Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2009

Технология

Модели деятельности

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами

Цель статьи – дать краткий обзор моделей профилактической деятельности с обозначением причин и опасностей употребления наркотиков, ожидаемых результатов от проделанной работы и возможной низкой ее эффективности. Речь пойдет о пяти моделях деятельности по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в образовательной среде. Опасность представляют не только сами наркотики, но и широкое вовлечение детей и подростков в наркоэпидемию, с одной стороны, и отсутствие действенного, целенаправленного противостояния этому общества в целом и каждого человека в отдельности – с другой

Медицинская модель

  •  В чем опасности развития наркозависимости у юного человека?

В разрушительных особенностях воздействия ПАВ на функции центральной нервной системы, других жизненно важных органов и систем (в том числе вследствие имеющихся или перенесенных травм и заболеваний, возраста, психотипа и т.д.). В качестве факторов риска принимаются во внимание биологические, психопатологические и другие характеристики человека.

  •  Профилактическая работа и ожидаемые результаты.

Формирование знаний о биологических и психосоциальных негативных последствиях употребления ПАВ. Формирование страха потерять здоровье и утратить возможность развития, для которого требуются ресурсы здоровья.

  •  Почему данная модель может не срабатывать?

1. Новая информация нередко стимулирует любопытство, попытки проверить ее правдивость. В таком случае информирование без учета предыдущего опыта становится пропагандой ПАВ.
2. В силу особенностей подросткового возраста запреты, исходящие от взрослых, могут провоцировать противоположное поведение.
3. Отсутствие приоритета тех ценностей, о разрушении которых предупреждает информация.
4. Отсутствие доверия к источнику информации.

Эпидемиологическая модель (пути распространения)

  •  В чем опасности и причины развития наркозависимости у юного человека?

1. Активное предложение ПАВ и вовлечение детей и молодежи в их употребление. Реклама, убеждение, манипуляция, запугивание и другие формы давления.
2. Разнообразные, в том числе коварные, пути передачи ПАВ от продавца к потребителю.
3. Низкая устойчивость потребителя. Слабые факторы защиты. Выраженные факторы риска, способствующие началу потребления.

  •  Профилактическая работа и ожидаемые результаты.

1. Снижение предложения и доступности ПАВ. Правовое воспитание: формирование знаний об ответственности за нарушение закона; совместная с обучающимися разработка системы контроля и исполнения наказаний за нарушение норм и правил поведения в образовательном учреждении, общественных местах.
2. Прерывание путей передачи ПАВ от продавца к потребителю. Действующая система контроля в местах пребывания вне семьи – в образовательных, культурных, досуговых учреждениях.
3. Снижение распространенности потребления ПАВ вследствие снижения спроса и формирования негативного отношения к отклоняющемуся поведению.
4. Развитие сети учреждений, организаций, гражданских сообществ, поддерживающих профилактические мероприятия и вовлекающих население в деятельность по профилактике.

  •  Почему данная модель может не срабатывать?

1. Низкая правовая культура граждан ограничивает эффективность законодательной регуляции оборота наркотиков.
2. Межведомственная разобщенность, низкая правовая культура населения и интересы продавцов затрудняют эффективное прерывание путей передачи ПАВ.
3. Большое число факторов, определяющих уровень потребления ПАВ.
4. Недостаточное внимание к внутренним ресурсам личности.
5. Несогласованность действий участников профилактики, их конкурентная борьба за ресурсы целевых программ.

Психосоциальная модель

  •  В чем причины развития наркозависимости у юного человека?

Неудовлетворенные потребности развивающейся личности, чувство хронического психологического дискомфорта, когда прием наркотиков рассматривается как возможность искусственным способом изменить свое психическое состояние, реализовать запросы.
Некоторые исследователи выделяют две причины появления зависимых форм поведения. С одной стороны, это дефицит самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решения, проявлять заботу о себе и других). С другой – дефицит эмоционально-волевой сферы (отсутствие эмоционального диапазона, категоричность эмоций).

