Система летнего отдыха
Складывающаяся в стране ситуация
порождает массовость антиобщественных моделей
поведения детей, вплоть до саморазрушающих
(преступления, проституция, наркомания,
токсикомания, алкоголизм). Асоциальное поведение
проявляется преимущественно за стенами школы, в
свободное время.
Асоциальным детским объединениям могут
противостоять объединения различной спортивной,
туристической, военной направленности, которые
связаны с реальной возможностью испытать
трудности, жить, есть, спать, работать, отдыхать в
других, нежели в семье и школе, условиях,
самоутвердиться, наравне со взрослыми
участвовать в каком-то деле.
Дополнительное образование относится к сфере
наибольшего благоприятствования для развития
личности каждого ребенка. Прекрасные
возможности для этого предоставляют летние
каникулы. Основное внимание в системе
организации летнего отдыха сосредоточено на
многообразии видов деятельности,
удовлетворяющих самые разные интересы, на
личностно-деятельностном характере
образовательных занятий, которые мотивируют
личность ребенка к познанию и творчеству,
самоопределению и самореализации.
Говоря о системе летнего отдыха, мы в
первую очередь имеем в виду:
ребенка, обладающего неотъемлемым
правом полноценно прожить период летних каникул;
семью – субъекта
оздоровительно-образовательных услуг;
образовательные учреждения,
организующие разнообразные формы летнего
отдыха, оздоровления и занятости детей;
общественные организации и
объединения, занимающиеся летним отдыхом и
оздоровлением детей.
Эксперты ООН указывают, что среди всех
восточноевропейских стран переход к рынку
наиболее отрицательно сказался на уровне жизни
населения России, и прежде всего детей.
Резкое ухудшение благосостояния существенно
сказывается на здоровье, прежде всего в силу
низкокалорийного питания и недоедания.
Результаты социологического опроса показывают,
что на питание расходуется свыше 80% средств
семейного бюджета, но оно во многих семьях
остается неудовлетворительным.
Систематическое недоедание отражается на
психическом и интеллектуальном развитии детей.
Резко ухудшились условия отдыха школьников,
полноценно им охвачены лишь дети из
состоятельных семей. Идет стремительная
коммерциализация досуга. Становятся платными, а
потому недоступными для многих школьников клубы,
секции, которые пользуются большим спросом у
подростков.
Следует учесть, что из-за напряженности в
экономической сфере и семья меньше внимания
уделяет детям. Снижается роль родителей в
воспитании детей. Есть основания говорить об
особом кризисе семейных отношений. Доминирующей
заботой многих родителей становится добывание
средств к существованию.
По данным наркологической службы города, за
последние годы наметился рост больных
наркоманией и токсикоманией. Количество
наркоманов увеличивается в геометрической
прогрессии, а возраст наркоманов все более
приближается к подростковому. Увеличилось число
подростков, принимающих алкоголь.
Приобщение к наркотикам происходит в досуговой
группе сверстников. Оно обусловлено общим
стремлением познать «все» из взрослой жизни,
поступать так «от скуки» или «как все» приятели,
иногда доказать кому-то на спор собственную
смелость, сделать «назло» родителям или
учителям, утешиться в трудный момент. Причины
этого явления: во-первых, недостаточная
информированность подростков о последствиях
наркомании, во-вторых, недостаточная работа по
организации их свободного времени.
Признание обществом этого факта означает
неотложность решения проблем свободного времени
подростков и создания цивилизованной системы
его организации.
Теперь мы работаем и летом
В 1997 году в нашей школе была создана
программа профилактических мероприятий по
проблеме наркомании. Одним из достоинств
программы является комплексность. Она
объединяет семь направлений работы:
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Создай свою улыбку". На сайте Вы найдёте полезные статьи об эстетической стоматологии - исправление прикуса, брекет-системы, имплантация, протезирование, отбеливание зубов. Лучшие стоматологические клиники, возможность задать вопрос опытному стоматологу, тематические тесты, справочник и многое другое. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: https://createsmile.ru/skolko-nosyat-brekety.
1. Медико-санитарное
просвещение и информирование детей и родителей
об опасности наркомании.
2. Пропаганда здорового образа
жизни.
3. Предоставление выбора
альтернативных позитивных форм самовыражения и
самоутверждения.
4. Проведение массовых
оздоровительных и культурно-досуговых
мероприятий.
5. Формирование навыков
саморегуляции, психогигиены, «иммунитета» на
неблагоприятные воздействия природной и
социальной среды.
6. Объединение усилий по
спасению детей и подростков от химической
зависимости, активизация деятельности взрослых
из различных социальных слоев.
7. Устранение факторов,
благоприятствующих развитию наркомании.
Программа была отмечена министерством
образования области на конкурсе
профилактических программ по наркомании в 1998
году. Мы продолжили работу по профилактике
наркомании, сохранив принципы работы и учитывая
новые условия обучения и воспитания.
Недоработкой предыдущей программы было
отсутствие работы в летний период, 2 месяца
практически выпадали из поля зрения педагогов в
связи с недостатком финансирования и отпусками
работников школы. Мы учли это и разработали план
летней занятости детей и подростков.
При создании программы мы ориентировались на
основные особенности подросткового возраста:
стремление к самостоятельности, романтизм,
прямолинейность, гиперактивность, связанную с
половым созреванием, стремление к самопознанию,
самоутверждению и признанию в группе
сверстников – и попытались разнообразить виды
организованного досуга, привлекая к
сотрудничеству и другие учреждения нашего
города.
