Лечебная физическая культура в наши
дни – один из важнейших методов комплексного
лечения больного ребенка. Она включает
физические упражнения, подвижные и спортивные
игры, закаливающие процедуры и, конечно, массаж.
Однако, в отличие от обычных физических
упражнений, методы лечебной физкультуры
учитывают особенности заболевания и исходное
состояние организма. В лечебной физкультуре
часто гимнастические упражнения чередуются с
подвижными играми.
Последние годы в связи с гиподинамией
угрожающими темпами растет процент детей,
имеющих нарушения опорно-двигательной системы:
нарушение осанки, неправильное развитие стоп,
деформации грудной клетки, голеней. Эти
состояния еще не болезнь, а лишь предвестники
таких серьезных заболеваний, как сколиоз,
юношеский кифоз, остеохондроз, заболевания
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. И, как
это ни покажется парадоксальным, нарушение
осанки – прямой путь к снижению зрения у
ребенка. В 2007 году мы обратили внимание на тот
факт, что среди первоклассников 32% имеют диагноз
нарушения осанки, а уже к шестому классу 35%
учащихся страдают такими серьезными
заболеваниями, как сколиоз и кифоз. Цифра, прямо
скажем, нерадостная. Поэтому было решено
разработать программу профилактических
мероприятий. Исходили мы из определения, что
осанка – это привычная поза спокойно, без
мышечного напряжения стоящего или сидящего
человека. Хорошую осанку, как и любой другой
навык, важно и нужно воспитывать. Самостоятельно,
без постоянного контроля и примера со стороны
взрослых, ребенок вряд ли сможет выработать
правильную манеру держать свое тело.
Что же мы включили в программу профилактики
заболеваний опорно-двигательного аппарата?
1. В начале каждого учебного года
проводятся обязательная антропометрия учащихся
и подбор соответствующих размеров мебели. Все
парты маркируются цветным обозначением.
2. Врач центра образования периодически
контролирует осанку детей, посещая уроки.
3. Для родителей на постоянно действующем
стенде сообщается информация врача о методах
профилактики нарушения осанки в домашних
условиях и о правильном подборе детской обуви. До
учащихся средней школы врач доносит эти сведения
при проведении бесед.
4. Врач подбирает комплексы физкультминуток
соответственно интенсивности урока, обучает
преподавателей и воспитателей группы
продленного дня грамотному их проведению, а в
дальнейшем контролирует и при необходимости
корректирует эту работу педагогов.
5. По рекомендации врача в программу урока
физкультуры в центре образования № 118 включены
элементы лечебной гимнастики, целью которых
также является профилактика заболеваний
опорно-двигательного аппарата. Гимнастические
упражнения проводятся во время разминки и по
мере их освоения меняются на новые.
6.Врач проводит занятия лечебной
физкультурой в рамках расписания уроков
физкультуры для ребят, отнесенных к специальной
и подготовительной группам, а также для
постоянно или временно освобожденных от уроков
физкультуры. В эти группы включены также ученики,
недавно перенесшие простудные заболевания.
7. В 2008/09 учебном году заключен договор с
поликлиникой восстановительного лечения № 6, и
один раз в год всех учащихся центра образования
№ 118 осматривает врач этой поликлиники и они
направляются на лечебные процедуры в отделение
восстановительного лечения этого медицинского
учреждения.
Ознакомив заинтересованного читателя
с общими вопросами, хочу подробнее остановиться
на организации занятий лечебной физкультурой
непосредственно в стенах нашего
образовательного учреждения.
Итак, программа занятий рассчитана на 2 года.
Статья опубликована при поддержке интернет-портала "Лечение суставов". Материалы, размещенные на сайте, помогут людям, страдающим артритом, артрозом, остеохондрозом и другими различными болезнями суставов, как можно больше узнать о своем недуге.Тем, кто хочет помочь себе и своим близким, важно и нужно знать о причинах болезни, способах ее лечения и реабилитации после операций, о профилактике и предупреждении возникновения проблем с суставами. Так, на сайте sustavzdorov.ru представлено множество комплексов лечебных зарядок при различных болезнях суставов: упражнения при остеохондрозе, лфк при ревматоидном артрите, гимнастика при артрозе и др. Здесь можно узнать современных методиках лечения болезней суставов, о способах скорой доврачебной помощи при различных травмах, познакомиться с различными рецептами народной медицины, которые помогут облегчить боли. Привлекут внимание посетителей сайта и подробные обзоры современных лекарственных средств, и статьи о правильном питании и диетах, способных существенно повысить эффективность медикаментозного лечения.
