Рис. Е. Медведева
Ничего не требуя взамен
Концепция педагогической поддержки
разработана под руководством известного ученого
О.С. Газмана. Но осуществить ее можно только в том
случае, если в основу профессиональной позиции
учитель включает следующие нормы
педагогического взаимодействия:
1. Любовь к ребенку, безусловное
принятие его как личности, отзывчивость; умение
видеть и слышать, сопереживать, прощать;
милосердие, терпимость и терпение.
2. Приверженность к диалоговым формам
общения с детьми, умение говорить
по-товарищески (без сюсюканья и панибратства),
слушать, слышать.
3. Уважение и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов,
ожиданий и устремлений.
4. Ожидание успеха ребенка, готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении
проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
5. Признание права ребенка на свободу
выбора, самовыражения; признание воли ребенка
и его права на собственное волеизъявление (право
«хочу» и «не хочу»).
6. Поощрение и одобрение
самостоятельности, независимости и
уверенности в сильных сторонах, склонности к
самоанализу; признание равноправия ребенка в
диалоге и решении собственной проблемы.
7. Готовность и способность быть на
стороне ребенка, умение быть другом для него,
ничего не требуя взамен.
8. Самоанализ, самоконтроль и способность
корректировать собственную позицию.
Педагогическая поддержка ребенка в процессе его
развития стала темой педсовета, недавно
прошедшего в нашей школе. Предлагаем его
материалы.
ХОД ПЕДСОВЕТА
Важную роль в освоении новых подходов,
форм, приемов и методов играет педагогическое
проектирование. С помощью этого метода сначала
создается целостный и детальный образ желаемого
новшества, а затем начинается работа по его
освоению. На сегодняшнем педсовете мы попытаемся
использовать возможности проектирования, для
того чтобы лучше освоить технологию
педагогической поддержки ребенка.
«Мозговой штурм» с использованием
следующих вопросов:
1. Для чего нужна педагогическая
поддержка?
2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации
поддержки?
3. Что является предметом деятельности ребенка
и взрослого при осуществлении педагогической
поддержки?
4. Как можно соотнести личностно
ориентированный подход и педагогическую
поддержку?
В течение 5–7 минут участники
педсовета обсуждают в малых группах данные
вопросы, вырабатывают по ним коллективные
суждения и после окончания работы всех групп
высказывают совместно выработанные точки
зрения.
Заключение. Педагогическая
поддержка необходима для того, чтобы процесс
обучения и воспитания носил личностно
ориентированный характер. При ее осуществлении
главным предметом деятельности ребенка и
взрослого становится проблема ученика. От
характера проблемы зависит выбор тактики
педагогических действий.
До заседания педсовета были созданы
четыре творческие группы, каждая из которых
подготовила сообщение о том или ином виде
тактики педагогической поддержки. На заседании
творческие группы представляют тактики
педагогической поддержки (особенности и условия
применения тактики, позиции участников
учебно-воспитательного процесса, технология их
действий). Эксперт благодарит группы за
сообщения и отмечает важность овладения всеми
видами тактик педагогической поддержки.
Игра «Аккумулятор проблем», в
ходе которой педагоги, исполняя роли учеников,
называют проблемы, наиболее значимые для детей,
их жизнедеятельности и развития.
Проблемы первой группы: страхи;
неуверенность в себе; нежелание учиться; нет
контакта с учителем; большая нагрузка.
Проблемы второй группы: непонимание
учителя; забытые учебники, тетради; неприятности
дома; дискомфорт от сидящего рядом; боязнь вызова
к доске, отсутствие мотивации.
Проблемы третьей группы: плохие
оценки; конфликты в школе; не соблюдает режим дня;
неорганизованность; звездная болезнь, зависть.
Проблемы четвертой группы: я
стесняюсь отвечать у доски; я не приготовил
уроки, т.к. пили родители; меня наказывают
родители за плохие оценки; меня обижают
одноклассники; я стесняюсь своей полноты на
уроках физкультуры.
Каждой группе предлагается с помощью метода
проектирования и использования памятки об
этапах, основных направлениях и способах
осуществления педагогической поддержки ребенка
разработать проект решения одной из выделенных
проблем.
Группы представляют свои проекты, а эксперты
задают вопросы и делают экспертные заключения.
Выступление первой группы
Проблема: неуверенность в себе.
