжении учебного
года.
Просвещение.
1. Тип воздействия: формирование
общих знаний, отношений и установок (о здоровье,
самих себе, об окружающих).
Инструмент воздействия: предметные занятия.
Проводятся с учетом возрастной дифференциации –
младший школьный возраст, средний и старший.
Базовый перечень предметных занятий –
программа «Все цвета, кроме черного».
Младший школьный возраст – 18 занятий на
протяжении профилактического цикла.
Средний и старший школьный возраст – 18 занятий
на протяжении профилактического цикла
Субъект воздействия: педагоги, психологи,
превентологи (специалисты в области
профилактики).
2. Тип воздействия: формирование
специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).
Объект и инструмент воздействия: с учетом
возрастной дифференциации – младший школьный
возраст, средний и старший.
Специальные семинары (8 час).
Субъект воздействия: психологи, превентологи
во взаимодействии с медицинскими работниками.
Тренинговые занятия.
С учетом возрастной дифференциации –
младший школьный возраст, средний и старший.
Тренинг базовых психологических навыков и
отказа от предложения употребить ПАВ (16 час.).
Субъект воздействия: превентологи,
психологи, актив из числа участников программ.
Определение степени
вовлеченности контингента в проблему.
С учетом возрастной дифференциации
– младший школьный возраст, средний и старший.
Тип воздействия: обследование целевой
группы.
Проведение скрининга:
а) анкетирование по проблемам курения, алкоголя,
наркотиков;
б) тестирование на наркотики (может
осуществляться по инициативе родителей или
других законных представителей учащегося).
Тип воздействия: определение контингента,
нуждающегося в консультировании, коррекции,
лечении и реабилитации. Организация и
психолого-педагогическое сопровождение потоков
помощи.
Субъект воздействия: психологи во
взаимодействии с медицинскими работниками,
специалистами-наркологами.
Формирование актива и
волонтерская деятельность.
Тип воздействия: выявление,
формирование и подготовка актива. Обучение
профилактическим воздействиям и стимуляция
работы.
Мониторинг программной
профилактической деятельности.
Тип воздействия: мониторинг и
оценка эффективности программ профилактической
деятельности.
УМК. Методические пособия: «Основы
групповой работы»; «Развитие саморегуляции,
формирование психологической компетентности и
выработка личностной и социальной позиции в
отношении злоупотребления психоактивными
веществами»; «Программы формирования здорового
жизненного стиля».
II. Целевая группа – педагоги и
специалисты учреждений образования
Стандарт первичной
профилактической работы с целевой группой
«Педагоги и специалисты учреждений образования»
состоит из следующего комплекса деятельностей.
1. Просвещение.
Цели: формирование компетентности у
педагогов и специалистов по вопросам
профилактики злоупотребления ПАВ детьми и
молодежью, формирование у них позиции активных
соучастников профилактических программ.
Обучение первичным навыкам консультирования
подростков, родителей и значимых других лиц.
Формирование знаний о современных прецедентах и
технологиях профилактической работы.
Тип воздействия:
а) Консультирование педагогов и специалистов
по вопросам индивидуальной работы с учащимися,
родителями, значимыми другими лицами (ЗДЛ).
б) Изучение современных эффективных
технологий профилактической работы.
Инструмент воздействия:
а) Психологическая мастерская (2 мастерские по
3 часа). Лекция.
УМК. «Лекции, семинары и тренинги по
профилактике злоупотребления ПАВ в
образовательной среде».
б) Семинар с использованием интерактивных
форм (2 семинара по 3 часа).
УМК. Методические пособия «Основы
групповой работы»; «Современные информационные
технологии при организации профилактической
работы»; «Программы дистанционного образования
для учреждений профессионального образования по
вопросам профилактики злоупотребления
психоактивными веществами среди
несовершеннолетних и молодежи».
Субъекты воздействия: психологи
образовательного учреждения, специалисты
центров и кабинетов по профилактике,
подготовленный актив участников
профилактической программы.
2. Формирование
технологического потенциала профилактической
деятельности в образовательной среде –
методического обеспечения профилактических
работ в ОУ.
Данный вид деятельности обеспечивает
формирование методического и технологического
комплекса в образовательном учреждении.
