Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2009

Конкурс

Если нравится тебе –делай так!

Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья требует эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий, создания условий для удовлетворения потребности в движении. Методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий с использованием подвижных игр дидактической направленности отличается от традиционной. Оптимальный, обеспечивающий биологическую норму двигательный режим должен не только восполнять необходимый объем двигательной активности, но и обеспечить ее качественную сторону, от которой зависит работоспособность учащихся на уроке

wpe445.jpg (6062 bytes)

Основными формами внеурочной работы по физической культуре с учащимися специальных (коррекционных) школ являются утренняя гимнастика, физкультминутки на общеобразовательных уроках, подвижные игры на переменах и во второй половине дня, прогулки, спортивные часы.
Физкультурные минутки
– небольшие по интенсивности и времени комплексы физических упражнений. Упражнения должны подбираться так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить кровообращение и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение. В специальной (коррекционной) школе необходимо проводить физкультурные паузы на каждом уроке, так как учащиеся с ограниченными возможностями быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает.
Важной частью работы являются игровые физкультминутки. Они увлекательны и помогают развитию речи, творческой деятельности. Игры отображают реальность окружающей жизни – явления природы, предметный мир, животных, людей, их деятельность. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Физкультминутки могут включать не только физические упражнения, но и «этюды для души» – аутотренинг. Аутотренинг-релаксация позволяет ребенку полностью расслабиться, восстановить силы. Пониженный мышечный тонус приводит к снижению психической и двигательной активности. Повышение тонуса, наоборот, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Поэтому ребенка необходимо обучить управлению собственным мышечным тонусом и приемам расслабления, то есть релаксации. После релаксации лучше провести в меру подвижную игру, чтобы дети взбодрились и настроились на дальнейшую продуктивную работу.
Для возбудимых детей подбираются упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, а для заторможенных, наоборот, включаются упражнения, несколько повышающие тонус. При подборе упражнений следует учитывать заболевание ребенка и тяжесть дефекта.
Физкультпауза – это какая-либо подвижная или спортивная игра с мячами и без мячей, которую проводят на большой перемене или спортивном часе в течение 10–15 минут – в зависимости от возраста и подготовленности ребят. В первой и четвертой четвертях физкультпаузы можно проводить на свежем воздухе, а в зимнее время – в спортивном зале.
Физкультпаузами занимаются учителя физкультуры, вожатые, воспитатели или классные руководители. Учитель физкультуры должен рекомендовать игры, составить с завучем по учебной работе расписание и выделить место для их проведения.

Упражнения для физкультминуток на уроках

Комплексы упражнений состоят из 3–4 простых и хорошо знакомых движений. Упражнения нужно постепенно заменять и время от времени обновлять весь комплекс.
Время выполнения – 1–3 минуты после завершения какого-либо процесса на уроке.

1-й комплекс

1. Ходьба на месте.
2. Плечи вверх. Плечи вниз. Плечи вперед. Плечи назад. (Повторить 3–4 раза.)
3. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад. (Повторить 5–6 раз.)
4. Глубокий вдох, полный выдох. (Повторить 3–4 раза.)

2-й комплекс (сидя за партой)

1. Вдох через нос, выдох через рот. (Повторить 6–8 раз.)
2. Вращение стопами обеих ног (8–10 раз).
3. Наклоны влево – вправо (6–8 раз).
4. Движения плечами вверх – вниз – вперед – назад.
5. Руки вперед, быстрые сжимания и разжимания пальцев. Руки в стороны – то же. Руки вниз – то же.

3-й комплекс (выполняется стоя)

1. Потягивание, руки вверх (4–6 раз).
2. Руки за голову. Наклоны вправо – влево (6–8 раз).
3. Сесть на стул, встать (4–5 раз).

4-й комплекс (выполняется сидя)

1. Руки за голову, на счет 1–2 – руки вверх, потянуться, 3–4 – исходное положение.
2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1–2 – наклон вправо, 3–4 – исходное положение. То же влево.
3. Руки к плечам, пальцы сжать в кулаки. 1 – руки вперед, пальцы разжать, 2 – исходное положение.
4. 1–2 – руки к плечам, 3–4 – руки вверх.

