Цели: воспитание сознательного
и ответственного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих; формирование полезных
навыков и привычек, способствующих:
– укреплению здоровья человека;
– повышению его работоспособности;
– гармоничному развитию;
– творческому долголетию.
Задачи агитбригады «Будь
здоров!»:
– пропаганда идей ЗОЖ через активные
формы и методы работы;
– творческая подача изучаемого материала
(выпуск информационных бюллетеней,
анкетирование, подготовка и проведение игровых
познавательных программ, викторин, конкурсов и
т.д.);
– воспитание негативного отношения к вредным
привычкам;
– формирование позитивного отношения к ЗОЖ и
активной жизненной позиции по его сохранению.
Статья опубликована при поддержке компании "Ингосстрах". Поскольку, как правило, страхование жизни и здоровья граждан относится к долгосрочным программам, очень важно быть уверенным в стабильности и надежности страховщика. В лице "Ингосстраха" Вы найдете честного и порядочного партнера, с устойчивым финансовым положением и имеющим многолетнюю историю. "Ингосстрах" готов предоставить своим клиентам как бюджетные решения по страхованию жизни, так и накопительные VIP-программы с широким набором застрахованных рисков. Заключив договор долгосрочного страхования жизни, Вы можете адаптировать его в течение срока страхования к своим изменяющимся потребностям, а в случае если у Вас возникнут финансовые трудности, и Вы не сможете вовремя внести очередной взнос, для Вас найдут компромиссное решение без применения штрафных санкций и расторжения Договора. Подробную информацию об условиях и программах по страхованию жизни и здоровья Вы можете найти на сайте ingos.ru.
В начале работы агитбригады ее членам
можно предложить заполнить для себя программу
волонтерской деятельности (см. приложение), а
по окончании курса, при подведении итогов,
провести самоанализ и составить резюме.
Изучение этих документов позволит руководителю
и членам бригады увидеть положительные стороны
своей работы, учесть недостатки, внести
необходимые изменения и скорректировать
дальнейшую пропагандистскую деятельность.
Не секрет, что любые знания ребенок
лучше воспринимает и усваивает, если:
– они предлагаются в нетрадиционной,
активной форме (сюжетно-ролевая, познавательная
игра, викторина, КВН, театрализованное
представление и т.д.);
– знаниями делятся сверстники либо учащиеся
старшего возраста;
– ребенок сам вовлечен в процесс изучения и
передачи информации друзьям.
Все эти положения и задачи успешно
решаются через данную программу, в результате
реализации которой у ребенка формируются
понятие о здоровье как о величайшей ценности в
жизни человека, чувство сознательного и
ответственного отношения к здоровью;
развиваются умения и навыки по соблюдению правил
ЗОЖ.
Параллельно происходит развитие творческих
способностей учащихся, повышается их самооценка,
расширяется кругозор, формируется благоприятный
микроклимат внутри классов и возрастных групп.
Занятия агитбригады насыщены творческими
заданиями, для успешного решения которых
привлекаются школьные врач и медсестра,
психолог, социальный педагог, преподаватели
биологии, ОБЖ, изоискусства, технологии,
литературы, музыки и др. дисциплин.
Таким образом, курс является интегрированным,
что позволяет повышать уровень интеллекта детей,
развивать самостоятельность мышления,
формировать активную жизненную позицию.
Пропагандируя ЗОЖ, ребята участвуют в
международных праздниках: Всемирном дне
здоровья – 7 апреля, Всемирном дне борьбы с
наркотиками и Дне защиты детей – 1 июня,
Всемирном дне борьбы с курением – 31 мая,
Всемирном дне туризма – 27 сентября и др., а также
в российских и региональных общественных акциях
и движениях; учатся проводить
научно-практические семинары, тематические
вечера, викторины, презентации и др.
В настоящее время такие формы работы являются
социально ориентированными, что весьма
актуально в современном
воспитательно-образовательном процессе.
