Обратите на меня внимание
Демонстративное поведение в той или
иной степени присуще каждому, ведь желание быть
замеченным и нравиться окружающим является
естественной потребностью. Демонстративный
(от лат. demonstrare – «показывать») – наглядный,
вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем
смысле понятие «демонстративное поведение»
объединяет различные поведенческие проявления,
направленные на привлечение внимания.
Однако в обществе стремление выделиться нередко
оценивается как недостаток или слабость
характера. Люди, которые хотят, чтобы их замечали,
часто сталкиваются с неприятием, настороженным
отношением и недоверием. Демонстративное
поведение ассоциируется с чем-то излишним и
поверхностным, обманывающим и ненадежным. Даже
народная мудрость советует не доверять
«демонстрантам»: На глазах преподобен, да за
глазами от гpexa не свободен; Пустая бочка пуще
гремит.
В то же время умение привлекать к себе внимание и
удерживать его – обязательное условие успешной
карьеры для многих профессий, например,
актерской, политической, спортивной и даже
педагогической. Именно на стремлении людей быть
привлекательными основана индустрия моды и
косметики.
Для многих желание оставить свой след, совершить
выдающийся поступок и быть признанным – важный
стимул к творчеству, саморазвитию и достижениям.
Таким образом, можно говорить о том, что
демонстративное поведение «обслуживает»
общечеловеческие цели и потребности.
Тем не менее у некоторых людей черты
демонстративности могут стать ведущими в
структуре личности, а у некоторых – чересчур
выпуклыми и даже гротескными.
Именно поэтому в психологии демонстративное
поведение рассматривается как вариант
акцентуации – совокупности особенно ярких,
заостренных черт характера.
Немного истории
Первая попытка определения
демонстративного поведения принадлежит
психологам и психиатрам. Демонстративным
называли подчеркнуто выразительное поведение,
обусловленное наличием острых, аффективных
реакций на фрустрацию1,
направленное на избегание наказания, унижения,
отвержения, привлечение внимания, пробуждение к
себе сочувствия и жалости, нередко включающее
псевдосуицидальные или демонстративно
суицидальные действия.
Считалось, что личностям, прибегающим к такому
поведению, свойственны инфантилизм,
неуравновешенность, эмоциональная незрелость и
неадекватная самооценка.
Таким образом, сложилась тенденция
рассматривать лежащие в основе демонстративного
поведения побуждения как признак незрелой или
патологической личности.
Однако последние исследования показывают, что
следует разделять патологические и
«нормативные» проявления такого поведения:
демонстративные личности могут быть весьма
успешны в повседневной жизни и полностью
социально адаптированы.
Мы… не только любим быть в
обществе себе подобных, но имеем даже
прирожденную наклонность обращать на себя
внимание других и производить на них
благоприятное впечатление… Трудно придумать
более дьявольское наказание... чем если бы
кто-нибудь попал в общество людей, где на него
совершенно не обращали бы внимания. Если бы никто
не оборачивался при нашем появлении, не отвечал
бы на наши вопросы, не интересовался нашими
действиями, если бы всякий при встрече с нами
намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с
неодушевленными предметами, то нами овладело бы
бессильное отчаяние.
Уильям Джемс, американский
психолог и философ
|
Кто похвалит меня лучше
всех...
Мы рассмотрим «нормативное»
демонстративное поведение, часто встречающееся
как у детей и подростков, так и у взрослых.
Демонстративность может начать проявляться
довольно рано. Примерно в 4–5 лет возникает и
начинает преобладать потребность в признании и
уважении. Для детей становится важным, как
воспринимают и оценивают их действия другие
люди – формируется их самооценка. Этап
сравнения себя с другими, поиска и утверждения
своих достоинств продолжается 2–3 года и
является необходимым для развития межличностных
отношений. Примерно к 6–7-летнему возрасту
пропадает чрезмерная сосредоточенность на себе,
появляются способность и желание дружить и
взаимодействовать с другими детьми.
Однако бывает так, что демонстративность
«фиксируется» и превращается в черту характера.
Как правило, этому способствует потворствующая
гиперопека (воспитание по типу «кумир семьи») или
чрезмерное поощрение конкурентной позиции,
соревновательности.
В этом случае дети остаются сильно
ориентированными на оценку окружающих, особенно
взрослых. Они стремятся любой ценой получить
положительную оценку себя и своих поступков, а в
случае неудачи могут проявлять агрессию,
пытаться вызвать жалость или провоцировать
ссоры. Именно так удовлетворяется их
гипертрофированная потребность в
самоутверждении.
