Урок 6
Почему важно уметь
общаться с другими людьми
Задачи урока
1. Рассказать, что каждый человек
живет в окружении других людей.
2. Объяснить, почему люди стремятся жить
вместе.
3. Раскрыть суть таких понятий, как одиночество
и коллективизм.
Содержание урока
1. Совместное обсуждение проблемы:
зачем человеку жить в обществе?
2. Повторение определений понятий
«одиночество» и «коллективизм».
3. «Мозговой штурм» на тему «Почему человеку
труднее жить в одиночестве, чем в окружении
других людей?».
4. Рассказ учителя: какое поведение человека
может привести его к одиночеству?
5. Повторение основных правил общения.
6. Сочинение сказки.
Информация для учителя
Учитель предлагает детям совершить
воображаемое путешествие на «машине времени»:
отправиться в далекое прошлое, во времена, когда
жили на Земле первобытные люди. Пусть ребята
задумаются и порассуждают на тему «Какие
опасности подстерегали первобытного человека?
Почему первобытные люди жили общинами, а не
поодиночке?».
На основе этих рассуждений учитель совместно с
детьми делает вывод о том, что вместе, сообща
первобытным людям было легче охотиться, чтобы
добывать себе пищу, легче защищаться от врагов и
преодолевать многие другие трудности и
опасности. Затем предлагает вернуться в
настоящее время и попытаться ответить на такие
вопросы: «В наши дни, чтобы выжить, человеку не
нужно добывать себе пропитание охотой, самому с
оружием в руках защищаться от врагов. Почему же
мы продолжаем жить в обществе? Можем ли мы
прожить поодиночке?» – а затем постараться
вспомнить, что такое одиночество и коллективизм,
и дать определение этих понятий.
Далее учитель предлагает, используя метод
«мозгового штурма», поработать над проблемой:
как легче жить – в одиночестве или в окружении
других людей – и почему? Организуется работа в
группах. Дети составляют таблицу положительных и
отрицательных сторон жизни в коллективе и в
одиночестве.
Каждая группа зачитывает свои доводы, а
остальные обсуждают сказанное и дополняют друг
друга. В заключение все приходят к выводу, что в
одиночестве человеку жить очень трудно.
Учитель поясняет, что человек может остаться в
одиночестве по своей вине. Например, если он
грубо относится к окружающим, дразнит их,
обзывает, не умеет слушать других людей, не хочет
им помогать, то он может остаться один, так как
общаться с ним неприятно, он непривлекателен для
людей его окружения.
Можно совместно порассуждать о том, у какого
человека больше друзей: у веселого, общительного,
доброго, честного или у замкнутого, грубого,
эгоистичного?
На последнем этапе урока ученики вспоминают пять
основных правил общения. Целесообразно заранее
подготовить плакат с правилами, чтобы прочитать,
если ребята не смогут сами их вспомнить.
Домашнее задание: написать сказку
«Как компьютер заменил Алеше друзей и что из
этого вышло».
Урок 7
Общение и здоровье
Задачи урока
1. Вспомнить, что общение с другими
людьми является важной частью жизни каждого
человека.
2. Объяснить, как могут сказаться на здоровье
человека переживания, связанные с негативным
общением, неприятностями, горем.
3. Учить сдерживать свои отрицательные эмоции
при общении с другими людьми.
Содержание урока
1. Проверка домашнего задания
(конкурс на лучшую сказку).
2. Обсуждение проблемы «Когда общение
доставляет радость, а когда – огорчение» с
использованием «мозгового штурма».
3. Работа в группах: игра «Сундучок»
(преодоление отрицательных эмоций).
4. Сообщение учителя о влиянии отрицательных
эмоций на здоровье человека.
5. Обращение к понятиям «пессимист» и
«оптимист».
6. Работа в группах: обсуждение различных
жизненных ситуаций с позиции оптимиста и
пессимиста.
Информация для учителя
Урок следует начать с проверки
домашнего задания. Она проводится в форме
конкурса сказок. Однако если выслушивать все
сказки, придуманные ребятами, то это займет на
уроке много времени, поэтому работы нужно
собрать, а жюри, которое учитель выбирает из
числа учеников, после урока определит несколько
самых удачных, интересных. Обсудив с детьми, как
им работалось дома, следует сделать вывод о том,
что общение с другими людьми необходимо каждому
из нас так же, как воздух, вода и пища.
Затем нужно выяснить у ребят, когда общение друг
с другом доставляет им радость, а когда, наоборот,
огорчение. Дети обобщают свои высказывания и
приходят к выводу, что огорчение у них возникает
при грубом обращении, когда на них кричат,
дразнят, обзывают и т.д. Отрицательные эмоции
вызывают тягостное душевное состояние и
неблагоприятно сказываются на общем
самочувствии человека. Значит, страдает его
здоровье, что приводит к различным болезням.
