Психологи разные бывают
Психологическая грамотность
населения в последние годы значительно
повысилась. Многие люди охотно обращаются к
специалистам за помощью в разрешении личных и
семейных проблем, а также вопросов, связанных с
воспитанием и обучением детей. Психологи
работают теперь не только в консультациях, но и в
школах, детских садах, в социальных и медицинских
учреждениях и центрах.
Психологическая помощь стала доступнее и
разнообразнее. Психологи могут очень сильно
отличаться друг от друга – почти так же,
например, как хирург от терапевта, а учитель
физкультуры – от преподавателя математики. Они
делятся по специализациям – более узким
областям знания в рамках общего направления.
Где искать специалиста, который поможет ребенку?
Чем школьный психолог отличается от
психолога-консультанта? Выписывает ли психолог
таблетки?
Статья написана в виде краткого обзора основных
специализаций и методов работы психологов
Что беспокоит наших детей
Необходимость психологической
консультации становится очевидной, когда
родители обнаруживают, что ребенок неуспешен в
какой-либо деятельности.
Чаще всего речь идет о школьном обучении; в
других случаях беспокойство доставляет поведение
– особенности общения со взрослыми и
сверстниками, соответствие поступков
общепринятым нормам.
Типичные жалобы учителей и родителей младших
школьников чаще всего касаются успешности
усвоения программы и поведения на уроках:
«Выполняет задания очень медленно.
Неорганизованный. Домашние задания сам не
делает, ждет напоминаний, подсказок».
«Совсем не хочет учиться. Отвлекается, все время
крутится за партой, разговаривает с соседом,
смотрит в окно».
«Не усваивает школьную программу. Делает ошибки
в счете, письме. Не запоминает правила».
Другие беспокойства относятся к эмоциональным и
личностным особенностям учеников младших
классов:
«Очень капризная. Если ей что-то не нравится –
кричит, плачет. Может ногами топать, требовать
своего».
«Застенчивая, тревожная. Боится отвечать у доски.
Подруг почти нет, только с одной девочкой
общается».
«Очень агрессивный. Если домашнее задание не
получается – может учебником кинуть и больше не
делать уроки».
В средних и старших классах педагоги часто
жалуются на отношение к учебе и поведению:
«Опаздывает в школу, домашних заданий не
выполняет, на уроках не работает».
«Прогуливает уроки, грубит учителям. Не хочет
учиться, не собирается никуда поступать».
Родителей подростков больше тревожат нарушения
поведения и взаимоотношений в семье.
«Закрывается в своей комнате, целый день играет
на компьютере».
«Уходит гулять и очень поздно возвращается.
Может не прийти ночевать».
«Украл и бабушки тысячу рублей. Недавно они с
другом сильно выпили и попали в милицию».
Диагностика и коррекция
Если проблема носит устойчивый
характер (существует уже длительное время, а
многочисленные попытки исправить ситуацию не
привели к успеху), следует всерьез задуматься о
ее причинах и обратиться к специалисту.
В случаях, связанных с обучением, первую
консультацию можно получить у школьного
психолога (педагога-психолога). Именно в его
задачи входит психологическое сопровождение
учебного процесса в образовательном учреждении.
Он поможет сориентироваться в проблеме и оказать
«первую помощь» в виде диагностики и
консультации по ее результатам. Дальнейшие шаги
будут зависеть от полученных результатов: в
случае незначительных отклонений от нормы и при
наличии свободного рабочего времени
педагог-психолог сможет оказать необходимую
помощь ребенку и родителям. В других ситуациях
следует обратиться к более узким специалистам.
Диагностикой психического развития и
последующей помощью в преодолении выявленных
проблем занимается детский патопсихолог (или
детский клинический психолог).
Первая консультация у клинического психолога
обычно посвящена знакомству и сбору анамнеза –
информации об условиях и особенностях развития
ребенка на протяжении всей его жизни (включая
внутриутробный период) и о ситуации в данный
момент.
Это необходимо для того, чтобы правильно оценить
совокупность факторов, которые повлияли или
продолжают воздействовать на развитие ребенка.
Далее наступает этап клинико-психологической
диагностики с помощью специальных методик.
