Деньги потерять – ничего не потерять,
время потерять – многое потерять,
здоровье потерять – все потерять!
Все мы знаем эти слова, понимаем,
что так оно и есть, но свое здоровье зачастую не
храним – теряем самое дорогое, что есть в
жизни!
Как же сделать так, чтобы не пришлось оплакивать
утраченное? А научиться этому необходимо с
раннего детства, тем более что жизнь с каждым
днем предъявляет все более жесткие требования к
здоровью человека.
Современная действительность, когда развитие
прогресса идет семимильными шагами, заставляет
нас формировать у детей культ здоровья. Нет
необходимости убеждать кого-то, что здоровье
наших детей – главная цель общества в целом и
каждого человека в отдельности.
Эту цель мы начинаем претворять в жизнь еще в
детском саду. В словаре С.И. Ожегова говорится:
«Здоровье – это правильная, нормальная
деятельность организма, его благополучие».
Научить этому, другими словами – научить детей
вести здоровый образ жизни, вырабатывать
разумное отношение к собственному здоровью,
прививать санитарно-гигиенические навыки – вот
основная задача нашей работы. Она непроста:
тяжело объяснить детям те вещи, которые нельзя
увидеть, подержать в руках, попробовать на вкус.
Еще В.Ф. Одоевский, автор знаменитой сказки
«Городок в табакерке», писал, что с ребенком
нужно говорить о том, «что у него перед глазами,
за что он, так сказать, может ухватиться руками».
Поэтому наша работа ведется всегда и везде, и
делаем мы это очень ненавязчиво, без прессинга,
но постоянно и планомерно. Для того чтобы у
ребенка сложился яркий образ, мы проводим целый
комплекс мероприятий: игры, занятия, беседы,
просмотры мультфильмов, конкурсы,
театрализованные постановки и многое другое.
Конечно, мы не смогли бы решить эту проблему без
помощи родителей. Каждый ребенок ежедневно
наблюдает поведение своих близких, их
наставления для маленького человека – закон. Но,
к сожалению, не всегда пример положительный,
поэтому приходится учить и родителей.
Анкетирование, дискуссии за круглым столом,
беседы зачастую приоткрывают для взрослых
истину. Справедливости ради нужно сказать, что и
мы на таких мероприятиях учимся у родителей.
Неоценимую роль в этом играет совместное
творчество детей и родителей. Например, конкурс
рисунка «Папа, мама, я – здоровая семья!», постановка
спектаклей («Про грязь», «День молока», «День
воды»), спортивные конкурсы, конкурсы на лучшую
сочиненную частушку о чистоте, проведенные
вместе с родителями, научили многому не только
детей и родителей, но и воспитателей детского
сада. Получился интересный и полезный обмен
опытом.
В детском саду проводятся выставки и
музейные экспозиции, которые, безусловно, играют
большую роль и помогают как детям, так и их
родителям яснее понять решаемые задачи, ощутить
их значимость. Не стала исключением и собранная с
помощью родителей и сотрудников детского сада
коллекция мыла. Экспозиция «Да здравствует мыло
душистое!», которая выставлялась в детском
саду в прошедшем учебном году, оставила много
откликов. Как приятно было видеть
заинтересованные, восторженные, удивленные
глаза не только детей, но и взрослых посетителей.
Не остались равнодушными участники и посетители
фотоконкурса «Будь здоров!».
В течение года мы собирали эти фотографии вместе
с родителями, и если сначала работа не очень
спорилась, то потом мы заметили, как все больше и
больше интереса проявляют взрослые, как они
начинают оценивать проблему и понимать, что
здоровье – это не отсутствие болезней, а образ
жизни.
Наши общие усилия по воспитанию у детей
положительного отношения к своему здоровью дают
положительные результаты. Ведь всем давно
известно: то, что ребенок видит, с чем и как растет
до пяти лет, – это остается с ним на всю жизнь.
Вот такую архиважную проблему мы решаем сегодня,
сейчас с надеждой, что наш труд не пропадет даром,
и продолжаем нашу работу.