Положительные же эмоции, наоборот, улучшают
самочувствие, укрепляют здоровье.
Проводится групповая игра «Сундучок». Каждая
группа в «добрый» сундучок собирает
положительные эмоции, а в «злой» –
отрицательные. После того как оба сундучка будут
заполнены, «злой» уничтожается (нужно заранее
придумать, как это сделать, но ни в коем случае
при этом не пользоваться опасными способами).
Ребятам предлагается ответить на вопросы:
«Почему мы не любим, когда рядом с нами громко
говорят или кричат? Вреден ли для здоровья
человека шум?». Отмечается, что от громких звуков
у многих из нас начинает болеть голова,
нарушается слух.
Далее обсуждается вопрос о том, как
отрицательные эмоции влияют на человека. (При
этих состояниях человек начинает нервничать, у
него появляются неуверенность, страх, слезы,
сердце колотится чаще и т.д.) Как можно избежать
этих состояний? Стоит ли вообще кричать друг на
друга, а также провоцировать на крик других людей
своим плохим поведением, непослушанием и т.д.?
Затем ребятам предлагается вспомнить, кто такие
оптимист и пессимист и кому из них бывает легче
справиться с болезнью. Исходя из своего личного
опыта ученики отвечают на вопросы: «Легко ли
общаться с человеком, который только что перенес
неприятность, испытывает раздражение или обиду?
Как нужно общаться с ним, какие находить для
этого слова?».
Пусть дети подведут итог: люди, постоянно
погруженные в отрицательные эмоции и
сосредоточенные на мрачных мыслях, тяжелее
переносят болезни, с ними трудно, неприятно
общаться, у них нет друзей, и это, как правило, им
самим портит жизнь. В конце концов такие люди еще
больше замыкаются на своих отрицательных
эмоциях и мыслях.
Нужно помнить о том, что большинство неприятных
ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться
в жизни, можно рассматривать не только с
отрицательной, но и с иной точки зрения.
Далее продолжается работа в группах: дети
рассматривают ситуации, из-за которых они часто
огорчаются и обижаются на других людей, с
отрицательной и положительной стороны.
Например, Света получила плохую отметку за
контрольную работу по математике, расстроилась,
боится говорить об этом родителям, упала духом, у
нее слезы на глазах. Но, подумав, она поняла, что
сама виновата: невнимательно прочитала задание,
плохо разобралась в способе решения. Нужно еще
позаниматься, и следующая контрольная будет
удачной.
Урок 8
Основные правила общения
с ровесниками и старшими
Задачи урока
1. Учить применять основные правила
общения со сверстниками и взрослыми людьми –
друзьями, родственниками, учителями, знакомыми и
незнакомыми.
2. Попробовать составить диалоги общения с
окружающими людьми.
Содержание урока
1. Индивидуальная работа на тему «Мое
окружение».
2. Составление схемы общения на доске.
3. Групповая работа «Правила общения с разными
людьми».
4. Решение в группах проблемных ситуаций по теме
урока.
5. Повторение пяти основных правил общения.
6. Групповая работа: игра «Вредные и полезные
советы».
Информация для учителя
Урок начинается с индивидуальной
работы. Детям предлагается вспомнить, кто, какие
люди находятся вокруг них каждый день, каждую
неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях.
Это нужно для того, чтобы составить свою схему
общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и
общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе
следует расположить его на схеме общения.
После обсуждения результатов индивидуальной
работы на доске составляется обобщенная схема
нашего окружения и общения.
Затем проводится групповая работа на тему, каким
должно быть общение с различными категориями
людей. Дается задание группам: перечислить и
записать слова, которые следует использовать для
общения с определенной категорией людей в
различных ситуациях:
в качестве приветствия (утреннего,
вечернего);
для вежливой просьбы;
для приглашения в гости, театр, кино;
для утешения в трудную минуту;
в телефонном разговоре.
1-я группа записывает слова для общения
с родственниками; 2-я группа – с друзьями; 3-я
группа – с учителями; 4-я группа – со
знакомыми; 5-я группа – с незнакомыми
людьми.
После подведения итогов работы учитель просит
детей сделать вывод о том, одинаково ли они
общаются с разными категориями людей. В чем
состоят различия такого общения?
Следующее задание: из нескольких предложенных
вариантов решения проблемных ситуаций выбрать
наиболее правильные (обсуждение идет в группах).
Например, к тебе зашел одноклассник, и его нужно
познакомить с мамой. Знакомить можно по-разному.
Какой из нескольких вариантов тебе кажется
наиболее подходящим?