Решение проблемы:
1) родители, обеспокоенные поведением
ребенка, обращаются к педагогу;
2) необходимо установить контакт с ребенком;
3) определить причины (выдвижение гипотез);
4) работа с гипотезами;
5) анализ неудач.
Выступление второй группы
Проблема: низкий уровень развития
первоклассника, отсутствие мотивации.
Решение проблемы:
1) сигнальный ребенок, часто
отвлекается, ему неинтересно на уроке;
2) поиск и установление контакта с учеником;
3) доверительная беседа с намерением понять,
почему ребенок не хочет учиться;
4) учительская поддержка ребенка, воздействие
вниманием и лаской;
5) совместное с ребенком обсуждение проблемы.
Выступление третьей группы
Проблема: ребенок не соблюдает режим
дня.
Решение проблемы:
1) сигнальное поведение ребенка;
2) консультации у специалистов;
3) контакт с ребенком;
4) беседа с ребенком, определение причин;
5) варианты решения;
6) реализация плана;
7) анализ проведенной работы.
Выступление четвертой группы
Проблема: девочка стесняется своей
полноты.
Решение проблемы:
1) поведение ребенка: пропускает
уроки физкультуры, отказывается выполнять
упражнения, сдавать нормативы; стесняется
отвечать у доски;
2) консультации специалистов, обследование у
врача, психолога;
3) контакт с девочкой;
4) беседа с девочкой, определение причины
комплекса неполноценности;
5) работа с психологом; консультации у врачей;
работа с родителями;
6) реализация плана – две недели;
7) анализ проведенной работы.
Решения педсовета
1. Создавать благоприятный
эмоционально-психологический климат для
учащихся и педагогов на уроках и во внеурочное
время (ответственные: администрация, педагоги).
2. Активно использовать в работе
тактики педагогической поддержки (постоянно).
3. Все полученные знания применять в
практике повседневной педагогической
деятельности.
Материалы к педсовету
Этапы педагогической поддержки
Сигнальный |
1. Определение
проблем ребенка:
обращение родителей к педагогу или
администрации школы;
тревожные суждения одноклассников и
учителей этого класса;
внимание к попыткам ребенка
просигналить педагогу о необходимости помощи.
2. Психологическая готовность педагога
понять проблему ребенка и совместно с ним искать
способы ее решения.
3. Консультации педагога у специалистов –
психолога, медицинского работника и др. |
Контактно-созидательный |
1. Определение
эмоционально-психологического состояния
ребенка, его готовности к общению.
2. Умение расположить ребенка к беседе, устранить
психологические барьеры.
3. Поиск и установление контакта с учеником. |
Диагностический |
1. Организация
доверительной беседы с учеником.
2. Диагностика его проблемы.
3. Определение причин возникновения проблемы. |
Проектный |
1. Учащийся при
помощи учителя направляет свои усилия не на
поиск способов избавления от проблемы, а на
перевод ее в русло решаемой.
2. Ребенок при поддержке педагога определяет
способы решения проблемы.
3. Ребенок и взрослый договариваются о
взаимодействии. |
Деятельностный |
1. Осуществление
ребенком плана намеченных действий.
2. Педагогическая поддержка усилий ребенка. |
Результативно-аналитический |
1. Совместное
обсуждение с ребенком успехов и неудач на
предыдущих этапах деятельности.
2. Констатация факта разрешения проблемы или
переформулирование затруднения.
3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта,
накопленного в процессе решения проблемы. |
Тактика защиты
Педагог занимает позицию «Буфер»,
вставая между ребенком и обстоятельствами (или
противниками), принимая часть удара на себя.
Позиция «Буфер»
1. Позиция «Буфер» выявляет слабые
стороны в организации образовательной системы,
переносит негативные оценки с ребенка на
неадекватные условия развития, в которых он
находится, получая образование.
2. Рассчитана на компромиссные решения, когда
педагог старается хотя бы смягчить негативные
обстоятельства, уменьшить их давление.
3. Иногда позиция «Буфер» оказывается мудрее
позиции адвоката; важно не переходить границы, за
которыми позиция поддержки исчезает.
4. Сопряжена с риском: заранее неизвестно, как
поведут себя конфликтующие в присутствии
педагога. Возможно, каждый постарается привлечь
педагога на свою сторону. Однако в позиции
«Буфер» важно держать нейтралитет.
