Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2009

Образ жизни

Научись сам и научи других

Программа волонтерского движения

Программа волонтерского движения «Будь здоров!» предполагает изучение основ ЗОЖ, активную пропаганду и распространение полученных знаний среди сверстников и учащихся других возрастов. Она является модифицированной, в основу положена работа В.Н. Касаткина. Программа, состоящая из 10 наиболее актуальных на данный момент тем, рассчитана на 70 часов (2 часа занятий в неделю)

Цели: воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование полезных навыков и привычек, способствующих:

– укреплению здоровья человека;
– повышению его работоспособности;
– гармоничному развитию;
– творческому долголетию.

Задачи агитбригады «Будь здоров!»:

– пропаганда идей ЗОЖ через активные формы и методы работы;
– творческая подача изучаемого материала (выпуск информационных бюллетеней, анкетирование, подготовка и проведение игровых познавательных программ, викторин, конкурсов и т.д.);
– воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
– формирование позитивного отношения к ЗОЖ и активной жизненной позиции по его сохранению.

Статья опубликована при поддержке компании "Ингосстрах". Поскольку, как правило, страхование жизни и здоровья граждан относится к долгосрочным программам, очень важно быть уверенным в стабильности и надежности страховщика. В лице "Ингосстраха" Вы найдете честного и порядочного партнера, с устойчивым финансовым положением и имеющим многолетнюю историю. "Ингосстрах" готов предоставить своим клиентам как бюджетные решения по страхованию жизни, так и накопительные VIP-программы с широким набором застрахованных рисков. Заключив договор долгосрочного страхования жизни, Вы можете адаптировать его в течение срока страхования к своим изменяющимся потребностям, а в случае если у Вас возникнут финансовые трудности, и Вы не сможете вовремя внести очередной взнос, для Вас найдут компромиссное решение без применения штрафных санкций и расторжения Договора. Подробную информацию об условиях и программах по страхованию жизни и здоровья Вы можете найти на сайте ingos.ru.

В начале работы агитбригады ее членам можно предложить заполнить для себя программу волонтерской деятельности (см. приложение), а по окончании курса, при подведении итогов, провести самоанализ и составить резюме. Изучение этих документов позволит руководителю и членам бригады увидеть положительные стороны своей работы, учесть недостатки, внести необходимые изменения и скорректировать дальнейшую пропагандистскую деятельность.

Не секрет, что любые знания ребенок лучше воспринимает и усваивает, если:

– они предлагаются в нетрадиционной, активной форме (сюжетно-ролевая, познавательная игра, викторина, КВН, театрализованное представление и т.д.);
– знаниями делятся сверстники либо учащиеся старшего возраста;
– ребенок сам вовлечен в процесс изучения и передачи информации друзьям.

Все эти положения и задачи успешно решаются через данную программу, в результате реализации которой у ребенка формируются понятие о здоровье как о величайшей ценности в жизни человека, чувство сознательного и ответственного отношения к здоровью; развиваются умения и навыки по соблюдению правил ЗОЖ.
Параллельно происходит развитие творческих способностей учащихся, повышается их самооценка, расширяется кругозор, формируется благоприятный микроклимат внутри классов и возрастных групп.
Занятия агитбригады насыщены творческими заданиями, для успешного решения которых привлекаются школьные врач и медсестра, психолог, социальный педагог, преподаватели биологии, ОБЖ, изоискусства, технологии, литературы, музыки и др. дисциплин.
Таким образом, курс является интегрированным, что позволяет повышать уровень интеллекта детей, развивать самостоятельность мышления, формировать активную жизненную позицию.
Пропагандируя ЗОЖ, ребята участвуют в международных праздниках: Всемирном дне здоровья – 7 апреля, Всемирном дне борьбы с наркотиками и Дне защиты детей – 1 июня, Всемирном дне борьбы с курением – 31 мая, Всемирном дне туризма – 27 сентября и др., а также в российских и региональных общественных акциях и движениях; учатся проводить научно-практические семинары, тематические вечера, викторины, презентации и др.
В настоящее время такие формы работы являются социально ориентированными, что весьма актуально в современном воспитательно-образовательном процессе.
При этом учащиеся сознают ценность мероприятий, охотно участвуют в их проведении и подготовке, что благотворно сказывается на их психоэмоциональном состоянии.

