Белгородская модель
Во многих образовательных учреждениях
Белгородской области разработаны программы
«Здоровье»; проводятся воспитательные
мероприятия по приобщению детей к ЗОЖ;
внедряются элементы здоровьесберегающих
технологий обучения; медики, психологи и
социальные педагоги занимаются
профилактической,
коррекционно-реабилитационной и
оздоровительной деятельностью.
Для получения положительных результатов такая
работа должна проводиться по единой научно
обоснованной и выверенной технологии и
управляться из единого центра. С 2004 года в
области осуществляется эксперимент «Технология
создания педагогической системы школы,
содействующей здоровью учащихся» (научный
руководитель – проф. Ирхин В.Н., координатор –
Музыка В.А.).
Эксперимент основан на модели развития
здоровьеориентированной школьной
педагогической системы, включающей четыре
основных компонента:
1) управление здоровьеориентированной
деятельностью на общественном,
административном,
профессионально-педагогическом и ученическом
уровнях;
2) здоровьесберегающий образовательный процесс;
3) школьная служба здоровья;
4) здоровая предметно-пространственная среда.
Все начинается с управления
В эксперименте участвуют 16 средних
общеобразовательных школ (городов Белгорода,
Старого Оскола, Строителя и сельские), а также 3
дошкольных учреждения. Как показывает опыт,
системные изменения должны начинаться с
управления.
В школах были созданы советы здоровья и
методические объединения учителей
(преподавателей ОБЖ, физкультуры, биологии),
появились координаторы на уровне заместителя
директора, обновились обязанности
администрации, возникла система ученического
самоуправления соответствующего профиля
(сандружины, физорги, помощники психологов и
медиков, конфликтные комиссии, волонтеры ЗОЖ).
Приятно отметить, что, кроме структурных
изменений, происходит переход от авторитарных
методов управления к демократическим,
учитывающим интересы всех участников
образовательного процесса.
Одним из главных условий успешной реализации
эксперимента является подготовка учителей. Для
них проводятся обучающие семинары и
консультации, проходит обсуждение проблем на
педсоветах и научно-практических конференциях.
Итогом такой работы стало освоение
преподавателями и массовое внедрение в практику
здоровьесберегающих технологий: профилактики
«школьных болезней»;
коррекционно-оздоровительных программ;
подготовки школьников-волонтеров (юных учителей
здоровья); обучения ребят культуре здоровья;
введение триместров.
Переход на триместровую систему положительно
отразился на детях. Впечатляют результаты работы
школы № 7 г. Губкина: количество пропусков
занятий в связи с простудными заболеваниями
сократилось на 58,5%. Данные медосмотров показали и
снижение напряжения сердечно-сосудистой
системы, сохранение более высоких адаптационных
возможностей детей в конце учебного года,
улучшение состояния их нервной системы. Оценки
ребят не только не снизились, но по отдельным
предметам (литература, химия, биология,
география) даже повысились.
Важнейшая жизненная ценность
К ключевым направлениям работы в
экспериментальных школах относится повышение
уровня культуры здоровья. Введены специальные
уроки здоровья, а в старших и средних классах
соответствующие темы интегрируются в обычные
предметы. Большое внимание уделяется
внеклассной и внешкольной воспитательной
работе. Педагоги стремятся не только создать у
ребят мотивацию на ведение здорового образа
жизни, но и привлечь их к осознанной активной
деятельности (участию в массовых физкультурных
мероприятиях, волонтерских дружинах, к занятиям
в спортивных секциях).
Например, для организации занятий по интересам в
школе № 40 г. Старого Оскола работают
многочисленные творческие объединения: клубы,
кружки, секции. Из 1652 учащихся 94% занимаются
различной внеурочной деятельностью.
Особо отмечу, что благотворное влияние на
духовно-нравственное развитие детей оказало
посещение ими святых мест Белгородской области.
Так, в школе № 5 г. Старого Оскола у ребят
произошли изменения в оценке приоритетов:
организации досуга с пользой для здоровья – c 18
до 48%; мотивации на соблюдение режима дня – с 19 до
53%; на занятия спортом – с 23 до 49%. Если раньше у 72%
учащихся забота о здоровье занимала лишь девятое
место, то сейчас 89% школьников считают его
важнейшей жизненной ценностью.
В школе № 40 Старого Оскола за годы эксперимента
число курящих подростков уменьшилось на 5%;
практически не выявляются школьники,
употребляющие наркотики.
Большую роль в воспитательном процессе играют
классные руководители, которые стремятся
использовать современные методики, помогают
составлять индивидуальные программы учащихся и
вести индивидуальные карты их саморазвития.
Школьная служба здоровья
Еще одна важная задача – сохранение
физического и психологического благополучия
детей.
