Кто в группе риска?
Методы психологической диагностики зависимого поведения
Один из самых распространенных
терминов, которым пользуются врачи, педагоги,
психологи и социальные работники, – группа
риска. Относительно проблемы применения
психоактивных веществ подростками и молодежью
это означает, что перед специалистами стоит
задача выявления несовершеннолетних, которые с
большой вероятностью могут начать
злоупотреблять алкоголем или наркотиками. С
помощью каких методов можно обнаружить
склонность учеников к развитию зависимости от
психоактивных веществ?
Публикация статьи произведена при поддержке клиники «Ультрасаунд Про», специализирующейся на акушерстве, гинекологии, урологии, УЗИ диагностике. Среди прочих гинекологических процедур и исследований клиника предлагает индивидуальный подбор контрацептивных средств, в том числе, установку внутриматочной спирали, медной или гормональной. Внутриматочная спираль – универсальное средство контрацепции и может быть использована так же у нерожавших женщин и подростков.
Трудные дети
Чаще всего в условиях
образовательного учреждения к группе риска
принято относить тех ребят, чье поведение
противоречит принятым нормам и правилам:
например, тех, для кого характерны пропуски
занятий, нарушения дисциплины, сниженная
успеваемость. Нередко это дети из неполных,
многодетных и опекунских семей. К группе риска
относят также учеников, которые проживают в
неблагополучных семьях: где отец или мать
злоупотребляет алкоголем и не справляется с
родительскими обязанностями.
Такой подход в некоторой степени оправдан:
действительно, школьная неуспеваемость и плохое
поведение часто бывают «прелюдией» к более
серьезным проблемам – правонарушениям и приему
алкоголя и наркотических веществ. Вот как
описывают этот процесс специалисты: «Серьезные
нарушения адаптации у таких детей возникали уже
в младшем школьном возрасте, происходили неудачи
в осуществлении ведущей для младших школьников
учебной деятельности, в результате чего страдали
самооценка, самоуважение, ребята отделялись и
выпадали из школьного коллектива; миновала их и
внешкольная воспитательная работа, поэтому при
наступлении подросткового кризиса они легко и
без особых раздумий в качестве подходящего
предмета новых возрастных потребностей выбирали
«уличную» компанию, в которой обязательным,
существенным, а затем и стержневым моментом
групповой жизни становились регулярные выпивки
со всеми вытекающими последствиями, вплоть до
возникновения алкогольной болезни».
Есть ли зависимость?
Обнаружить детей и подростков с
зависимым поведением можно, оценив их
вовлеченность в применение психоактивных
веществ. Можно попытаться выяснить, пробовали ли
ребята алкоголь и наркотики и как часто, и
сделать выводы о степени риска развития
зависимости. Как правило, для этого проводится
анкетирование. Опросы составляются по следующим
темам:
– Опыт табакокурения (возраст начала курения,
регулярность, отказ от курения).
– Опыт употребления алкогольных напитков
(возраст первой пробы алкоголя, вид
предпочитаемого напитка, оценка
привлекательности алкогольного опьянения,
регулярность, дозировка, ситуации и мотивация
приема алкоголя).
– Опыт употребления наркотических веществ
(осведомленность о различных наркотиках, возраст
первой пробы и вид вещества, ситуация приобщения,
регулярность применения).
Также могут исследоваться представления ребят о
вреде, оценка риска отрицательных последствий
приема психоактивных веществ, отношение к людям,
злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, и т.п.
При составлении анкет педагоги должны быть
осторожными: важно не допустить вопросов,
провоцирующих любопытство и не соответствующих
возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того,
достоверность анкет в условиях образовательного
учреждения достаточно сомнительна: подростки
часто склонны давать социально желательные
ответы из-за опасений последующих мер со стороны
учителей. Другие, напротив, склонны
преувеличивать свой опыт и даже бравировать им.
Большей достоверности можно достичь анонимным
анкетированием независимыми специалистами при
проведении массовых исследований с большим
охватом учащихся. В этом случае реально получить
общую картину степени приобщения ребят к
употреблению психоактивных веществ, однако
задача выявления подростков группы риска таким
образом не решается.
При доверительных отношениях со специалистом,
занимающимся профилактикой зависимого
поведения в школе и при условии соблюдения
конфиденциальности старшеклассникам могут быть
предложены тесты, которые помогут обнаружить их
вовлеченность в употребление алкоголя и
наркотических веществ.
Тесты и анкеты
Пример такой методики для старших
подростков – тест-опросник на с. 40.
Поставьте галочку напротив выбранного
утверждения в случае вашего согласия (каждый
положительный ответ – 1 балл). После выполнения
теста подсчитайте общую сумму баллов.
Интерпретация полученных
результатов:
до 13 баллов – риск зависимого
поведения не выражен;
от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск
зависимого поведения;
от 17 баллов и более – выраженные признаки
склонности к зависимому поведению.
Для определения степени никотиновой
зависимости (для курящих) можно использовать тест
Фагерстрема*.
