Классификация
Специалисты Ярославской медицинской
академии предложили термин синдром
педагогического насилия, обозначающий
возникновение комплекса отклонений в состоянии
здоровья школьников под влиянием неадекватных
педагогических методов, действий и программ.
Представлена следующая классификация этого
синдрома (Ганузин В.М., 2003).
1. Синдром легитимного
(узаконенного) педагогического насилия.
2. Синдром административного педагогического
насилия.
3. Синдром авторитарного педагогического
насилия.
Синдром легитимного педагогического
насилия проявляется под воздействием
утвержденных министерством учебных программ,
которые дети не могут усвоить в силу своих
физиологических и психических особенностей.
Возникновение функциональных отклонений и
хронических заболеваний под влиянием
образовательных программ чаще происходит у
учеников 1–4-х и 10–11-х классов. Авторы обычно
ссылаются на аналогичные разработки, сделанные в
более развитых странах, не учитывая особенностей
нашей экономики и экологии.
Синдром административного
педагогического насилия – это развитие
отклонений здоровья у детей, связанных с
введением администрацией неузаконенных
программ, обязательных и факультативных занятий,
замены одних уроков другими – по профилю
школы (например, физкультуры – иностранным
языком или математикой), обязательного посещения
младшими школьниками групп продленного дня и т.д.
Синдром авторитарного
педагогического насилия возникает при
непосредственном контакте учителя и ученика.
Давление со стороны педагога может быть
направлено на целый класс, группу школьников или
конкретного ребенка.
В классах, где практикуется педагогическое
насилие, школьники, особенно младшие, испытывают
чувство страха и незащищенности. И их поведение
под действием страхов может принимать самые
разнообразные формы – от фантазерства, лживости,
нерешительности и пассивности до аутизма.
Обычно сам факт насилия открыто не обсуждается.
Учителя дают понять детям, о чем не следует
говорить. Бывают и другие ситуации – когда
педагог открыто обсуждает конфликт и привлекает
на свою сторону основную массу учащихся и таким
образом способствует изоляции отдельного
ребенка или группы школьников.
Еще одним следствием педагогического насилия
может стать разочарование в школе. Многие ребята
в силу причин (например, плохой подготовки,
определенного типа мышления, частых заболеваний,
вынужденных пропусков уроков) не могут усвоить
новые темы, не имея базовых знаний. Постепенно
количество предметов, по которым ученик имеет
плохие оценки, увеличивается. Преподаватели,
вместо того чтобы понять проблему и помочь,
«записывают» таких ребят в двоечники. Иногда они
получают обидные прозвища и оскорбления от
сверстников. Дети разочаровываются в школе, а
порой и в жизни.
Анонимная анкета
Ярославские ученые во главе с В.М.
Ганузиным предложили экспресс-метод определения
синдрома авторитарного педагогического насилия:
дети отвечают на вопросы анкеты, которые
отражают взаимоотношения учеников и педагогов.
А. 1. Были ли у вас конфликты с
преподавателями? Да/Нет
2. Боитесь ли вы своих преподавателей? Да/Нет
3. Подвергаетесь ли вы унижению со стороны
педагога? Да/Нет
4. Относятся ли к вам педагоги несправедливо?
Да/Нет
Б. Перечисленные выше
взаимоотношения с преподавателями являются ли
причиной развития у вас:
1. невротического состояния.
Да/Нет
2. угнетения настроения. Да/Нет
3. депрессивного состояния. Да/Нет
4. головной боли. Да/Нет
5. боли в животе. Да/Нет
В. Если у вас есть хронические
заболевания, то приводят ли к их обострению
негативные взаимоотношения с педагогами?
Да/Нет
Анкета заполняется школьниками
анонимно под руководством психолога. Итоги
опроса должны быть доведены до педагогов и
администрации.
Печальные результаты
Мы провели анкетирование 220 студентов
медицинской академии, обучавшихся до
поступления в вуз в школах различных регионов
России.
По мнению опрошенных, у 58,6% из них в период
обучения в школе были конфликты с учителями; 51,8%
боялись своих преподавателей; 35,1% подвергались
унижению со стороны педагогов; к 75,7% учителя
относились несправедливо.
Результатом таких взаимоотношений согласно
данным анкетирования явилось ухудшение
состояния здоровья учащихся. При этом у 67,1%
отмечались невротические расстройства; у 52,7% –
угнетение настроения; у 22,5% – депрессивное
состояние; у 14,4% – боли в животе; у 47,5% –
головные боли; у 14,9% – обострения хронических
заболеваний.
Как быть?
Таким образом, синдром
педагогического насилия – фактор, влияющий на
физическое и психическое состояние школьников.
Чтобы дети не столкнулись с этим неприятным
явлением и его последствиями, предлагаются
следующие пути:
1. Родители должны получить
советы врача и психолога, какую программу в школе
сможет освоить их ребенок.
2. Администрации следует контролировать
психологический климат в школе и классах, при
необходимости корригировать стиль работы
учителей, а также не внедрять авторских программ
обучения, не прошедших сертификации.
3. Необходимо сотрудничество медиков,
педагогов и психологов в изучении данного
синдрома, что позволит повысить эффективность
деятельности по профилактике заболеваний и
оздоровлению детей.