В образовательных учреждениях используется
комплекс защитных мер: ограничение предельного
уровня учебной нагрузки, физкультминутки и
физкультпаузы, эмоциональные разрядки, учет
индивидуальных и половозрастных особенностей
ребят, использование инновационных технологий и
методов обучения.
Во всех школах созданы специальные
(коррекционные) и интегрированные классы, в
которых осуществляются педагогическая
поддержка и психологическое сопровождение
учащихся, действуют учебно-консультационные
пункты, где дети могут работать в индивидуальном
темпе, комфортной атмосфере, в ситуации
гарантированного успеха.
Развернулась мощная
физкультурно-оздоровительная работа. Так, в
Новотаволжанской школе организованы: утренняя
зарядка – 5 мин., две физкультминутки на каждом
уроке по 1,5–2 мин., три урока физкультуры в неделю
и еще одно занятие ритмикой; ежемесячное
проведение «дня здоровья»; спортивно-массовая
работа для школьников, учителей и родителей. Для
ребят с ослабленным здоровьем проходят занятия
по лечебной физкультуре в специально
оборудованном зале местной больницы.
Профилактическая работа проводится с
использованием разнообразных методов и средств,
включающих: фитотерапию, ионотерапию, гимнастику
для глаз, занятия в бассейне и др.
Серьезное препятствие для развития педагогики
здоровья – нарушение педагогической этики и
авторитаризм в управленческой деятельности.
Первостепенная задача заключалась в создании комфортной
среды и решении психологических проблем в
образовательных учреждениях. Непременным
условием оздоровления атмосферы школ стало
развитие психологической службы; повышение
уровня психологической культуры детей и
взрослых; тесное сотрудничество учителей,
психологов, медиков, социальных работников и
родителей.
Окружающее пространство
Большое внимание уделяется предметно-пространственной
среде: мебель в кабинетах подобрана в
соответствии с ростом детей; проводится работа
по озеленению и дизайну классов; созданы
релаксационные и рекреационные зоны;
оборудованы тренажерные и спортивные залы,
комнаты психоэмоциональной разгрузки, игровой
терапии; в ряде школ работают плавательные
бассейны.
Например, в школе № 40 г. Старого Оскола имеется
зимний сад; в каждом учебном кабинете есть
ионизатор воздуха; для информирования детей и
педагогов по вопросам здоровьесбережения
используются школьные радиоузел,
киновидеостудия «Золотой кадр» и газета «Птица».
Такая системная работа ведет к успеху: за
последние три года заболеваемость в школе
снизилась на 36%.
Делаем выводы
Экспериментальные школы стали
своеобразными районными методическими центрами.
С их помощью в области создана электронная база
данных по педагогике здоровья (программы,
технологии управления здоровьесберегающим
образовательным процессом, обучения детей
культуре здоровья, инновационные технологии
обучения, материалы для соответствующей
деятельности классных руководителей,
воспитателей, специалистов школьных служб и др.).
Подготовлены учебно-методические пособия,
комплекс методических рекомендаций. В
результате появилась возможность
научно-методического сопровождения
здоровьесберегающего учебно-воспитательного
процесса, создания необходимой образовательной
среды в других школах области.
Анализируя экспериментальную работу, можно
сделать выводы, что целостная педагогическая
система, содействующая здоровью учащихся,
приводит:
– к снижению школьных факторов риска
для здоровья учащихся;
– к повышению уровня профессиональной
компетентности учителей, представителей
администрации и персонала школ в вопросах
педагогики здоровья;
– к оздоровлению предметно-пространственной
среды;
– к благотворному воздействию на
микросоциальное окружение школ;
– к улучшению (стабилизации) состояния здоровья
учащихся.
В результате проведения эксперимента
в области была создана сеть школ здоровья,
апробирована стратегия сетевого взаимодействия
ОУ, приобрела мощный импульс развития
региональная педагогика здоровья.
Опыт Белгородчины получил признание на
региональном и Всероссийском уровнях.
Существуют и проблемы. Должен быть продуман
механизм стимулирования (в том числе
материального) здоровьеориентированной
деятельности коллективов и отдельных педагогов.
Нужно создавать советы здоровья разного уровня и
более четко координировать всю работу.
Необходимо усилить научно-методическое,
кадровое, финансовое и пр. обеспечение;
организовать региональный Центр педагогики
здоровья.
По-прежнему отсутствует система непрерывного
обучения детей культуре здоровья. Следует
внедрять во все ОУ предмет «Основы здорового
образа жизни».
Это влечет за собой необходимость создать
учебно-методический комплекс по этой дисциплине
и организовать подготовку учителей –
специалистов по культуре здоровья.
Целесообразно развернуть широкое общественное
движение в поддержку педагогики здоровья с
привлечением общественных, религиозных
организаций, бизнес-структур и администрации.