5. Должного эффекта не будет, если тот, кто
занимает позицию «Буфер», не имеет авторитета у
конфликтующих сторон. Личный авторитет является
гарантией того, что «Буфер» сможет решить задачи
сдерживания.
6. Ситуация «ни мира, ни войны» может тянуться
долго, если ее не ограничить.
Позиция «Защищая, не нападать»
1. Психологи много пишут о языке
чувств, которые могут быть весьма красноречивы.
Если мы понимаем, какие переживания испытывает
человек, слушающий нас, то можно адекватно
откликнуться на эти чувства: попробовать усилить
те, которые нужны для дальнейшего продвижения к
совместным компромиссным решениям, и
попробовать погасить те, которые ведут к
ненужной конфронтации. Особенно это важно, когда
вы пытаетесь осуществить защиту с позиции
«Буфер».
2. Исследователи считают, что непонимание
нарастает, если оценка говорящего
осуществляется без интереса и уважительного
отношения к нему.
3. Если вы собираетесь защищать ребенка от
оскорбления и унижения его достоинства коллегой,
то нужно самому ненароком не оскорбить
достоинство оппонента. Надо помнить, что ваш
оппонент сам, возможно, не в состоянии справиться
с проблемой, которая возникла у него с этим
ребенком.
4. Помогите коллеге сохранить свои цели (будь
то цели обучения или воспитания), не посягайте на
них. Попробуйте вместе с ним поразмышлять, как
можно их достичь, не противопоставляя себя
ребенку, а пытаясь действовать с ним заодно.
Может быть, вы поможете собеседнику посмотреть
на ситуацию другими глазами – чтобы он не
воспринимал ученика негативно, чтобы ребенок
стал в его глазах человеком, нуждающимся в
помощи.
Необходимо следить:
за четкой постановкой
собственного вопроса (не забывая убедиться,
правильно ли его поняли);
за тем, чтобы больше слушать,
чем говорить;
за собственным эмоциональным
состоянием. Важно научиться не «заражаться»
негативными эмоциями: ваша задача – не
обижаться, а сдерживать распространение
негативных эмоций, которые могут привести вместо
спора к перепалке и обидам;
за тем, чтобы делать
необходимые «стоп-кадры» и фиксировать моменты
согласия. Такие «стоп-кадры» позволяют
участникам отвлечься от динамики спора и
взглянуть на полученные результаты, а также
помочь регулировать накал страстей, который
бывает весьма высоким;
за тем, чтобы не происходило
перерастание конфликта идей в конфликт людей.
5. Сохранение позиции
сотрудничества с партнером в условиях конфликта
– принципиальный момент. Навязывание своей
правоты, категоричность, желание «власть
употребить», неумение слушать – плохие
помощники в подобной ситуации: возникают
взаимная неприязнь, отчуждение, затрудняющие
контакт.
6. Избегайте втягивания в
конкурентно-соревновательную борьбу. Не
принимайте вызов, и оппонент поймет, что
соревнуется с самим собой, поскольку никто его не
оспаривает, лишь уточняют его позицию.
Тактика помощи
Тактика помощи должна помочь ребенку
начать действовать. Но для того, чтобы он это
сделал добровольно, ему необходимо узнать вкус
успеха – и об этом должен позаботиться педагог.
Ребенку важно осознать, что он многое может.
Преодоление страха гарантирует успех первой
пробы. Если ребенок не встречает в школе людей,
которым он действительно интересен, нужен, у него
с каждым днем теряется надежда быть сопричастным
к тому, что там происходит.
Помощь восстанавливает у ребенка ощущение
собственной значимости для других людей.
Вывод:
Ребенок многое может сделать сам для себя, если
будет активен в решении своей проблемы. Нужно
помочь ему убедиться в этом.
Наблюдение, которое проводили классные
воспитатели, исследуя, как дети ведут себя в
сложных ситуациях, выявило следующее:
1. Одни дети опираются на известный
способ, легко решая таким образом свою проблему:
они сами просят и даже требуют от педагога
совета, объяснения, указания, как лучше
поступить.
2. Другие рискуют (особенно лидеры): они будто
испытывают и себя, и ситуацию, и взрослых.
3. Есть дети, которые объективно могли бы найти
выход из ситуации, поскольку в их опыте
достаточно для этого знаний и умений, но они
отказываются даже от попытки это делать.
