Урок 19
Твои эмоции и здоровье
Задачи урока
1. Объяснить, что все, что происходит
в жизни, вызывает у человека различные чувства,
или эмоции.
2. Особо отметить, что эмоции могут влиять
положительно или отрицательно на здоровье
человека.
3. Учить определять внутреннее состояние
человека по его мимике, жестам.
Содержание урока
1. Игровая ситуация «Два
волшебника».
2. Беседа учителя с учениками «Эмоции – это…».
3. Разделение эмоций на положительные и
отрицательные.
4. Работа в группах: решение проблемной
ситуации.
5. Упражнения по изучению эмоциональных
состояний человека.
6. Подведение итогов урока: влияние
положительных и отрицательных эмоций на
здоровье человека.
Информация для учителя
– Сегодня в гости к нам на урок
пришли два волшебника – добрый и злой. (Учитель
показывает иллюстрации – «портреты»
волшебников – и предлагает детям определить
различия между ними. Изображения должны
различаться по цвету.)
– Какие чувства вызывает у вас злой волшебник?
(Грусть, печаль, плохое настроение и пр.)
Какие чувства вызывает добрый волшебник? (Радость,
хорошее настроение и пр.)
– Два волшебника пришли сегодня не случайно.
Они помогут разобраться в наших чувствах,
эмоциях. Наша задача – определить, что же
заставляет злого волшебника быть злым. Нам
необходимо его расколдовать и сделать добрым.
Человек по своей природе весьма эмоционален: все,
с чем он сталкивается в повседневной жизни,
вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное
отношение, те или иные чувства. Даже одна и та же
ситуация может вызвать множество разных чувств.
Эмоции и чувства – понятия сходные. Эмоции
условно можно разделить на две категории:
отрицательные и положительные. Но нельзя
однозначно утверждать, что положительные эмоции
всегда оказывают активизирующее влияние на
деятельность человека, а отрицательные –
тормозящее.
В зависимости от особенностей конкретного
человека и конкретной ситуации влияние тех или
иных эмоций может быть различным. Например, страх
в одном случае может лишать человека способности
к действию, в другом же, наоборот, побуждать к
активности... Ребята, а кто догадался, чем мы будем
сегодня заниматься? (Различать положительные и
отрицательные эмоции.)
Учитель прикрепляет к доске изображения
человечков с разным выражением лица,
иллюстрирующие разные эмоциональные состояния.
Детям предлагается поработать в группах:
определить, какое чувство испытывает каждый
человечек, и обосновать свой ответ. Педагог может
помочь детям.
Далее учитель просит нарисовать в
соответствующей цветовой гамме подобные
картинки, изображающие такие эмоциональные
состояния человека, как страдание, горе, стыд и
вина, и задает вопрос:
– Какие цвета вы использовали для этих
рисунков? Почему?
Следующий этап урока – просмотр
мультфильма «Кот Леопольд» и обсуждение
эмоциональных характеристик его героев.
Затем проводится серия упражнений, направленных
на углубление представлений школьников о
различных эмоциональных состояниях человека.
1. Учитель читает отрывки из
произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане». В отрывках говорится об удивительных
чудесах, которые были на острове у князя Гвидона.
– Какое эмоциональное состояние они вызывали?
(Удивление.) Почему все эти чудеса удивляли и
привлекали людей?
2. Детям предлагается разыграть
этюды, в которых мимикой и пластикой можно
выразить чувство любопытства:
«Лисичка подслушивает».
«Что там происходит?»
«Любопытный».
3. Учитель предлагает серию
фотографий и просит найти среди них те, которые
выражают эмоции грусти, печали.
4. Беседа по русским народным
сказкам «Снегурочка», «Заюшкина избушка»,
«Крошечка-Хаврошечка».
Детям предлагается ответить на
вопросы:
5. Беседа на тему «Радость». Детям
необходимо логично и последовательно объяснить,
что такое радость, материал – рассказ о событиях
из жизни.
