Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2009

Технология

Стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (выдержки из проекта)

Стандарт разработали:

Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Минобрнауки РФ;
Центр повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи;
Институт педагогических инноваций РАО;
Институт возрастной физиологии РАО;
Российская медицинская академия последипломного образования Минздравсоцразвития РФ;
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии Минздравсоцразвития РФ;
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Требования стандарта по работе с целевыми группами

I. Целевая группа – учащиеся

Первичная профилактическая работа с целевой группой «Учащиеся» включает следующую деятельность:

– формирование знаний, отношений и установок через просветительскую деятельность (лекции, семинары, специальные вставки в учебные дисциплины);
– выработка психологических умений и жизненных навыков (тренинговые занятия);
– определение степени вовлеченности в употребление ПАВ (скрининговые исследования);
– дифференциация и санация контингента через индивидуальное консультирование, направление к специалистам, индивидуальная коррекция и психолого-педагогическое сопровождение;
– волонтерская деятельность учащихся;
– мониторинг и оценка эффективности программной профилактической деятельности.

По каждому направлению деятельности определены состав исполнителей, основные цели (тип воздействия), способы реализации (инструменты воздействия), предполагаемые результаты воздействия, критерии и инструменты оценки достигнутых результатов, а также учебно-методический комплекс (методические сборники, пособия, руководства).
Продолжительность профилактического цикла – 14 специальных занятий на протяжении учебного года.

Просвещение.

1. Тип воздействия: формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих).
Инструмент воздействия: предметные занятия. Проводятся с учетом возрастной дифференциации – младший школьный возраст, средний и старший. Базовый перечень предметных занятий – программа «Все цвета, кроме черного».
Младший школьный возраст – 18 занятий на протяжении профилактического цикла.
Средний и старший школьный возраст – 18 занятий на протяжении профилактического цикла
Субъект воздействия: педагоги, психологи, превентологи (специалисты в области профилактики).

2. Тип воздействия: формирование специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).
Объект и инструмент воздействия: с учетом возрастной дифференциации – младший школьный возраст, средний и старший.
Специальные семинары (8 час).
Субъект воздействия: психологи, превентологи во взаимодействии с медицинскими работниками.

Тренинговые занятия.

С учетом возрастной дифференциации – младший школьный возраст, средний и старший. Тренинг базовых психологических навыков и отказа от предложения употребить ПАВ (16 час.).

Субъект воздействия: превентологи, психологи, актив из числа участников программ.

Определение степени вовлеченности контингента в проблему.

С учетом возрастной дифференциации – младший школьный возраст, средний и старший.
Тип воздействия: обследование целевой группы.
Проведение скрининга:
а) анкетирование по проблемам курения, алкоголя, наркотиков;
б) тестирование на наркотики (может осуществляться по инициативе родителей или других законных представителей учащегося).
Тип воздействия: определение контингента, нуждающегося в консультировании, коррекции, лечении и реабилитации. Организация и психолого-педагогическое сопровождение потоков помощи.
Субъект воздействия: психологи во взаимодействии с медицинскими работниками, специалистами-наркологами.

Формирование актива и волонтерская деятельность.

Тип воздействия: выявление, формирование и подготовка актива. Обучение профилактическим воздействиям и стимуляция работы.

Мониторинг программной профилактической деятельности.

Тип воздействия: мониторинг и оценка эффективности программ профилактической деятельности.
УМК. Методические пособия: «Основы групповой работы»; «Развитие саморегуляции, формирование психологической компетентности и выработка личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления психоактивными веществами»; «Программы формирования здорового жизненного стиля».

II. Целевая группа – педагоги и специалисты учреждений образования

Стандарт первичной профилактической работы с целевой группой «Педагоги и специалисты учреждений образования» состоит из следующего комплекса деятельностей.

1. Просвещение.

Цели: формирование компетентности у педагогов и специалистов по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью, формирование у них позиции активных соучастников профилактических программ. Обучение первичным навыкам консультирования подростков, родителей и значимых других лиц. Формирование знаний о современных прецедентах и технологиях профилактической работы.

