Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2009

Игровая площадка

Мы ловим, и нас ловят

В недалеком прошлом в пионерских лагерях, которые теперь называются спортивно-оздоровительными, были популярны игры на местности, такие, как «Зарница», «Орленок», «Захват знамени» и другие. Их история берет начало в организациях бойскаутов. Слегка измененные и приспособленные к нашему времени, эти игры снова вызывают живой интерес у мальчишек и девчонок

«Три огня»

Эта игра, которую еще называют «Мы ловим, и нас ловят», научит детей проявлять внимательность, наблюдательность, а также соблюдать осторожность.
Местом проведения является лес. Хорошо, если он не очень большой, тогда границы леса будут одновременно и границами плацдарма. И, таким образом, они будут видны для всех участников. Если нет маленького леса, то надо выбрать наиболее заметные границы – просеку, ручей, тропинку… Размер игрового поля – 1–2 кв. километра. Объем участка может зависеть от возраста и количества ребят.
Игроки (разведчики) делятся на три примерно равные команды. Каждая из них получает задание очистить лес от другой команды, но должна опасаться третьей команды, которая стремится уничтожить ее. «Синие» ловят «красных», но должны остерегаться «зеленых». «красные» ловят «зеленых», но им следует опасаться «синих». «Зеленые» ловят «синих», но должны быть осторожны, чтобы их не переловили «красные». Практически игра происходит так: все три команды разводятся как можно дальше одна от другой. Они располагаются по границам леса.
Если игра происходит между звеньями в их постоянном составе, то отличительных знаков не надо, т.к. разведчики хорошо знают друг друга в лицо. Но если в игре принимают участие разведчики трех различных отрядов, которые друг друга не знают, то участники каждой команды должны иметь любое хорошо видимое различие. Например: первая команда – в полной форме; вторая – без косынок; третья – косынка повязана на левой руке выше локтя широкой полосой. Могут быть и другие различия, главное – чтобы они были хорошо заметны.
Необходимо это для того, чтобы каждый знал, кого он имеет право ловить и пятнать и кого должен опасаться.
После сигнала ведущего (свисток, выстрел из стартового пистолета) разведчики каждой команды расходятся по лесу и стараются очистить его от разведчиков второй команды, одновременно они должны быть очень осторожны, чтобы их не поймали разведчики третьей команды. Засада, подкрадывание, укрытие от врага – все здесь имеет место. Очень важно, чтобы разведчики одной команды не знали, где исходное положение двух других групп. Всем участникам перед началом игры сообщается, куда должны собираться все «убитые» (осаленные). Там находится руководитель, который может с «убитыми» (выбывшими из игры) организовать другую небольшую лесную игру, чтобы им не было скучно ожидать конца игры «Три огня». Надо строго приказать, чтобы «убитые» сразу отправлялись на сборный пункт и не мешали остальным. Для лучшего контроля пойманных разведчиков (выбывших из игры) каждому играющему руководитель дает записку, написанную его рукой (имя и фамилия разведчика и название его звена), которую тот обязан передать тому, кто его запятнал. Это делается для того, чтобы знать, сколько каждый участник запятнал играющих за все время игры.
Надо, чтобы дети понимали: игра становится неинтересной, если не соблюдаются правила. Если разведчики играют честно, старательно и с понятием, то эта игра получается очень увлекательной.
Игра длится определенное время. Обычно два часа. Но если район игры велик и участники – опытные разведчики, то она может продолжаться три и четыре часа. Игра заканчивается раньше установленного времени, если одна команда полностью уничтожена.
Оценка игры проста: сколько каждая команда потеряла людей и сколько «убила» – запятнала. Руководитель лишен возможности наблюдать за действиями ребят, и поэтому игра хороша для разведчиков, имеющих опыт подобных игр.

«Олень»

Игра для тех, кто выбыл из соревнований разведчиков

Игра проводится следующим образом: один игрок – «олень» – сидит с завязанными глазами. Остальные – «охотники» – располагаются вокруг него на расстоянии 12–16 метров. Руководитель указывает жестом на одного из них. Этот участник должен попытаться подойти к «оленю», а тот старается услышать приближение охотника. Если «олень» услышит шаги, шорох и т.п., то он указывает рукой по направлению, откуда доносится звук. Если игрок указал неправильно, то руководитель не подает сигнала и подкрадывающийся продолжает приближаться к «оленю». Если же тот правильно указал на приближающегося охотника, то руководитель приказывает (рукой, но можно и голосом) последнему вернуться в исходное положение, а потом подает рукой знак другому охотнику. Этот, в свою очередь, пытается подкрасться к «оленю» так близко, что может дотронуться до него рукой. Игра завершается, если «олень» отразил десять попыток подобраться к нему.
Часто бывает, что охотник, которому удалось подкрасться к «оленю» на расстояние 3–4 шагов, просто бросается бегом к последнему и дотрагивается до него рукой. Этого нельзя допускать! Подкрадывающийся должен неслышно, бесшумно подойти к «оленю», но не проскакивать последние метры как можно быстрее. Совершенно ясно, что участники игры должны соблюдать полнейшую тишину. Игру нельзя проводить просто на скорость. Шум качающихся деревьев и ветвей мешает «оленю» своевременно услышать приближение охотника. Большую роль играет почва того места, где происходит игра. Лучше всего обычная лесная почва, с хвоей, сухими сучьями и др.

Марина Малыхина