Ребенок защищается от проблемы, блокируя свою
активность. Однако такой способ защиты делает
его абсолютно беззащитным и беспомощным.
Образовательный эффект тактики
помощи: ребенок, сталкиваясь с проблемой, ощущает
себя вначале беспомощным, незнающим, «хуже всех»,
а на выходе, после завершения самостоятельных
действий, он переживает опыт нового
самоощущения: «Я не хуже других. Все видели, как я
сам успешно справился с задачей».
Тактика помощи направлена на восполнение
естественных потребностей ребенка быть равным
другим, на вывод ребенка из состояния жертвы
обстоятельств в позицию встречи с проблемой. В
состоянии жертвы ребенок страшится и проблемы, и
себя, и других. Он прежде всего видит опасность в
окружающих людях, а потому боится действовать в
их присутствии. Педагог, осуществляя помощь, ни в
коем случае не должен позволять никому делать
что-либо за маленького человека, если он это
может сделать сам. Ребенку необходимо убедиться,
что он может обойтись без посторонней помощи. И
быть в этом не хуже других.
Эмоциональный комфорт –
условие, а не самоцель в тактике помощи.
Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы
ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он
умел сосредоточиться на себе.
Помощь предоставляет ребенку
условия для самоиспытания.
Он видит, что окружающие
смотрят на него с уважением.
Он понимает, что действительно
смог предоставить им нечто такое, за что они
признали его достойным уважения.
Он чувствует радость от того,
что принят другими, и уважает себя за то, что смог
стать уважаемым человеком.
Чем меньше прямая помощь
ребенку в его действиях, тем больше у него
оснований гордиться собой.
Любая педагогическая технология тесно
вплетена в реальную жизнь ребенка и взрослого,
она требует от педагога весьма аккуратных и
ответственных действий. Взяв на себя
ответственность доказать ребенку, что людям
можно верить, педагог сам не имеет права обмануть
доверие ребенка. Тактика помощи не может
осуществиться, если педагог не сумеет создать
условия, позволяющие ребенку обнаруживать свою
общность с другими людьми.
Взрослый служит тем медиатором, посредником,
который находится между ребенком и общностью и
особенно необходим при угрозах разрыва.
Каждый ребенок имеет право на такого педагога,
рядом с которым он может научиться культуре
человеческого общения. Каждый педагог получает
возможность развить в себе качества человека,
культурно общающегося.
Общение с детьми обязывает педагога:
понимать логику ребенка, видеть
вещи его глазами;
видеть в ребенке равноправную
личность;
быть готовым критически
отнестись к самому себе и открыто принять
критику в свой адрес, от кого бы она ни исходила,
даже от ребенка;
признавать ошибки;
уметь оказывать влияние на
ребенка, предоставляя ему право на самопознание,
самоанализ, сопоставление своей точки зрения с
иными;
развивать чувство юмора;
владеть словом, мимикой, жестом.
Принятие или непринятие другого таким,
каков он есть, – вот одна из ключевых проблем
тактики помощи. Язык принятия – это прежде всего
доброжелательный взгляд, сочувствие, одобряющая
или веселая улыбка. Для этого языка характерны
кивки в знак согласия, спокойный тон,
рассуждающая интонация. Общаясь таким образом,
педагог всем своим видом дает понять, что
человек, ребенок, с которым он имеет дело, приятен
ему.
У языка принятия исследователи обнаружили
поразительный эффект: он мотивирует собеседника
говорить о своих проблемах и решать их.
Язык непринятия – осуждающий взгляд,
ироническая улыбка, назидательный,
наступательный тон, жесткая мимика лица. Язык
непринятия сообщает человеку, что он в чем-то
провинился, он плохой, чего-то недостоин и
общение с ним не доставляет особого
удовольствия.
Однако некоторые педагоги считают принятие
чем-то пассивным, полагая, что если принимать
ребенка таким, каков он есть, то он как бы
застынет в нравственном развитии. Напомним
известное изречение: «Говорите почаще человеку,
какой он плохой, и он наверняка станет плохим».
И еще одно: если педагог только старается
принять, а на самом деле раздражен, то эта игра
может навредить прежде всего ему самому.
Обращайте внимание на следующие
детали:
Хорошее настроение – гарантия
развития нормальных отношений.
Последите за своим здоровьем.
Если что-то болит, трудно сосредоточиться на
чужих переживаниях.