При этом учащиеся сознают ценность мероприятий,
охотно участвуют в их проведении и подготовке,
что благотворно сказывается на их
психоэмоциональном состоянии.
Успех реализации программы
обеспечивается следующими обязательными
условиями:
– готовностью педагога к
воспитанию у детей основ ЗОЖ;
– личностноориентированным взаимодействием
учащихся разного возраста в процессе освоения
программы и координирующими действиями
педагога;
– наличием необходимой теоретической и
материальной базы для подготовки и проведения
творческих внеклассных мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Гигиена и здоровье –
23
часа
Тема 1. Правила личной гигиены для
детей и подростков – 10 часов
Индивидуальные и возрастные
особенности кожи. Микрофлора кожных покровов.
Уход за кожей лица, рук и ног. Уход за ногтями.
Правила выбора гигиенических средств для ухода
за телом.
Типы волос. Уход за волосами. Школьные и вечерние
прически для детей и подростков. Конкурс
вечерних причесок для учеников разного возраста.
Выпуск информационного бюллетеня «Коса –
девичья краса».
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки
и пасты. Профилактика заболеваний зубов и десен.
Выпуск информационного бюллетеня «Королева
Зубная щетка. Гигиена полости рта».
Подготовка и проведение игровой программы для
младших школьников «Откуда берутся грязнули?».
Тема 2. Гигиена труда и отдыха – 7
часов
Биологические ритмы организма:
суточные, недельные, сезонные. Периоды
работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна.
Инсценировка стихотворения В.Маяковского
«История Власа, лентяя и лоботряса».
Переутомление, его субъективные и объективные
причины. Индивидуальный режим физических и
умственных нагрузок. Оптимальные условия труда,
микроклимат в классе и квартире.
Анкетирование «Режим дня современного
школьника» для учащихся 7–9-х классов, его анализ.
Выпуск информационного бюллетеня «Режим дня
современного школьника» по итогам
анкетирования.
Тема 3. Профилактика простудных и
инфекционных заболеваний среди детей и
подростков – 6 часов
Причины возникновения простудных
заболеваний, их лечение и профилактика.
Закаливание детей и подростков. Фитоигра
«Чай-чай, выручай!».
Причины возникновения инфекционных заболеваний.
Пути передачи инфекций. Защита организма –
иммунитет, способы его повышения. Вакцинация
населения.
Ответственность за распространение инфекций.
Инфекции, передаваемые половым путем. Туберкулез
и его предупреждение.
Выпуск листовок с целью формирования
позитивного отношения к вакцинации.
Учащиеся должны знать:
– правила личной гигиены;
– правила гигиены труда и отдыха;
– о причинах возникновения простудных
заболеваний и мерах по их профилактике;
– о причинах возникновения и путях передачи
инфекционных заболеваний, иметь четкое понятие о
вакцинации как одном из способов повышения
иммунитета.
Учащиеся должны уметь:
– ухаживать за своим телом,
пользоваться на практике современными
средствами и способами гигиены;
– составлять индивидуальный режим физических и
умственных нагрузок в соответствии с режимом
дня;
– подбирать необходимый материал для выпуска
тематических информационных бюллетеней;
– проводить анкетирование и обрабатывать его
результаты;
– составлять игровые программы, используя
разные источники, в том числе свои идеи, для
распространения знаний и формирования
позитивного отношения к ЗОЖ.
Раздел 2. Питание и здоровье –
16
часов
Тема 4. Питание – основа жизни – 13
часов
Группы пищевых продуктов. Основные
блюда и их значение. Составление индивидуального
меню, анализ результатов питания современного
подростка.
«Не все то полезно, что в рот полезло» –
дискуссия для учащихся 7–8-х классов «Соки против
фруктов».
Подготовка и проведение игровой программы для
младших школьников «Путешествие по овощной
грядке».
Подготовка и проведение игровой программы для
учащихся младших классов «Яблочный денек».
