Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2009

Технология

Книга учит, книга лечит

Культура здоровья является частью общей культуры человека. Современный учитель должен прививать детям заинтересованность в сохранении и укреплении своего здоровья, воспитывать у них чувство ответственности за здоровье собственное и окружающих и, конечно, повышать их уровень знаний по данной проблеме. Все эти задачи можно решить с использованием художественной литературы

При организации уроков важную роль играет их эмоциональная составляющая, которая способствует лучшему восприятию и усвоению материала. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике… Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы поведения и на все моменты воспитательного процесса».
Проводя занятия (классные часы) по формированию культуры здоровья, преподаватель должен учитывать ряд аспектов.
Во-первых, материал по здоровьесберегающей тематике должен органически встраиваться в урок, не противоречить его целям и задачам. Вносимые элементы (дополнительная или замещающая информация, упражнения, задания для самостоятельной работы, решение проблемных ситуаций, усвоение междисциплинарных знаний) должны быть компактными по объему и подчиняться основному содержанию занятия.
Во-вторых, художественные тексты могут использоваться не только учителем-словесником, но преподавателем биологии, школьным психологом, классным руководителем. В каждом случае нужна консультация специалиста, а в идеале – совместная подготовка и проведение подобных уроков. При этом функцией учителя литературы, например, становятся подбор художественной литературы, методическая помощь по составлению вопросов и т.д.
Интересны для такой работы следующие книги: «Слон» А.И. Куприна (в младшем школьном возрасте), в средних и старших классах – «Последний лист» О.Генри, «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, в старших классах – отрывки из романов Ш.Бронте «Джейн Эйр», И.А. Гончарова «Обломов» (последний период жизни И.И. Обломова), а также биографии и высказывания писателей. При знакомстве с жизнью и творчеством литераторов, которые вели здоровый образ жизни, следует акцентировать внимание на том, что не всегда знаменитый и авторитетный человек сам становится образцом поведения. Один из наиболее часто встречаемых стереотипов у студентов (вчерашних школьников) – деструктивное поведение творческого человека (например, наркотическая зависимость), не мешающее (способствующее) достижению успеха.
Третий аспект состоит в том, что, как правило, занятия с элементами тренинговых технологий требуют много времени, поэтому целесообразно сдваивание уроков.

При подборе текстов надо обратить внимание на такие моменты:

– предполагаемый эмоциональный отклик на книгу;
– возрастная доступность материала с учетом воздействия его здоровьесберегающего потенциала;
– объем произведения.

Например, желательно использование небольших текстов, прочтение которых не займет много времени. В противном случае ученик нуждается в домашней подготовке, что затрудняет осуществление контроля со стороны учителя, лишает его возможности наблюдения; искажает и обедняет дискуссию, так как не все дети придут подготовленными.

– Не рекомендуется усекать, сокращать произведения («выдергивая» из контекста информацию, касающуюся формирования культуры здоровья), лишая тем самым их художественной цельности, нарушая идейный и композиционный замысел автора.

Далее приводится разработка занятия в режиме тренинга с использованием рассказа О.Генри «Последний лист». Данный тренинг основан на некотором эффекте неожиданности, самоопровержении выводов, сделанных детьми в начале занятия. Проведение такого урока наиболее интересно при условии новизны текста (педагог на этот счет задает уточняющие вопросы).
В ходе работы формируется представление о том, что здоровье (в нашем случае – выздоровление) во многом зависит от самого человека и его эмоциональный настрой при этом играет решающую роль. При междисциплинарном подходе (литература, медицина, психология) осуществляется сквозной анализ категории «здоровье». В процессе выполнения заданий закрепляются навыки проведения дискуссии, активизируется познавательная деятельность учащихся. Выполняя творческие, поисковые и проблемные задания, ребенок формулирует личностно значимые выводы.
Нужно помнить, что информация о ЗОЖ, получаемая несистемно, некомплексно и не актуализированная самими детьми, становится мертвым грузом, от которого больше вреда, чем пользы.

Цель занятия: формирование ценностно-деятельного отношения к здоровью.

Основные задачи:

– воспитать духовно-нравственное здоровье;
– подчеркнуть связь между ЗОЖ и здоровьем человека;
– показать взаимовлияние и взаимообусловливание всех компонентов (физический, психический, духовный) здоровья;
– отойти от однобокой трактовки нездоровья как в первую очередь телесного недуга.

Сопутствующие задачи:

– обучение приемам группового взаимодействия;
– развитие навыков динамического чтения художественных текстов;
– развитие навыков рациональной работы с текстами;
– активизация навыков творческой деятельности.

ХОД РАБОТЫ

1. Деление учащихся на микрогруппы

Для проведения тренинга желательно сформировать группы по пять человек. В таком сообществе достаточно участников для выработки различных взглядов и продуктивного обмена информацией. У всех будет возможность внести вклад в общее дело.