1. «Проходи, Коля. Мама, это Коля, мы
сидим с ним за одной партой. Коля, маму зовут
Наталья Ивановна».
2. «Проходи, Коля. Это моя мама, Наталья
Ивановна. Мама, мы с Колей за одной партой сидим».
3. «Проходи, Коля. Здесь у нас книги, это мой
аквариум, это мама, там дверь на балкон».
Предложите детям не только выбрать
правильный вариант, но и ответить, почему они
выбирают именно его, поразмышлять, почему не
годятся другие приведенные решения.
Сформулируйте и запишите правила знакомства
(младшего представляют старшему и только затем
старшего называют младшему; ровесников
представляют друг другу: «Знакомьтесь, это ..., а
это ...»).
Затем учитель предлагает детям изучить таблицу
современных русских формул прощания (Акишина
А.А., Формановская Н.И. Русский речевой
этикет. – М., 1978). Ученики должны отметить, какие
формулы прощания приемлемы при общении с
заданной им категорией людей.
В конце урока дети еще раз вспоминают правила
общения и составляют свои правила вежливого
человека:
Будь вежлив, и у тебя будет много
друзей, все окружающие люди будут уважать тебя.
Будь внимателен; не забывай
приветствовать людей при встрече, благодарить и
прощаться.
Называй друзей по имени, и они будут к
тебе обращаться так же.
К взрослым людям обращайся
уважительно, на «вы».
Умей внимательно слушать других, и ты
узнаешь много нового.
Умей поставить себя на место другого,
и ты сможешь понять его.
В заключение проводится игра «Вредные
и полезные советы». Из предложенных рекомендаций
нужно выбрать те, которые действительно
соответствуют нормам общественного поведения.
Учитель зачитывает ситуации вслух.
Формулы прощания
Формулы |
Употребление |
До свидания! |
В любой ситуации |
Всего хорошего!
Всего доброго! |
В любой ситуации с
оттенком пожелания |
До встречи! |
Вместо «до
свидания», когда предполагается условленная
встреча |
Прощайте! |
При прощании на
длительный срок или навсегда |
Спокойной ночи!
Доброй ночи! |
Прощание на ночь |
Счастливо! |
Непринужденное,
дружеское |
Всего! Привет!
Пока! |
Дружеское с
оттенком фамильярности. Употребляется хорошо
знакомыми, близкими людьми |
Бывай! Будь! |
Грубовато-сниженное |
Разрешите
попрощаться!
Позвольте попрощаться! |
Официальное |
Игра «Вредные и полезные
советы»
Школа
1. Если хочешь ответить на вопрос
учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй
стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя,
крикни погромче с места.
4. Когда отвечает твой одноклассник, можно его
перебить выкриком с места.
5. На перемене надо хорошенько отдохнуть:
побегать по коридору, сшибая всех на своем пути.
6. Если тебе нужно что-то спросить, смело
перебивай разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на
спортивной площадке.
8. Нужно помогать друг другу, нельзя ябедничать
на товарищей.
9. В школе каждый за себя, помогать друг другу
не нужно.
Театр
1. Придя в театр, нужно раздеться в
гардеробе и не забыть взять свой номерок.
2. Садиться в зале можно на любые места, где
захочется, а совсем не на те, которые обозначены в
билетах.
3. Во время спектакля не следует разговаривать
с соседями.
4. В антракте все должны сломя голову бежать в
буфет.
5. После окончания спектакля надо спокойно
спуститься в гардероб, взять свои вещи, одеться и
выйти.
Транспорт
1. Входя в автобус, нужно постараться
привлечь к себе внимание окружающих: громко
разговаривать, толкаться и пр.
2. В транспорте нужно уступать место старшим.
Мужчина должен уступить место женщине.
3. Не обязательно уступать место инвалидам или
пассажирам с маленькими детьми.
4. Перед тем как выйти из автобуса, спроси
стоящих впереди, выходят ли они на твоей
остановке.
5. Если никто не выходит, пробирайся к выходу,
расталкивая всех локтями.
6. Выходя из автобуса, помоги сойти выходящему
вместе с тобой пожилому или больному человеку.
Поликлиника
1. Придя в поликлинику, попроси в
регистратуре свою карту.
2. На прием к врачу можно проходить без очереди.
3. Войдя в кабинет врача, поздоровайся с ним и
расскажи, что тебя беспокоит.
4. Когда выйдешь от доктора, можно вдоволь
побегать по коридору.
5. После осмотра, если что-то непонятно, нужно
вежливо переспросить об этом врача и обязательно
попрощаться перед уходом.
Магазин
1. Придя в магазин и увидев
необходимый товар, расспроси, если нужно,
продавца об интересующей тебя вещи.
