Основные показатели
Здоровье – это состояние полного
благополучия организма, которое позволяет
человеку жить счастливой жизнью и достигать
поставленных целей, соответствующих его
возможностям.
Основными показателями здоровья являются:
1. Стремление и умение поддерживать
и укреплять собственное здоровье и строить свое
поведение без ущерба для здоровья и благополучия
других людей.
2. Высокая работоспособность и
устойчивость к заболеваниям, для чего должны
нормально работать все органы и системы
организма.
3. Уверенность в себе, умение
контролировать и управлять своими поступками,
чувствами и мыслями.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это повседневная
жизнедеятельность, соответствующая
наследственным особенностям данного человека,
конкретным условиям жизни и направленная на
формирование, сохранение и укрепление здоровья и
на полноценное выполнение человеком его
социально-биологических функций.
Основными условиями построения
ЗОЖ являются:
1. Настрой на здоровый образ жизни.
2. Достаточная двигательная
активность.
3. Умение регулировать свое
психическое состояние.
4. Правильное питание.
5. Закаливание и тренировка
иммунитета.
6. Четкий режим жизни.
8. Выполнение гигиенических
требований.
9. Умение предупреждать опасные
ситуации и правильно вести себя при их
возникновении.
10. Отказ от вредных привычек.
11. Потребность больше узнать о
своем организме, о средствах и методах
поддержания и обеспечения своего здоровья.
Чтобы разработать такой образ жизни,
каждому человеку надо как можно точнее
определить свои индивидуально-типологические
черты. Для этого следует возможно точнее
заполнить приведенную ниже форму 1.
Там, где могут возникнуть затруднения, можно
обратиться к учителю физкультуры, школьному
психологу, родителям.
Форма 1
Карта индивидуального развития
Пол ________________________________________
Возраст (дата рождения)_____________________
Количество членов семьи _____________________
Жилищные условия __________________________
Перенесенные заболевания ___________________
Перенесенные травмы ________________________
Имеющийся диагноз _________________________
Физическое развитие
Для оценки состояния здоровья
учитывается значительное число показателей
состояния человека и его образа жизни, что
позволяет определить уровень здоровья.
Благодаря ему можно:
– найти в организме человека самую слабую
систему, которая ограничивает его уровень
здоровья, и разработать программу образа жизни,
помогающую укреплению ослабленной системы;
– контролировать успешность воплощения в жизнь
этой программы и в случае необходимости вносить
в нее нужные изменения.
Оценку уровня здоровья проводят по
показателям физического развития,
физической подготовленности (по двигательным
качествам – силе, быстроте, выносливости,
ловкости и гибкости), по состоянию иммунитета и
образу жизни в настоящее время. Все эти данные
вносят в специальную таблицу (на с. 20) и каждый
из показателей оценивают в баллах, что
позволяет сделать вывод о сильных и слабых
сторонах здоровья данного человека и наметить
меры для улучшения показателей.
Для того чтобы лучше выполнить задание, можно
воспользоваться следующими рекомендациями.
Чтобы измерить у себя частоту сердечных
сокращений, необходимо кончиками 2-, 3-го и
4-го пальцев (указательный, средний и безымянный)
нащупать пульс в одном из мест, где артерии
расположены прямо под кожей. Лучше всего пульс
прощупывается на внутренней стороне предплечья
возле запястья (ближе к большому пальцу), на
височной или сонной артерии (на шее). А можно
подсчитать частоту сердечных сокращений, просто
приложив пальцы чуть слева от грудины (в
промежутке между 4-м и 5-м ребрами), где хорошо
прощупывается сердечный толчок.
Чтобы получить правильные данные, которые потом
можно будет сравнить между собой, пульс всегда
надо измерять в спокойном состоянии и в одной и
той же позе (лежа или сидя).
Более того, желательно подсчитывать пульс в одно
и то же время суток (лучше всего утром после
пробуждения).
Артериальное давление. Для его измерения
требуются специальное оборудование и
определенные навыки, поэтому этот показатель
необходимо взять в медицинском кабинете школы.
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за
30 сек. – это показатель, который характеризует
способность кровообращения нормализоваться
после физических нагрузок. Его выполняют вместе
с преподавателем физкультуры.
Жизненный показатель отражает состояние
дыхательной системы человека. Чтобы его
определить, необходимо знать массу тела и
жизненную емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяют в
медицинском кабинете. Полученную величину ЖЕЛ (в
мл) необходимо разделить на массу тела (в кг).
Динамометрию кисти (силу мышц – сгибателей
пальцев) можно определить специальным
динамометром в медицинском кабинете. Там же
помогут уточнить и тип осанки.
Соответствие массы тела росту. Для оценки
этого показателя массу тела в килограммах делят
на квадрат роста в метрах.
Двигательные качества школьника (показатели: бег
30 м с ходу и на выносливость) обычно определяют
на занятиях физической культурой, поэтому свои
результаты можно уточнить у преподавателя
физкультуры. Не страшно, если какие-либо тесты
отличаются от приведенных в таблице, – важно
лишь, чтобы они были неизменными в течение всего
времени обучения.
Показатели, которые характеризуют эффективность
работы иммунной системы организма (закаливание,
количество простудных заболеваний в год),
отражают устойчивость организма человека к
простудным и другим заболеваниям. Количество же хронических
заболеваний отражает состояние здоровья
ученика.
В результате по сумме баллов можно
сделать вывод:
Уровень здоровья ________________ баллов.
Самая слабая система__________________баллов.
Что надо изменить в своем образе жизни ______________
_____________________________
Теперь появляется возможность
получить свою собственную оздоровительную
программу, но разрабатывать ее следует только
вместе с валеологом, учителем физкультуры,
врачом и другими специалистами. Желательно,
чтобы в разработке оздоровительной программы
принимали участие и родители – ведь они самые
заинтересованные в здоровье ребенка люди, и от
них во многом зависит создание здоровой среды и
ЗОЖ в семье.
Спустя некоторое время (например, через полгода)
при повторном обследовании можно установить,
есть ли результат от предпринятых усилий. Если
ответ положительный, то следует продолжать
выполнять разработанную программу образа жизни;
если нет, то в эту программу необходимо внести
определенные изменения (разумеется, после
консультации у специалиста). И так шаг за шагом
можно добиться, что слабое звено в организме, как
и уровень здоровья в целом, будет постепенно
укрепляться.
Таблица
Экспресс-оценка уровня здоровья
школьников
в возрасте 7–16 лет (абсолютные данные и баллы)
Таблицу см. здесь