Тип воздействия:
а) Консультирование педагогов и специалистов по вопросам индивидуальной работы с учащимися, родителями, значимыми другими лицами (ЗДЛ).
б) Изучение современных эффективных технологий профилактической работы.

Инструмент воздействия:
а) Психологическая мастерская (2 мастерские по 3 часа). Лекция.
УМК. «Лекции, семинары и тренинги по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательной среде».
б) Семинар с использованием интерактивных форм (2 семинара по 3 часа).
УМК. Методические пособия «Основы групповой работы»; «Современные информационные технологии при организации профилактической работы»; «Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».
Субъекты воздействия: психологи образовательного учреждения, специалисты центров и кабинетов по профилактике, подготовленный актив участников профилактической программы.

2. Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде – методического обеспечения профилактических работ в ОУ.

Данный вид деятельности обеспечивает формирование методического и технологического комплекса в образовательном учреждении.
Данный потенциал имеет две составляющие. Первая – обеспечивает проведение профилактической работы с учащимися в рамках предметно-тематических уроков (история, литература, биология, ОБЖ и др.). Вторая – позволяет проводить профилактическую работу во внеурочное время с учащимися, родителями, значимыми другими лицами. В рамках данной деятельности педагоги могут как освоить уже известные в практике технологии, так и осуществить их модернизацию или разработать свои собственные, адекватные в условиях образовательного процесса.

Тип воздействия:
а) Разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета.
б) Освоение интерактивных форм работы с учащимися, родителями, ЗДЛ.

Инструмент воздействия:
а) Методический семинар (2 часа).
УМК. «Интерактивные психолого-педагогические технологии ведения профилактической работы в образовательном учреждении».
б) Методический семинар по разработке мероприятий с учащимися, родителями, ЗДЛ по формированию позиции и базовых знаний.
УМК. Методические пособия: «Профилактика злоупотребления ПАВ в детской и молодежной среде. Молодежные субкультуры», «Профилактика злоупотребления ПАВ в семье».
Субъекты воздействия: специалисты центров и кабинетов по профилактике, психологи и педагоги образовательного учреждения, методисты центров и кабинетов по профилактике, подготовленный актив участников профилактической программы.

3. Разработка комплексной проектно-организационной программы профилактической деятельности в образовательной среде.

Цели: построение и реализация комплексной программы профилактической деятельности. Программа является составной частью воспитательной программы образовательного учреждения и ориентирована на реализацию культурного потенциала в профилактической работе, на формирование актива и создание безопасной среды на основе социального партнерства образовательного учреждения с субъектами социокультурной сферы региона. Осуществляется формирование системы позитивных ценностных и целевых ориентиров в профессиональной общности. Программа строится на основе ценностного самоопределения ее участников. Единица программы – проект, решающий конкретную задачу в рамках профилактической работы.

Тип воздействия:
а) Проектирование социального партнерства.
б) Создание социально значимого культурного проекта.
в) Разработка раздела воспитательной программы образовательного учреждения по первичной профилактике злоупотребления ПАВ.

Инструмент воздействия:

а) Проектный семинар в форме позиционного анализа (3 часа).
УМК. Методическая разработка «Технологии проведения дискуссий и позиционного анализа в образовательном учреждении».
б) Педагогический совет (2 часа). Работа методического объединения образовательного учреждения в рамках программы воспитательной работы (10 часов).
УМК. Методическая разработка «Проектирование социального партнерства».
Субъекты воздействия: специалисты центров и кабинетов по профилактике, методисты центров и кабинетов по профилактике, психологи и педагоги образовательного учреждения, подготовленный актив участников профилактической программы.

4. Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.

Основные задачи: подготовка специалистов образовательного учреждения, владеющих минимальным арсеналом профилактической работы и включающих задачи профилактики как одной из центральных в рамках своей педагогической деятельности. На этой основе педагоги и специалисты модифицируют собственную профессиональную позицию, формируют цели и задачи профилактической деятельности в изменяющихся социокультурных условиях. Одной из значимых задач становится освоение технологий проведения индивидуальной и групповой профилактической работы.