Демонстративные дети могут эмоционально и
болезненно реагировать на восхищение в
отношении других ребят: они постоянно сравнивают
себя с ними и хотят быть лучше (умнее, красивее,
добрее, успешнее). Желание привлекать к себе
взоры и слушать восторги и похвалы становится их
насущной (и ненасыщаемой) потребностью. Они
предпочтут скорее негодование или даже
ненависть, но только не безразличие и равнодушие.
На самом деле психологическое благополучие
такого ребенка достаточно зыбко: он должен
постоянно рассматривать и оценивать себя
глазами других, боясь оказаться хуже. Именно этот
страх порождает тревожность и напряжение,
компенсируемое хвастовством и
противопоставлением себя окружающим.
Однако не только чрезмерная опека, но и
эмоциональная депривация может послужить
причиной развития демонстративных черт,
заставить ребенка активно искать недостающую
любовь, заботу и внимание окружающих.
Фантазия или реальность?
Часто встречающаяся у демонстративных
личностей склонность к фантазированию в
основном направлена на приукрашивание своей
персоны. Это свойство имеет интересную
особенность у подростков. Они могут настолько
вживаться в «образ», что начинают верить в свою
выдумку. Такое происходит за счет особого,
характерного для них механизма вытеснения
реальности и даже собственного «я»: истинным
становится то, во что они верят или хотят верить.
Именно со склонностью к фантазированию и с
умением перевоплощаться в разные роли связаны
артистические способности демонстративных
личностей. Раскованность мысли, богатое
воображение, умение отдаться порыву вдохновения
– все это позволяет им легко достигать успеха в
творчестве. Кроме того, для таких людей
характерны инициативность, активность,
находчивость, ярко выраженные организаторские
способности.
Еще одна типичная черта демонстративных
людей – склонность к совершению необдуманных
поступков. Будучи сильно озабоченными
производимым впечатлением, дети и подростки
слишком стремятся к заветной цели, не продумывая
линию поведения, – поэтому их хитрости и интриги
часто разоблачаются.
«Зачинщики» и «зажигатели»
В общении и человеческих отношениях
демонстративные люди непостоянны и не очень
надежны. У подростков реакция группирования со
сверстниками всегда связана с претензиями на
лидерство или исключительное положение в группе.
Обладая хорошим интуитивным чутьем на
настроения группы, они могут быть их первыми
выразителями, выступать в роли «зачинщиков» и
«зажигателей». Воодушевленные обращенными на
себя взглядами, могут повести за собой других,
проявить безрассудную смелость, однако перед
лицом трудностей нередко теряют свой «боевой
задор». Демонстративные подростки не склонны
слишком долго задерживаться в одной и той же
компании; они охотно устремляются в новую, чтобы
начать все сначала.
Увлечения сосредоточиваются в области
эгоцентрического типа хобби – прежде всего
связанного с тем, что позволяет покрасоваться
перед другими. Если есть способности, то
художественная самодеятельность открывает
здесь наибольшие возможности. Подростки
предпочитают те виды искусства, которые наиболее
модны в их среде или поражают своей необычностью.
Учеба для демонстративного подростка –
это ситуация, дающая возможность проявить себя
среди людей как в интеллектуальном, так и в любом
другом плане. Основное же удовольствие приносит
не учеба как таковая, а общение и возможность
выделиться. Успехи в учебе у демонстративных
личностей в младших и средних классах во многом
могут зависеть от того, ставят ли их в пример
одноклассникам, признают ли публично их
способности.
Иначе я собьюсь с пути
Реакция эмансипации может иметь
бурные внешние проявления с требованиями
свободы и независимости, отстаиванием
собственного мнения; при этом в повседневной
жизни демонстративные подростки вовсе не спешат
стать по-настоящему ответственными и отказаться
от внимания и заботы со стороны близких.
У демонстративных личностей примерно с 10 до 15 лет
может проявляться склонность к
правонарушениям. Нарушение норм поведения
имеет ту же цель, что и другие проявления –
привлечь к себе внимание окружающих. Возможна
склонность к мелкому воровству, мошенничеству,
демонстративным побегам из дома, вызывающей
манере вести себя в общественных местах.
Другая причина правонарушений – реакция на
утрату роли семейного кумира и уменьшение
внимания со стороны близких. Подросток словно
сигнализирует: «Верните мне прежнее внимание,
иначе я собьюсь с пути!». Значителен и риск
включения в криминальную ситуацию в качестве
жертвы.