При проведении диагностики психолог выявит
особенности личности и деятельности ребенка,
проверит состояние его психических процессов
(мышления, памяти, восприятия, внимания) на
предмет соответствия возрастным нормам. В
случае, если выявлены какие-либо нарушения, не
позволяющие ребенку успешно учиться, специалист
может предложить коррекционную программу.
Обычно это индивидуальные или групповые занятия
с детьми, имеющие целью преодоление нарушений и
развитие психических функций. Для родителей
также составляются подробные рекомендации по
взаимодействию с детьми – как в учебной
деятельности, так и в повседневном общении.
В некоторых случаях клинический психолог может
рекомендовать дополнительные консультации. Это
бывает целесообразно, когда природа
обнаруженных нарушений «многопричинна» или
относится к компетенции других специалистов.
Например, одной из причин неуспеваемости может
быть недостаточность какой-либо психической
функции (памяти, внимания, восприятия, речи,
мышления), вызванная незрелостью или иными
нарушениями (повреждениями) соответствующих
мозговых структур. Выявить подобные дефекты и
составить грамотную коррекционную программу
поможет нейропсихолог.
Иногда бывает достаточно квалифицированной
психологической коррекции состояния ребенка; в
других случаях необходима медикаментозная
терапия. Поэтому патопсихологи (клинические
психологи) и нейропсихологи обычно работают в
тесном сотрудничестве с врачами: невропатологами
– специалистами по болезням нервной системы –
и детскими психиатрами, занимающимися
диагностикой, лечением и предупреждением
психических заболеваний.
В компетенцию патопсихологов, невропатологов и
детских психиатров входят неврозы, умственная
отсталость и задержка психического развития,
личностные и поведенческие нарушения,
аффективные расстройства (нарушения настроения),
синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
эпилепсия и шизофрения.
Клинические психологи, нейропсихологи,
невропатологи и психиатры обычно работают в
медицинских учреждениях (диспансерах,
поликлиниках, больницах, медицинских центрах),
реже – в центрах психологической помощи.
Близким направлением является и коррекционная
(специальная) психология. Среди коррекционных
психологов есть разные специалисты: детям с
нарушениями слуха помогают сурдопсихологи,
зрения – тифлопсихологи, речи –
логопсихологи и логопеды. Также коррекционные
психологи занимаются с ребятами, имеющими
диагноз «умственная отсталость», и детьми с
нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата.
Коррекционные психологи чаще всего работают в
специальных образовательных учреждениях,
центрах медико-психологической помощи детям и
подросткам или в специализированных центрах
помощи «особым» детям.
Если в развитии школьника не выявлено
значительных отклонений, которые могли бы
объяснить имеющиеся трудности, то, возможно, они
вызваны ситуацией. Например, ребенок пережил
острую психологическую травму или находится в
состоянии хронического стресса (длительно
существующая неблагоприятная ситуация в школе
или дома – развод, конфликтные взаимоотношения,
асоциальное поведение членов семьи). Это также
может быть реакцией на неадекватные
родительские воздействия (чрезмерная
авторитарность, попустительство, гиперопека и
т.п.).
В данном случае в первую очередь в помощи
нуждаются родители. Семейный
психолог-консультант или семейный
психотерапевт поможет им улучшить обстановку
в доме и наладить взаимоотношения с ребенком или
подростком.
Психологи-консультанты и психотерапевты
(специалисты с медицинским образованием,
дополнительно обучившиеся психотерапии)
работают, как правило, в центрах психологической
помощи населению. В то же время многие
медицинские, социальные и даже образовательные
учреждения также имеют в своем штате таких
специалистов.
Рисуем, играем, сказки читаем
Все психологи, работающие с детьми,
хорошо знают особенности возрастного развития в
норме и при различных нарушениях и пользуются
специальными диагностическими и коррекционными
методиками. В зависимости от решаемых задач,
особенностей и способностей детей, а также
профессиональных предпочтений специалиста
методы бывают разными.
Психологи часто применяют игровые методы
(игры с песком и водой, с игрушками, с
марионетками), подвижные, словесные игры.
Это могут быть ролевые игры, инсценировки. Также
психологи используют специальные дидактические
развивающие игры и упражнения. Все они имеют
целью развитие интеллектуальной и эмоциональной
сферы ребенка и помощь в разрешении проблемных
ситуаций.