Тип воздействия:
а) Изменение установок и выработка профессиональной позиции по проблеме профилактики. Формирование профессиональных целей и задач профилактической деятельности в изменяющихся социокультурных условиях.
б) Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальная профилактическая беседа).
в) Освоение технологий организации групповой работы (групповая дискуссия) по вопросам профилактики.
г) Освоение психологических технологий.

Инструмент воздействия:
а) Круглый стол. Разработка концепции и программы профилактической работы в образовательном учреждении (1 час).
б) Методический семинар. Мастер-классы (1 час).
в) Методический семинар (1 час).
г) Тренинговая работа (10 час.): тренинг ассертивности; тренинг профессионального общения; тренинг психической саморегуляции; коррекция «синдрома эмоционального выгорания»; тренинг отказа от предложения употребить ПАВ.
УМК. Методическое пособие «Технология организации и проведения тренинга ассертивности в детской и молодежной среде».
Субъекты воздействия: специалисты центров и кабинетов по профилактике, методисты центров и кабинетов по профилактике, психологи и педагоги образовательного учреждения, подготовленный актив участников профилактической программы.

5. Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.

Цели: анализ целевых групп, факторов риска в социальном окружении и характеристика образовательной среды, на основе которых формируются программы профилактической работы и анализ результатов и хода реализации профилактической работы, а также вносятся изменения и добавления в программу профилактической работы образовательного учреждения.
По каждому направлению деятельности определены состав исполнителей, основные цели (тип воздействия), способы реализации (инструменты воздействия), предполагаемые результаты воздействия, критерии и инструменты оценки достигнутых результатов.

6. Мониторинг факторов риска, влияющих на злоупотребление ПАВ в образовательной среде.

Тип воздействия: разработка и реализация программы мониторинга факторов риска, влияющих на злоупотребление ПАВ.

Инструмент воздействия:
а) Фокус-группы (1 фокус-группа по 1 час.).
б) Педагогический совет (1 час).
УМК. Методические пособия «Технология организации и проведения фокус-групп»; «Основы групповой работы».
Субъекты воздействия: специалисты центров и кабинетов по профилактике, психологи и педагоги образовательного учреждения, методисты центров и кабинетов по профилактике, подготовленный актив участников профилактической программы во взаимодействии с медицинскими работниками.

7. Формирование актива и волонтерская деятельность.

Тип воздействия: выявление, формирование и подготовка актива. Обучение воздействиям и стимуляция работы.
Инструмент воздействия: участие во всех вышеуказанных практических занятиях (40 час).
Субъект воздействия: превентологи, психологи, педагоги.

III. Целевая группа – члены семей учащихся

Первичная профилактическая работа с целевой группой «Члены семей несовершеннолетних учащихся» состоит из следующего комплекса деятельностей:
– формирование знаний, отношений и установок через предоставление неспецифической информации о семье и семейных взаимоотношениях;
– формирование знаний, отношений и установок через предоставление специфической информации о ПАВ и семейной патологии;
– тренинг родительских навыков;
– выявление и помощь проблемным семьям;
– формирование актива и вовлечение его в профилактическую деятельность.

По каждому направлению деятельности определены состав исполнителей, основные цели (тип воздействия), способы реализации (инструменты воздействия), предполагаемые результаты воздействия, критерии и инструменты оценки достигнутых результатов, а также учебно-методический комплекс (методические сборники, пособия, руководства).
Профилактическая работа с семьей должна быть дифференцирована в зависимости от степени вовлеченности несовершеннолетнего в употребление психоактивных веществ.

Первый уровень антинаркотической профилактической работы  – профилактическая деятельность до столкновения ребенка с психоактивными веществами:
– наличие в превентивных образовательных программах тем по формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитию у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработка комплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);
– наличие превентивных образовательных программ по подготовке специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов;
– организация обучающих семинаров для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по формам предупреждения злоупотребления наркотическими средствами в детско-подростковой среде.