Используется стихотворение М.Потоцкой «Что
такое радость».
6. Рисование на тему «Чего я боюсь?».
Предлагается нарисовать свои страхи.
7. Выразить через мимику и пластику эмоцию
гнева.
Среди разложенных пиктограмм
определить эмоцию гнева.
Изобразить, как гневаются:
сердитый дед;
хмурый орел;
злая гиена;
разъяренная медведица;
два сердитых мальчика.
Далее учитель спрашивает:
– Как вы думаете, ребята: что же
мешает злому волшебнику быть добрым? Как все, о
чем мы говорили, можно соотнести со здоровьем
человека? (Здоровье – жизненная ценность. Оно
зависит от психологических условий, в том числе
от эмоционального состояния людей.)
Как вы считаете: какое эмоциональное состояние
может вредить здоровью, вызывать некоторые
заболевания организма и с чем это связано? Что
происходит со здоровьем, когда мы радуемся,
смеемся, удивляемся, интересуемся чем-либо и т.д.?
Что происходит со здоровьем, когда мы страдаем,
кричим, плачем, боимся? Какие эмоции могут
приводить к болезни? (Отрицательные.)
Действительно, по мнению врачей, отрицательные
эмоции сильно влияют на здоровье людей,
усугубляя болезненные состояния или приводя к
возникновению их, а вот положительные эмоции,
наоборот, помогают справиться с тяжелыми
заболеваниями.
Домашнее задание: составить
рекомендации для злого волшебника – назвать
отрицательные эмоции, которые наносят вред
здоровью, и указать, что ему поможет
«расколдоваться», а значит, сохранить здоровье.
Урок 20
Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм
и пессимизм
Задачи урока
1. Вспомнить, что эмоции человека
могут положительно или отрицательно влиять на
его жизненные установки.
2. Объяснить, что оптимизм связан с
положительными эмоциями, а пессимизм – с
отрицательными.
3. Заострить внимание на том, что оптимисты и
пессимисты переживают неприятные моменты жизни
по-разному.
4. Рассмотреть, как могут сказаться на здоровье
человека переживания, связанные с горем, обидой,
неприятностями.
Содержание урока
1. Игровая ситуация «Добрый и злой
волшебники».
2. Обсуждение рисунков детей. Беседа о
настроении.
3. Рассказ учителя о людях, которых называют
оптимистами и пессимистами.
4. Обсуждение факторов здоровья и влияния
эмоций на здоровье.
Информация для учителя
К детям на урок снова приходят два
волшебника – добрый и злой. Они просят
ребят попробовать выразить свое настроение в
рисунках, в цвете.
Учитель поясняет:
– Настроение – это душевное состояние
человека. Сейчас мы увидим, какое настроение у
вас в данный момент.
Анализируя рисунки, учитель говорит, что теплые
тона рисунка означают, что у его автора
настроение доброе, веселое, светлое, радостное, а
холодные – мрачное, сердитое, угрюмое.
Учитель дает задание детям на бумаге написать
слова, обозначающие отрицательные эмоции. Затем
он предлагает своим ученикам, а вместе с ними и
злому волшебнику избавиться от плохого
настроения с помощью волшебного мешочка: сложить
в него все отрицательные эмоции, которые ребята
зафиксировали в виде записок. Пусть они там и
находятся и как можно реже выходят наружу...
Далее учитель просит детей вспомнить, на какие
две группы можно разделить все человеческие
эмоции (положительные и отрицательные). Дети
называют их, и одновременно учитель прикрепляет
к доске пиктограммы – рисунки человечков с
разным выражением лица.
Затем педагог читает классу несколько
стихотворений и просит отгадать, о каких
эмоциональных состояниях говорится в них.
А.Барто
Страшная птица
На окошко села птаха,
Брат закрыл лицо от страха:
Это что за птица?