  •  Профилактическая работа и ожидаемые результаты.

Развитие следующих умений и навыков: осознание своих потребностей, творческий поиск разнообразных способов их удовлетворения; мотивация себя на достижение успеха в большей степени, чем на избегание неудачи; заботы о себе, что включает проверку реальности, рассудительность, самоконтроль, умение воспринимать сигналы тревоги и видеть причинно-следственные связи; отстаивать свою позицию, персональные границы; противостояние групповому давлению, безопасное поведение в конфликтной ситуации, критическое мышление при работе с информацией; оценка ситуации, определение своего отношения к ней; принятие решений и выбор поведения на основании собственных принципов, ценностей, отношений; распознавание манипуляции и способность отвечать на нее, быть устойчивым к влияниям социальной среды; развитие эмоциональной компетентности, включая навыки совладать с личностной и ситуационной тревогой.
Профилактический смысл программ эмоционального обучения состоит в том, чтобы научить подростков регулировать эмоциональное состояние, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

  •  Почему данная модель может не срабатывать?

Изучение эффективности программ эмоционального обучения показало, что после проведения программы происходит улучшение межличностных отношений в группе подростков, с которыми проводились занятия. Отмечается изменение установок по отношению к употреблению ПАВ. Однако со временем (через год) данные изменения утрачиваются. Следовательно, прекращение программ личностного развития может привести к утрате достигнутых позитивных изменений.
Специалист должен учитывать стадию готовности человека к изменению проблемного поведения. Игнорирование стадий развития мотивации может быть причиной неудач профилактических усилий.

Семейная модель

  •  В чем причины и опасности развития наркозависимости у юных людей?

Нарушение отношений в семье: спутанная иерархия взаимоотношений, появление коалиций между поколениями, неясные правила семейной жизни, дисбаланс тепла и контроля в стиле семейного воспитания, а также эмоциональная нестабильность, отсутствие постоянства в поведении членов семьи (нет режима, последовательности слов и действий и др.), непрогнозируемость событий – все это создает условия для возникновения запутанности, неуверенности в себе, в людях.
Эти факторы становятся благоприятной почвой для возникновения аддиктивных привязанностей, которые воспринимаются как более надежные по сравнению с поддержкой окружающих людей.

  •  Профилактическая работа и ожидаемые результаты.

Ощущение собственной ценности и любовь к самому себе возникают на самой ранней фазе отношений родитель – ребенок. Способность заботиться о себе развивается из поведения родителей как питающих, помогающих и оберегающих ребенка на разных этапах его развития. Если условия развития помогают формированию этой способности, растущий ребенок реализует адекватные защитные функции и реакции, позволяющие заботиться о себе.
Профилактическая деятельность должна привлекать родителей к сотрудничеству со школой, чтобы вырабатывать единую линию воспитания и поддержки развития личности ребенка.

  •  Почему данная модель может не срабатывать.

1. Недостаточность мотивационных усилий со стороны учителя, классного руководителя, психолога, других школьных работников для привлечения родителей к сотрудничеству.
2. Отсутствие согласованных действий взрослых в школе и в семье.
3. Снижение воспитательной роли семьи. Психологическая некомпетентность родителей в роли воспитателей. Недостаточность усилий школы по просвещению родителей в области воспитания.

Психолого-педагогическая модель

  •  В чем причины и опасности развития наркозависимости у юного человека?

1. Отсутствие (или слабость) многоуровневой системы защиты от экспансии психически воздействующих субкультур, которые усиливают личностные проблемы, предрасполагающие к употреблению ПАВ и формированию наркозависимости: нарушение самооценки, определения и осознания ценностей, а также неразвитость навыков принятия решений, преодоления и сокращения тревоги, улаживания проблем в межличностном общении, распознавания социального давления (манипуляции) и ответа на него. В стиле педагогического воздействия преобладают авторитарные подходы, которые снижают самооценку, способствуют развитию зависимого поведения.
2. Недостаточность условий для формирования иерархии ценностей, способности к целеполаганию, которые формируются в условиях детско-взрослых коллективов.
3. Массовые непродуманные «профилактические» акции способствуют вовлечению подростков в незаконный оборот наркотиков и злоупотреблению ими.
4. Дефицит психолого-педагогической поддержки детей в образовательной среде.
5. Отсутствие образовательных программ, обеспечивающих становление самостоятельной личности человека.