Цели и задачи программы
Цель: сформировать у детей и
подростков представление о здоровом образе
жизни и развить навыки ЗОЖ посредством
реализации следующих задач.
Формирование профессиональной
ориентации подростков, овладение трудовыми
навыками.
Приобщение к культурно-историческим,
духовным ценностям.
Совместное активное познание
окружающего мира.
Постоянное внимание к решению
проблем нравственного воспитания.
Удовлетворение творческих,
умственных, физических потребностей.
Формирование культуры поведения в
общественных местах.
Устранение факторов, способствующих
возникновению наркомании.
Создание условий для выбора
альтернативных позитивных форм самовыражения и
самоутверждения.
Работа в оздоровительном лагере с
дневным пребыванием решает следующие задачи:
Укрепление здоровья, привитие
интереса к различным видам спорта.
Содействие правильному развитию у
детей жизненно необходимых двигательных
навыков.
Воспитание физических, волевых и
моральных качеств.
Воспитание патриотического
отношения к своей Родине.
Воспитание бережного отношения к
окружающему миру, любви к природе.
Развитие интереса к устному
народному творчеству, знакомство детей с
обычаями и традициями русского народа.
Воспитание любви к ближним через
сказки народов мира.
Решение поставленных задач позволяет
реализовать главную цель данной программы –
организацию занятости и отдыха детей и
подростков – учащихся средней школы № 10 – в
период летних каникул.
Учитывая условия финансирования,
материального обеспечения и возможностей школы,
мы используем следующие формы работы:
летний оздоровительный лагерь с
дневным пребыванием;
летние трудовые объединения
подростков;
летние палаточные туристические
лагеря.
Оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием
Летний оздоровительный лагерь с
дневным пребыванием является традиционной
формой работы в нашей школе. Возраст детей обычно
составляет от 7 до 11 лет. В работе лагеря
принимают участие в качестве воспитателей
педагоги школы и в качестве вожатых –
старшеклассники, обучающиеся по профилю «Основы
педагогических знаний».
План работы лагеря составляется в
сотрудничестве с учреждениями дополнительного
образования. В итоге дети охвачены разнообразной
деятельностью и двухразовым питанием. Вот наша
досуговая программа:
– вечер знакомства;
– конкурсная программа «Поход»;
– конкурсная программа «Угадай мелодию»;
– экологическая викторина;
– конкурсная программа «Веселые старты»;
– психологический тренинг-игра;
– последний герой;
– программа соревнований «Супермен».
Финансирование осуществляется за счет
средств Фонда социального страхования,
областного и местного бюджетов.
Трудовые объединения подростков
Летние трудовые объединения
подростков тоже относятся к традиционным. На
базе школы сформированы бригады учащихся в
возрасте 14–16 лет, возглавляемые учителями школы.
Фронт работ обеспечивается по договоренности с
молодежной биржей труда в микрорайоне школы.
Дети заняты на уборке кабинетов, благоустройстве
территории вокруг школы, территории лесхоза,
железнодорожной больницы. Финансирование
осуществляется из местного и областного
бюджетов, заработная плата подростков
обеспечивается молодежной биржей труда.
Летние туристические лагеря
Проблема социальной незащищенности
молодежи – результат противоречия между
реалиями общественной жизни современной России
и возможностями социальных институтов
государства. Сейчас необходимы программы
прямого действия, написанные для детей и о детях
и предусматривающие конкретные меры, выводящие
молодежь из-под уголовного влияния, снижающие ее
агрессивность и неуправляемость.
В нашей школе в сотрудничестве с ГСК «Эликсир»
работает туристический клуб «Эдельвейс»,
который уже в течение 10 лет реализует одно из
направлений «Программы летней занятости детей и
подростков», организуя оздоровительные
туристические лагеря и многодневные походы.
Кроме того, успешно осуществляется
экологический подход к содержанию школьной
географии. В путешествиях мы прослеживаем, как
человек осваивает природное окружение, не
разрушая его, сравниваем природные комплексы
разных регионов страны, степень их освоенности и
экологические проблемы данных регионов. Для
ребят, побывавших в нескольких путешествиях, это
– огромное поле для размышлений и осмысления
человеческой жизни.
Практическая направленность и соревновательный
характер мероприятий, проводимых в лагере и в
походе, научат школьников основам пешего
туризма, включающим умение обращаться со
скалолазным снаряжением, оказание первой
медицинской помощи, ориентирование на местности,
а также многое другое.
Обучение подростков должно базироваться на
принципах их сознательности и активности, а
также доступности, наглядности и
последовательности изложения учебного
материала, индивидуального подхода в обучении.
Предметы обучения таковы:
Успешное проведение похода-экспедиции
во многом зависит от его заблаговременной
подготовки, правильного распределения
обязанностей между организаторами, четкого
руководства и качества разработки документов.
Руководство подготовкой и проведением похода
осуществляется туристическим клубом
«Эдельвейс».
Лучшим временем для похода мы считаем дни летних
каникул. Продолжительность похода – 10 дней.
Планируемые результаты программы
1. Проведение
оздоровительно-спортивного лагеря с режимом
одной смены по 10 человек.
2. Изменение поведенческих мотиваций и
психологическая разгрузка.
3. Повышение жизненного тонуса, изменение
проблемного фактора, связанного с особенностями
физического развития.
4. Овладение элементарными навыками
туристической подготовки и пользования
специальным спортивным оборудованием.
5. Проведение соревнований по скалолазанию,
водному туризму, туристическому многоборью и др.
6. Обучение навыкам пользования специальным,
спортивным и вспомогательным снаряжением.
7. Закалка организма и общее укрепление
здоровья.