Он ее боится!
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
– Где же мама? Где же сестры?
Ну, пропал теперь я!
– Кто тебя, сынок, обидел? –
Засмеялась мама. –
Ты воробышка увидел
За оконной рамой. (Страх)
В.Лунин
О чем грустят кораблики
О чем грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку
Присесть и отдохнуть
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть. (Грусть, печаль)
В.Лунин
Радость
Радость – если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете –
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песни ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
А.Барто
Совесть
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется
Точь-в-точь
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову. (Вина)
В.Лунин
Бабочка
Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
И сразу цветок... улетел. (Удивление)
В.Берестов
Сережа и гвозди
Сотрясается весь дом:
Бьет Сережа молотком,
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Сережею они
Просто издеваются –
В стенку не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся, не ломаются,
Обратно вынимаются! (Гнев, злость)
Учитель объясняет, что каждый из нас в
разные моменты своей жизни испытывает и
положительные, и отрицательные эмоции. Однако
люди переживают их по-разному. Некоторым
свойственно долго помнить неприятные эмоции и
думать, что в жизни их ждут одни огорчения. Таких
людей называют пессимистами. Существует и другой
тип людей, которые очень скоро забывают обо всех
неприятных событиях в жизни, помнят только
хорошее и надеются на лучшее. Таких людей принято
считать оптимистами. Обычно человек совмещает в
себе и те, и другие качества, то есть надеется на
хорошее, но не забывает и о плохом...
Ребятам предлагается подумать и сформулировать,
как, по их мнению, неприятности и обиды влияют на
здоровье. Кому легче справиться с болезнью –
оптимисту или пессимисту? А легко ли бывает
общаться с человеком, который только что перенес
неприятность, обиду?
В завершение урока подводится итог: обычно люди,
постоянно испытывающие отрицательные эмоции и
сосредоточенные на мрачных мыслях, труднее
переносят болезни, с ними тяжелее общаться.
Все это ведет к тому, что такие люди еще больше
замыкаются на своих отрицательных эмоциях и
мыслях.
А ведь почти любую неприятную ситуацию можно
рассматривать не только с отрицательной, но и с
иной точки зрения.
К примеру, ты с утра разбил чашку, не успел
вовремя на автобус и опоздал в школу. Ты
переживал и думал, что весь этот день неудачный,
лучше было бы и не выходить из дому. Но попробуй
на эту же ситуацию посмотреть по-другому: разбил
чашку, опоздал на урок, но все это произошло в
первой половине дня, а вторая, вполне возможно,
сложится удачно.
Учитель предлагает детям вспомнить сказочных
героев, которых можно отнести к оптимистам
(например, Буратино) и пессимистам (например,
Пьеро).
Дети объясняют свой выбор.
В заключение исполняется «Песенка бременских
музыкантов» (музыка Г.Гладкова).
Урок 21
Умеешь ли ты управлять своими эмоциями?
Задачи урока
1. Объяснить, почему нужно
сдерживать слишком сильные эмоции – как
положительные, так и отрицательные.
2. Учить сдерживать слишком сильные эмоции в
общении с другими людьми.
Содержание урока
1. Беседа на тему «Не было бы счастья,
да несчастье помогло».
2. Разбор проблемных ситуаций с позиций
пессимиста и оптимиста.
3. Поведенческий тренинг-игра «Негаданная
радость».
4. Беседа учителя о вреде слишком сильных
эмоций.
5. Тест «Умеешь ли ты управлять своими
эмоциями?».
6. Игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть».
7. Групповая работа («мозговой штурм») «Учимся
управлять своими эмоциями».
8. Игра «Пишущая машинка».
Информация для учителя
Урок начинается с разбора пословицы
«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Дети
объясняют ее смысл, приводят конкретные примеры
из жизни.
Если они затрудняются привести пример, учитель
может сам предложить подходящую ситуацию и
попросить детей прокомментировать ее.
