Конференция по итогам
18 марта в институте состоялась
областная научно-практическая конференция по
итогам конкурса. Среди основных задач конкурса
были: поиск новых технологий и методик в
реализации здоровьесберегающего направления и
выявление талантливых педагогов, применяющих их
в своей работе. Всего представили 100 работ по
трем номинациям, в том числе 8 проектов, 17
авторских программ и 75 сценариев уроков. В
конкурсе приняли участие представители
практически всех муниципалитетов Томской
области, а также других регионов (г. Новокузнецк,
г. Ноябрьск). Здесь были педагогические работники
из общеобразовательных школ (63), гимназий (7),
школ-интернатов (10), дошкольных учреждений (12),
детско-юношеских спортивных школ. Участники –
преподаватели начальных классов, предметники,
музыкальные руководители, заместители
директоров, преподаватели физкультуры,
психологи, педагоги дополнительного образования
и др.
Основные задачи конференции:
1. Подведение итогов конкурса.
2. Награждение победителей и лауреатов.
3. Презентация лучших работ в каждой номинации.
Лучшие из лучших
В номинации «Проект» на
конференции были представлены две работы.
Преподаватель младших классов, руководитель
методического объединения учителей начальных
классов Рассветовской СОШ Томской области Нина
Расторгуева представила проект «Формирование
системы здорового образа жизни», который
является частью организации деятельности всего
коллектива. Основная цель проекта –
формирование у школьников навыков здорового
образа жизни и ответственного отношения к своему
здоровью. Для этого разработана система мер и
мероприятий, включающая
лечебно-профилактические и оздоровительные, а
также внедрение здоровьесберегающих технологий
(адаптивная система обучения, кинезотерапия,
сказкотерапия, игротерапия, ароматерапия,
су-джок-терапия и др.). В процесс формирования у
детей необходимых навыков вовлечены педагоги и
родители. Реализация проекта уже дала
положительные результаты, о которых рассказала
Нина Владимировна.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в
работу с детьми реализуется практически в любом
ОУ. А проведение подобной деятельности среди
педагогов – нововведение. О своем опыте поведала
автор и руководитель проекта «Летняя
педагогическая спартакиада» Татьяна
Насекина, учитель физкультуры средней школы №
2 Зырянского района Томской области. За последние
5 лет здоровье педагогов значительно ухудшилось.
Работа преподавателей предполагает большую
умственную и физическую нагрузку. В связи с этим
основой деятельности образовательного
учреждения стала модель школы, где приоритетом
является забота о сохранении здоровья не только
воспитанников, но и учителей.
В номинации «Авторская программа»
представлены 3 интересные работы. Программа «Здоровье»
Анны Широковой, завкафедрой ЕНЦ, учителя
биологии средней школы № 4 им. И.С. Черных г.
Томска, является комплексом мероприятий по
охране здоровья детей и подростков и созданию
комфортных условий труда и атмосферы для
творческого роста преподавателей.
В программе используются практически все
известные методы работы по формированию ЗОЖ, к ее
реализации привлекаются многочисленные
социальные партнеры, в финансировании участвуют
средства районного, областного бюджетов,
внебюджетные средства учредителя. Для ее
внедрения педагоги разработали многочисленные
программы элективных курсов, на базе школы
работают несколько творческих групп по вопросам
здоровьесбережения, в течение года проводятся
марафоны, «кругосветки», конференции учащихся,
работают кружки по соответствующим темам. Много
внимания уделяется работе с педагогическим
коллективом (волейбольная секция, аэробика,
лечебная йога, выходы на природу и др.).
Программа «Моделирование
здоровьесберегающего образовательного процесса
на уроке», которую представила Эльза
Печерица, учитель английского языка гимназии
№ 1 им. А.С. Пушкина г. Томска, является
методическим сопровождением педагогической
деятельности. В своем выступлении Эльза
Ильдусовна рассказала об особенностях
проведения урока с позиции здоровьесбережения, а
также поделилась опытом использования на
занятиях приемов, дающих здоровьесберегающий
эффект: дифференцированное, проблемное,
диалоговое, рефлексивное обучение, коллективная
мыслительная деятельность, игровые технологии.
Большое внимание педагог уделяет методам
диагностики психоэмоционального комфорта детей
и саморегуляции эмоционального состояния
учителя.
Жанна Хомякова, зам. директора по ВМР, и Вера
Мазавина, педагог-психолог детского сада № 60 г.
Северска, представили образовательную программу
социально-личностной направленности «Школа
любящих родителей «Малышок» для детей 1–2
лет и их родителей. Ее цель – снижение стресса
у детей в период подготовки к посещению детского
сада и во время адаптации к нему. Результаты
реализации программы свидетельствуют о том, что
все дети, посещавшие вместе с родителями группу
«Малышок», имеют более легкую степень адаптации,
хороший эмоциональный настрой, спокойно
контактируют с работниками дошкольного
учреждения.
В номинации «Сценарий проведения урока»
представили сценарии занятий с дошкольниками,
сценарии проведения обычного урока с
использованием здровьесберегающих технологий,
тематического занятия, посвященного вопросам
здоровья, и сценарии внеклассных мероприятий. Со
своими сценариями выступили воспитатель 1-й
младшей группы детского сада № 60 г. Северска Екатерина
Вышемирская (конспект занятия «Чтобы Хрюша
не болел»), учитель начальных классов
средней школы № 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска Елена
Сухушина (сценарий урока «Цвета радуги»),
учитель технологии средней школы № 35 г. Томска Галина
Гурова (сценарий урока кулинарии в 5-м классе «Салаты
из овощей»), учитель начальных классов
гимназии № 26 г. Томска Марина Нагорнова (сценарий
урока «Решения и здоровье» по курсу
«Полезные привычки»), учитель начальных классов
средней школы № 196 г. Северска Елена Коломина
(сценарий классного часа во 2-м классе «Я
здоровье сберегу, сам себе я помогу!»).
В процессе обсуждения выступлений участниками
конференции было высказано много добрых слов в
адрес организаторов конкурса, который дал
возможность многим творческим педагогам
поделиться своими наработками, рассказать о тех
«изюминках», которые они нашли и успешно
использовали в своей деятельности.
Здоровьесберегающие технологии с каждым годом
все активнее внедряются в работу каждого
образовательного учреждения, но всегда
находятся учителя, которые привносят в этот
процесс что-то новое, интересное и добиваются
особенных результатов. Участники пришли к
единодушному мнению, что конкурс обязательно
должен стать ежегодным. Было также высказано
предложение организовать своего рода
«Методическую копилку», в которой был бы собран
весь богатейший практический материал,
представленный на конкурс, для того чтобы им мог
воспользоваться любой педагог.