Усталость – бич педагогов (и
учеников). Уставший человек имеет низкий порог
реагирования на поступки других, не совпадающие
с собственными ожиданиями.
Не секрет, что характер человека в
полной мере проявляется в общении. Многое в нашей
способности правильно настраиваться на другого
человека зависит от знания самих себя. Реализуя
тактику помощи, все участники имеют уникальную
возможность потренировать свои способности в
принятии другого, познать себя и других через эту
способность.
Тактика взаимодействия: ребенок и
педагог в договорном пространстве
Школа – это не просто учреждение, а
учреждение детское.
Детское – значит соответствующее возрастному
восприятию мира – яркому, рискованному,
поисковому. Ребенок растет не только потому, что
его учат, а еще и потому, что он сам активно учится
всему – всему, чему сам хочет учиться.
Дети ищут взрослых, которые могут с ними вместе
жить, не мешая оставаться самими собой, уважая и
признавая их самостоятельность.
Педагог через взаимодействие с ребенком реально
может помочь ему при решении жизненной ситуации,
дополнив в том, в чем ребенок пока недостаточно
компетентен.
Педагог через процедуры, связанные с договором,
создает для ребенка условия овладения логикой
поиска и установления границ своей свободы и
ответственности.
Образовательный эффект тактики взаимодействия
заключается в том, что ребенок приобретает опыт
проектирования совместной деятельности.
Взрослый при этом может продемонстрировать
различные культурные способы, которые помогают
ему и ученику становиться более эффективными и
успешными в совместной деятельности. У педагога
создается уникальная ситуация напрямую
использовать культурные формы организации и
управления ситуацией.
Запомните. Договор – это
испытание свободой и ответственностью.
Образовательные возможности
договора. По существу, договор как
культурный механизм регулирует отношения,
возникающие между разными людьми (их
установками, взглядами, предпочтениями,
желаниями и возможностями) на принципах равных
прав и равной ответственности, предоставляя
ребенку огромные образовательные возможности.
Равенство в договоре достигается добровольным
стремлением людей к согласию и сотрудничеству,
что, возможно, требует от них добровольного
отказа от каких-либо притязаний или желаний.
Новое отношение ребенка к самому себе
обязательно должно быть зафиксировано в его
сознании через принцип: «ты сам выбрал себе
партнера по договору, тем самым ты взял на себя
ответственность не нарушать принятые при
совместном обсуждении условия».
В силу этого педагог может предлагать ребенку
защиту, помощь, содействие, но он должен
воздержаться от того, чтобы первым предлагать
ребенку вступить с ним в договорные отношения
или выбрать его в качестве доверенного лица.
Действительно, в образовательном договоре
педагог для ученика не просто партнер, он
избирается ребенком в качестве доверенного лица,
которому готов открыть не только свои сильные, но
и слабые стороны. Именно на укрепление силы духа
рассчитывает ребенок, доверяя педагогу свои
проблемы и запрашивая его помощь.
Педагог использует договор в качестве особой
образовательной технологии, включающей в себя
различные виды договорного взаимодействия:
договор на условиях ребенка, договор на условиях
педагога, договор-компромисс,
договор-сотрудничество.
Договор – это всегда выбор как минимум двух
людей, построенный на расширении одних
возможностей и на ограничении других (расширении
позиции и ограничении амбиций). Такое достижимо
лишь при соблюдении условий:
если для педагога и ребенка
договор является возможностью объединить
интересы, усилия и направить их на решение
проблем;
если обе стороны видят друг в
друге желанных партнеров по взаимодействию;
если между сторонами
существуют доверительные и открытые отношения;
если стороны готовы к
совместному исследованию проблемы;
если сложенных воедино сил
ребенка и педагога (знаний, умений, ресурсов)
достаточно для решения проблемы (или для
привлечения к ней новых сил).
Договор на условиях ребенка. Педагог
ведет диалог с ребенком, намереваясь выявить его
ожидания от совместных действий. Задача педагога
– закрепить это желание и подтвердить, что он
лично заинтересован в разрешении проблемы
ребенка. На этом этапе должны быть определены и
согласованы договаривающимися сторонами
конкретные, реальные, посильные цели.