Успех реализации программы обеспечивается следующими обязательными условиями:

– готовностью педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ;
– личностноориентированным взаимодействием учащихся разного возраста в процессе освоения программы и координирующими действиями педагога;
– наличием необходимой теоретической и материальной базы для подготовки и проведения творческих внеклассных мероприятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Гигиена и здоровье – 23 часа

Тема 1. Правила личной гигиены  для детей и подростков – 10 часов

Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Микрофлора кожных покровов. Уход за кожей лица, рук и ног. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств для ухода за телом.
Типы волос. Уход за волосами. Школьные и вечерние прически для детей и подростков. Конкурс вечерних причесок для учеников разного возраста. Выпуск информационного бюллетеня «Коса – девичья краса».
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки и пасты. Профилактика заболеваний зубов и десен. Выпуск информационного бюллетеня «Королева Зубная щетка. Гигиена полости рта».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Откуда берутся грязнули?».

Тема 2. Гигиена труда и отдыха – 7 часов

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса».
Переутомление, его субъективные и объективные причины. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.
Анкетирование «Режим дня современного школьника» для учащихся 7–9-х классов, его анализ.
Выпуск информационного бюллетеня «Режим дня современного школьника» по итогам анкетирования.

Тема 3. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний среди детей и подростков – 6 часов

Причины возникновения простудных заболеваний, их лечение и профилактика. Закаливание детей и подростков. Фитоигра «Чай-чай, выручай!».
Причины возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Защита организма – иммунитет, способы его повышения. Вакцинация населения.
Ответственность за распространение инфекций. Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез и его предупреждение.
Выпуск листовок с целью формирования позитивного отношения к вакцинации.

Учащиеся должны знать:

– правила личной гигиены;
– правила гигиены труда и отдыха;
– о причинах возникновения простудных заболеваний и мерах по их профилактике;
– о причинах возникновения и путях передачи инфекционных заболеваний, иметь четкое понятие о вакцинации как одном из способов повышения иммунитета.

Учащиеся должны уметь:

– ухаживать за своим телом, пользоваться на практике современными средствами и способами гигиены;
– составлять индивидуальный режим физических и умственных нагрузок в соответствии с режимом дня;
– подбирать необходимый материал для выпуска тематических информационных бюллетеней;
– проводить анкетирование и обрабатывать его результаты;
– составлять игровые программы, используя разные источники, в том числе свои идеи, для распространения знаний и формирования позитивного отношения к ЗОЖ.

Раздел 2. Питание и здоровье – 16 часов

Тема 4. Питание – основа жизни – 13 часов

Группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню, анализ результатов питания современного подростка.
«Не все то полезно, что в рот полезло» – дискуссия для учащихся 7–8-х классов «Соки против фруктов».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Путешествие по овощной грядке».
Подготовка и проведение игровой программы для учащихся младших классов «Яблочный денек».
Энергетическая ценность питания, физиологические нормы и потребности в основных пищевых продуктах и энергии. Режим питания современного школьника и его анализ (по результатам анкетирования учащихся школы). Выпуск информационного бюллетеня «Режим питания современного школьника».
Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни.
Пищевые риски, опасные для здоровья. Ядовитые грибы и растения. Познавательная игра для учеников 5–6-х классов «Угадай-ка».

Тема 5. Гигиена питания – 3 часа

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд.
Сервировка стола и оформление блюд. Конкурсная программа для учащихся 6–7-х классов «Добро пожаловать, или Приглашаем всех к столу!».

Учащиеся должны знать:

– основные группы пищевых продуктов, их энергетическую ценность, а также физиологические нормы и потребности для людей разных возрастных категорий;
– о национальных особенностях и традициях в питании народов разных стран;
– о ядовитых растениях и грибах, болезнях, передающихся через продукты, и других пищевых рисках;
– правила хранения продуктов и готовых блюд;
– простейшие правила сервировки и оформления повседневного и праздничного стола.

Учащиеся должны уметь:

– составлять индивидуальное меню с учетом возрастных и сезонных потребностей человека;
– анализировать пищевые пристрастия и режим питания подростков по результатам анкетирования;
– подготавливать и проводить мероприятия по изученному материалу в форме дискуссий, игровых, конкурсных или иных программ с целью активной пропаганды основ здорового питания и традиций национальной кухни, а также развития коммуникативных навыков и творческих способностей детей.

Раздел 3. Основы личной безопасности – 15 часов

Тема 6. Бытовой и уличный травматизм – 9 часов

Пиротехнические средства и правила техники безопасности при их использовании.
Ожоги, их виды. Оказание первой помощи при ожогах. Обморожения, оказание первой помощи при обморожениях.
Тепловой и солнечный удары, их предупреждение. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Выпуск информационного бюллетеня «Правила безопасности современного школьника».
Правила личной безопасности на экскурсиях, в походах. Экипировка туриста. Походная аптечка. Правила безопасности при обращении с открытым огнем.
Конкурсная программа для учеников 7–8 -х классов «Айболит спешит на помощь».
Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников «Как найти дорожку...».

