Значительное омоложение,
произошедшее в спорте за последние годы (начало
тренировок детей с 5–6 лет), свидетельствует о
необходимости начальных
спортивно-оздоровительных занятий в группах
общей физической подготовки (ОФП).
Главным в занятиях с детьми этого возраста могут
быть подвижные игры. Конечно, чтобы технически и
физически подготовить начинающего спортсмена,
лучше применять упражнения в комплексе (что дает
возможность проводить занятия более
организованно и целенаправленно), но комплекс
желательно сочетать с играми и игровыми
упражнениями.
Комплексы упражнений, направленных на развитие
быстроты, составляют основную часть урока после
разминки, когда степень возбуждения центральной
нервной системы оптимальна и способствует
овладению двигательными навыками, наиболее
трудными по координации. Вслед за комплексами на
быстроту включаются и игровые упражнения,
способствующие закреплению этого качества.
Упражнения, направленные на воспитание силы,
относят на вторую половину урока, так как в это
время наиболее полно проявляются функциональные
возможности дыхания, кровообращения и других
систем организма.
В группах ОФП необходимо уделять внимание и
акробатике, которая развивает координационные
способности и вестибулярный аппарат. Обучение
технике борьбы самбо пока еще носит
ознакомительный характер и включает несколько
элементов: стойку и передвижение, страховку и
самостраховку, борцовский мост.
Занятия проводятся на основе общих методических
принципов. Используются методы наглядности
(показ упражнения, демонстрация наглядных
пособий), игровой и соревновательный. При
изучении общеразвивающих упражнений, комплексов
и игр показ должен быть целостным и образцовым, а
объяснение – элементарным и простым.
Детям необходимо ставить двигательную задачу в
конкретной форме, с наглядным объяснением:
поймать, догнать, сделать бросок, прыгнуть через
препятствие.
Методика контроля юных спортсменов уже на этом
этапе включает использование педагогических,
медико-биологических, родительских и прочих
методов. Важную роль играет проведение открытых
уроков, так как родители в полной мере могут
ознакомиться с пройденным детьми материалом и в
домашних условиях закреплять и контролировать
правильность его усвоения.
Дети же, работая на уроке под пристальными
взглядами родителей, хотят выполнять упражнения
как можно правильнее и лучше. Занятие должно
проходить интересно, весело – так, чтобы детям
было легко заниматься и они не испытывали бы
дискомфорта.
Открытые уроки следует комментировать, чтобы
найти общий язык с родителями: ведь только в
тандеме педагог – родитель можно воспитать
здоровое и сильное поколение.