Данный потенциал имеет две составляющие. Первая
– обеспечивает проведение профилактической
работы с учащимися в рамках
предметно-тематических уроков (история,
литература, биология, ОБЖ и др.). Вторая –
позволяет проводить профилактическую работу во
внеурочное время с учащимися, родителями,
значимыми другими лицами. В рамках данной
деятельности педагоги могут как освоить уже
известные в практике технологии, так и
осуществить их модернизацию или разработать
свои собственные, адекватные в условиях
образовательного процесса.
Тип воздействия:
а) Разработка профилактического мероприятия в
рамках учебного предмета.
б) Освоение интерактивных форм работы с
учащимися, родителями, ЗДЛ.
Инструмент воздействия:
а) Методический семинар (2 часа).
УМК. «Интерактивные
психолого-педагогические технологии ведения
профилактической работы в образовательном
учреждении».
б) Методический семинар по разработке
мероприятий с учащимися, родителями, ЗДЛ по
формированию позиции и базовых знаний.
УМК. Методические пособия: «Профилактика
злоупотребления ПАВ в детской и молодежной
среде. Молодежные субкультуры», «Профилактика
злоупотребления ПАВ в семье».
Субъекты воздействия: специалисты центров и
кабинетов по профилактике, психологи и педагоги
образовательного учреждения, методисты центров
и кабинетов по профилактике, подготовленный
актив участников профилактической программы.
3. Разработка комплексной
проектно-организационной программы
профилактической деятельности в
образовательной среде.
Цели: построение и реализация
комплексной программы профилактической
деятельности. Программа является составной
частью воспитательной программы
образовательного учреждения и ориентирована на
реализацию культурного потенциала в
профилактической работе, на формирование актива
и создание безопасной среды на основе
социального партнерства образовательного
учреждения с субъектами социокультурной сферы
региона. Осуществляется формирование системы
позитивных ценностных и целевых ориентиров в
профессиональной общности. Программа строится
на основе ценностного самоопределения ее
участников. Единица программы – проект, решающий
конкретную задачу в рамках профилактической
работы.
Тип воздействия:
а) Проектирование социального партнерства.
б) Создание социально значимого культурного
проекта.
в) Разработка раздела воспитательной
программы образовательного учреждения по
первичной профилактике злоупотребления ПАВ.
Инструмент воздействия:
а) Проектный семинар в форме
позиционного анализа (3 часа).
УМК. Методическая разработка «Технологии
проведения дискуссий и позиционного анализа в
образовательном учреждении».
б) Педагогический совет (2 часа). Работа
методического объединения образовательного
учреждения в рамках программы воспитательной
работы (10 часов).
УМК. Методическая разработка
«Проектирование социального партнерства».
Субъекты воздействия: специалисты центров и
кабинетов по профилактике, методисты центров и
кабинетов по профилактике, психологи и педагоги
образовательного учреждения, подготовленный
актив участников профилактической программы.
4. Формирование условий
развития профессионального потенциала для
решения задач профилактики.
Основные задачи: подготовка
специалистов образовательного учреждения,
владеющих минимальным арсеналом
профилактической работы и включающих задачи
профилактики как одной из центральных в рамках
своей педагогической деятельности. На этой
основе педагоги и специалисты модифицируют
собственную профессиональную позицию, формируют
цели и задачи профилактической деятельности в
изменяющихся социокультурных условиях. Одной из
значимых задач становится освоение технологий
проведения индивидуальной и групповой
профилактической работы.
Тип воздействия:
а) Изменение установок и выработка
профессиональной позиции по проблеме
профилактики. Формирование профессиональных
целей и задач профилактической деятельности в
изменяющихся социокультурных условиях.
б) Освоение технологий проведения
индивидуальной профилактической работы
(индивидуальная профилактическая беседа).
в) Освоение технологий организации групповой
работы (групповая дискуссия) по вопросам
профилактики.
г) Освоение психологических технологий.
Инструмент воздействия:
а) Круглый стол. Разработка концепции и
программы профилактической работы в
образовательном учреждении (1 час).
б) Методический семинар. Мастер-классы (1 час).
в) Методический семинар (1 час).
г) Тренинговая работа (10 час.): тренинг
ассертивности; тренинг профессионального
общения; тренинг психической саморегуляции;
коррекция «синдрома эмоционального выгорания»;
тренинг отказа от предложения употребить ПАВ.
УМК. Методическое пособие «Технология
организации и проведения тренинга ассертивности
в детской и молодежной среде».
Субъекты воздействия: специалисты центров и
кабинетов по профилактике, методисты центров и
кабинетов по профилактике, психологи и педагоги
образовательного учреждения, подготовленный
актив участников профилактической программы.