Тема 7. Безопасное поведение на дорогах – 6 часов

Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора.
Переход улицы на регулируемом перекрестке. Конкурс рисунка для учащихся 5–6-х классов «Мой приятель светофор».
Конкурс роллеров и велосипедистов для учеников начальной школы.
Ожидание на «островке безопасности». Транспорт – зона повышенного риска, правила поведения в транспорте. Посадка в троллейбус, автобус, трамвай; правила выхода из них. Опасность движения группой.
Внимание: на дороге велосипед! Правила движения велосипедиста. Участие в организации и проведении игры «Безопасное колесо».

Учащиеся должны знать:

– правила личной безопасности при использовании пиротехнических средств, при обращении с открытым огнем и бытовыми приборами;
– правила поведения и личной безопасности в общественных местах, транспорте, на экскурсиях, в походах и т.д.

Учащиеся должны уметь:

– ориентироваться в лесу, незнакомом населенном пункте;
– владеть навыками оказания 1-й помощи при обморожениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах, ушибах, переломах и кровотечениях;
– владеть навыками организации и проведения конкурсных и игровых программ, пропагандировать знания основ личной безопасности, развития коммуникативных навыков, чувства товарищества, сопереживания и взаимовыручки.

Раздел 4. Культура потребления медицинских услуг – 4 часа

Тема 8. Выбор медицинских услуг – 3 часа

Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Типы медицинских учреждений и специалисты, оказывающие медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование.

Альтернативная и народная медицина, ее влияние на организм человека. Выпуск информационного бюллетеня «Альтернативная медицина».

Тема 9. Обращение с лекарственными препаратами – 1 час

Врач, рецепт, аптека. Лекарство. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление лекарствами, их побочные действия. Безопасное хранение лекарственных средств.

Учащиеся должны знать:

– виды медицинских учреждений и врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь;
– основные лекарственные препараты, используемые в быту, правила их хранения и употребления;
– об альтернативной и народной медицине;
– об обязательном медицинском страховании.

Учащиеся должны уметь:

– собрать простейшую медицинскую аптечку;
– рассказать об опасности самолечения, передозировки и злоупотребления лекарственными препаратами;
– в доступной форме пропагандировать идеи ЗОЖ, а именно: лечение без лекарств, использование рецептов народной и альтернативной медицины, укрепление здоровья с помощью занятий спортом, общеукрепляющих физических упражнений, закаливающих процедур для развития силы, выносливости и укрепления физического и психоэмоционального состояния человека.

Раздел 5. Предупреждение   употребления психоактивных  веществ – 12 часов

Тема 10. Легальные и нелегальные психоактивные вещества – 12 часов

История распространения табака, алкоголя и наркотиков. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Выпуск информационного бюллетеня «Из истории распространения алкоголя, табака и наркотиков; вред, наносимый ПАВ организму подростка».
Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Побочные действия при употреблении психоактивных веществ.
Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя и табака. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ.
Анкетирование учащихся старших классов «Портрет курильщика» и обработка результатов.
Игровая программа «Сок-шоу» для учащихся 9–11-х классов.
Сценическая композиция для старшеклассников «Стоп, наркотик!».

Учащиеся должны знать:

– историю распространения табака, алкоголя и наркотиков в России;
– виды зависимости от психоактивных веществ;
– о вредном влиянии алкоголя, табака и наркотиков на организм человека;
– о болезнях, связанных с употреблением наркотических веществ, алкоголя и табака, и изменении поведения человека в связи с их применением.

Учащиеся должны уметь:

– проводить анкетирование, анализировать результаты, делать выводы;
– подбирать необходимую литературу и выпускать информационные бюллетени, листовки, плакаты, соответствующие заданной тематике;
– вести агитационную работу среди молодежи и подростков, пропагандируя идеи ЗОЖ, отказ от вредных привычек, используя различные формы и способы деятельности, а именно: игровые, сюжетно-ролевые программы, сценические постановки, диспуты, дискуссии, акции и т.д.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы агитбригады «Будь здоров!» в форме игры «Цветок желаний».

Приложение

Программа волонтерской деятельности

Ф.И.О. ______________________________

Место волонтерской практики_____________

Адрес организации______________________

Руководитель бригады___________________

Формы волонтерской работы_______________

Основные задачи________________________

Задачи личностного саморазвития__________

Форма итогового проекта__________________

Время деятельности______________________

Подпись волонтера_______________________

Дата заполнения_________________________

Анна Шкуратова