|
Сила движенияЧтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Главное лицо – педагогВозложение на школу и учителя такой,
казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о
здоровье учащихся – определяется следующими
причинами.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
Расписание. Нестандартные урокиФизиологическим возможностям
организма для учеников 1-х классов более всего
соответствует 35-минутная продолжительность
урока, для учащихся 2-х классов рекомендуется
комбинированный урок с использованием последних
10 минут для снятия утомления с включением таких
видов деятельности, как чтение художественной
литературы, настольные игры, разучивание
комплекса физических упражнений. Начало
учебного дня в начальных классах желательно
отмечать организованной зарядкой. В таком случае
на первом уроке можно отдать предпочтение одному
из сложных предметов. Учитывая, что длительность
активного внимания младших школьников не
превышает 20 минут, часть времени урока следует
использовать для проведения физкультпауз. Из
всех нагрузок наиболее утомительной для ребенка
является нагрузка, связанная с необходимостью
поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя
требовать от учащихся сохранения неподвижного
положения тела в течение всего урока.
Переключение с одного вида деятельности на
другой должно неизбежно сопровождаться
изменением позы ребенка.
Исключить развитие утомления у
учащихся в процессе урока полностью невозможно.
Но рациональная организация учебного процесса,
применение здоровьесберегающих методов,
технологий и средств обучения помогут снизить
утомляющее воздействие урока на организм. Организация ученияI. Образовательный процесс должен быть творческим. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служат развитию, снижают наступление утомления. Это достигается с помощью игровых ситуаций, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры). Рекомендуется использовать: – диалоги с движением, разыгрывание
сценок на литературные сюжеты; Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. II. У школьников начальных классов нервная система особенно чувствительна, поэтому так важно во время урока: а) Чередовать различные виды учебной деятельности:
Норма – 4–7 видов за урок. б) Использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся:
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. в) Проводить физкультурные минутки:
Недостаток двигательной активности –
одна из причин снижения адаптационных ресурсов
организма школьников. Физкультминутки влияют на
деятельность мозга, активизируют
сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
улучшают кровоснабжение внутренних органов,
работоспособность нервной системы. Методика «Гимнастика мозга»«Гимнастика мозга» – это адаптированный вариант работы доктора Пола Деннисона и Гейл Деннисон. Открытия авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Гимнастика представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать возможности, заложенные в нашем теле. Несколько минут (3–7) занятий пробуждают высокую умственную энергию. Программа «Гимнастика мозга» знакомит с оригинальной и эффективной техникой и методикой, позволяющей решать следующие задачи:
Теоретические аспекты программы
таковы. Упражнение «Скрещивающееся движение» «Скрещивающееся движение» считается простым упражнением. Примите следующее положение: лежа, согните одну ногу в колене и соедините ее с локтем руки: левую ногу с правым локтем и наоборот. Попытайтесь совершать это движение как можно медленнее и сознательно. Влияние упражнения. Стимулирует функции головного мозга и лобных полушарий. Это позитивно влияет как на ум, так и на организм в целом. Упражнение «Слон» Примите вертикальное положение с расслабленными коленями. Коснитесь левым ухом левого плеча. Попытайтесь максимально приблизить ухо к плечу. Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным пальцем. Повторите упражнение три раза (рисуйте восьмерку с разных сторон). Влияние упражнения. Активизируется вся система «тело – ум». Упражнение «Преодоление тяжести» Сядьте удобно на стул и вытяните вперед ноги. Проследите, чтобы ступни касались пола. Теперь скрестите ноги в голеностопном суставе и немножко согните колени. На медленном выдохе наклоняйтесь вперед (насколько вам удобно) к скрещенным ступням. Вытяните руки параллельно ногам. При вдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение не меньше трех раз. Затем скрестите ноги по-другому и повторите упражнение. Влияние упражнения. Длительное сидячее положение, а также стресс вызывают напряжение в области спины. При помощи этого упражнения вы расслабляете эту область – и улучшается приток крови к спине. Через расслабление вы достигаете улучшения координации и чувства равновесия. Кроме того, повышается способность понимания. Упражнение «Алфавит-8» Возьмите лист бумаги и в центре его начните рисовать лежащие друг на друге цифры восемь. Но при этом не отрывайте карандаш от бумаги. Нарисуйте три такие восьмерки правой рукой, а потом три левой и, наконец, три восьмерки одновременно обеими руками. Во время рисования следите за кончиком карандаша. Влияние упражнения. Это письменное упражнение снимает письменную блокировку и объединяет деятельность обоих больших полушарий, что дает волю вашим креативным способностям. Упражнение «Синхронное рисование» Возьмите большой лист бумаги и в каждую руку по карандашу. А теперь начните одновременно рисовать обеими руками зеркальные фигуры: бублики, квадраты и круги. Лучше всего, если вы начнете рисовать простые фигуры. Если же это упражнение дается вам с трудом, можете попробовать произносить вслух слова «вверх» и «вниз», чтобы скоординировать общие движения. Влияние упражнения. Содействует улучшению координации глаз и моторных навыков. Упражнения «Гимнастики мозга» дают
возможность активизировать участки мозга,
которые раньше бездействовали в учении, и решить
проблему неуспешности. Упражнения из методики «Гимнастика мозга» 1. Движения, пересекающие среднюю линию тела. Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать «перекрестную» работу лучше. 1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки». Прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед, в стороны, назад. Глаза должны двигаться во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь – правой рукой левого колена. 1.2. Упражнение «Ленивые восьмерки». Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), потом – левой рукой. Затем правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе поочередно каждой рукой и обеими одновременно. 1.3. Упражнение «Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: – навстречу друг другу; 1.4. Упражнение «Алфавит восьмерками». Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом: – симметричные, т.е. одинаковые,
справа и слева в центр восьмерки, например: х,
ф; Правильное расположение:
1.5. Упражнение «Слон». Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой. 1.6. Упражнение «Вращение шеи». Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее. 2. Упражнения, растягивающие мышцы тела. Помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении. 2.1. Упражнение «Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой. 2.2. Упражнение «Активизация руки». Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя. 2.3. Упражнение «Сгибание стоп ног». Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено. 2.4. Упражнение «Помпа икр ног». Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед – выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды каждой ногой. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено. 2.5. Упражнение «Гравитационное скольжение». Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз – выдох, выпрямляйтесь, поднимайте руки – вдох. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую). 2.6. Упражнение «Заземлитель». Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох – согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, повторите по отношению к левой ноге. 3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключить биллионы тончайших нервных клеток, называемых нейронами, к различным системам тела. 3.1. Упражнение «Кнопки мозга». Выполняется перед чтением. Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. 3.2. Упражнение «Кнопки Земли». Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобной кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох. 3.3. Упражнение «Кнопки баланса». Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении за основанием черепа, а левую руку положите на пупок. Вдохните «энергию». Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и выдохните «энергию». 3.4. Упражнение «Кнопки космоса». Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая энергию» по позвоночному столбу. 3.5. Упражнение «Энергетическая зевота». Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение. 3.6. Упражнение «Крюки». Поза поднимает настроение. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому нёбу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты. Данные упражнения служат для развития следующих навыков:
Елена Вальтер |