5. Мониторинг ситуации и
мониторинг реализации профилактических
мероприятий.
Цели: анализ целевых групп, факторов
риска в социальном окружении и характеристика
образовательной среды, на основе которых
формируются программы профилактической работы и
анализ результатов и хода реализации
профилактической работы, а также вносятся
изменения и добавления в программу
профилактической работы образовательного
учреждения.
По каждому направлению деятельности определены
состав исполнителей, основные цели (тип
воздействия), способы реализации (инструменты
воздействия), предполагаемые результаты
воздействия, критерии и инструменты оценки
достигнутых результатов.
6. Мониторинг факторов риска,
влияющих на злоупотребление ПАВ в
образовательной среде.
Тип воздействия: разработка и
реализация программы мониторинга факторов
риска, влияющих на злоупотребление ПАВ.
Инструмент воздействия:
а) Фокус-группы (1 фокус-группа по 1 час.).
б) Педагогический совет (1 час).
УМК. Методические пособия «Технология
организации и проведения фокус-групп»; «Основы
групповой работы».
Субъекты воздействия: специалисты центров и
кабинетов по профилактике, психологи и педагоги
образовательного учреждения, методисты центров
и кабинетов по профилактике, подготовленный
актив участников профилактической программы во
взаимодействии с медицинскими работниками.
7. Формирование актива и
волонтерская деятельность.
Тип воздействия: выявление,
формирование и подготовка актива. Обучение
воздействиям и стимуляция работы.
Инструмент воздействия: участие во всех
вышеуказанных практических занятиях (40 час).
Субъект воздействия: превентологи,
психологи, педагоги.
III. Целевая группа – члены семей
учащихся
Первичная профилактическая работа с
целевой группой «Члены семей несовершеннолетних
учащихся» состоит из следующего комплекса
деятельностей:
– формирование знаний, отношений и установок
через предоставление неспецифической
информации о семье и семейных взаимоотношениях;
– формирование знаний, отношений и установок
через предоставление специфической информации о
ПАВ и семейной патологии;
– тренинг родительских навыков;
– выявление и помощь проблемным семьям;
– формирование актива и вовлечение его в
профилактическую деятельность.
По каждому направлению деятельности
определены состав исполнителей, основные цели
(тип воздействия), способы реализации
(инструменты воздействия), предполагаемые
результаты воздействия, критерии и инструменты
оценки достигнутых результатов, а также
учебно-методический комплекс (методические
сборники, пособия, руководства).
Профилактическая работа с семьей должна быть
дифференцирована в зависимости от степени
вовлеченности несовершеннолетнего в
употребление психоактивных веществ.
Первый уровень антинаркотической
профилактической работы – профилактическая
деятельность до столкновения ребенка с
психоактивными веществами:
– наличие в превентивных образовательных
программах тем по формированию ценностей
здорового образа жизни, развитию личностных
ресурсов, препятствующих употреблению
психоактивных веществ, а также развитию у
несовершеннолетних жизненных навыков
противостояния агрессивной среде, которая
провоцирует потребление наркотиков (разработка
комплекса дифференцированных обучающих
программ профилактики употребления наркотиков
среди детей и подростков);
– наличие превентивных образовательных
программ по подготовке специалистов в области
профилактики употребления психоактивных
веществ из числа педагогов, школьных психологов,
социальных педагогов;
– организация обучающих семинаров для учителей,
школьных психологов, социальных педагогов
образовательных учреждений, социальных
работников по формам предупреждения
злоупотребления наркотическими средствами в
детско-подростковой среде.
Формы организации:
– проведение бесед, чтение лекций
специалистами в родительской аудитории;
– семейное консультирование по
воспитательным, психологическим проблемам
развития и поведения ребенка;
– организация родительских семинаров по
проблемам семьи и антинаркотической
профилактической работы;
– организация родителей, готовых участвовать
в оказании социальной поддержки другим семьям,
создание из таких действенно настроенных
родителей групп родительской поддержки для
«трудных» семей данной школы;
– документы планирования и отчетности: план
профилактической антинаркотической
(внутришкольной) работы для проведения семейного
консультирования; программа обучающего
семинара; тренинг по особенностям семейного
консультирования в программе антинаркотической
профилактической помощи.
Проводит группа специалистов образовательной
среды: замдиректора образовательного учреждения
по воспитательной работе; педагоги (классный
руководитель); социальные педагоги.