2. Можно отвлекать продавца сколько угодно, не
беспокоясь о других покупателях.
3. Если в нужном отделе магазина очередь,
следует спокойно ее занять.
4. Уплатив деньги и получив товар, поблагодари
продавца.
5. Если тебе что-то не понравилось в купленном
товаре, можно вежливо отказаться от него или
попросить поменять его на другой.
Урок 9
Знакомые
и незнакомые люди.
Правила общения
Задачи урока
1. Рассказать, что правила общения со
знакомыми и незнакомыми людьми должны быть
различными.
2. Объяснить, что такое осторожность и как
уметь в нужных случаях соблюдать ее для
обеспечения своей безопасности.
3. Учить правилам поведения с незнакомыми
людьми и умению выполнять их.
Содержание урока
1. Работа в группах с карточками по
определению разных категорий людей – тех, с
которыми можно общаться свободно, и тех, кого
необходимо остерегаться.
2. Повторение понятия «осторожность».
3. Повторение правил поведения с незнакомыми
людьми.
Информация для учителя
Урок начинается с работы в группах.
Детям предлагается рассортировать карточки. В
них указаны разные люди, знакомые и незнакомые, с
которыми встречается или может встретиться
ребенок (например: мама, папа, дедушка, бабушка и
другие родственники, ровесники и старшие ребята
во дворе, на улице, незнакомые взрослые люди на
улице, случайный прохожий в безлюдном месте), а
также различные ситуации (незнакомая женщина
предлагает игрушку; незнакомая бабушка просит
перевести ее через дорогу и т.д.). Необходимо
разделить их на две группы так, чтобы в одну
попали люди, с которыми общаться можно без
опасения, а в другую – те, с которыми
общаться нужно с осторожностью или вообще
следует избегать общения. Затем дети
комментируют свой выбор.
Далее ответы детей обобщаются, и учитель просит
их определить то качество, которое помогает
уберечься от различных опасностей. Это
осторожность.
Затем в режиме «мозгового штурма» дети
вспоминают правила поведения с незнакомыми
людьми, которые они изучали в течение первого
года работы по программе.
На доске составляется «Алгоритм осторожности»:
В конце урока учитель предлагает
ребятам нарисовать запрещающие знаки, которые
можно было бы использовать в ситуациях общения с
незнакомыми людьми.
Домашнее задание: вспомните, какие
случаи общения с незнакомыми людьми бывали в
вашей жизни, где это происходило, как вы
поступили тогда, и подумайте, как поступили бы
сейчас.
Урок 10
В каких ситуациях
при общении необходимо
соблюдать осторожность?
Задачи урока
1. Повторить основные приемы общения
с незнакомыми людьми.
2. Учить практически пользоваться правилами
поведения с незнакомыми людьми, а также
составлять диалоги общения с ними, соблюдая
требования осторожности.
Содержание урока
1. Анализ домашнего задания:
рассказы детей о случаях общения с незнакомыми
людьми.
2. Анализ причин неприятного общения: «Почему
это могло случиться со мной?».
3. Работа в группах: разбор различных жизненных
ситуаций общения с незнакомыми людьми.
4. Работа в парах: составление диалогов общения
с незнакомыми людьми в различных ситуациях.
Информация для учителя
Урок начинается с анализа домашнего
задания. Дети рассказывают о случаях общения с
незнакомыми людьми из своей жизни; анализируется
степень опасности каждой ситуации.
Затем учитель просит вспомнить пережитые
ребятами моменты, когда их общение с незнакомыми
людьми носило неприятный характер. Разбираются
причины: «Почему это случилось со мной?».
Продолжается урок работой в группах. Детям
дается задание: обсудить различные ситуации
общения с незнакомыми людьми.
1. Ты один дома, в дверь звонят. Ты
открываешь дверь...
2. Ты один дома, в дверь звонят. Ты спрашиваешь:
«Кто там?». За дверью отвечают, что пришли
проверить газ. Твои действия?
3. На улице к тебе подходит незнакомый мужчина
и просит проводить его, показать какую-то улицу.
Твои действия?
4. Незнакомый мужчина на улице просит тебя
взять у него деньги и купить ему в киоске
сигареты. Твои действия?
5. Соседка тетя Люба просит купить для нее в
магазине продукты.
Далее проводится работа в парах.
Ученикам предлагаются конкретные ситуации,
требуется составить диалог общения с
незнакомыми людьми и разыграть его. Жюри из числа
учеников оценивает диалоги и называет самые
убедительные из них.
Еще раз анализируются причины выбора ребятами
тех или иных решений в различных ситуациях
общения. Уточняется, в каких случаях следует
проявлять осторожность.