Энергетическая ценность питания,
физиологические нормы и потребности в основных
пищевых продуктах и энергии. Режим питания
современного школьника и его анализ (по
результатам анкетирования учащихся школы).
Выпуск информационного бюллетеня «Режим питания
современного школьника».
Продукты питания в разных культурах. Традиции
национальной кухни.
Пищевые риски, опасные для здоровья. Ядовитые
грибы и растения. Познавательная игра для
учеников 5–6-х классов «Угадай-ка».
Тема 5. Гигиена питания – 3 часа
Болезни, передаваемые через пищу.
Правила хранения продуктов и готовых блюд.
Сервировка стола и оформление блюд. Конкурсная
программа для учащихся 6–7-х классов «Добро
пожаловать, или Приглашаем всех к столу!».
Учащиеся должны знать:
– основные группы пищевых продуктов,
их энергетическую ценность, а также
физиологические нормы и потребности для людей
разных возрастных категорий;
– о национальных особенностях и традициях в
питании народов разных стран;
– о ядовитых растениях и грибах, болезнях,
передающихся через продукты, и других пищевых
рисках;
– правила хранения продуктов и готовых блюд;
– простейшие правила сервировки и оформления
повседневного и праздничного стола.
Учащиеся должны уметь:
– составлять индивидуальное меню с
учетом возрастных и сезонных потребностей
человека;
– анализировать пищевые пристрастия и режим
питания подростков по результатам
анкетирования;
– подготавливать и проводить мероприятия по
изученному материалу в форме дискуссий, игровых,
конкурсных или иных программ с целью активной
пропаганды основ здорового питания и традиций
национальной кухни, а также развития
коммуникативных навыков и творческих
способностей детей.
Раздел 3. Основы личной
безопасности – 15 часов
Тема 6. Бытовой и уличный травматизм
– 9 часов
Пиротехнические средства и
правила техники безопасности при их
использовании.
Ожоги, их виды. Оказание первой помощи при ожогах.
Обморожения, оказание первой помощи при
обморожениях.
Тепловой и солнечный удары, их предупреждение.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном
ударах. Выпуск информационного бюллетеня
«Правила безопасности современного школьника».
Правила личной безопасности на экскурсиях, в
походах. Экипировка туриста. Походная аптечка.
Правила безопасности при обращении с открытым
огнем.
Конкурсная программа для учеников 7–8 -х классов
«Айболит спешит на помощь».
Подготовка и проведение игровой программы для
младших школьников «Как найти дорожку...».
Тема 7. Безопасное поведение на
дорогах – 6 часов
Ситуации самостоятельного
движения ребенка по улице. Пересечение улицы по
пешеходному переходу или на перекрестке без
светофора.
Переход улицы на регулируемом перекрестке.
Конкурс рисунка для учащихся 5–6-х классов «Мой
приятель светофор».
Конкурс роллеров и велосипедистов для учеников
начальной школы.
Ожидание на «островке безопасности». Транспорт
– зона повышенного риска, правила поведения в
транспорте. Посадка в троллейбус, автобус,
трамвай; правила выхода из них. Опасность
движения группой.
Внимание: на дороге велосипед! Правила движения
велосипедиста. Участие в организации и
проведении игры «Безопасное колесо».
Учащиеся должны знать:
– правила личной безопасности при
использовании пиротехнических средств, при
обращении с открытым огнем и бытовыми приборами;
– правила поведения и личной безопасности в
общественных местах, транспорте, на экскурсиях, в
походах и т.д.
Учащиеся должны уметь:
– ориентироваться в лесу, незнакомом
населенном пункте;
– владеть навыками оказания 1-й помощи при
обморожениях, ожогах, тепловых и солнечных
ударах, ушибах, переломах и кровотечениях;
– владеть навыками организации и проведения
конкурсных и игровых программ, пропагандировать
знания основ личной безопасности, развития
коммуникативных навыков, чувства товарищества,
сопереживания и взаимовыручки.