Например: «Ты получил плохую отметку. Можно ли в
этом увидеть что-то не только плохое?». (Да, буду
стараться исправить плохую отметку, это
дисциплинирует, стимулирует, заставляет
работать над собой и т.д.)
Предлагается вспомнить еще несколько пословиц с
похожим смыслом. («Все, что ни делается, – к
лучшему» и др.)
Учитель просит детей поразмышлять, почему мы
часто говорим так в трудный момент. (Пытаемся
справиться с отрицательными эмоциями, с обидой,
успокаиваем себя.)
Каковы причины возникновения у человека тех или
иных эмоций, от чего это зависит? Чтобы ответить
на этот вопрос, ребятам предлагается продумать
несколько ситуаций.
– Как вы думаете: почему два человека, стоящих
под дождем, могут испытывать разные чувства –
один радуется, а другой грустит, у него
испортилось настроение? Например, один радуется
потому, что не надо поливать грядки; другой
огорчен, что осталась невскопанная грядка, дождь
помешал завершить работу или помешал прогулке.
Вывод: наши чувства, переживания зависят от того,
что мы думаем о том или ином событии, какие его
стороны выходят для нас на первый план.
Давайте вспомним о чем-нибудь приятном, и у нас
улучшатся настроение, самочувствие.
Оптимистически настроенный человек всегда
старается даже в плохом отыскать что-то
положительное.
Можно привести пример из сказки С.Т. Аксакова
«Аленький цветочек»: Аленушка не нашла бы принца
и не была бы счастлива, если бы ее отец не попал в
беду в заколдованном дворце.
Вывод: в плохом нередко скрыто хорошее, надо
только постараться это увидеть.
Оптимист всегда верит в возможность
положительного решения проблем и старается
думать о чем-то хорошем, потому что так легче жить
и переносить жизненные трудности.
Учитель предлагает детям потренироваться в
выражении своих эмоций.
Поведенческий тренинг-игра
«Негаданная радость»
В комнату вошла мама, с улыбкой
посмотрела на своих мальчиков и сказала:
– Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы
идем в цирк.
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики
сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг
мамы.
Участники должны постараться показать свою
«негаданную радость» в выразительных движениях
и мимике: поднять брови, улыбнуться, засмеяться...
Можно потирать руки одну о другую, хлопать в
ладоши, прыгать, пританцовывать...
Затем педагог рассказывает о том, что слишком
сильные эмоции, несдержанность в проявлении
радости или горя могут вредить здоровью.
– Как вы думаете: почему? (При слишком
сильных эмоциях можно попасть в беду: упасть,
пораниться и даже не заметить этого, не увидеть
вовремя опасность, например, машину на дороге и
др.) Как же управлять своими эмоциями? (Нужно
учиться себя сдерживать.)
Учитель предлагает ответить на вопросы
следующего мини-теста.
Умеете ли вы управлять своими
эмоциями?
1. Сосед по парте толкнул тебя во
время письма. Как ты поступишь?
а) В перемену скажешь ему, что так делать не
стоит, иначе ты ему ответишь тем же;
б) дождешься перемены и скажешь учителю;
в) сразу толкнешь соседа в ответ.
2. Как обычно ты поступаешь, если
знаешь материал и очень хочешь ответить на
вопрос учителя во время урока?
а) Спокойно поднимаешь руку и ждешь,
когда учитель тебя вызовет;
б) тянешь руку и встаешь с места, чтобы тебя
заметили и спросили первым;
в) тянешь руку и кричишь сразу ответ.
3. Родители наконец-то купили тебе
то, о чем ты долго мечтал(а): велосипед, коньки,
компьютер, красивое платье и пр. Твоя реакция?
а) Ты благодаришь родителей,
улыбаешься и целуешь их;
б) ты звонишь всем своим друзьям, чтобы
поделиться радостью, бежишь сообщить об этом
ребятам во дворе;
в) тебя буквально «зашкаливает» от радости, ты
готов(а) прыгать до потолка, без конца обнимаешь и
целуешь родителей.