5-й комплекс

1. Прижать ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному.
2. Стоя сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза и представить, что летишь, как птица, размахивая крыльями.
3. Бегать по залу, размахивая руками. По команде остановиться и расслабиться. Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
4. Сидя на полу, вытянуть ноги перед собой. Совершать движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, потом поочередно.

Игровые физкультминутки на занятиях по логопедии, на уроках обучения грамоте

Многие подвижные игры направлены на воспитание звуковой культуры речи. В процессе игры дети приобретают знания и умения в правильном звукопроизношении, закрепляют и обогащают словарный запас.

«Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни
(смотрят на раскрытые ладони):
И вот эдак, и вот так – не обидятся никак
(потирают руки).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Не сидится им опять (встряхивают кистями).
Постучали (стучат по столу),
Повертели (круговые вращения кистями)
И работать захотели (потирают руки).
Поработают немножко (хлопают в ладоши),
Мы дадим им отдохнуть
(складывают ладони вместе).
Постучали (стучат по столу),
Повертели (круговые вращения кистью)
И опять пустились в путь (хлопают в ладоши).

Тема урока: «Звук и буква «А»

«А» – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Вот теперь мы дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – и за дело!

(Дети встают и повторяют упражнения.)

Тема урока: «Звук и буква «Б»

«Бабочка»

Спал цветок
(сидя за партой, опустить голову вниз,
руки на коленях, спина расслаблена)

и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
(руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох),
Взвился вверх и полетел.
(Встать из-за парты – махи руками.)
Солнце утром лишь проснется
(плавные движения руками вверх, смотреть на пальцы),

Бабочка кружит и вьется.
(Маховые движения руками, кружение.)

Игра «Белка»

Ученики говорят хором:
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.

(По окончании стихотворения игроки бегут по залу и собирают грибы и орешки. Кто больше собрал орешков, тот и выиграл.)

Тема урока: «Звук и буква «В»

«Ветер» – 1

Ветер тихо клен качает
(ноги на ширине плеч. Руки за голову),
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
(наклоны туловища вправо – влево),
Зашумел листвою клен.
(Руки вверх, маховые движения руками.)

«Ветер» – 2

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
(Имитируют движения ветра.
Наклоняют туловище вправо – влево.)

Ветер тише, тише, тише.
Дерево все выше, выше!
(Выполняют пружинистые приседания.
Встают и выпрямляются.)

«Дни недели»

В понедельник я купался
(изображают плавание),
А во вторник – рисовал
(рисование),
В среду долго умывался
(умывание),
А в четверг в футбол играл
(бег на месте),
В пятницу я прыгал, бегал
(подскоки на месте).
Очень долго танцевал
(кружение, хлопки в ладоши).
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Тема урока: «Звук и буква «Г»

«По грибы»

Гриша шел, шел, шел
(шаги на месте),
Гриша белый гриб нашел
(хлопки в ладоши).
Раз – грибок,
Два – грибок
и три – грибок
(наклоны вперед, имитация движений грибника),
Положил их в кузовок.
(шаги на месте.)

Игра «Домик»

Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки птиц и животных: гусей, голубей, собачек. Учитель, проходя мимо каждого ряда, постукивает по парте и спрашивает: «Кто, кто в домике живет?». Дети хором отвечают. Учитель говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза». Гуси выполняют движения. Учитель говорит: «Голуби, помашите крылышками!», «Собачки, на корточках сделайте два шага назад, потом два шага вперед!» – и т.д.

Тема урока: «Звук и буква «Д»

«Дождь» – 1

Приплыли тучи дождевые
(стоя, руки вытянуть вперед):
Лей, дождь, лей!
(свободно встряхивать кистями рук.)
Дождинки пляшут как живые
(продолжать встряхивать кистями, поворачивать ладони вверх – вниз):
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.

«Дождь» – 2

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!
(Шаги на месте.)
Гром! Гром! Как из пушек!
Нынче праздник для лягушек.
(Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Приседания.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шаги на месте.)

Тема урока: «Звук и буква «Е»

«Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так… (2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, ты скажи: «Хорошо».
Если нравится тебе, и другим ты покажи. (Притопы ногами.)
Если нравится тебе, то делай все. (Прыжки на месте.)