Раздел 4. Культура потребления
медицинских услуг –
4 часа
Тема 8. Выбор медицинских услуг – 3
часа
Когда, куда и как обращаться за
медицинской помощью. Типы медицинских
учреждений и специалисты, оказывающие
медицинскую помощь. Обязательное медицинское
страхование.
Альтернативная и народная медицина, ее
влияние на организм человека. Выпуск
информационного бюллетеня «Альтернативная
медицина».
Тема 9. Обращение с лекарственными
препаратами – 1 час
Врач, рецепт, аптека. Лекарство.
Правила употребления лекарственных препаратов.
Опасность самолечения. Злоупотребление
лекарствами, их побочные действия. Безопасное
хранение лекарственных средств.
Учащиеся должны знать:
– виды медицинских учреждений и
врачей-специалистов, оказывающих медицинскую
помощь;
– основные лекарственные препараты,
используемые в быту, правила их хранения и
употребления;
– об альтернативной и народной медицине;
– об обязательном медицинском страховании.
Учащиеся должны уметь:
– собрать простейшую медицинскую
аптечку;
– рассказать об опасности самолечения,
передозировки и злоупотребления лекарственными
препаратами;
– в доступной форме пропагандировать идеи ЗОЖ, а
именно: лечение без лекарств, использование
рецептов народной и альтернативной медицины,
укрепление здоровья с помощью занятий спортом,
общеукрепляющих физических упражнений,
закаливающих процедур для развития силы,
выносливости и укрепления физического и
психоэмоционального состояния человека.
Раздел 5. Предупреждение
употребления психоактивных веществ – 12
часов
Тема 10. Легальные и нелегальные
психоактивные вещества – 12 часов
История распространения табака,
алкоголя и наркотиков. Жизненный стиль человека,
зависимого от ПАВ. Ложные представления о
допустимости употребления ПАВ. Выпуск
информационного бюллетеня «Из истории
распространения алкоголя, табака и наркотиков;
вред, наносимый ПАВ организму подростка».
Зависимость от ПАВ: социальная, групповая,
индивидуальная, физиологическая и
психологическая. Побочные действия при
употреблении психоактивных веществ.
Болезни человека, связанные с употреблением
наркотиков, алкоголя и табака. Изменение
поведения человека, связанное с употреблением
психоактивных веществ.
Анкетирование учащихся старших классов «Портрет
курильщика» и обработка результатов.
Игровая программа «Сок-шоу» для учащихся 9–11-х
классов.
Сценическая композиция для старшеклассников
«Стоп, наркотик!».
Учащиеся должны знать:
– историю распространения табака,
алкоголя и наркотиков в России;
– виды зависимости от психоактивных веществ;
– о вредном влиянии алкоголя, табака и
наркотиков на организм человека;
– о болезнях, связанных с употреблением
наркотических веществ, алкоголя и табака, и
изменении поведения человека в связи с их
применением.
Учащиеся должны уметь:
– проводить анкетирование,
анализировать результаты, делать выводы;
– подбирать необходимую литературу и выпускать
информационные бюллетени, листовки, плакаты,
соответствующие заданной тематике;
– вести агитационную работу среди молодежи и
подростков, пропагандируя идеи ЗОЖ, отказ от
вредных привычек, используя различные формы и
способы деятельности, а именно: игровые,
сюжетно-ролевые программы, сценические
постановки, диспуты, дискуссии, акции и т.д.
Итоговое занятие. Подведение
итогов работы агитбригады «Будь здоров!» в форме
игры «Цветок желаний».
Приложение
Программа волонтерской деятельности
Ф.И.О. ______________________________
Место волонтерской практики_____________
Адрес организации______________________
Руководитель бригады___________________
Формы волонтерской работы_______________
Основные задачи________________________
Задачи личностного саморазвития__________
Форма итогового проекта__________________
Время деятельности______________________
Подпись волонтера_______________________
Дата заполнения_________________________ |