Второй уровень
профилактической деятельности – предупреждение
вовлечения в прием ПАВ детей из групп
повышенного риска:
– работа с конфликтными (дисфункциональными)
семьями, включая данные о случаях семейного
консультирования, социального вмешательства со
стороны службы социальной помощи;
– координация и направление такой работы
обеспечиваются замдиректора по воспитательной
работе.
Оптимальные формы для реализации
такой работы:
– родительский семинар, тематика занятий
которого ориентирована на овладение родителями
положений о путях преодоления внутрисемейных
проблем;
– организация родителей, готовых участвовать
в оказании социальной поддержки другим семьям,
создание из таких действенно настроенных
родителей групп родительской поддержки для
«трудных» семей;
– налаживание через работу групп
родительской поддержки постоянных контактов с
взрослыми членами дисфункциональных семей,
выявление родителей с риском алкоголизации и
наркотизации;
– организация через группы родительской
поддержки социально-психологической помощи или
консультирования по наркологическим проблемам у
специалистов наркологической службы.
Третий уровень
профилактической деятельности – поддержка
семьи, когда ребенок начал употреблять ПАВ:
– организация форм взаимодействия школы с
районными комиссиями по защите прав
несовершеннолетних, отделениями профилактики
правонарушений несовершеннолетних для
разъединения в районе школы групп
наркотизирующихся подростков, которые могут
вовлекать в наркотизацию все новых детей и
подростков;
– первичная профилактическая помощь семье, в
которой ребенок «вступил на путь первых проб», с
привлечением медицинских специалистов, а именно
– медицинской сестры и школьного врача;
– организация и постоянная работа
внутришкольного наркопоста;
– организация первичного профилактического
учета детей и подростков, замеченных в приеме
токсико-наркотических средств;
– организация и подготовка родителей в
обеспечении случаев доклинической диагностики
состояний токсико-наркотического опьянения у
учащихся в школе (диагностические бесприборные
экспресс-тесты для выявления наркотиков);
– подготовка медицинских специалистов
образовательных учреждений района по проблемам
активной профилактической работы, врач должен
выступать представителем со стороны школы.
Реализуется такое взаимодействие
первичной профилактической и
социально-профилактической помощи семье по
следующим направлениям:
– организация и направление работы группы
родительской поддержки для семей, в которых дети
начали наркотизироваться;
– координация работы групп родительской
поддержки со школьными медицинскими работниками
при школьном медицинском кабинете, а также
координация работы медицинских специалистов
школы и школьного психолога, социального
педагога со специалистами территориального
центра социально-психологической поддержки и
реабилитации, специалистами подразделений
социальной профилактики.
Четвертый уровень
профилактической деятельности – помощь семье,
когда ребенок – член семьи – прошел лечение по
поводу зависимости от психоактивных веществ и
вернулся к обучению, находится на стадии
реабилитации:
– семейное консультирование по проблемам
взаимоотношений с ребенком, который находится на
стадии реабилитации;
– психологическая поддержка семье со стороны
школьного психолога, социального педагога;
– взаимодействие школы со специалистом
наркологической службы.
Именно он через замдиректора школы по
воспитательной работе может привлечь школьного
психолога, социального педагога, медсестру и
школьного врача к оказанию
социально-психологической поддержки
подростку-наркоману, находящемуся на стадии
реабилитации, а также его семье;
– оказание через внутришкольный наркопост
при школьном медицинском кабинете помощи
родителям в проведении в семье тестового
контроля вероятных случаев
токсико-наркотического опьянения;
– консультирование родителей по особенностям
взаимоотношений с ребенком, который прошел
лечение и находится на стадии реабилитации;
– формирование на основе добровольности
групп из родителей, дети которых находятся на
стадии реабилитации, для оказания им
психокоррекционной помощи по программе
обучающего семинара-тренинга (школьный психолог
с привлечением членов группы родительской
поддержки).
1. Просвещение. Формирование
знаний, отношений и установок.
Тип воздействия: предоставление
неспецифической информации членам семьи (знания
в отношении детей, себя, о семейных отношениях,
семейных мифах и стереотипах).
Инструмент воздействия: чтение лекций по
проблемам современной семьи в родительской
аудитории (семейной патологии, конфликтных,
дисфункциональных, асоциальных семьях и их
проблемах) – на родительских собраниях. Объем
мероприятий и их продолжительность определяются
объемом и длительностью реализуемой конкретной
профилактической программы.
Субъекты воздействия: педагоги (классные
руководители), школьные психологи,
специалисты-превентологи, подготовленный актив
участников профилактической программы.