  •  Профилактическая работа и ожидаемые результаты.

Формирование многоуровневой системы защиты от экспансии психически дестабилизирующих субкультур:
1. Позитивные жизненные смыслы; становление мировоззрения, позитивного отношения к миру.
Формирование особой духовной организации, которая включает размышления о смысле и цели жизни; надежды человека; желание жить; убеждения и религиозность; развитие способности к рефлексии и саморегуляции поведения на основе ценностей своего жизненного стиля и своей социальной группы. Осознание собственных защитных механизмов против негативных изменений и развитие готовности к постоянному совершенствованию своего мышления и стиля жизни.
2. Формирование позитивного отношения к себе: позитивная Я-концепция, оптимальная самооценка, умение ее развивать.
3. Формирование определенной личностной позиции: способность взять на себя обязательства и нести за это ответственность; способность осознавать цели и исходы своего поведения.
4. Развитие культуры здоровья: мотивации и убеждения о возможности влиять на свое здоровье; уверенность в достижении поставленных целей по развитию здоровья; формирование знаний о факторах риска и рискованных формах поведения для того, чтобы управлять своим здоровьем, защищать и улучшать его.
5. Дифференциация деятельности в соответствии с особенностями подросткового и юношеского возраста. Создание многоуровневой психолого-педагогической поддержки детей в образовательной среде.
6. Внедрение образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих становление субъектности человека. Построение сообразного возрасту образовательного пространства, обеспечивающего человеку возможность напряженной, личностно осмысленной, социально значимой жизни на каждой образовательной ступени. Таким способом обустроенное образование (без специально сформулированных профилактических целей) обеспечивает детям необходимые социальные компетентности и такой образ жизни, который несовместим с наркотиками и другими формами саморазрушающего поведения.

  •  Почему данная модель может не срабатывать?

Профилактические программы зачастую воспринимаются не как образовательные, развивающие, увеличивающие детские ресурсы, а как предупреждающие об ужасах наркомании. В школе нередко отсутствуют политика в области предупреждения зависимости (нет программ, направленных на формирование гражданской позиции, правового самосознания, повышение самооценки учащихся и их социальной и конфликтной компетентности, нет программ, предоставляющих возможность для самореализации) и специальное образование в этой же области (информационные программы о самом явлении зависимости и ее конкретных формах, признаках начинающейся зависимости, негативных последствиях этого явления; программы о здоровом образе жизни).
Педагоги в большинстве своем воспринимают профилактику как информационно-запугивающую работу. Полагая, что некомпетентны в этой области, они, как правило, отказываются заниматься этим, да и вообще считают подобные информационные программы не своим делом. Важно помнить, что социальная поддержка может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Ее избыток подавляет творчество, самовыражение личности и воспринимается как социальное давление, а недостаток ослабляет мотивацию, поиск, инициативу. Навязываемая социальная поддержка может формировать негативное отношение к тому, кто ее дает, или зависимость от него и как следствие – зависимое поведение от других лиц, факторов, обстоятельств.
Помощь партнеров по наркотизации в поиске и приобретении наркотиков нередко воспринимается потребителем ПАВ как социальная поддержка, а попытки членов семьи направить его на консультацию или лечение – как стремление нанести вред.
Включение социальной поддержки в различного рода профилактические программы заслуживает особого внимания. Программы первичной и вторичной профилактики должны быть направлены на создание, укрепление, оздоровление социально поддерживающей среды детей и подростков. Без этого важнейшего компонента они не могут быть эффективными.

И. Плющ