4. Как ты обычно ведешь себя, если
сильно ушибся(лась)?
а) Молча терпишь боль;
б) громко плачешь;
в) долго всем жалуешься, как тебе было больно.
5. Твой одноклассник порвал твою
тетрадь. Твои действия?
а) Скажешь однокласснику, что так
поступать нельзя;
б) стукнешь его;
в) порвешь его тетрадь.
Подсчитай набранные тобой очки:
за каждый ответ а поставь себе
1 балл;
за каждый ответ б поставь 2
балла;
за каждый ответ в поставь 3
балла.
Анализ результатов:
5–7 баллов – ты умеешь
сдерживать свои эмоции;
8–10 баллов – ты умеешь сдерживать
свои эмоции, но не во всех ситуациях; тебе следует
над собой поработать;
11–15 баллов – ты очень несдержан.
Работа, направленная на осознание
детьми своих индивидуальных особенностей,
продолжается в игровой форме.
Игра «Какой я есть и каким бы я
хотел быть?»
Цель: осознание своих
индивидуальных особенностей, осмысление
различий между реальным и желаемым «я».
Игра выполняется пантомимически. Каждый
участник появляется перед классом дважды. С
помощью мимики, жестов, возможно, также
какими-либо звуками, но не произнося слов,
участник тренинга демонстрирует, какой он есть
(по его собственному мнению), а затем – каким
бы он хотел быть.
После выполнения задания проводится
его обсуждение. Сначала высказываются участники
тренинга, потом учитель. Педагог стимулирует
обсуждение следующих вопросов:
– Что вы почувствовали, когда
увидели представление?
– Что вас удивило?
– Какие различия вы заметили между «я»
реальным и «я» желаемым?
Далее проводится групповая работа
«Учимся управлять своими эмоциями». Каждая
группа, используя «мозговой штурм», должна
придумать и написать как можно больше «рецептов»
по сдерживанию слишком сильных эмоций.
Например:
Постараться успокоиться.
Сосчитать до десяти.
Вспомнить, что
несдержанность – это невоспитанность.
Подумать, какой может быть ответная
реакция на твою несдержанность, стоит ли портить
отношения с людьми.
Потопать ногами, чтобы выпустить
злость, обиду.
Надуть шарик своей злостью.
Рассмешить себя, глядя в зеркало.
Послушать приятную, успокаивающую
музыку, спеть песню.
Рассказать о своих чувствах близкому
человеку или даже своей кошке, собаке.
Вспомнить пятое правило общения: «Не
делай никому того, чего не желаешь себе».
Все предложенные идеи обсуждаются,
вырабатываются общие рекомендации. Ребята
записывают их в тетрадях.
Затем учитель предлагает провести еще
одну игру.
Игра «Пишущая машинка»
Цель: развитие умения понимать друг
друга без слов.
Участникам игры раздаются карточки, на которых
указаны одна или несколько букв, цифр, знаков.
Предлагается «напечатать на машинке» любой
текст, предложенный учителем. При «печатании»,
когда подходит очередь какой-либо буквы, тот,
кому досталась соответствующая карточка,
хлопает в ладоши, называя букву (или встает со
стула). При пробеле между словами хлопают в
ладоши все участники игры. Можно также отмечать
перевод строки, произнося хором: «Дзинь!».
Заканчивается урок групповой работой. Класс
делится на четыре группы. Предлагается набор
карточек, в которых перечислены те качества и
особенности поведения, которые помогают
человеку в жизни или, напротив, затрудняют его
жизнь. Задача ребят – рассортировать эти
карточки, то есть определить качества,
помогающие и мешающие жить в нашем сложном и
изменчивом мире.
Качества, помогающие человеку в жизни
Доброжелательность, любовь к людям.