Вышеперечисленные особенности поведения
определяют у демонстративных личностей и склонность
к употреблению алкоголя и наркотиков.
Опьянение может стать «хорошим» фоном для того,
чтобы подчеркнуть свою исключительность,
оказаться в центре внимания, произвести
впечатление на окружающих. Демонстративные
личности могут выпивать и в знак протеста, и за
компанию, и для удовольствия, и с целью ухода от
проблем.
По мере повторения выпивок все более важным
становится мотив релаксации – «забыть» о
неприятностях, потешить себя мечтами об
исполнении несбыточных желаний. В состоянии
опьянения демонстративность проявляется
особенно ярко: подростки склонны преувеличивать
свою алкоголизацию или изображать из себя
алкогольных знатоков-«эстетов».
Увы, в пьющих компаниях они могут стать жертвой
собственных притязаний на исключительность:
доказывая, что им «все нипочем», они постепенно
действительно могут всерьез пристраститься к
алкоголю (или даже наркотикам).
В сексуальном поведении демонстративных
подростков также много театральной игры. Юноши
могут скрывать свои переживания, уходить от
бесед на эти темы, опасаясь оказаться «не на
высоте». Девочки, наоборот, могут афишировать
свои действительные и выдумывать несуществующие
связи; разыгрывать роль «женщин с прошлым» или
даже проституток, желая произвести впечатление.
Подростки этого типа бывают склонны к суицидальному
шантажу. Способы, как правило, избираются
безопасные (порезы вен на предплечье, прием
лекарств из домашней аптечки) или рассчитанные
на то, что серьезная попытка будет предупреждена
окружающими.
Однако демонстративность суицида может
обернуться реальным самоубийством вследствие
несчастного случая; желание выделиться может
привести к неверному расчету усилий или
последствий поступка.
Достоинства
У демонстративных личностей довольно
много положительных черт. Уже упоминались их
настойчивость, инициативность, активность,
находчивость, организаторские способности,
артистизм.
Такие люди общительны, хорошо умеют
приспосабливаться к ситуации и находить общий
язык с другими даже в случае конфликта. Они
хорошо себя чувствуют в условиях постоянно
меняющейся деятельности, готовы к постоянной
смене форм и способов выполнения заданий. Еще раз
отметим их успешность в видах деятельности,
связанных с творческим самовыражением.
Советы педагогам
При общении с демонстративной
личностью нужно быть готовым к эмоциональному
шантажу; лучшая реакция – спокойное восприятие
или доброжелательное игнорирование
«показательных выступлений» с последующим
обсуждением происшедшего. Важно подчеркнуть
твердость своей позиции в сочетании с общим
положительным отношением.
Следует быть осторожным в «разоблачении»
фантазий таких ребят. Угроза разоблачения часто
является невыносимой для демонстративной
личности. Реакции могут быть самые острые и даже
опасные: попытки суицида, побеги из дома, уходы из
школы, попытки превратить выдумку в реальность
любым способом.
Педагогам можно посоветовать учесть природный
артистизм и творческие способности
«демонстрантов»: не исключено, что подросток
найдет себя в рисовании, актерском мастерстве,
литературном или другом творчестве, особенно с
возможностью быть на виду. Желательно обучение
ребят самоконтролю и искренности в общении с
людьми.
Отсутствие оценок и сравнения детей друг с
другом – одно из основных условий преодоления
демонстративности. Ценность своей личности
ребенок может почувствовать благодаря любви и
уважению близких, проявляемых в повседневном
общении, а не с помощью постоянных похвал, оценок
и сравнений.
Следует позаботиться о видах деятельности, в
которых «демонстрант» смог бы переключиться на
сотрудничество, партнерские отношения.
Желательно ненавязчиво и постепенно помогать
ему преодолевать стремление постоянно быть в
центре – поощрять внимание к другим людям,
умение оказать им поддержку, посочувствовать
чужим бедам или порадоваться успехам.
Статья подготовлена при поддержке травмпункта «Медицентр». Если Вы проживаете в Санкт-Петербурге и хотите обратиться к высококвалифицированному травматологу, то оптимальным решением станет обратиться в травмпункт «Медицентр». Перейдя по ссылке: «http://travmpunkt-spb.ru/», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о травмпункте «Медицентр». В травмпункте «Медицентр» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с пациентами.
_______________
1
Фрустрация
(лат. frustratio – обман, тщетное ожидание,
расстройство, разрушение планов и замыслов) –
психологическое состояние напряжения,
тревожности и отчаяния; возникает в ситуации
наличия потребности, не нашедшей удовлетворения.