Формы организации:
– проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
– семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка;
– организация родительских семинаров по проблемам семьи и антинаркотической профилактической работы;
– организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из таких действенно настроенных родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей данной школы;
– документы планирования и отчетности: план профилактической антинаркотической (внутришкольной) работы для проведения семейного консультирования; программа обучающего семинара; тренинг по особенностям семейного консультирования в программе антинаркотической профилактической помощи.
Проводит группа специалистов образовательной среды: замдиректора образовательного учреждения по воспитательной работе; педагоги (классный руководитель); социальные педагоги.

Второй уровень профилактической деятельности – предупреждение вовлечения в прием ПАВ детей из групп повышенного риска:
– работа с конфликтными (дисфункциональными) семьями, включая данные о случаях семейного консультирования, социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
– координация и направление такой работы обеспечиваются замдиректора по воспитательной работе.

Оптимальные формы для реализации такой работы:
– родительский семинар, тематика занятий которого ориентирована на овладение родителями положений о путях преодоления внутрисемейных проблем;
– организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из таких действенно настроенных родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей;
– налаживание через работу групп родительской поддержки постоянных контактов с взрослыми членами дисфункциональных семей, выявление родителей с риском алкоголизации и наркотизации;
– организация через группы родительской поддержки социально-психологической помощи или консультирования по наркологическим проблемам у специалистов наркологической службы.

Третий уровень профилактической деятельности – поддержка семьи, когда ребенок начал употреблять ПАВ:
– организация форм взаимодействия школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;
– первичная профилактическая помощь семье, в которой ребенок «вступил на путь первых проб», с привлечением медицинских специалистов, а именно – медицинской сестры и школьного врача;
– организация и постоянная работа внутришкольного наркопоста;
– организация первичного профилактического учета детей и подростков, замеченных в приеме токсико-наркотических средств;
– организация и подготовка родителей в обеспечении случаев доклинической диагностики состояний токсико-наркотического опьянения у учащихся в школе (диагностические бесприборные экспресс-тесты для выявления наркотиков);
– подготовка медицинских специалистов образовательных учреждений района по проблемам активной профилактической работы, врач должен выступать представителем со стороны школы.

Реализуется такое взаимодействие первичной профилактической и социально-профилактической помощи семье по следующим направлениям:
– организация и направление работы группы родительской поддержки для семей, в которых дети начали наркотизироваться;
– координация работы групп родительской поддержки со школьными медицинскими работниками при школьном медицинском кабинете, а также координация работы медицинских специалистов школы и школьного психолога, социального педагога со специалистами территориального центра социально-психологической поддержки и реабилитации, специалистами подразделений социальной профилактики.

Четвертый уровень профилактической деятельности – помощь семье, когда ребенок – член семьи – прошел лечение по поводу зависимости от психоактивных веществ и вернулся к обучению, находится на стадии реабилитации:
– семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;
– психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
– взаимодействие школы со специалистом наркологической службы.

Именно он через замдиректора школы по воспитательной работе может привлечь школьного психолога, социального педагога, медсестру и школьного врача к оказанию социально-психологической поддержки подростку-наркоману, находящемуся на стадии реабилитации, а также его семье;
– оказание через внутришкольный наркопост при школьном медицинском кабинете помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
– консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации;
– формирование на основе добровольности групп из родителей, дети которых находятся на стадии реабилитации, для оказания им психокоррекционной помощи по программе обучающего семинара-тренинга (школьный психолог с привлечением членов группы родительской поддержки).

1. Просвещение. Формирование знаний, отношений и установок.

Тип воздействия: предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах).
Инструмент воздействия: чтение лекций по проблемам современной семьи в родительской аудитории (семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах) – на родительских собраниях. Объем мероприятий и их продолжительность определяются объемом и длительностью реализуемой конкретной профилактической программы.
Субъекты воздействия: педагоги (классные руководители), школьные психологи, специалисты-превентологи, подготовленный актив участников профилактической программы.