Позитивное отношение к жизни, оптимизм.
Принятие себя и мира во всех проявлениях.
Умение посмотреть на проблему глазами других.
Чувство юмора.
Общительность, контактность.
Желание помогать людям.
Умение сочувствовать.
Работоспособность.
Мечтательность, способность фантазировать.
Решительность, настойчивость,
целеустремленность...
Качества, затрудняющие жизнь
Неуверенность в себе, в своих силах.
Заниженная или завышенная самооценка.
Несамостоятельность.
Чрезмерная приверженность принципам.
Излишняя чувствительность к мнению других.
Тревожность.
Агрессивность.
Высокая внушаемость.
Пессимизм...
Домашнее задание: написать краткий
рассказ на тему «Каким бы я хотел быть».
Урок 22
Как влияют эмоции на общение?
Эмоции и конфликты
Задачи урока
1. Рассказать, как влияют наши
отрицательные и положительные эмоции на общение
с другими людьми.
2. Учить проявлять доброжелательность к
собеседнику даже при несогласии с его точкой
зрения.
Содержание урока
1. Беседа с классом о том, с какими
людьми нам приятнее общаться – склонными
более к положительным или отрицательным эмоциям.
2. Работа в группах («мозговой штурм») «Как влияют
эмоции на общение».
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Вывод о вреде отрицательных эмоций и пользе
положительных.
5. Тренинг-игра «Танцы».
Информация для учителя
Обсуждается вопрос: «С кем нам
приятнее общаться – с бодрым, активным,
веселым человеком или нытиком?».
Детям предлагается ответить, какого человека они
предпочли бы взять с собой на каток, в кино, в
поход, пригласили на день рождения. Затем
делается вывод: все хотят дружить и общаться с
людьми активными, бодрыми и уравновешенными.
Учитель предлагает ребятам поработать в группах.
В ходе «мозгового штурма» требуется определить,
как положительные или отрицательные эмоции
участников могут повлиять на течение конфликта,
ссоры.
Класс делится на четыре группы. Две группы
разбирают ситуации, в которых конфликтующие
проявляют положительные эмоции, а две другие
группы – отрицательные. Затем учитель
обобщает результаты работы групп и выносит их на
доску.
Проявление отрицательных эмоций
Мы кричим, вместо того чтобы
обсуждать спорные вопросы во время конфликта.
Нас раздражают мнения, высказываемые
другими.
Мы сердимся и злимся на своего
оппонента, полагая, что он не прав.
Нервничаем из-за того, что не удается
решить возникшую проблему.
Вывод: проявление отрицательных
эмоций ведет к тому, что конфликт перерастает в
длительную ссору, ведь крик порождает крик. Наши
отрицательные эмоции все сильнее обостряют
конфликт. А это, в свою очередь, может привести и к
насилию (например, драке).
Проявление положительных эмоций
Мы заинтересованно выслушиваем
собеседника.
Стараемся понять его точку зрения
(«Может быть, он прав, а не я?»).
Не кричим, а говорим спокойным
голосом, не нарушая своего душевного равновесия.
Просим прощения, если действительно
понимаем свою неправоту.
Выражаем сожаление, что получилось
такое недоразумение.
Можем улыбнуться, сказать что-нибудь
смешное.
Вывод: если постараться
использовать положительные эмоции при
конфликте, спокойно выслушать собеседника, быть
уравновешенным, уметь сдерживать себя, даже
когда на вас кричат и говорят обидные слова,
постараться понять ситуацию и взглянуть на нее
со стороны оппонента, в плохом увидеть и что-то
другое, – то конфликт может сойти на нет,
исчерпать себя, не успев разгореться. Спокойный
голос, улыбка могут обезоружить раздраженного
собеседника, так как эта реакция будет для него
непредвиденной, совсем не похожей на ту, какую он
ожидал увидеть в ответ на свои действия.