Тема урока: Звук и буква «Л»

– Гуси, гуси!
(Дети бегут по кругу, размахивая руками, словно крыльями.)
– Га, га, га!
– Хорошо вам?
– Да, да, да!
– Ну, летите веселей
На лужок, да поскорей! –
Прилетели, пошагали (ходят),
Травку клювом пощипали
(наклоняются вперед),
Крыльями взмахнули (махи руками),
Шею потянули.
(Потягивание шеи, грудь вперед.)

Тема урока: «Буква «О»

Игра «Потешка»

Цель: формировать правильное звукопроизношение, развивать фонематический и речевой слух.
Играющие стоят по кругу и перекатывают обруч – это буква о – от одного к другому: одно перекатывание на одну строку. Тот, на ком закончилось перекатывание, должен быстро назвать слова со звуком о. Если ученик не смог назвать слово, то он на время выбывает из игры. Вариант: назвать слово со звуком о в начале, середине и конце слова.

Не по тропе, а около
Катилось и охало.
«О» охало, «О» окало
Не на тропе, а около.

Тема урока: «Звук и буква «Х»

Игра «Хомка»

Цель: упражнять учащихся в четком произношении звука «Х».
(Учащиеся стоят парами в кругу. Ведущий читает стихотворение, ученики за ним повторяют и выполняют движения по смыслу текста.)

Хомка-хомка, хомячок –
Мягкий серенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!

Ведущий указывает любую пару, в ней один убегает, другой догоняет. В другие пары становиться можно изнутри круга, а позади стоящий игрок убегает.

Тема: Звук и буква «Ч»

Игра «Ча-ча-ча»

Цель: упражнять учащихся в четком произношении звука ч; развитие слухового внимания.
Ученикам предлагается набор слогов: ча, чу, оч, чо, чи. Дети разбиваются на две команды, берутся за руки и становятся в шеренгу друг напротив друга.

Первая команда произносит:
«Ча-ча-ча-ча!».
Вторая команда произносит:
«Наша печка горяча».
Первая: Чу-чу-чу-чу!
Вторая: На ракете я лечу!
Первая: Оч-оч-оч-оч!
Вторая: Наступила ночь.
Первая: Чо-чо-чо-чо!
Вторая: Что-то давит на плечо.
Первая: Чи-чи-чи-чи!
Вторая: Испекли мы калачи.

Затем участник 1-й команды разбегается и пытается разорвать цепь 2-й команды. Если ему это не удается, то вторая команда выполняет роль первой.

Тема урока: «Звук и буква «Щ»

Игра «Варим щи»

Цель: выработка умения подбирать слова с заданным звуком.
Двигательная задача: развитие скоростных способностей.

Ведущий.

Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко.
Уже кастрюля на плите!
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ученики выстраиваются в две шеренги, по команде ведущего добегают до лукошка с буквами, поднимают букву и громко называют слово с буквой щ, затем бегут обратно в команду, становясь в конце шеренги. Следующий игрок выполняет то же, что и предыдущий. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

«Два щенка»

Цель: закрепление в речи звука щ, развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
(Руки сложить ладонями друг к другу – к правой, затем к левой щеке.)
А у щетки половой
Палка есть над головой.
(Руки поднимать вверх и соединить над головой.)
Палка – щелк щенков сплеча!
(Хлопок по плечам.)
Два щенка ушли, пища.
(Обойти вокруг парты и сесть на место.)

Игровые физминутки на уроках математики

Для закрепления знаний на уроке математики можно использовать подвижные игры дидактической направленности. Эти игры помогают практическому овладению математическими знаниями и выполнению простейших видов анализа и синтеза. Подвижные игры дидактической направленности стимулируют закрепление математического материала, служат тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движения постепенно осознают значимость логических связей без заучивания каких-либо правил и определений.

Игра «Быстро занять места!»

Цель: закрепить знания о четных и нечетных числах, последовательности чисел.
Оборудование: жетоны с записанными на них числами от 1 до 10.
Учащиеся разбегаются по площадке и собирают на полу жетончики с номерами. По команде учителя «Быстро занять свои места!» дети спешат занять места согласно тем цифрам, которые обозначены на жетонах (слева – четные, справа – нечетные).
Можно занять места по возрастанию, по убыванию чисел.

Игра «Передай мяч!»

Цель: закрепить знание последовательности чисел.
Оборудование: мячи по количеству рядов.
На первую парту каждого ряда кладется мяч. По сигналу учителя мяч передается каждому ученику по очереди с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же мяч передается с называнием чисел по убыванию, при этом оглашается каждое предыдущее число.
Победителем считаются ученики ряда, закончившие передачу мяча (или кубика) первыми.