В ходе проектирования программы действий
педагог предоставляет в первую очередь ребенку
находить и предлагать варианты выхода из
проблемы. Он корректирует ситуации, вызывающие
неверие в благополучный исход, и стимулирует
любую попытку выйти на конструктивные
предложения ребенка. Педагог в диалоге с ним, с
одной стороны, имеет возможность исследовать
представления ребенка о том, какие пути
разрешения проблемы он видит, а с другой –
привлекает его к анализу эффективности или
неэффективности того или иного варианта. В
заключение сам ребенок должен указать тот
вариант, который ему кажется приемлемым.
На этапе согласования норм взаимодействия и
условий выполнения принятого плана педагог
предлагает ребенку обдумать и заявить свои
условия. Педагог может уточнять их, но не должен
оспаривать, поскольку педагогическая задача как
раз и состоит в том, чтобы ребенок, выдвинув свои
условия, впервые осознал реальность своего
участия в решении проблемы, возможность выбирать
и реализовывать планы, выстраивать совместную
деятельность.
Так впервые ребенок получает возможность быть
«на равных» с педагогом, а педагог впервые может
опираться на самостоятельность и опыт ребенка.
Договор на условиях педагога. Такая
форма договора выбирается тогда, когда ребенок
пока не готов и затрудняется в самостоятельном
выборе варианта. Педагог выступает в роли
предлагающего варианты и условия, но не
настаивающего на них.
Он как бы все время запрашивает совет ребенка
относительно каждого варианта: «Не знаю, какой из
вариантов лучше. Что ты думаешь по этому поводу?
Выбор в конечном счете будет только за тобой».
Так же педагог поступает и на этапе согласования
норм взаимодействия и осуществления планов.
По существу, эта форма договора раскрывает перед
ребенком различные возможности в решении его
проблемы. Но предлагаемые педагогом условия
должны быть поняты и приняты ребенком, а самое
главное – он должен быть успешен в их
претворении. Таким образом, ребенок заранее
«примеривает на себя» то, что ему предлагают, и
выбирает приемлемый вариант.
Договор-компромисс. Ребенок,
получив опыт совместного взаимодействия по
решению проблемы и удостоверившись в том, что он
может быть успешным, относится к новым
договорным обязательствам уже более спокойно и
уверенно. Педагог стимулирует его активность,
ребенок сам начинает движение по согласованию
целей и интересов, условий и обязательств.
На этапе согласования целей и интересов, как
правило, никаких трений между педагогом и
учеником не должно возникать: оба хотят, чтобы
проблема была разрешена. Однако на этапе
согласования средств деятельности и
проектирования программы возникают трудности,
поскольку ребенок предлагает варианты
деятельности для других, т.е. выступает в роли
заказчика и видит в педагоге исполнителя.
Педагог, понимая это, помогает ученику осваивать
культуру компромисса, заключая с ним договор в
тех пределах, в которых сам ребенок может
учитывать интересы педагога (интересы другого).
Через договор-компромисс педагог содействует
разрешению проблемы ребенка. Ребенок учится быть
для другого равным в праве и равным в
ответственности.
Договор-сотрудничество. Педагогика
сотрудничества – это взаимодействие.
Организация учебной работы на уроке – гибкая и
разнообразная, динамичная и эмоциональная
тактика управления учебно-воспитательным
процессом, формы, методы, приемы которого
разнообразны. Это – создание временных
творческих групп; обучение без принуждения
(Лысенкова); ориентация на трудную цель (Шаталов);
возможность свободного выбора, когда учитель не
«тянет» ученика силой, а идет рука об руку с ним.
Принуждения, понукания приносят мало пользы.
Современный урок – это урок демократический,
который проводится не для учеников, а вместе с
ними, организованный и управляемый с учетом их
потребностей и интересов. Необходимо улучшение
взаимодействия между учителем и учениками. Здесь
нужны правильная дистанция общения (в понимании
взаимоотношений, их силы и теплоты);
доброжелательный контроль; доверие; учет
запросов учащихся. Реализация идей педагогики
сотрудничества обеспечивает теплоту
взаимоотношений, взаимопонимание. При таких
условиях создаются естественные предпосылки для
воспитания у учеников доброты, совести,
честности, правдивости, достоинства.
Пример. Учитель немногословный, с
виду даже суровый, молча сидел за своим столом,
изредка делал кому-то замечания, а ученики целый
урок выполняли каждый свою задачу.
Внешне такой урок не впечатляет, но по
существу – такая организация урока больше
отвечает духу педагогики сотрудничества, чем
идеям продуктивной педагогики.