Первый год включает:
– обучение правильному дыханию и
освоение дыхательного комплекса, то есть
обучение детей синхронизировать деятельность
дыхательных и двигательных механизмов, умению
соединять различные типы дыхания с различными
типами движения;
– обучение регуляции самочувствия с помощью
дыхания и самомассажа;
– обучение приемам точечного массажа и
самомассажа, в которые входят:
массаж активных точек головы;
массаж активных точек кистей и предплечий;
массаж активных точек голеней и ступней;
самомассаж всего тела в домашних условиях при
помощи жесткой мочалки;
– обучение и выполнение физических
упражнений;
– подвижные игры – «Веселая ходьба», «Поезд»,
«Правильная осанка», «Переправа с грузом на
голове», «Делай, как я» и другие;
– мышечная релаксация в сопровождении спокойной
музыки под руководством ведущего занятия врача.
Физические упражнения, используемые в
первый год занятий лечебной физкультурой,
включают:
а) упражнения с мыслеобразом:
б) упражнения на исправление осанки:
стоя в исходном положении, наклоны
вперед, влево, вправо, отведение рук, повороты (с
исходным положением руки за голову), принятие
правильной осанки у стенки, с книгой на голове,
упражнения с выпадом одной ноги;
лежа в исходном положении на спине,
«велосипед», упражнения с согнутыми коленями;
в исходном положении лежа на животе –
отведение рук, согнутых в локтевом суставе, в
стороны и назад;
упражнения с палкой (повороты,
ходьба);
в) упражнения на профилактику
плоскостопия:
ходьба на месте;
ходьба по кругу, сильно притоптывая
ступнями («заколачивание гвоздей»);
бег на месте с фазой зависания на 1
сек.;
г) ползание по-пластунски:
Занятие лечебной физкультурой
проводится в течение 30 мин., обязательно с
музыкальным сопровождением. Упражнения на
дыхание, самомассаж – 5 мин., музыка медленная.
Затем последовательно: первая часть физических
упражнений в среднем темпе – 7 мин.; вторая часть
физических упражнений в быстром темпе под
веселую детскую музыку – 7 мин.; подвижная игра –
5 мин.; релаксация под специальное музыкальное
сопровождение – 6 минут.
Второй год занятий лечебной
физкультурой предусматривает деление детей на
группы соответственно нозологическому принципу.
Принцип построения занятия аналогичен первому
году, но с соблюдением правил, необходимых при
различных заболеваниях.
Так, у детей с бронхиальной астмой и часто
болеющих основное внимание уделяется
дыхательным упражнениям и тренировке
удлиненного выдоха, с патологией
сердечно-сосудистой системы – общеразвивающим
упражнениям, охватывающим все группы мышц,
исключая при этом упражнения, связанные с
задержкой дыхания и натуживанием, с резким
ускорением темпа.
Для школьников с СДВГ мы ограничиваем
упражнения, вызывающие нервное перенапряжение,
особенно это касается подвижных игр.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта
значительно уменьшается нагрузка на мышцы
брюшного пресса.
При подборе упражнений врач учитывает
индивидуальные особенности каждого ребенка и
его возраст.
В условиях образовательного учреждения почти
невозможно четко разграничить группы по
нозологическим принципам.
Кроме того, подчас ребенок имеет сочетанную
патологию. Поэтому мы иногда используем подбор
групп по сочетаемым лечебным упражнениям.
В 2008/09 учебном году были сформированы группы
второго года обучения в две очереди, каждая из
которых занималась 1,5 месяца. В первую очередь
группа с ортопедической патологией с
неврологическим акцентом, неврологическая с
общеукрепляющим акцентом. Во вторую очередь –
кардиологическая группа, ортопедическая и
неврологическая группы.
Сейчас лечебной физкультурой у нас занимаются 41%
учащихся.
Кроме того, несмотря на наш небольшой опыт
проведения занятий ЛФК, уже виден некоторый
результат. Если на начало 2007/08 учебного года было
38% учеников с нарушением осанки, то уже к концу –
26%, на начало 2008/09 года (за счет вновь прибывших
детей) с нарушением осанки – 41%, то к апрелю –
после контрольного осмотра врачом поликлиники
восстановительного лечения – эта цифра
уменьшилась до 23,6%.
Не могу не сказать и еще об одном положительном
аспекте оздоровительной программы: у нас нет
детей, не занимающихся физкультурой. Ученики,
временно или постоянно освобожденные от урока
физкультуры, в обязательном порядке посещают
занятия лечебной физкультурой и получают
адекватную их состоянию здоровья двигательную
активность. Мы добились того, что в нашем
образовательном учреждении нет учащихся,
праздно проводящих время на уроке физкультуры.
Мы стараемся следовать истине древних: «Движение
может по своему действию заменить любое
средство, но все лечебные средства не могут
заменить движение».