2. Формирование специфических
знаний, отношений и установок.
Тип воздействия: предоставление
специфической информации (специальные сведения
о ПАВ).
Инструмент воздействия: организация при
образовательном учреждении организационных
структур, обеспечивающих семейное
консультирование по воспитательным,
психологическим проблемам развития и поведения
ребенка.
Субъекты воздействия: педагоги (классные
руководители), школьные психологи,
специалисты-превентологи, подготовленный актив
участников профилактической программы во
взаимодействии с медицинскими работниками.
3. Волонтерская деятельность.
Тип воздействия: формирование
актива родителей.
Инструмент воздействия:
а) Организация и проведение родительских
семинаров по проблемам семьи, формирование групп
родительской поддержки среди социально
ориентированных и личностно активных родителей,
членов родительского комитета образовательного
учреждения.
б) Организация родителей, готовых участвовать
в оказании социальной поддержки другим семьям,
создание и обеспечение деятельности групп
«родительской поддержки» для «трудных» семей
данного образовательного учреждения.
в) Организация действующих по специальным
программам обучающих семинаров-тренингов для
групп «родительской поддержки».
УМК. Сборник «Семья и антинаркотическая
профилактическая работа».
Субъекты воздействия: замдиректора
образовательного учреждения по воспитательной
работе, школьные психологи, социальные педагоги,
специалисты-превентологи, подготовленный актив
участников профилактической программы.
IV. Целевая группа – досугово
значимые другие лица (здл) учащихся
Первичная профилактическая работа с
целевой группой «Значимые другие лица учащихся»
состоит из следующего комплекса деятельностей:
– просвещение;
– реализация потенциала неспецифической
досуговой деятельности;
– реализация потенциала специфической
досуговой деятельности;
– волонтерское движение.
По каждому направлению деятельности определены
состав исполнителей, основные цели (тип
вмешательства), способы реализации (инструменты
вмешательства), предполагаемые результаты
воздействия, критерии и инструменты оценки
достигнутых результатов, а также
учебно-методический комплекс (методические
сборники, материалы, руководства).
1. Просвещение.
Тип воздействия: установление
контакта, консультирование и мотивирование для
совместной работы лидеров
подростково-молодежной среды.
Инструмент воздействия: психологическая
мастерская. Проблемный семинар. Проблемная
лекция. Объем мероприятий и их продолжительность
определяются объемом и длительностью
реализуемой конкретной профилактической
программы.
Субъект воздействия: превентологи, педагоги,
подготовленный актив из числа участников
программы во взаимодействии со специалистами и
членами молодежных организаций.
2. Реализация потенциала
неспецифической досуговой деятельности.
Тип воздействия: программы
творческой и досуговой деятельности, содержащей
антинаркотические и иные направленные против
употребления ПАВ элементы профилактики
досуговой активности.
Инструмент воздействия: акции, фестивали,
клубные формы, технологии
коллективно-творческого дела (КТД), хобби,
организованный отдых.
Субъект воздействия: превентологи,
психологи, подготовленный актив из числа
участников программы во взаимодействии со
специалистами и членами молодежных организаций,
специалистами по творческим видам деятельности,
специалистами по досугу.
3. Реализация потенциала
специфической досуговой деятельности.
Тип воздействия: программы
специфической активности с элементами
формирования отношения к употреблению ПАВ.
Инструмент воздействия: спортивные
соревнования, походы, путешествия, инициационные
практики.
Субъект воздействия: превентологи,
психологи, подготовленный актив из числа
участников программы во взаимодействии со
специалистами и членами молодежных организаций,
специалистами по творческим видам деятельности,
специалисты по спорту и туризму.
4. Волонтерское движение.
Тип воздействия: организация
волонтерского антинаркотического движения.
Инструмент воздействия:
а) Расширение существующих и создание новых
волонтерских организаций, реализация программ
«Равный – равному».
б) Выявление и мотивирование волонтеров по
вопросам ведения профилактической работы среди
сверстников.
в) Семинар и тренинг по изучению и овладению
современными технологиями ведения
профилактической работы среди сверстников.
УМК. Руководство по работе с подростками
«Смотри по жизни вперед»; методическое пособие
«Молодежные субкультуры как фактор
наркотизации».
Субъект воздействия: превентологи,
психологи, подготовленный актив из числа
участников программы во взаимодействии со
специалистами и членами молодежных организаций,
волонтерами.