Инновационный подход
Современное региональное образование
все больше ориентируется на развитие
физического, психического и
духовно-нравственного благополучия
подрастающего поколения. Мы стремимся к тому,
чтобы целью образования стало воспитание
гармоничной личности каждого ребенка, а идея
обеспечения здоровья являлась бы составляющей
каждодневной работы всех образовательных
учреждений. Идеология этой работы опирается на
православную культуру и гуманизацию
образовательной среды.
В последние годы благодаря поддержке
правительства области реализуется ряд
инновационных целевых программ,
предусматривающих комплексный подход к
организации здоровьесбережения учащихся.
Основной является программа «Охрана и
укрепление здоровья здоровых». Она рассчитана на
семь лет и предусматривает формирование у
несовершеннолетних ЗОЖ; обеспечение духовного
благополучия; снижение заболеваемости; создание
основ системы охраны и укрепления здоровья
здоровых.
Важными являются также следующие
программы:
– «Школьное молоко» и «Чистая вода»,
которые действуют уже четвертый год;
– образовательные программы «Полезные навыки» и
«Полезные привычки»;
– «Развитие физической культуры и спорта в
Белгородской области» на 2008–2010 годы;
– «Играйте на здоровье» и «Спорт и здоровье»;
– «Развитие футбола в Белгородской области» на
2008–2010 годы;
– областная целевая программа развития
школьного туризма для учащихся на 2008–2011 годы
«Моя Родина – Россия. От святого Белогорья – к
святыням Отчизны»;
– областная целевая программа развития
настольного тенниса;
– программа по возрождению народных массовых
видов спорта;
– «Профилактика и лечение стоматологических
заболеваний у детей Белгородской области» на
2008–2011 годы;
– профилактика наркомании среди
несовершеннолетних на 2007–2009 годы.
С 1 сентября 2006 года предмет
«Православная культура» стал обязательным для
всех школьников. Надо подчеркнуть, что уроки
носит сугубо культурологический характер.
Важная дисциплина
Существенные изменения с 2002 года
внесены в преподавание физкультуры. Базисный
учебный план в области предусматривает во всех
классах, с 1-го по 11-й, три урока в неделю (в том
числе один – за счет школьного компонента).
Третий урок физкультуры проводится на свежем
воздухе по субботам во второй половине дня:
ребята (по своему выбору) занимаются спортивными
танцами, ритмикой, играют в народные подвижные
игры, участвуют в соревнованиях по базовым видам
спорта. За последние годы благодаря органам
государственно-общественного управления
значительно расширились строительство и
реконструкция школьных спортивных сооружений –
спортивных залов, площадок, стадионов. Около 90%
школ имеют спортивную базу, достаточную для
организации учебных, внеурочных и
физкультурно-оздоровительных занятий.
По поручению губернатора разработаны и введены в
действие методические рекомендации по
проведению уроков физкультуры с использованием
народных, подвижных и спортивных игр.
Кроме того, в школах используются разные виды
двигательной активности: утренняя гимнастика до
начала занятий, подвижные игры на переменах,
динамические паузы на свежем воздухе,
физкультминутки на уроках, спортивные часы в
группах продленного дня, «дни здоровья», занятия
в спортивных секциях.
Два года назад в учебные планы вошла дисциплина
«Основы безопасности жизнедеятельности». Помимо
основ начальной военной подготовки,
значительное место в ее программе отводится
физическому развитию.
Новые формы и методы работы дали неплохие
результаты – 37% детей регулярно занимаются
спортом.
Архиепископ Белорусский и
Старооскольский Иоанн и Юрий Коврижных
Наука в помощь образованию
В региональной системе образования
ведется большая научная работа, связанная с
охраной здоровья. На базе 28 общеобразовательных
учреждений городов Белгорода и Губкина
реализуется программа «Содержание и организация
занятий физической культурой в школе на основе
народных, подвижных и спортивных игр». В Губкине
уроки физкультуры проводятся не только в школах,
но и в городских комплексах «Горняк», «Кристалл»,
а также на стадионе «Труд» и в плавательном
бассейне «Дельфин».