Вопрос |
Варианты ответов |
Баллы |
Сколько времени
проходит после утреннего пробуждения, прежде чем
вы закуриваете первую сигарету? |
В течение
первых 5 минут |
3 |
От 6 до 30 минут |
2 |
От 31 до 60 минут |
1 |
Более часа |
0 |
Тяжело ли вам
воздерживаться от курения в тех местах, где оно
запрещено? |
Да |
1 |
Нет |
0 |
От какой сигареты в
течение дня вам труднее всего отказаться? |
От утренней |
1 |
От последующей |
0 |
Сколько сигарет в
день вы выкуриваете? |
10 или менее |
0 |
от 11 до 20 |
1 |
от 21 до 30 |
2 |
более 30 |
3 |
Курите ли вы в
первой половине дня больше, чем во второй? |
Да |
1 |
Нет |
2 |
Курите ли вы во
время болезни, когда вы должны придерживаться
постельного режима? |
Да |
1 |
Нет |
0 |
Сумма баллов |
|
|
Результаты теста:
0–3 балла – низкий уровень
зависимости. При прекращении курения основное
внимание следует уделять психологическим
факторам.
4–5 баллов – средний уровень
зависимости. Использование препаратов замещения
никотина весьма желательно.
6–10 баллов – высокий уровень
зависимости. Резкий отказ от курения может
вызвать довольно неприятные ощущения в
организме. Справиться с ними помогут препараты
замещения никотина, хотя не стоит полагаться
исключительно на их действие.
Анкеты и опросники, направленные на
выявление учащихся группы риска, могут быть
адресованы не только самим ребятам. Оценку их
поведению могут дать и родители.
Тест-опросник «Склонность к
зависимости от употребления психоактивных
веществ»
№ п/п |
Утверждение |
|
1 |
Если человек в меру и
без вредных последствий употребляет
возбуждающие и влияющие на психику вещества –
это нормально. |
|
2 |
Каждый имеет право
выпивать, сколько он хочет и где хочет. |
|
3 |
Некоторые правила и
запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно
захочешь. |
|
4 |
Мне бы понравилась
работа официантки в ресторане, дегустатора вин. |
|
5 |
Я часто испытываю
потребность в острых ощущениях. |
|
6 |
Среди моих знакомых
есть люди, которые пробовали одурманивающие
токсические вещества. |
|
7 |
Правы те, кто в жизни
следует пословице: «Если нельзя, но очень
хочется, то можно». |
|
8 |
Бывало, что я случайно
попадал(а) в неприятную историю или драку после
употребления спиртных напитков. |
|
9 |
Случалось, что мои
родители, другие люди высказывали беспокойство
по поводу того, что я немного выпил(а). |
|
10 |
Если человек стремится
к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это
нормально. |
|
11 |
Чтобы получить
удовольствие, можно нарушить некоторые правила и
запреты. |
|
12 |
Мне нравится бывать в
компаниях, где в меру выпивают и веселятся. |
|
13 |
Бывало, что у меня
возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что
сейчас не время и не место. |
|
14 |
Сигарета в трудную
минуту меня успокаивает. |
|
15 |
Удовольствие – это
главное, к чему стоит стремиться в жизни. |
|
16 |
Вредное воздействие на
человека алкоголя и табака сильно
преувеличивают. |
|
17 |
Секс должен занимать в
жизни молодежи одно из главных мест. |
|
18 |
Я бы попробовал(а)
какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы
твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью
и не повлечет наказания. |
|
19 |
Мои друзья
рассказывали, что в некоторых ситуациях они
испытывали необычные состояния: видели
красочные, интересные картины, слышали странные,
необычные звуки и др. |
|
20 |
В последнее время я
замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то
помогает мне, отвлекает от забот и тревог. |
|
21 |
Случалось, что по утрам
(после того как я накануне употреблял(а) алкоголь)
у меня дрожали руки, а голова просто
раскалывалась. |
|
22 |
Не могу заставить себя
бросить курить, хотя знаю, что это вредно. |
|
23 |
Часто в состоянии
опьянения я испытывал(а) чувство невесомости,
отрешенности от окружающего мира, нереальности
происходящего. |
|
24 |
Мне неприятно
вспоминать и говорить о ряде случаев, которые
были связаны с употреблением алкоголя. |
|
25 |
Мои друзья умеют
хорошо расслабиться и получить удовольствие. |
|
26 |
В последнее время,
чтобы не сорваться, я вынужден(а) был(а) принимать
успокаивающие препараты. |
|
27 |
Я пытался (пыталась)
избавиться от некоторых пагубных привычек. |
|
28 |
Употребляя алкоголь, я
часто превышал(а) свою норму. |
|
29 |
Мне нравится
состояние, которое возникает, когда немного
выпьешь. |
|
30 |
У меня были
неприятности в школе в связи с употреблением
алкоголя. |
|
|
Итого: |
|
Анкета для раннего выявления
родителями зависимости у подростков
Вопросы |
Баллы |
1.