2. Коллективное обсуждение правил работы в микрогруппе

Перед началом тренинга совместными усилиями формируются общие установки (если тренинг проводится не в первый раз, ранее принятые правила вспоминаются и при необходимости корректируются). Регламентируются время и порядок общения (обсуждение вполголоса, внутри микрогруппы; совместно вынесенные решения обязательно протоколируются).
Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе группового общения – правила кооперации и сотрудничества:

– в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
– каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;
– нужно говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
– если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание, только после этого делаются выводы;
– критикуются идеи, а не личности;
– цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнать разные мнения по конкретной проблеме;
– за работу не выставляются оценки.

3. Учитель объявляет тему и организует обсуждение в группах

Для большей эмоциональности используются сюжетно-игровые элементы.
Примерный текст речи учителя: «Уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать на ежегодном симпозиуме врачей. На повестке дня сегодня очень важные вопросы, обсуждение которых будет проходить по секциям».

Задание 1

Вы должны спрогнозировать результаты научного эксперимента – «здоровье зависит от следующих факторов» (процент, указанный в скобках для учителя, обнародуется в конце занятия):

– наследственность (определяет здоровье на 20%);
– условия внешней среды (природные и социальные) (на 20%);
– деятельность системы здравоохранения (на 10%);
– образ жизни человека (на 50%).

Вам надо расположить эти обстоятельства в порядке значимости и влияния на человека (время выполнения – 5 минут).
После обсуждения в группах делегаты от каждой излагают свою точку зрения, аргументируя ее. Преподаватель резюмирует вышесказанное, не оглашая действительных результатов.

Задание 2

Вы должны предугадать исход заболевания пациентки, ей поставлен диагноз «пневмония». Напомним: пневмония – это острый воспалительный процесс в легочной ткани. Предрасполагающими факторами могут быть патология органов дыхания, повторные ОРВИ, наследственные заболевания, плохие социально-бытовые условия. Начало заболевания острое, часто на фоне респираторной инфекции; ухудшается общее состояние (беспокойство, нарушение сна, аппетита), появляются катаральные изменения в носоглотке, насморк, чихание, цианоз носогубного треугольника.

Учитель. К сожалению для нас, врачей, мы имеем только художественное описание события.

В ходе обсуждения вам нужно ответить на следующие вопросы:
1) Как, на ваш взгляд, будет протекать данное заболевание?
2) Какие обстоятельства и рекомендации помогут благоприятному исходу?
3) Какие предпосылки возникновения заболевания вы можете выявить?
4) Что предлагают герои для улучшения состояния больной и как вы относитесь к их мнению?
(Время выполнения – 30 мин.)
Раздается распечатка текста до слов «– Что! – кричал он. – Возможна ли такая глупость – умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Нет, не желаю позировать для вашего идиота отшельника. Как вы позволяете ей забивать голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси! …Боже мой! Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси. Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да, да!».

4. Межгрупповая дискуссия

Учитель. Уважаемые коллеги! К нашей величайшей радости, неизвестные нам люди принесли вторую половинку текста, который сейчас вам будет роздан.
(Текст до конца.)
«Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».

За оставшееся время вам надо ответить на вопросы и выполнить задания:
1) Что сыграло решающую роль в выздоровлении, как это связано с вашими предположениями, сделанными ранее?
2) Как бы вы могли назвать одним словом причину выздоровления героини?
3) Составьте схему протекания ее заболевания.
4) Приведите известные вам примеры, которые вписываются в данную схему.

5. Групповое подведение итогов

Открываются данные исследования, результаты которого нужно было спрогнозировать. Подводится общий итог. Заканчивается занятие групповой рефлексией.

Заключительное слово учителя. Ребята, сейчас я прочту вам слова, которые послужат своеобразным резюме сегодняшнего разговора.
(Надпись на надгробном камне английского архиепископа, умершего в 1100 г.)
Когда я был молод и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.
Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу.
И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране, но и в своей стране мне не удалось ничего изменить.
На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.
И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что, если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и, кто знает, может быть, и весь мир.

Литература

1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
2. Детские болезни: Справочник / Под ред. Чичко М.В. – М., 2003. – 67–68 с.
3. Книги, помогающие жить: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Колоскова Н.Е. – М.: Чистые пруды, 2008. – С. 32. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе», «Здоровье детей», «Литература». Вып. 23.)
4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Панина Т.С., Вавилова Л.Н. / Под ред. Паниной Т.С. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 176.
5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – С. 607.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – С. 320.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «YOU2YOU.ru». Возить с собой большое количество книг, это неудобно и тяжело, гораздо удобней возить электронную книгу. На сайте, расположенном по адресу www.You2You.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать электронную книгу по выгодной цене. Магазин электронных книг «YOU2YOU.ru» имеет широкий ассортимент надежной электроники от ноутбуков до программируемых пылесосов.

Оксана Пантеева