Под руководством профессора Белгородского
государственного университета В.Н. Ирхина с 2004
года осуществляется эксперимент «Технология
создания педагогической системы школы,
содействующей здоровью учащихся». В нем
участвуют образовательные учреждения из 16
муниципальных образовательных систем.
Учеными Белгородского университета разработаны
концепция и программа эксперимента по
гендерному образованию и развитию дошкольников
на основе включения их в разнообразную
развивающую деятельность. Для апробирования
программы с 2005 года в ряде дошкольных учреждений
работает экспериментальная площадка.
В области регулярно проводятся
научно-практические семинары с руководителями и
педагогами образовательных учреждений,
работниками муниципальных органов управления,
на которых обсуждаются вопросы ориентации всех
учреждений образования на здоровьесберегающие
ценности.
Для оказания методической помощи педагогам и
директорам школ подготовлен и выпущен сборник
методических рекомендаций «Содержание и
методика занятий с детьми, отнесенными по
состоянию здоровья к специальной группе»,
учебные пособия «Формирование культуры здоровья
школьников на уроках» и «Эксперимент в школе
здоровья (из опыта работы школ здоровья
Белгородской области)». В Белгородском
региональном институте повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования читается курс лекций «Формирование
здорового образа жизни и профилактика
употребления психоактивных веществ», а в
Белгородском университете – 28 элективных курсов
по вопросам здоровья и ЗОЖ.
На благо детей
Проведенные в прошлом году областные
конкурсы «Школа – территория здоровья» и
«Проекты совершенствования питания
обучающихся» оказали положительное воздействие
на оздоровительную работу в общеобразовательных
учреждениях. Презентации школ, реализующих
программы по данному направлению, на областном
этапе конкурсов явились настоящим фестивалем
педагогических идей. Образовательные учреждения
области стали активными участниками
Всероссийского съезда школ «Здоровое поколение
– здоровая Россия».
В системе образования области организована
единая медико-социально-психологическая служба,
в которой задействованы свыше 1200 медицинских
работников, педагогов-психологов и социальных
педагогов. В общеобразовательных учреждениях
специалисты создали 672
психолого-медико-педагогических консилиума.
Работают областная межведомственная
психолого-медико-педагогическая консультация,
районные, городские и зональные
медико-педагогические комиссии, центры
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи и духовно-просветительские центры.
Продолжает развиваться сеть специальных классов
для школьников, коррекционных групп и групп
кратковременного пребывания детей дошкольного
возраста с различными нарушениями здоровья. В
настоящее время в школах открыто 72 коррекционных
класса, в дошкольных учреждениях – 368
коррекционных групп.
Появились «Школы здоровья» для детей с
хроническими заболеваниями, школы, работающие в
режиме полного дня, где успешно сочетается
основное и дополнительное образование. На всех
муниципальных территориях созданы базовые
школы, центры развития ребенка и детские сады,
содействующие здоровью.
В образовательных учреждениях работают 403
медкабинета, из них 60 – стоматологические.
Безусловно, осуществляемая работа в области не
могла не сказаться позитивно на решении проблемы
охраны здоровья детей. Можно привести
многочисленные примеры улучшения психического,
физического и нравственного состояния детей,
приобщения их к здоровому образу жизни.
Именно школа независимо от типа и вида должна
представлять собой такую образовательную среду,
где здоровье ученика находится не в зоне риска, а
в зоне развития.
Статья подготовлена при поддержке компании «Ломторг». После ремонта остается много строительного мусора, а также ненужного металлолома. Если Вы решили избавиться от металлолома, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Ломторг». Перейдя по ссылке: «прием лома черных металлов», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить заявку на вывоз металлолома. В компании «Ломторг» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с демонтажным и погрузочным оборудованием.