2. Формирование специфических знаний, отношений и установок.

Тип воздействия: предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ).
Инструмент воздействия: организация при образовательном учреждении организационных структур, обеспечивающих семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка.
Субъекты воздействия: педагоги (классные руководители), школьные психологи, специалисты-превентологи, подготовленный актив участников профилактической программы во взаимодействии с медицинскими работниками.

3. Волонтерская деятельность.

Тип воздействия: формирование актива родителей.

Инструмент воздействия:
а) Организация и проведение родительских семинаров по проблемам семьи, формирование групп родительской поддержки среди социально ориентированных и личностно активных родителей, членов родительского комитета образовательного учреждения.
б) Организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание и обеспечение деятельности групп «родительской поддержки» для «трудных» семей данного образовательного учреждения.
в) Организация действующих по специальным программам обучающих семинаров-тренингов для групп «родительской поддержки».
УМК. Сборник «Семья и антинаркотическая профилактическая работа».
Субъекты воздействия: замдиректора образовательного учреждения по воспитательной работе, школьные психологи, социальные педагоги, специалисты-превентологи, подготовленный актив участников профилактической программы.

IV. Целевая группа – досугово значимые другие лица (здл) учащихся

Первичная профилактическая работа с целевой группой «Значимые другие лица учащихся» состоит из следующего комплекса деятельностей:
– просвещение;
– реализация потенциала неспецифической досуговой деятельности;
– реализация потенциала специфической досуговой деятельности;
– волонтерское движение.
По каждому направлению деятельности определены состав исполнителей, основные цели (тип вмешательства), способы реализации (инструменты вмешательства), предполагаемые результаты воздействия, критерии и инструменты оценки достигнутых результатов, а также учебно-методический комплекс (методические сборники, материалы, руководства).

1. Просвещение.

Тип воздействия: установление контакта, консультирование и мотивирование для совместной работы лидеров подростково-молодежной среды.
Инструмент воздействия: психологическая мастерская. Проблемный семинар. Проблемная лекция. Объем мероприятий и их продолжительность определяются объемом и длительностью реализуемой конкретной профилактической программы.
Субъект воздействия: превентологи, педагоги, подготовленный актив из числа участников программы во взаимодействии со специалистами и членами молодежных организаций.

2. Реализация потенциала неспецифической досуговой деятельности.

Тип воздействия: программы творческой и досуговой деятельности, содержащей антинаркотические и иные направленные против употребления ПАВ элементы профилактики досуговой активности.
Инструмент воздействия: акции, фестивали, клубные формы, технологии коллективно-творческого дела (КТД), хобби, организованный отдых.
Субъект воздействия: превентологи, психологи, подготовленный актив из числа участников программы во взаимодействии со специалистами и членами молодежных организаций, специалистами по творческим видам деятельности, специалистами по досугу.

3. Реализация потенциала специфической досуговой деятельности.

Тип воздействия: программы специфической активности с элементами формирования отношения к употреблению ПАВ.
Инструмент воздействия: спортивные соревнования, походы, путешествия, инициационные практики.
Субъект воздействия: превентологи, психологи, подготовленный актив из числа участников программы во взаимодействии со специалистами и членами молодежных организаций, специалистами по творческим видам деятельности, специалисты по спорту и туризму.

4. Волонтерское движение.

Тип воздействия: организация волонтерского антинаркотического движения.
Инструмент воздействия:
а) Расширение существующих и создание новых волонтерских организаций, реализация программ «Равный – равному».
б) Выявление и мотивирование волонтеров по вопросам ведения профилактической работы среди сверстников.
в) Семинар и тренинг по изучению и овладению современными технологиями ведения профилактической работы среди сверстников.
УМК. Руководство по работе с подростками «Смотри по жизни вперед»; методическое пособие «Молодежные субкультуры как фактор наркотизации».
Субъект воздействия: превентологи, психологи, подготовленный актив из числа участников программы во взаимодействии со специалистами и членами молодежных организаций, волонтерами.