Подвижные игры для физкультпауз

«Кто быстрей?»

Задачи: обучение стартовому ускорению.
Коррекционные задачи: развитие внимания, сообразительности, быстроты, пространственной ориентировки, хватательных движений руки.
Играют 2 команды по 3–5 человек.
Инвентарь: палочки разных цветов.
Игроки команд получают палочки разных цветов. Затем они обмениваются ими. По сигналу учителя команды от черты стараются как можно дальше забросить палочки своих соперников. Когда все палочки упадут, следует второй сигнал учителя, по которому игроки бегут за палочками своего цвета, подбирают их и возвращаются за черту. Проигрывает команда, игрок которой последним вернулся за черту со своей палочкой.

«Наблюдатель»

Коррекционные задачи: развитие наблюдательности, памяти, внимания.
За подвешенным покрывалом, край которого находится на расстоянии 15–20 см от пола, по одному проходят играющие. Водящий, стоя по другую сторону покрывала, старается угадать своих товарищей по ногам. Затем край покрывала опускают до пола, дети вытягивают руки, и водящий должен узнать их по рукам, выставленным поверх покрывала. Побеждает тот, кто быстрее всех отгадает большее число ребят.

«Смекалистые»

Коррекционные задачи: развитие наблюдательности, слухового восприятия.
Играющие стоят на гимнастической скамейке. Водящий за их спиной вслушивается в различные шумы (разрывает листочек бумаги, ломает палочку, постукивает ручкой и др.). Ученики на слух отгадывают, что делал водящий.

«Ловкие»

Коррекционные задачи: развитие внимания, точности, координации движений, глазомера.
Инвентарь: секундомер, круги, вырезанные из плотного картона, диаметром 30–40 см, двух цветов.
Круги расположить на расстоянии 40–60 см друг от друга. Играют 2 команды. Играющим дается задание: быстро и точно пройти по кругам, при этом на одни можно наступать, а на другие нельзя. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок выполнит задание.

«Пальчики и палочки»

Коррекционные задачи: развитие внимания, сосредоточенности, мелкой моторики.
Перед каждым учащимся на столе раскладывают по 5 маленьких палочек длиной 5 см. Учащиеся соединяют пальцы рук веером и по команде начинают собирать палочки, зажимая их по одной между соединенными пальцами. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнил задание.

«Мартышки»

Коррекционные задачи: развитие внимания, быстроты движения, координации.
Водящий преследует одного из игроков, стараясь осалить, но должен, как мартышка, подражать всем действиям преследуемого. Игрок может запрыгать на одной ноге, на обеих, пойти «гусиным шагом», проползти по-пластунски и др. Водящий, копируя эти движения, старается «осалить» этого игрока. «Осаленный» становится водящим.

Упражнения для нормализации мышечного тонуса и обучение релаксации

(аутотренинг)

«Пляж»

Инструкция. Представьте, что вы лежите на теплом морском песочке и загораете. Ласково светит солнышко, веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над волной. Прислушайтесь к своему телу. Удобно ли вам? Попробуйте максимально расслабиться.

«Ковер-самолет»

Инструкция. Представьте, что вы ложитесь на волшебный ковер-самолет. Ковер медленно и плавно поднимается, несет нас по небу, покачивает, убаюкивает. Усталое тело расслаблено. Далеко внизу проплывают луга, поля, реки и озера. Постепенно ковер-самолет снижается и приземляется в нашем классе. Вы медленно потягиваетесь, делаете глубокий вдох, открываете глаза, медленно садитесь и аккуратно встаете.

«Тряпичная кукла»

Инструкция. Представьте, что вы куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Вас подвесили на гвоздик за руку, за палец, за плечо и т.д.

«Маленькое семечко»

Инструкция. Представьте, что вы превратились в маленькое семечко. Сожмитесь в комочек, сидя на корточках, спрячьте голову и закройте ее руками. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек. (Дети по знаку ведущего поднимают головы и выпрямляются.) Появляются веточки с бутонами. (Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.) Наступает радостный момент – бутоны раскрываются. (Дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – дети улыбаются друг другу.)

Ольга Залашкова ;
Анна Коняшина