На следующем этапе урока материал закрепляется:
решаются проблемные ситуации и находится выход
из конфликта через положительные эмоции. Дети
продолжают работать в четырех группах. Учитель
предлагает каждой из них свое задание. Пусть
ребята постараются обыграть в виде сценки
конфликтную ситуацию, а затем разрешить ее с
помощью положительных эмоций. При этом 1-я группа
должна выразить сожаление; 2-я группа –
признать свою вину полностью; 3-я
группа – признать свою вину частично; 4-я
группа – попросить прощения за свою
нечаянную вину.
Ребята могут придумать конфликтные
ситуации сами или воспользоваться теми, которые
предложит учитель. Например:
1. У соседа по парте пропал пенал. Он
думает, что это ты его взял.
2. Одноклассник дал тебе попользоваться
авторучкой на уроке, а ты ее сломал.
3. Твоей подружке сказали, что ты о ней плохо
отзывалась. Она высказывает тебе свою обиду.
4. Вы с мальчишками бегали в перемену по классу
и нечаянно уронили все учебные принадлежности с
парты соседа. Рассердившись, он сбрасывает с
парты твои вещи.
Затем дети вместе с учителем делают
вывод, что отрицательные эмоции мешают общению
людей, препятствуют их дружбе и могут приводить к
конфликтам и ссорам.
Вывод: каждому из нас необходимо уметь владеть
своими эмоциями, чтобы не становиться рабом
отрицательных переживаний и находить выход из
любых конфликтных ситуаций с помощью
положительных эмоций.
Проводится упражнение «Сундучок». Нужно
мысленно взять все свои отрицательные эмоции:
злость, обиду, раздражение и т.д. – и сложить их
в черный сундучок, а положительные эмоции
достать из волшебного белого сундучка и взять их
с собой, чтобы шагать с ними по жизни легко и
уверенно.
В заключение педагог предлагает всем
присутствующим выразить друг другу
положительные эмоции (дети улыбаются, пожимают
друг другу руки, благодарят за сотрудничество на
уроке).
Закончить занятие можно тренинг-игрой «Танцы»:
она проводится во время урока в рекреации, если
это не мешает другим учащимся, или в перемену.
Танцы
Цель: выражение различных
эмоциональных состояний через движения тела,
раскрепощение.
Для танцев потребуется музыка различного
характера – медленная, плавная, подвижная,
веселая и др. Педагог объясняет: «Сегодня мы
попали в сказочную страну, жители которой любят
танцевать. Они мало говорят и общаются друг с
другом не словами, а посредством танца.
Представьте себе, как они здороваются. Покажите,
как это происходит. (Ребята вместе с учителем
демонстрируют, как можно поздороваться в танце.)
А теперь мы превращаемся в жителей этой
сказочной страны и начинаем танцевать».
Учитель включает музыку и дает участникам
тренинга различные задания:
Сейчас мы танцуем потому, что нам
очень весело.
А сейчас мы танцуем так, как будто
грустим.
А теперь мы на что-то рассердились и
танцуем, как будто мы очень сердитые. Мы злимся,
топаем ногами и машем руками.
Злость наша прошла, и мы танцуем
радостно.
Нам подарили волшебный воздушный
шарик, мы тянемся и взлетаем вслед за ним.
Теперь мы танцуем свободно и легко.
Сейчас мы танцуем, как солнечные
лучики на лесной полянке.
А теперь мы потанцуем, как легкий
ветерок.
Вот мы превращаемся в ручеек и
танцуем, как маленькие ручейки...
Учитель может давать участникам
различные эмоциональные и образные задания. Это
позволяет отыграть подавленные негативные
эмоции, более целостно прожить положительные
состояния. И самое важное: танцы с различными
эмоциональными и образными установками помогают
детям находить адекватное телесное выражение
эмоциям, чувствам, состояниям. Ребята учатся
владеть своим телом, становятся более свободными
и уверенными в себе.