Результаты на пути практической перестройки
урока достигаются комплексом взаимосвязанных
действий. Отдельные, вырванные из системы методы
и приемы дают незначительный эффект, поэтому
речь идет о системе учебно-воспитательной
работы, создаваемой каждым педагогом в
соответствии со своими возможностями,
творческим кредо, запросами учеников.
Непременное требование – высокий конечный
результат, продукт заданного количества и
качества. В этом состоит главный смысл
перестройки современного урока. Чтобы учитель
имел возможность создать свою систему, его надо
освободить от методической опеки и формального
контроля.
Тактика содействия (развитие
способности совершать выбор)
Педагог создает условия для того,
чтобы ребенок, спеша в будущее, в меру
осознанности управлял своим настоящим.
Кредо тактики содействия. Ребенок,
получив возможность выбирать, должен стать
субъектом выбора.
Единственный и непременный посыл, который
педагог закладывает в эту тактику: «Ты сам можешь
совершать выбор – попробуй проверить себя!».
Самоопределяясь, ребенок наращивает способности
ответственно осуществлять выбор. Известно, что
цель – это обязательство человека перед самим
собой выполнить задуманное. Оно может появиться
вследствие поиска, раздумий, даже как итог
ошибок, результат «горького опыта».
Позиции и приемы тактики
содействия. Главный способ осуществления –
это еще большая, чем в тактике помощи,
отстраненность педагога от реального участия в
действиях ребенка по решению его конкретной
проблемы.
Педагог занимает позицию слушающего и
вопрошающего, при том избегающего позиции
советчика, эксперта. Он:
сдерживает сиюминутные желания
ребенка действовать, вовлекая педагога в процесс
осмысления того, чего он хочет и намеревается
сделать;
интересуется его мнением о
происходящем;
расширяет возможности выбора
за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые
были ребенку неизвестны.
Педагог помогает ребенку увидеть и
услышать себя со стороны. Тактика содействия
направлена на пробуждение у ребенка желания
постигать смысл своих «я хочу». Самое сложное
здесь – добиться осознания ребенком открытия,
что прагматичный выбор не всегда правильный.
Образовательный смысл практики
заключается в том, что ребенок:
получает возможность расширить
свои представления о вариантах выбора;
погружается в конструирование
анализа и оценок возможного выбора;
осознает, аргументирует
основания собственного выбора;
фиксирует свое отношение к
данным основаниям при учете иного мнения;
пробует действовать в
соответствии со своим выбором, добиваясь
результата;
анализирует полученный
результат;
фиксирует собственную
ответственность за результат;
получает опыт самопознания и
самоанализа в условиях выбора.
Риски и страховки. Ребенок
осмысляет свой опыт, двигаясь вперед – его
приобретает. Так, на приобретении и осознании, он
живет и учится жить. Обращается к своему прошлому
как к предмету самоанализа.
Часто ребенок пытается «использовать педагога»
в качестве подсказчика: «Направо пойдешь – это
найдешь, налево – это отыщешь, а прямо пойдешь –
это обретешь. Выбирай из трех известных самое
необходимое!».
Диалог – не интервью и не допрос, это
беседа-размышление двух людей. Педагог,
пользуясь тактиками содействия и
взаимодействия, постоянно находится в диалоге с
ребенком. Тактика содействия развивает:
критические, аналитические
способности ребенка;
умение концентрировать эти
способности как минимум на двух вариантах
решения проблемы. .Ребенок полон решимости
действовать и запрашивает у педагога помощи:
приходит время тактики взаимодействия.
Договор – единственная страховка,
которую может реально предложить педагог на этом
уровне разрешения ребенком проблемной ситуации.
Договор помогает и педагогу не снизить
необходимый уровень реализма и ответственности.
В «договорной связке» с педагогом ребенок может
попробовать осилить то, что одному пока не под
силу.
Литература
1. Анохина Т.В. Педагогическая
поддержка как реальность образования // Классный
руководитель, 2000, № 3.
2. Михайлова Н.Н., Юсфин СМ. Педагогика
поддержки. – М., 2002.
3. Якиманская И.Х. Технология личностно
ориентированного современного образования //
Директор школы, 2000, № 7.
4. Лизинский В.М. Классный руководитель. – М.,
2005.
Инициативная группа педагогов ООШ
(основная общеобразовательная школа) № 3,
г. Емва, Республика Коми