Еще одним методом является психологическая
коррекция с применением арттерапии. На таких
занятиях с помощью творчества (рисования, лепки,
создания поделок) ребенок получает возможность
выразить свой внутренний мир, отобразить
собственные переживания (страхи, тревогу, обиду,
боль, агрессию) и справиться с ними под
руководством чуткого взрослого.
Специалисты, использующие методы библиотерапии,
помогают детям осознать и разрешить свои
трудности через приобщение к литературному
творчеству.
Ребенок вместе с психологом может читать
подобранные по актуальным для него темам
литературные произведения. Используются для
этого и особенные, написанные психологами
специально для детей «терапевтические» сказки и
истории. Как правило, в них содержатся
замаскированные решения детских проблем,
помогающие слушающему или читающему получить
больше сил для их преодоления.
Музыка и кино также считаются хорошими
методами психотерапевтического воздействия.
Кинофильмы, как и книги, могут быть использованы
для решения эмоциональных и личностных проблем
ребенка.
Музыкотерапия – прекрасное средство для
релаксации и нормализации эмоционального
состояния.
«Разговорная» психотерапия, т.е. традиционное психологическое
консультирование чаще применяется к взрослым
и подросткам. В 12–16 лет ребята уже обычно готовы
осознавать и обсуждать свои проблемы со
специалистом, к которому чувствуют доверие.
Такие беседы обычно направлены на обсуждение и
поиск выхода из сложившейся ситуации.
Все вышеперечисленные методы могут
использоваться психологами как в
индивидуальной, так и в групповой работе с детьми
и подростками.
Словарь психологических
специальностей
Клинический психолог – специалист
по выявлению и коррекции отклонений в
интеллектуальном и личностном развитии.
Оказывает помощь детям, страдающим различными
соматическими заболеваниями. Клинический
психолог занимается также коррекцией девиантных
и дезадаптивных форм поведения.
Коррекционный (специальный) психолог –
специалист по закономерностям психического
развития детей с нарушениями умственного
развития, слуха, речи, зрения,
опорно-двигательного аппарата, эмоциональной
сферы.
Нейропсихолог детский – специалист по
раннему выявлению и коррекции нарушений
развития, вызванных незрелостью или иными
повреждениями структур головного мозга.
Патопсихолог – специалист по выявлению
нарушений или особенностей протекания
психических процессов (мышление, память,
внимание) и характерологических особенностей.
Педагог-психолог – специалист, занимающийся
сопровождением учебного процесса в
образовательном учреждении (помощь в адаптации,
раскрытии способностей, преодолении трудностей
в учебе). Оказывает профориентационную помощь.
Психолог-консультант – специалист по
оказанию помощи взрослым и детям в разрешении
проблем, связанных с кризисными переживаниями,
межличностными конфликтами, семейными
трудностями. Помимо традиционного
консультирования, может использовать различные
психотерапевтические методы: игротерапию,
ролевые игры, библиотерапию, арттерапию,
семейную психотерапию и др.
Психотерапевт – специалист с медицинским
образованием, оказывающий глубокое, длительное
комплексное лечебное воздействие на эмоции,
суждения, самосознание пациента с помощью
вербальных (языковых) и невербальных средств.
Формы работы психотерапевта –
индивидуальная, групповая, семейная.
Психотерапевт использует разнообразные методы:
гипноз, аутогенную тренировку, дыхательные
техники, различные варианты анализа конфликтных
переживаний человека. Наиболее известные
психотерапевтические подходы: психоанализ,
гештальт-терапия,
экзистенциально-гуманистическая психотерапия,
телесно ориентированная терапия, системная
семейная психотерапия, трансактный анализ,
психодрама и др.
Публикация статьи произведена при поддержке службы психологической помощи ProEgo.ru. Если вам необходима помощь семейного или детского психолога в Санкт-Петербурге – ProEgo.ru поможет вам найти нужного специалиста: психоаналитика, психотерапевта, сексолога и пр. Так же вы сможете получить консультацию психолога онлайн. Вы можете выбрать нужного специалиста из списка самостоятельно или воспользоваться помощью администратора службы.
Юлия Корчагина , психолог, кандидат психологических наук
|