Обнаруживали ли вы у ребенка: |
Снижение
успеваемости в течение последнего года? |
50 |
Неспособность
рассказать вам о том, как протекает общественная
жизнь в школе? |
50 |
Потерю интереса
к спортивным и другим внеклассным мероприятиям? |
50 |
Частую,
непредсказуемую смену настроения? |
50 |
Частые синяки,
порезы, причины появления которых он не может
объяснить? |
50 |
Частые
простудные заболевания? |
50 |
Потерю аппетита,
похудание? |
50 |
Частое
выпрашивание денег? |
50 |
Понижение
настроения, негативизм, критическое отношение к
обычным вещам и событиям? |
50 |
Самоизоляцию,
уход от участия в семейной жизни? |
50 |
Скрытность,
уединенность, задумчивость, длительное
прослушивание музыкальных записей? |
50 |
Позицию
самозащиты в разговоре об особенностях
поведения? |
50 |
Гнев,
агрессивность, вспыльчивость? |
50 |
Нарастающее
безразличие, потерю энтузиазма? |
100 |
Резкое снижение
успеваемости? |
100 |
Татуировки,
следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях? |
100 |
Бессонницу,
повышенную утомляемость, сменяющуюся
необъяснимой энергией? |
100 |
Нарушения
памяти, неспособность мыслить логически? |
100 |
Отказ от
утреннего туалета, незаинтересованность в смене
одежды и т.п.? |
100 |
Нарастающую
лживость? |
100 |
Чрезмерно
расширенные или суженные зрачки? |
200 |
Значительные
суммы денег без известного источника дохода? |
300 |
Частый запах
спиртного? |
300 |
Наличие шприца,
игл, флаконов, закопченной посуды, марганца,
уксусной кислоты, ацетона, растворителей? |
300 |
Наличие
неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и
т.п.? |
300 |
Состояние
опьянения без запаха спиртного? |
300 |
Покраснение
глазных яблок, коричневый налет на языке, следы
от уколов? |
300 |
2.
Слышали ли вы от ребенка: |
Высказывание о
бессмысленности жизни? |
50 |
Разговоры о
наркотиках? |
100 |
Отстаивание
своего права на употребление наркотиков? |
200 |
3.
Сталкивались ли вы со следующим: |
Пропажей
лекарств из аптечки? |
100 |
Исчезновением
денег, ценностей, книг, одежды и т.д.? |
100 |
4.
Случалось ли с вашим ребенком: |
Задержание в
связи с употреблением опьяняющих средств на
дискотеках, вечерах и т.д.? |
100 |
Задержание в
связи с вождением автотранспорта в состоянии
опьянения? |
100 |
Совершение
кражи? |
100 |
Арест в связи с
хранением, перевозкой, приобретением или сбытом
наркотиков? |
300 |
Совершение
других противоправных действий, происходящих в
состоянии опьянения (в том числе алкогольного)? |
100 |
Если вы обнаружили более 10
признаков и их сумма превышает 2000 баллов,
можно с высокой вероятностью предположить химическую
зависимость.
Существует также подход к выявлению учеников
группы риска, заключающийся в диагностике
личностных особенностей, которые увеличивают
вероятность приобщения к употреблению
психоактивных веществ.
Такими чертами считаются: инфантилизм,
внушаемость и подражательность, ригидность и
упрямство, прогностическая некомпетентность,
наивность, любопытство и высокая поисковая
активность, максимализм, яркость воображения,
нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу
опасности», страх быть покинутым.
Некоторые из них учтены в опроснике Завьялова
В.Ю., заполнять который могут как родители, так и
преподаватели.
Опросник выявления
предрасположенности к зависимому поведению
1. Проявляет ли подросток низкую
устойчивость к психическим перегрузкам и
стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет
низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со
сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном
заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений,
удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли
подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать
образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные
травмами головного мозга, инфекциями либо
врожденными заболеваниями (в том числе
связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов,
стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями
или алкоголизмом?
Обработка результатов теста:
Ответ «да» на вопросы № 1, 2, 3, 4 – по 5
баллов.
Ответ «да» на вопросы № 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 5, 7, 9 – по 15 баллов.
Если в результате набрано:
0–15 баллов – подросток не входит
в группу риска.
15–30 баллов – средняя
вероятность предрасположенности, требуется
повышенное внимание.
Свыше 30 баллов – подросток
находится в группе риска и предрасположен к
зависимому поведению.
Диагностика склонности к зависимому
поведению и выявление подростков группы
риска – это начальный этап профилактики и
коррекции зависимости. Полученные результаты
подскажут педагогам и психологам направления
деятельности и помогут впоследствии оценить
эффективность работы, проведенной с детьми и
подростками.
______________
* Цит. по: Егоров
А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у
подростков. – СПб.: Речь, 2005.
Юлия Корчагина , психолог, кандидат психологических наук
|